Проект "Неделя разных цветов"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Познакомить и закрепить знания о днях недели по цветам радуги и по счету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proeukt_-_nedelya_raznyh_tsvetov.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: 

Понятие времени довольно сложно усваивается маленькими детьми. Дошкольники часто путают понятия (вчера, сегодня, завтра), забывают дни недели, особенно порядок  следования дней недели друг за другом.

 

  • • Цель проекта: Познакомить и закрепить знания о днях недели по цветам радуги и по счету.

  

Задачи проекта

Для детей: 

  • • научить детей в игровой форме дням недели
  • • Познакомить детей с названиями и последовательностью дней недели
  • • Закрепить в активной речи название, последовательность дней недели
  • • Помочь запомнить расположение цветов радуги, развивать речь и пополнять словарный запас ребенка
  • • Способствовать умению детей самостоятельно ориентироваться в последовательности и названиях дней недели
  • • Развивать познавательный процесс, в процессе экспериментальной  деятельности
  • • Развивать внимание,  память, мышление.

Для педагогов:

  • • Сформировать предметно- развивающую среду для проекта- изготовление пособий, игр.
  • • Заинтересовать детей в данном проекте при помощи дидактических игр
  • • Организовать деятельность детей в практике
  • • Закрепить полученные знания  при помощи продуктивной деятельности.

Для родителей:

  • • Информационный стенд (происхождение дней недели)
  • • Привлечение родителей к данному проекту
  • • Закрепление полученных знаний.

 

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Выставка рисунков.

Название итогового мероприятия проекта: Семь цветов радуги.

 

Продукты проекта

 

Печатное издание методического пособия с методическими разработками проекта для родителей и педагогов, с детскими продуктами деятельности.

 

Ожидаемый результат по проекту:

Для Детей: 

  • • Получать и закреплять на практике знание о цветовом спектре, учить различать цвета и соотносить их с цифрами.
  • • Развивать воображение, умение видеть характерные признаки предметов.

Для педагогов:

  • • Предложение освоения метода проектирования.
  • • Метод организации насыщенной детской деятельности, которая дает возможность расширять образовательное пространство, придавать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Для родителей:

  • • Расширять возможности сотрудничества со своими детьми принимая активное участие в реализации проекта.

                                  

                                Краткое содержание проекта

 

Этапы проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов семьи (соц -партнеров)

Подготовительный

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

 

Знакомство с днями недели, определение цвета (в соответствии со стихотворением « Радуга») присущего каждому дню.

Консультация «Психология детского рисунка : каким цветом рисует ваш ребенок?»

Деятельный 

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия. Изготовление игровых атрибутов.

Беседа( почему дни недели так называются?). Разучивание стихов, загадок, считалок. Д\ игры, лепка , аппликация, рисование. Чтение х\ литературы, подвижные игры, рассматривание иллюстраций.

Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».

Понедельник — день красного, оранжевого, желтого  цвета.

Вторник – день зеленого цвета.

Среда – день голубого  и синего цвета.

Четверг – день фиолетового цвета.

Пятница – разноцветный день

 

Завершающий

Составление портфолио  проекта. Презентация для родителей. Изготовление лепбука.

Настольный театр « дни недели». Выставка рисунков и аппликаций « Радуга»

Информационный стенд о происхождении дней недели

 

 

 Системная паутинка проекта «Разноцветная неделя»

Образовательная область

Непосредственно образовательная деятельность

1.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы с детьми: Какой твой любимый день недели, какой твой любимый цвет? Почему дни недели так называются?

Дидактические игры: «Дни недели»,  Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»; « Цветные карандаши»; « Цветик семи -цветик»; « Кубики» (выложи по порядку недельку» ; « Разноцветные шарики»; « Пирамидка» (собери недельку); Цель: Развитие внимания, памяти, слуховой дифференциации и тактильных ощущений.

Трудовые поручения: Отметки в уголке наблюдения

Цель: Формировать умения соблюдать очередность дней недели.

2.

Художественно-эстетическое развитие

Театрализованная деятельность: «Разноцветная ладошка, день рожденье у Антошки» Цель: Помочь детям запомнить  дни недели и  последовательность приходящих животных.  Вовлекать детей в инсценировку, активизировать речь.

