Конспект НОД «История транспорта», старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бусарова Ольга Сергеевна

Цель: формировать представления детей о различных видах транспорта, их истории.

Задачи             

  • способствовать расширению представлений детей о видах транспорта, уметь их классифицировать (в зависимости от среды передвижения и назначения)
  • продолжать формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный; закреплять знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами.
  • развивать мыслительную и речевую активность детей, совершенствовать логическое и ассоциативное мышление, внимание, память; развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ, синтез); развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважительное отношение к труду взрослых.
  • знакомить детей с историей развития транспорта. Учить сравнивать старинный транспорт с настоящим. Расширять знания Правил дорожного движения. Развивать у детей целенаправленное восприятие. Воспитывать чувство ответственности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 32_istoriya_transpora.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «История транспорта», старшая группа

Цель: формировать представления детей о различных видах транспорта, их истории.

Задачи              

  • способствовать расширению представлений детей о видах транспорта, уметь их классифицировать (в зависимости от среды передвижения и назначения)
  • продолжать формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный; закреплять знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами.
  • развивать мыслительную и речевую активность детей, совершенствовать логическое и ассоциативное мышление, внимание, память; развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ, синтез); развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважительное отношение к труду взрослых.
  • знакомить детей с историей развития транспорта. Учить сравнивать старинный транспорт с настоящим. Расширять знания Правил дорожного движения. Развивать у детей целенаправленное восприятие. Воспитывать чувство ответственности.

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материалы и оборудование: сюжетные и предметные картинки из серий «Транспорт», картинки «Небо, земля, вода», музыкальное сопровождение.  

Ход занятия:

Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Давайте еще раз всем вместе поздороваемся.

Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно,

Говорю я вам «Привет!» Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,  Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг.

Появляется Карлсон.

Карлсон: Здороваетесь? Ну, здравствуйте!        (Привет каждому по-разному).        Я тут летел. Смотрю – вы. Явно что-то интересное замышляете.  Думаю, дай с вами что-нибудь поделаю.

Ребята, а вы любите путешествовать? Как думаете, с помощью чего люди могут путешествовать и  передвигаться на различные расстояния? Вот у меня перпелер. (ответы детей). Как это можно назвать одним словом? (транспорт)

Воспитатель: Дети, а какие виды транспорта вы знаете? (Ответы детей) (Наземный, подземный, водный, воздушный).  

На доске появляются картинки разных видов транспорта.

Карлсон: Для чего используется весь транспорт?

(Для перевозки грузов и пассажиров, для различной помощи людям)

Воспитатель: На какие группы можно разделить весь транспорт?

(Пассажирский, грузовой, специальный .

Перед вами изображены картинки с различными видами транспорта  из прошлого и настоящего. Мы с вами сегодня отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с историей возникновения каждого вида транспорта. А для того что бы отправится в путешествие в прошлое нам нужно закрыть глаза и произнести слова.

Мчится времени река широка и глубока.

Речка, речка не спеши, нам про транспорт расскажи.

1 остановка « Наземный транспорт»

Карлсон: Загадка про автомобиль

Я блестящая такая

И, конечно, легковая,

По дороге мчусь стерлой –

Не гнаться вам за мной.

У меня есть руль и шины,

А зовут меня …

Перед домом на дороге

Ждет давно она подмоги.

Не залили в бак бензина –

Не поехала …

Воспитатель: А какой еще  транспорт относится к наземному? Какой вы знаете наземный транспорт?

(автобус, троллейбус, трамвай, грузовик).

Ребята, а есть ли транспорт, который ходит под землёй, как он называется? (подземный).

Воспитатель:         Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Затем люди приручили лошадь и начали переезжать с места на место верхом на лошадях. С помощью домашних животных перевозить грузы стало проще. Как думаете, какие животные помогали людям? (лошади, быки, ослики, ишаки, а в жарких странах – слоны, верблюды). Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Очень много лет домашние животные верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния.

И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Сначала он изобрел колесо, поставил на него коробку и эта конструкция стала называться – как? Правильно - тачкой, повозкой. Потом появились телега, сани. Затем - кареты. Карета – это крытая телега. Она предназначалась для перевозки людей, причём богатых. Это был их личный транспорт, а не общественный, которым пользуется большинство людей.

