Занятие "Экскурсия по экологической тропе"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
«Природа - наш зеленый друг"
Путешествуя с детьми узнаем, что природа дарит человеку и как человек должен заботиться о природе. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa_konspekt.docx | 185.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экологической тропы: "Природа - наш зеленый друг" Ход маршрута: Воспитатель проводит вводную беседу. Коротко рассказывает о том, что такое: «экологическая тропа». Воспитатель: -Ребята, сейчас вы пройдёте по необычной тропе. Пройдя по ней, вы узнаете много нового. Увидите, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, Узнаете, что природа дарит человеку и как человек должен заботиться о природе. Экологическая тропа ждёт вас!” Здесь мало увидеть, Н. Рыленков Остановка № 1 Детский сад: «Цветочная клумба» Воспитатель: -Дети, как вы думаете, какую пользу приносят в природе цветы? (пчёлы собирают нектар, люди любуются цветками...). Посмотрите на нашу клумбу. Какие яркие, красивые цветы растут здесь. Назовите знакомые вам растения: (флоксы, ромашки, ноготки, бархатцы, георгины). Цветы, которые вы видите на клумбе, посадили наши воспитатели. Они ухаживают за ними: поливают, рыхлят землю, убирают сорняки. Поэтому на нашей клумбе можно увидеть и любоваться разными цветами. Нарядные платьица, Такие веселые, Как прекрасны все цветы! Спасибо, лето! Вопрос-ситуация: дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель расстроился такому поступку. Почему? - Давайте сделаем большой букет? (…. ответы детей…………………………………………………………………………………………….) Делаем фотографию. Воспитатель: посмотрите, здесь письмо, читаем ……….детям группы № 10…… (Детям показывается план тропы, где отмечены все остановки маршрута) Остановка № 2 «Хозяин тропы» Воспитатель: ребята, тропа наша необычная, у неё есть хозяин; посмотрите внимательно, вот на пеньке сидит старичок. Это - хозяин тропы, Старичок - лесовичок. Старичок - лесовичок: ребята, ответьте на 1-й вопрос: что такое природа? (дети отвечают на вопрос) 2-й вопрос: вспомните правила поведения в природе. (называют правила поведения) Воспитатель: молодцы, ребята! вы правильно сказали, что природа-это наш дом. природа-это то, что нас окружает: лес, небо, река, деревья, кусты... Природа даёт человеку всё необходимое для его жизни - пищу, жильё, одежду. За эти бесценные дары мы тоже отдаём природе свою любовь и защиту. Но каждый человек должен уметь вести себя в природе правильно, помнить о правилах поведения, чтобы не нанести природе вред. И эти правила вы все назвали, и теперь я уверена, что вы не навредите ни насекомым, ни деревьям, ни птицам, ни животным. Остановка № 3 «Все такие разные, но все такие нужные» Старичок-лесовичок: Ребята, в природе все растения, животные и даже люди связаны между собой. Если не будет кого-то одного, не будет жизни для другого (пример: животные-растения). Человек тоже использует растения для своей жизни - они дают ему пищу, кров, обогащают кислородом воздух, летом укрывают от жары, зимой спасают от холода. Но и человек старается правильно использовать дары природы: охраняет леса и парки, восстанавливает растительные ресурсы. Воспитатель: вот и рядом с нашим детским садом растут разные растения. Посмотрите и назовите знакомое дерево, кустарник. (Воспитатель дополняет ответы детей: Сирень, клён, акация, тополь, рябина) Воспитатель: а чтобы выросло такое огромное дерево или куст, нужно всего одно такое маленькое семечко (показыват разные виды семян). «Все такие разные, но все такие нужные» Хвойные деревья: «Наша елочка» Старичок - лесовичок:…………………………рассматривание елочки, интересные факты………… Ещё семена являются кормом для птиц, особенно в холодное время года. Остановка № 4 «Все такие разные, но все такие нужные» Лиственные деревья: «Березовая роща» Стихотворение В. Рождественского “Березка” Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей, Березка зеленые косы развесила с тонкими ветвей. Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной Встречает горячее лето она на опушке лесной. Старичок - лесовичок:……………….. рассматривание берез, интересные факты ……………… Для нормального роста растений нужны свет, тепло, вода. И птицы, которые живут в парке, в лесу тоже помогают растениям. «Какое большое дерево!» Воспитатель: посмотрите, ребята, какое дерево! Как можно ещё про него сказать? (огромное, большое, раскидистое, живое, зелёное...). Это дерево растёт на нашем участке уже много лет, поэтому оно такое огромное. Ведь с каждым годом оно набирает силу. Значит, дерево живое, здоровое. Но и дерево, как и человек, тоже может заболеть. Причиной болезни могут стать маленькие насекомые- тля, жуки-короеды, прожорливые гусеницы. Если летом засуха не хватает воды, если оголились и засохли корни... Само дерево не может справиться с такими болезнями, поэтому деревьям нужно помогать, защищать их: спиливают больные, засохшие ветки, окрашивают стволы весной, прикармливают птиц. (Вместе с Лесовичком рассматривают дерево, обходят по кругу) Остановка № 5 «Птичий город» Старичок - лесовичок: ребята, а вы знаете, как птицы помогают растениям? (………………………..