Слушание: сказок перед сном «Бониласка» из цикла дни недели

Рисование «Радуга», «Цветы», «Овощи и фрукты»,

 Аппликация: «Зонтик», «Разноцветные полоски».

Лепка: «Морковка для зайчат», « Разноцветные шарики»

Конструктивная деятельность: «Томик», «Цветные ступеньки»

3.

Речевое развитие

«Дни недели», «Емелина неделя». Цель: Учить детей отвечать на вопросы.. Учить детей внимательно слушать и наблюдать. Формировать способность детей к диалогической речи.

.

Чтение  сказки В.Катаева « Цветик семи -цветик» Пальчиковая гимнастика «Радуга»

4.

Познавательное развитие

Беседа (почему дни недели так называются?). Разучивание стихов, загадок, считалок. Игры – эксперименты: «Радуга в стакане», «Разноцветный песок» (эксперименты с манной крупой)

Цель: Обогащение словаря, повысить интерес к экспериментальной деятельности, цветовосприятие.

5.

Физическое развитие

Формирование привычки ежедневно делать зарядку.

Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Подвижные игры: «Неделька», «Ну ка цифры встаньте в ряд», Цель: Совершенствовать основные движения; бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание играть вместе с воспитателем.

Оздоровительная дыхательная гимнастика «Дуйбол», (разноцветные шарики)

 

 

Приложение

 

Консультация для родителей

«Психология детского рисунка»

    

Как часто, глядя на своего ребенка, мы хотим знать, что же в этой маленькой головке творится, о чем наш малыш думает и что его беспокоит. На эти вопросы можно ответить, «прочитав» детский рисунок. С самых первых моментов, как малыш берет в руки карандаш, он рисует. Как мы, взрослые, изливаем душу кому-то из близких или пишем свои мысли и переживания в личный дневник, так и ребенок в своем рисунке рассказывает о своем восприятии жизни, о своем настроении, о своих переживаниях. Что бы не происходило в семье, как бы ребенок не чувствовал себя, как бы не относился к окружающим - все излагается на рисунке. В рисунке ребенок  самовыражается.

      Разгадать суть рисунка ребенка можно по выбранным цветам, по расположению картинки на листе, по нарисованным предметам.

    «Прочитать» рисунок до мельчайших подробностей - это дело психологов. Но некоторые детали Вы и сами можете проанализировать: уловить тревожные моменты, понять настроение малыша, узнать о его страхах. И эти знания будут как бы своеобразным мостиком между Вами и малышом. Необязательно давать ребенку какую-то тему. Просто, когда малыш рисует, обратите внимание на цвет рисунка, на линии, на штриховку, есть ли контуры на предметах.

 

Важные детали

 

- Члены семьи объединены каким-то общим делом - знак хорошей «погоды в доме».

- Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье.

- Родные отделены друг от друга перегородками - возможный признак проблемы в общении.

- Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя - он «занимает много места в их жизни»

- На рисунке нет самого маленького художника - «мне нет места» в отношениях между близкими.

      Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

 

 

 

 

Палитра - зеркало души

 

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

- Темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;

- зеленый - уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;

- красный - сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;

- желтый - положительные эмоции, любознательность, оптимизм;

- фиолетовый  - фантазия, интуиция;

- коричневый - медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

- черный - подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;

- серый  - безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

 

Наблюдения показывают, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

 

Добрый - желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.

Злой - черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни - ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.

Честный - желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.

Лживый - черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.

Щедрый - красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным.

Жадный - красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.

Трудолюбивый - фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.

Ленивый - коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

Будьте внимательны к своим детям, рисуйте вместе с ними!    

 

Конспект занятия по лепке

«Морковка для зайчика»

  

ЦЕЛЬ:

Формировать интерес к лепке. Закрепить знание о днях недели (вторник – оранжевый день)

 ЗАДАЧИ:

-       учить детей лепить морковку. Закрепить основной цвет оранжевый. Напомнить детям ,что это оранжевый день недели вторник. 

-       учить раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путём придавливания;

-       формировать интерес к работе с пластилином;

-        координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику.

 Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, отгадывание оранжевых загадок, дидактическая игра «Угости зайку», подвижная игра «Зайка беленький сидит», пальчиковая игра «Зайка».