Через некоторое время человек изобрёл сердце для машины. Как думаете, что это? Правильно - двигатель. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз. Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль. Это произошло в конце 19 века. С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен  и для других видов транспорта.

Дидактическая Игра «Что лишнее»

Карлсон: Перед вами картинки. Найдите в каждом ряду лишний предмет

Контрольные вопросы.

Что лишнее в первом ряду? Почему вы так считаете?

Что лишнее во втором ? Почему вы так считаете?

Что лишнее в третьем ? Почему?

Что лишнее в четвёртом? Почему?

Можно включить  из прошлого.

Физминутка «Самолёт»

Мы садимся в самолёт, (Дети приседают.)

Отправляемся в полёт! («Заводят» самолёт, встают, говорят: «ж-жу».)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны.)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками.)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны.)

Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку.)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу».)

Приземляться нам пора! (Приседают.)

Воспитатель:  Ну, что отправляемся дальше и для этого нам нужно закрыть глаза и произнести слова.

Мчится времени река широка и глубока.

Речка, речка не спеши, нам про транспорт расскажи.

2 остановка «Водный транспорт»

Карлсон:  

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром (фото), ни дирижабль (фото)  –

По волнам плывет…  

Воспитатель:  Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный).

Какой водный транспорт вы знаете? (корабль, лодка, пароход ).

Где можно встретить водный транспорт? (море, река, океан).

Воспитатель:         Как и всё на свете, корабли тоже имеют свою историю. Как  думаете, с чего она началась, что было первым плавучим средством? Правильно - началась она с появления первого плота.  Плот было построить легче всего. Достаточно срубить деревья, обтесать с них ветки и связать в несколько рядов прочной веревкой. Дерево легче воды, поэтому не тонет. Об этом люди знали и в давние времена. Плот, конечно, не тонул, но и не защищал первых мореплавателей от сильного ветра, больших волн, грозы и хищных рыб. Управлять им было трудно, поэтому течение могло его унести совсем не в ту сторону, куда предполагал путешественник.

Вслед за плотом люди изобрели лодку – челн.  Она была более безопасна. Вспомните. Из чего ее делали, как? Правильно – челн выдалбливали из бревен. Лодки нужны были, чтобы ловить рыбу, передвигаться по воде в поисках охоты, перевозить грузы, воевать.

Лодки делали по-разному. В одних выдалбливалось или выжигалось углубление для сидения. Другие лодки плели из тростника, камыша. Третьи были из деревянного каркаса, обтянутого берестой или корой. Швы лодок заливали горячей смолой. Были лодки и из сосновых досок, и с деревянным каркасом, обтянутым шкурами, которые пропитывали жиром. Для выхода в море лодки делали более глубокими. Индейцы любили украшать свои лодки рисунками, устрашающими врага. Они назывались каноэ  и каяки. 

Лодки служили не только для того, чтобы ловить рыбу, перевозить грузы и воевать. У некоторых народностей, например, вьетнамцев и китайцев, лодки служили домом. На них сооружали укрытие из тростника или бамбука, в котором и жили целыми семьями. Даже сейчас в этих странах на воде можно увидеть целые плавучие поселения. В отличие от плота лодкой можно было управлять с помощью чего? Правильно -  весел. Весла делали тоже из дерева.

Однако на лодке, какой бы она большой и легкой ни была, плавать можно было только по мелководью. Ходить в открытое море на лодке опасно. Тогда мореплаватели стали строить корабли,  сначала небольшие. На Руси эти корабли назывались ладьями.  Делали корабли из скрепленных досок. Доски смолили, чтобы они не пропускали воду. Когда не было ветра, ладья управлялась при помощи гребцов. Они гребли веслами в одном темпе и ритме. А когда дул ветер, натягивали полотняный парус. С парусом ладья двигалась по воде быстро. Паруса придумали египтяне.

В далекие путешествия мореплаватели отправлялись уже на больших парусных кораблях. Какие парусники вы помните? каравеллах, бригантинах, фрегатах  и шхунах.  Паруса обеспечивали хорошую скорость. Недостатком парусников была их зависимость от ветра. Во время штиля (полного отсутствия ветра) такие корабли не двигались.

Чтобы убрать зависимость корабля от ветра, придумали первую машину – как и у автомобилей, паровую.  Поэтому корабль назвали пароходом.  В топку забрасывали уголь. Он сгорал и нагревал воду в котле. Вода закипала, выделяя пар, тот двигал колеса парохода, которые крутились, лопатками загребая воду, и пароход плыл по морю. Первый пароход появился в Америке.