ответы детей) Воспитатель: птицы - главные помощники леса. Они уничтожают вредных насекомых, других вредителей, спасая деревья, кустарники, травы от гибели. Писатель Б.Заходер написал стихотворение «Про всех на свете», послушайте: Все-все-все на свете, Нельзя обойтись, Нужны все на свете, Плохие дела, Воспитатель: а какие птицы прилетают на наше дерево? Я загадаю загадки, а вы отгадаете. Непоседа пёстрая, Озорной мальчишка Чёрный, проворный, Окраской сероватая, Всё вертится, суетится, Воспитатель: посмотрите ребята, сколько у нас домиков для птиц (скворечников); это сделали родители и дети, а мы зимой обязательно сделаем кормушки и поможем птичкам. Вопрос-ситуация: из гнезда выпал птенец; какие действия ты предпримешь? (………………………..ответы детей) Старичок - лесовичок: а теперь послушайте, как поют птицы на моем дереве. Остановка № 6 «Уголок нетронутой природы» Рассказ Старичка – лесовичка о насекомых (какие попадутся на маршруте): Пауки Паук-крестовик имеет четыре па ры глаз, как и большинство представителей его вида, направленных в разные стороны, которые обеспечивают ему широкий обзор. Но зрение пауков очень далеко от идеального – они близоруки. Всё окружающее, они видят в общих чертах – тени, контуры, движение. Считается, что самое хорошее зрение у пауков-скакунов, он может разглядеть муху с расстояния 25-ти сантиметров. Подбежав к своей жертве, паук вонзает в неё острые верхние челюсти и впрыскивает в тело жертвы парализующий яд. Муравьи Роль муравьев в природе огромна. Тысячами незримых переплетенных нитей они связаны с другими живыми существами. Собирая сахаристые выделения тлей, муравьи предохраняют растения от опасных грибков-паразитов. Впрочем, в плодовых садах, буковых лесах охрана муравьями тлей может нанести определенный вред. Муравьи — активные хищники. Они быстро переключаются на новые обильные источники пищи и таким образом могут подавлять вспышки размножения вредителей. С другой стороны, сами муравьи — прекрасная еда для певчих птиц, рябчиков, тетеревов, барсуков, лис, медведей. Птицы не только употребляют муравьев внутрь, но и используют “снаружи”. Они принимают “муравьиный душ” — купаются в муравейниках, засовывают муравьев под крылья, давят о перья. Эти “ванны” освобождают птиц от паразитов и, возможно, укрепляют здоровье — ведь лечат же ревматизм муравьиной кислотой. Божья коровка Данное жучку имя очень удачно – “солнышко”. Жучок, похож на половинку маленького, круглого блестящего, будто лакированного мячика, оранжево-красного цвета с чёрными точками, как будто пятна на настоящем солнце. У многих древних народов родословную божьей коровки вели от богов и жук являлся одним из предметов культового поклонения. В разных странах название жучка разное и это говорит о глубоком уважении к нему наших предков, дошедшим до наших дней: в России и во Франции – “божья коровка”, на Украине – “солнышко”, в Великобритании “леди-жук” Невинная внешность божьей коровки очень обманчива. Бабочки Дневные бабочки имеют широкие, зачастую пестро окрашенные крылья, которые складываются вертикально над спиной. Верхняя пестрая яркая окраска крыльев служит для того, чтобы бабочки находили друг друга. Нижняя сторона крыльев имеет защитную окраску под цвет тех растений, на которые садятся бабочки. У дневных бабочек слабо развитое по сравнению с крыльями тело. Поэтому они кажутся в полете легкими, воздушными, невесомыми. Они порхают. Личинки и куколки этих бабочек нередко украшены различными шипами и отростками, которые придают им угрожающий и фантастический вид. Пчелы Пчелы – первые насекомые, от которых человек стал получать пользу. С глубокой древности пчел разводят для получения воска, меда, прополиса и других продуктов пчеловодства. Пчелы живут большими семьями. Пчелиная семья состоит из рабочих пчел, трутней и матки. Матка (иногда их может быть несколько) дает жизнь всем поколениям пчелиной семьи. Дикие пчелы строят гнезда в земле – на крутых берегах рек, в дуплах старых деревьев, даже в пустых раковинах улиток. Пчелиные гнезда состоят из ячеек – сотов. Рабочие пчелы заполняют соты смесью пыльцы и нектара – пищей