 Оборудование:

пластилин оранжевого цвета, разделённый на кусочки средней величины; пластилин зелёного цвета в брусках; доска для лепки, салфетки; натуральные овощи; игрушка - зайчик; корзиночка для зайчика; корзина.

 

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто здесь притаился и дрожит?

Дети: Зайчонок (дети находят зайчика).

Воспитатель: Погладьте зайку, ребята, чтобы он вас не боялся (дети гладят игрушку). Откуда же зайка прискакал?

Дети: Из леса.

Воспитатель: Вам жалко зайчика?

Дети: Очень жалко.

Воспитатель: Что любит есть зайчонок?

Дети: Он любит морковку.

Воспитатель: Давайте угостим нашего зайку морковкой (дети угощают зайчика морковкой). Зайчонку одной морковки мало. Давайте, ребята, вылепим ещё морковок и для его семьи, которые остались в лесу. Ребята, а какого цвета морковка (оранжевая)

Но прежде чем лепить морковку, потренируем наши пальчики. (Пальчиковая гимнастика).

 Показ воспитателем способа лепки моркови:

-       раскатать из кусочка пластилина оранжевого цвета колбаску (длина 5-6 см, диаметр 2 см);

-       затем отщипнуть от бруска пластилина зелёного цвета небольшой кусочек и делает колбаску (длина 2-2,5 см, диаметр 5 мм), раскатывая её пальцем - это хвостик, придавливает его к морковке.

Самостоятельная лепка детьми морковки. Воспитатель помогает советами, наводящими вопросами, индивидуальным показом способов лепки.

 Рассматривание готовых работ (им даётся только положительная оценка). Дети угощают зайчонка. Зайчонок благодарит детей, говорит, что ему у ребят очень понравилось в гостях, но ему надо вернуться домой. Дети складывают свои морковки зайчику в корзинку, провожают его в лес.

 

Конспект занятия на тему: « Цветные шарики».

 

Программное содержание.

Образовательная задача: учить лепить предметы круглой формы – шарики. Закрепить цвета радуги.

Техническая задача: учить лепить предметы круглой формы – шар, скатывая комок глины круговыми движениями рук.

Развивающая задача: развивать речь и мышление.

Воспитательная задача: аккуратно пользоваться глиной

Образовательное пространство: наличие в спортивном уголке разнообразных мячей, проведение подвижной игры «Лови мяч».

Подготовка воспитателя. Накануне провести игры с мячами: покатать, половить, побросать. Уточнить форму – мяч круглый, как шар. 

 

Словарная работа. Мяч, круглый, скатывать шар, маленький мяч, большой мяч.

 

Оборудование. Мячи большие и маленькие, стихотворение, глина, доски, влажные салфетки, краски.

Ход занятия.

Читаю детям стихотворение:

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь,

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Предлагаю детям поиграть с мячами, покатить их, подержать их в руках. Показываю детям большой и маленький мячи, спрашиваю какой мяч большой, а какой – маленький. Уточняю форму мяча.

В гости к ребятам приходит кукла Валя.

«Здравствуйте ребята!» – говорит Валя. (Здравствуйте!)

- Ребята, Валя очень грустный. Она  потерял все свои мячи, и сейчас он со своими друзьями не могут играть.

- Давайте, поможем кукле Вале! Слепим для него и для его друзей много мячей!

Показываю детям, как лепить шарик: положить комочек глины на одну ладонь, а другой скатывать. Комментирую все свои движения. Затем прошу детей повторить движения в воздухе (без глины).

- Дети, разделите глину на части.

Проверяю, все ли правильно это сделали.

- А сейчас положите комочек глины на ладонь, а другой скатывайте.

Дети лепят шарики-мячики, скатывая комочек глины ладонями обеих рук над доской.

- Ребята, посмотрите, как много мячей у вас получилось.

- Покажите, у кого самый большой мяч, а у кого самый маленький!

- Ребята, кукла Валя очень обрадовался. Теперь у неё много мячей, и он сможет играть со своими друзьями.(когда шарики высохнут дети раскрасят их  по цветам радуги для дальнейших игр)

- Давайте попрощаемся с Валей.