Позже появились теплоходы,  двигатель которых работал не на пару, а на жидком топливе, а затем и атомоходы  с двигателем на атомном топливе.

Первая подводная лодка имела деревянный корпус, обтянутый промасленной кожей. В ней 12 гребцов просидели под водой несколько часов, и ее корпус почти не пропустил воды.

Карлсон:  Ребята, а вы  знаете,  кто каким транспортом  управляет?  Сейчас я это проверю. Я буду бросать вам мяч и называть транспортное средство, а вы будете отвечать полным ответом, кто им управляет и возвращать мяч мне.

Кто управляет самолетом?                (отважный пилот)

Кто управляет машиной?                (смелый шофер,  водитель)

Кто управляет ракетой?                (отважный космонавт)

Кто управляет пароходом?                (волевой капитан)

Кто управляет вертолетом?                (умный летчик)

Кто управляет автобусом?                (сильный водитель)

Кто управляет поездом?                (быстрый машинист)

Как все ответы назвать одним словом?   (профессии)

3 остановка «Воздушный транспорт»

Карлсон:  

Вот стальная птица в небеса стремиться

А ведет ее пилот. Что за птица? …

Крылатый, но не птица.

Летает в небесах.

В мгновенье может скрыться

в пушистых облаках.

Когда взлетает в небо

И набирает ход

Закладывает уши. Что это?

Воспитатель:  Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт? (самолёт, вертолёт).

Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху).

Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).

Карлсон: Человек смотрел на птиц и хотел научиться так же как они летать. Он много думал  и решил сделать себе крылья. Но так, как летают птицы у него не получалось. И тогда он изобрел воздушный шар, который нагревался теплым воздухом. Только такой шар не мог далеко летать. Сейчас такой воздушный шар называется Аэростат. Затем человек на аэростат прикрепил двигатель – получился дирижабль. А еще придумал планёр, правда он был без двигателя и парил в воздушном потоке, но с крыльями. И вот когда человек соединил дирижабль и планёр – получился самолет с двигателем и крыльями, который смог перевозить пассажиров и грузы. Там, где нельзя сесть и взлететь самолету выручает вертолет. Неизведанные дали манили человека в космос и он создал аппарат для полета в космос – ракету.

Воспитатель:  Вот и вспомнили мы основные виды транспорта. Давайте сейчас проверим на сколько хорошо вы их запомнили.

 

Подвижная игра  «Земля – воздух – вода»

- Посмотрите здесь три обруча, в каждом картинка соответствующая определенному виду транспорта. Что означает облачко? (волны, дорога).    Возьмите картинки с видом транспорта.

Пока звучит музыка дети передвигаются по группе. Когда музыка прекратится дети должны подойти к  обручу где находится  картинка которая  соответствует  определенному виду транспорта.

-Приготовились?

Считаем 1-2-3 начали.

Дети выполняют задание. Карлсон играет с детьми, но допускает ошибки.

Воспитатель:  Проверяем задание. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.

Карлсон: Путался, да. А вот я сейчас вас проверю. Сможете ли вы отгадать какой транспорт сейчас зазвучит.

Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»

По очереди включаю детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта: скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

V. Итог занятия

  • О чём мы сегодня говорили? Что узнали нового?
  • Какое задание показалось вам самым интересным?
  • Какое задание вызвало у вас затруднение?
  • А кто на ваш взгляд был самым активным на занятии, себя не называть!

- Какие вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. — Молодцы! Вы сегодня были дружными, собранными и отлично справились со всеми заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Транспорт». (старшая группа)

Конспект занятия по ИЗО на тему "Транспорт"...

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Транспорт"

материал будет полезен для воспитателей старших групп детского сада....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе " «Транспорт»

«Транспорт» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество», (аппликация), «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», ...

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме: «Транспорт».

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме:  «Транспорт». ...

Конспект НОД «История транспорта», старшая группа

Цель: формировать представления детей о различных видах транспорта, их истории.Задачи              способствовать расширению предс...

Конспект занятия «История хлеба» Старшая группа

Хлеб всему голова - каждый из нас с самого раннего детства слышал эту пословицу от своих мам и бабушек. Действительно, с глубокой древности хлеб был основой русского стола. Ни одна мировая культу...