Опыт работы по парциальной программе "Добрый мир. Православная культура для малышей"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
Пояснительная записка
В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно - нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.
Основополагающей для духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения для Тверского региона является православная культура, благодаря которой происходит формирование у воспитанников базовых традиционных национальных ценностей, нравственности и патриотизма. Для реализации данного направления и была создана парциальная программа "Добрый мир. Православная культура для малышей" Шевченко Л.Л.
Цель программы:
развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей основополагающие морально - нравственные идеалы, установки, ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственный выбор;
- формировать систему культурологических знаний в соответствии с дошкольным возрастом, необходимых для разностороннего развития детей.
Развивающие:
- приобщать к традиционным духовным ценностям России;
- формировать и развивать понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к семье, к Родине.
Ожидаемые результаты:
при реализации данной программы предполагается, что:
- ребёнок овладевает определённой системой знаний о православных традициях в жизни и икусстве; о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
- ребёнок имеет представления о себе, своей семье;
- словарный запас обогащается;
- продолжают развиваться психические процессы;
- ребёнок рационально использует приобретенные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности;
- ребёнок овладевает такими чувствами как доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом в соответствии с возрастными особенностями;
- ребёнок умеет проявлять самостоятельность, творчество, инициативность;
- ребёнок способен к самоорганизации, оказанию взаимопомощи.
Слайд 5
В центре патриотического воспитания я организовала небольшой раздел " Центр русской православной культуры", в котором собираю детскую православную литературу, иллюстративный материал, атрибуты православной церкви : иконы, свечи, лампады, христианские кресты и др. Здесь же находится литература, изданная специально для работы по программе "Добрый мир".
Слайд 6
Работу по этой программе мы начали с середины учебного года, поэтому первую часть знакомства с православной культурой "Прогулки по дням творенья" прошли в сокращённом варианте. Здесь я знакомлю детей с библейской версией сотворения мира, по которой на шестой день Бог создал животных, живущих на земле, и человека по образу и подобию Своему.
Мы вспомнили, что все животные очень разные и очень интересные. Дети выбирали миниатюрки животных разных климатических зон, называли их детёнышей, делились знаниями об их образе жизни, повадках , с интересом слушали мои рассказы и сами с удовольствием рассказывали о своих домашних питомцах , о том, как они за ними ухаживают. А потом лепили из пластилина тех животных, которые им больше по душе.
Слайд 7
Дети узнали, почему божья коровка так называется, и научились её изображать в технике оригами.
Слайд 8
Наблюдаем, как жильцы соседнего дома подкармливают бездомных животных и сами участвуем в этом благотворительном деле.
Слайд 9
Творческая игра "Угадай, нарисуй и спой голоса творений".
Рассматриваем иллюстрацию "Творения" по мотивам легенды о Ноевом ковчеге
Слайд 10
Обсуждали - размышляли "Что значит быть благодарным?", разгадали тайный смысл слова "спасибо". Провела игротренинг "За что я благодарен родителям?": дети изготавливали своими руками поделку "Тюльпан" в технике оригами с тем, чтобы подарить её маме или папе и поблагодарить их за что - нибудь.
Приобретаем трудовые навыки , чтобы быть полезными своей семье.В этом случае очень важна мотивация.
Слайд 11
С помощью макета "Русская изба" изучали бытовой уклад, обычаи и традиции русской крестьянской православной семьи.
Слайд 12
Играли в русские народные подвижные игры, в игры - театрализации по мотивам русских народных сказок, расшифровывали смысл пословиц и поговорок.
Слайд 13
Готовимся к Светлой Пасхе: украшаем свою группу, изготавливаем сувениры для друзей и близких, рисуем Пасхальные открытки и оформляем выставку.
Слайд 14
Весело, в соответствии с русскими православными традициями, отметили Воскресение Христово.
Слайд 15
Куличами, крашеными яичками, играми, плясками, да песнопением, прославляющим Спасителя.
С наступлением весны вновь пришло время поговорить о красоте, величии и благодати окружающего нас мира, созданного невидимым творцом, и о том, что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить этот мир.
Слайд 16
С детьми я оформила выставку рисунков "Наш прекрасный мир"
Слайд 17
Организовала уборку на территории детского сада.
Слайд 18
Любуемся первыми цветами на солнечной полянке или клумбе и формируем у детей представление о том, что дарить маме лучше цветы, которые нарисовал сам, а живыми цветами пусть любуются все.
Слайд 19
Преемственность поколений, воспитание уважения к памяти предков, гордости за историю своего Отечества - это важнейшие цели мероприятий, посвященных Дню Великой Победы.
Слайд 20
Читали и обсуждали рассказ "Как Бог научил человека отличать добро от зла", "Что такое совесть, и что она говорит? Провела игротренинг "Дерево порока и добродетели. "Объяснила детям, что как на деревьях растут плоды, так и люди своими делами и поступками взращивают плоды, которые могут быть привлекательными, радующими, а могут оказаться гнилыми и отвратительными, и каждый выбирает сам, какими будут его плоды. Дети приводили примеры пороков и их последствий и подбирали к ним антонимичные добродетели. Впоследствии, в ходе различных видов деятельности моделировала для детей проблемные ситуации и предлагала разные пути выхода из них ( "Выбери тропинку", "Предложи свой выход", "Как поступишь?")
Слайд 21
Дети узнали, что при крещении каждый человек получает своего Ангела - хранителя, рассматривали иллюстрации, учились рисовать ангелов, приняли участие в конкурсе рисунков , посвящённом Дню пропавших детей, где успешно использовали свои приобретённые навыки.
Слайд 22
Совершили экскурсию в Храм Тихона Задонского.Из рассказа Батюшки Георгия дети узнали об истории этого Храма, узнали о том, зачем православные люди посещают Храм, о назначении некоторых православно - церковных атрибутов, исследовали внешнее и внутреннее устройство Храма
Слайд 23
Кроме того, в процессе работы по программе мы с детьми слушали церковные песнопения, колокольный звон, русскую народную музыку; читали детские православные рассказы и стихи ( некоторые учили наизусть).Приняли участие в конкурсе "Подарок Богомладенцу Христу" и наша воспитанница Маслобойщикова Аня заняла 3 место.
Конец!
В процесс были задействованы и родители. Они помогали нам с организацией походов и экскурсий, поддерживали детей при выполнении ими домашних заданий. Когда мы работали над темой "Наш прекрасный мир", родители приняли участие в организации выставки семейного рисунка "Терроризм - угроза миру! ", а на Пасху наши столы ломились от угощений.Знакомство с Храмом закрепили и добавили ярких впечатлений, организовав выставку семейного творчества "Моя православная Россия".
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста по программе "Добрый мир" (Православная культура для малышей) "Праздник Весны и Пасхи"
Сценарий праздника разработан согласно программе "Добрый мир" (Православная культура для малышей) авт. Л.Л.Шевченко...
«Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России» По учебно- методическому комплекту «Добрый мир. Православная культура для малышей»
Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России....
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ...
Рабочая программа на основе парциальной программы "Добрый мир. Православная культура для малышей" для детей 6-7 лет.
Рабочая программа на основе парциальной программы "Добрый мир. Православная культура для малышей" для детей 6-7 лет....