- До свидания, кукла Валя!

«До свидания, ребята! Спасибо вам!» – говорит кукла Валя и уходит.

Итоги занятия.

- Ребята, вы все молодцы! Вы помогли кукле Вале и слепили очень красивые мячи. А  когда они  высохнут , мы  их раскрасим в разные цвета. Дети раскрашивают глиняные мячики в цвета радуги   на следующем занятии для дальнейших игр.. Повторяя при  этом дни недели по цветам.

 

«Разноцветные зонтики». Конспект занятия по аппликации в нетрадиционной технике (обрывная аппликация).

 

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: учить детей создавать изображения способом обрывной аппликации.

Задачи: закреплять ,навыки работы  с бумагой (без помощи ножниц, украшать шаблон зонтика мелкими яркими обрывками цветной бумаги, развивать умения рвать бумагу на мелкие кусочки, развивать  мелкую моторику рук и координацию глаз, аккуратно наклеивать, вызвать интерес к созданию яркой работы, воспитывать желание  участвовать в творческой  деятельности.

 

Предварительная работа: Рассматривание разных зонтиков. Чтение стихотворения о зонтиках, отгадывание загадок. Закрепление основных цветов. Повторение дней недели по цветам.

Материалы: Кукла с  детским зонтиком над головой (сидит на столике перед детьми), сюжетные картинки дождливой погоды и репродукции картин А. Васнецова "Осень", И. Шишкина "Осень", белые альбомные листы с контурами зонтиков, цветная бумага, клей - карандаш.

 

Ход НОД

 

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите на картинки. Какое время года изображено на них? (осень) А какое погодное явление? (дождь) А что берут люди с собой в дождливую погоду? (зонт)Ребята а ,что бывает летом после дождя (радуга) правильно давайте вспомним и назовём все её цвета по порядку. Они нам сегодня помогут в нашей работе.

                                                    

Если дождик моросит     

И асфальт дождём залит,

Ты с собой его берёшь

И на улицу идёшь,

Ты под ним всегда сухой,

В непогоду он с тобой.

Посмотрите, перед вами сидит кукла с раскрытым зонтом. Давайте рассмотрим его внимательно.

2. Беседа о зонтике.

Вы любите ходить под зонтом и слушать, как стучат капли дождя? ( ответы) Я очень. А ведь было время, когда зонт защищал только от солнца. История появления зонта неизвестна, но осталась красивая легенда. В ней говорится, что много веков назад один китаец, который очень любил свою жену, придумал для нее «крышу, которая всегда при ней», чтобы она могла гулять в любую погоду. Так появился зонтик, который теперь завоевал весь мир…

Воспитатель рассказывает о зонтиках, из чего он состоит, о многообразии и разнообразии зонтов по цвету, форме, размеру и т. д. Зонты бывают разные, яркие, красочные и совсем не похожие друг на друга. Воспитатель спрашивает детей: Когда нужны ещё зонтики. (Ответы детей). Когда на улице дождь мы берем с собой зонтики. А ещё используют зонт летом, чтобы прятаться от солнца.

 

3. Физкультминутка

Дождик скачет по дорожке,

Как мальчишка озорной, (Прыжки)

Громко хлопает в ладоши

И от счастья сам не свой. (Хлопки)

Летний дождь – всегда веселый.

Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)

Вот и тополь стал зеленый,

Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево – вправо)

Как игрушки в магазине,

Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)

Небосвод стал синий-синий.

В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)

(Л. Гордиевская)

 

4. Продуктивная деятельность

Ребята! выполнять работу мы будем техникой обрывной аппликации. Какие еще работы  мы выполняли такой техникой? (

танк, деревья). Молодцы! Правильно.

Самостоятельная деятельность детей. На доске прикреплен образец, выполненный воспитателем. (Дети садятся за столы). Выбирают цветную бумагу и приступают к работе. (Воспитатель уточняет последовательность работы, напоминает правила работы с клеем). Цветную бумагу рвем на мелкие кусочки. Затем наносим клей на место контура зонтика и начинаем наклеивать кусочки бумаги. Дети заполняют пространство внутри контура. Каждый обрывок бумаги наклеиваем отдельно. Дети следят, чтобы не было больших пробелов, и бумага не выходила за края контура.