будущей личинки. Затем матка откладывает туда яйцо, и рабочие пчелы запечатывают ячейку. Из яиц выводятся пчелы мужского пола – трутни и женские особи – рабочие пчелы и матки Мухи Мухи бывают черные, иногда рыжие с синим или зеленым блеском. Всего насчитывается около пяти тысяч видов мух. Обычно мы встречаемся с комнатной мухой. Она очень опасна и переносит очень много разных инфекций: кишечные, яйца глистов, брюшной тиф, холеру и туберкулез. Одна муха несет на себе до 6 миллионов микробов. В сутки муха съедает столько, сколько она весит – это примерно 20 миллиграммов. Интересно, что мухи некоторых видов могут сообщать другим мухам о том, что обнаружена пища. Муха, найдя какой-либо предмет, сначала пробует его ногой и определяет, съедобно оно или нет. Если предмет годится в пищу, муха улетает и с помощью специального вещества передает эту информацию другим мухам. Остановка № 7 «Зелёная аптека» (поиск лекарственных растений на участке) Старичок – лесовичок: Подорожник Многие растения не только украшают лес, поляну, но и приносят большую пользу людям – лечат их. Например, подорожник! Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, тогда она быстрее заживет. Здесь растет много лекарственных трав, и этот участок леса в нашем детском саду мы называем «Зеленая аптека» Остановка № 8 «Разноцветные краски лета. Цветник» Воспитатель: какие цветы выросли? (дети называют ………………………………………………...) Цветы на нашей клумбе, такие красивые, но всё же они разные. Посмотрите на эти два цветка бархотку и петунью. Давайте исследуем эти цветы и сравним строение их лепестков, размеры, цвет, форму листьев. (Дети исследуют и сравнивают петуньи и бархотки и др. цветы; делают выводы о том чем они похожи, а чем отличаются). Ребята, чтобы цветы хорошо росли и цвели? нужно ухаживать за цветами (дети рассказывают о правилах ухода за садовыми цветами).
Старичок - лесовичок: ребята, а где ещё можно в природе встретить цветы? (в лесу, в поле, на лугу, даже в горах) Воспитатель: верно; цветы можно встретить в природе почти везде. Они отличаются от цветов, которые посадили люди тем, что не такие яркие и не сильно привлекают внимание. Но без цветов жизнь вокруг была бы неинтересной и скучной. Старичок-лесовичок: Сейчас вы сами польёте нашу клумбу и тогда цветы долго будут радовать нас. (поливают заранее приготовленными лейками) Остановка № 9 «Все такие разные, но все такие нужные» Лиственные деревья: «Красавица рябина» Старичок - лесовичок: Мне даже страшно В. Фёдоров Обследование дерева: гладкая, как бы блестящая кора, которая меняет цвет и запах в зависимости от погоды (сухая и мокрая кора); сквозь ажурные листья поступает много света (рассмотреть и зарисовать на листе бумаги тень от листьев). Почему под рябиной светлее, чем под липой? Рассматриваем форму листьев, определить, гладкие они или шершавые, какой у них оттенок зелёного цвета ( светлый или тёмный ). Давайте послушаем шум листьев. Рассматриваем на рябине цветки. Как они пахнут, какие у них лепестки, серединка (рассмотреть через лупу), на что похожи? Какие насекомые и зачем прилетают в гости к цветкам? Какого цвета, вкуса, какой формы ягоды рябины? Какие птицы прилетают на нашу рябину? Почему они прилетают осенью, зимой, а не весной, летом? Где у рябины корни? Исследовать кору с лупой, живёт ли кто-нибудь на стволе? Есть ли на ней трещины, порезы и т. п.? (Зарисовки рябины весна-лето). Как можно помочь дереву? Старичок-лесовичок: вот и закончилось наше путешествие. Понравилось вам? Хочу на прощанье с вами поиграть. Как вы думаете трудно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу вас в деревья (делает волшебный знак рукой). Ваша кожа превратилась в кору, а руки - ветки. Поднимите руки-ветки, пошелестите пальчиками - листочками. Игра с детьми. Расставьте ноги шире - это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Какие замечательные деревья выросли в моём саду! Жалко вас расколдовывать. Но пора стать снова маленькими человечками (расколдовывает). Я пойду отдохну. До свидания! Остановка № 10 «Поляна отдыха» Воспитатель: вот и закончилась наша необычная тропа! Мы с вами находимся на полянке. В природе все растения, животные, насекомые, птицы и даже человек связаны между собой. А что ещё необходимо животным, растениям, людям для жизни? (воздух, солнце, вода, почва) Чтобы наша земля радовала нас, чтоб не исчезали, не вымирали растения, животные, птицы нам с вами нужно беречь, любить и охранять природу. Писатель Б.Заходер написал вот такое стихотворение: Да! Если мы с кем-то не очень дружны Все-все-все на свете, на свете нужны, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....