 

5. Рефлексия.

1.Если дождь припустится —

Как цветок распустится.

Если дождик перестанет —

Он сожмётся и завянет.

2. Если дождик моросит

И асфальт дождем залит,

Ты с собой его берешь

И на улицу идешь,

Ты под ним всегда сухой,

В непогоду он с тобой.

Вот такие красивые стихи -загадки мы знаем о зонтике.

Ответьте, пожалуйста:

-Что мы сегодня делали?

-Что вам понравилось больше всего?

-Что было трудным?

Молодцы! Красивые зонтики у вас получились!

6. Выставка детских работ (закрепление на доске для родителей).

 

 

Конспект по аппликации

«Предметы из полосочек» 

 

Тема: «Нарежь  полосочки  и наклей из них, какие хочешь предметы (цветы)»

 

Программное содержание:  учить детей  правильно резать  широкую  полоску бумаги (5 см, правильно  держать ножницы; развивать умение располагать предметы  согласно образцу ;  воспитывать желание  клеить. Закрепить

Основные цвета радуги.

Материалы: клеёнка, кисточка для клея, салфетка, ножницы, полоски цветной бумаги шириной 5 см, альбомный лист на каждого ребёнка.

 

Ход НОД:

 

1. Сюрпризный момент. В гости приходит кукла Катя, здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание на разноцветные полосочки в руках у куклы. Повторяем  называя основные цвета радуги  соотносим их с днями неделями. Воспитатель поясняет, что кукла Катя хочет наклеить из них разные предметы, только не знает, как это делается и какие предметы можно из них наклеить.

2. Рассматривание полосок. Воспитатель предлагает рассмотреть разноцветные полоски и подумать, что можно из этих полосок сделать. Дети называют лесенку, скамеечку, заборчик и др. 

3. Объяснение и показ. Воспитатель поясняет, для того, чтобы  наклеить цветы  , нужны узкие полоски, поэтому необходимо из широких полосок сделать узкие. Показывает и объясняет, как нужно держать ножницы, резать ими: «Чтобы широкую полоску бумаги разрезать на узенькие  полосочки , нужно раскрыть ножницы, вставить край полоски, аккуратно соединить кольца пальцами, затем снова развести лезвия и продвинуть между ними широкую полоску бумаги, снова сжать кольца пальцами и повторить эти действия несколько раз, пока не отрежешь узкую полоску: «Сначала разложим полоски. Клей набираем на всю кисть, затем лишнее убираем о край баночки. Намазываем полоску клеем (обязательно на клеёнке, начиная с середины, постепенно переходя к краям). Положим кисть, взяли полоску обеими руками и прикладываем на то место, где она лежала, прижать салфеткой, промокнув лишний клей».

4. Самостоятельная работа детей. Дети разрезают широкие полоски на узкие полоски, наклеивают на лист. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно держали ножницы. В случае необходимости напоминает, поправляет положение пальчиков, держащих ножницы. Напоминает об аккуратном наклеивании. По окончании работы, воспитатель предлагает положить свои работы на стол – чтобы подсохли

5. Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять».

6. Выставка аппликаций. Воспитатель выставляет все работы на доске, дети рассматривают работы. Воспитатель отмечает наиболее интересные замыслы. Кукла Катя поясняет, что она теперь знает, как нужно разрезать полоски и какие предметы из них можно наклеить, благодарит детей, уходит.

 

 

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию

«Разноцветная дуга – Радуга»

 

Цель: Формировать знание   о смешивании красок, на основе 4 цветов (красный, синий, желтый, белый).

Задачи:

Развивающие:

  1. 1. Развивать чувство цвета
  2. 2. Развивать фантазию и творческое воображение

Обучающие:

  1. 1. Учить детей смешивать краски основных цветов (синего, красного и жёлтого), для получения других цветов (зелёного, фиолетового, оранжевого, голубого). 
  2. 2. Прививать навыки умения пользоваться палитрой. Закрепить знания о цветах радуги.

Воспитательные:

  1. 1. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
  2. 2. Воспитывать любовь к природе и окружающему миру.

Оборудование: гуашь, кисточки , баночки с водой, салфетки, палитры, листы бумаги, два мольберта, модели - цветная радуги и недорисованная радуга с тремя цветами, схема смешивания красок.

 

Ход занятия:

 

1. Введение в ситуацию

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики нам протяни.

Ручки мы вложим

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

Там все мы встанем дружно в кружок

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой

Мы же на место сядем с тобой

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите ребята, к нам в сад художник Васечкин прислал картину радуги и письмо, давайте его прочитаем и узнаем что же помешало художнику дорисовать картину радуги

 

«Письмо: Дорогие ребята! Меня зовут Петя Васечкин, я художник! Увидел я как то после дождя на небе радугу, она была такая красивая, и мне захотелось ее нарисовать, но у меня было только четыре краски и я не смог ее нарисовать. Ребята помогите мне, пожалуйста, нарисовать, чтобы в моей мастерской всегда была радуга!»

 

Воспитатель: Ну что ребята хотите помочь художнику Васечкину нарисовать красивую радугу?

Дети: Да

Воспитатель: А сможете?

Дети: Да

2. Актуализация знаний

Воспитатель: Ребята, а на что похожа радуга

(выставляются два мольберта с моделями радуг)

Дети: На дугу

Воспитатель: Верно, тогда посмотрите, какие три цвета нарисовал художник?

Дети: Красный, желтый и синий

Воспитатель: А какие он не нарисовал цвета?

Дети: Фиолетовый, голубой, оранжевый и зеленый

3. Затруднение в ситуации

Воспитатель: У нас есть только четыре краски, а цветов у радуги много, как же нам нарисовать остальные цвета?

Дети: Мы не знаем, нужно попросить помощи у воспитателя (варианты детей)

Воспитатель: Прежде чем начнем мы немного отдохнём

 

Физкультминутка

Я на радугу-дугу

Наглядеться не могу

Мост от неба до земли

Удивительной красы.

Буду по мосту шагать,

В небе тучки разгонять.

К солнышку найду дорожки,

Поиграю с ним в ладошки

А потом пойду опять

Я по радуге гулять

 

4. Открытие детьми нового знания

Воспитатель: Перед началом работы мы с вами вспомним правила работы с красками (правила работы с красками)

Воспитатель: Посмотрите ребята на вот такую схему «Схема смешивания красок» (на мольберт вывешивается схема смешивания красок)

Воспитатель: Ребятам нам с вами чтобы нарисовать радугу необходимы цвета фиолетовый, голубой, зеленый и оранжевый. Посмотрите на схему чтобы получился фиолетовый цвет, какие краски нужно смешать?

Дети: Красный и синий

Воспитатель: Правильно, чтобы получился голубой?

Дети: Белый и синий

Воспитатель: А чтобы получился оранжевый цвет?

Дети: Красный и желтый

Воспитатель: А для зеленого цвета, какие краски нужны?

Дети: Синий и желтый

Воспитатель: Молодцы ребята! Сейчас мы с вами разомнем немножко пальчики, чтобы рисовали

 

Пальчиковая гимнастика

Высоко над облаками

В небе радуга над нами.

Выше, чем сосновый бор,

Выше дома, выше гор!

 

Воспитатель: Теперь приступим к смешиванию красок и рисованию нашей радуги.

5. Включение нового знания

Воспитатель: Сегодня мы с вами учились смешивать краски и получать разные цвета. Понравилось вам смешивать цвета?

Дети: Да

Воспитатель: Теперь мы можем с вами написать письмо художнику Васечкину, в нем мы с вами  расскажем  как нужно смешать краски чтобы получились нужные цвета для радуги.

6. Осмысление

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кому мы сегодня с вами помогали?

Дети: Художнику Васечкину

Воспитатель: А что не получалось нарисовать художнику?

Дети: Радугу

Воспитатель: А как мы ему помогли?

Дети: Учились смешивать краски

Воспитатель: Какие цвета мы получили?

Дети: Фиолетовый, зеленый, голубой, оранжевый

Воспитатель: Для фиолетового, зеленого, оранжевого и голубого цветов какие цвета смешивали:

Дети: Красный и синий, синий и желтый, красный и желтый, белый и синий

Воспитатель: Молодцы ребята!

 

 

Игра – эксперимент : « Радуга в стакане».

Чтобы пробудить интерес ребенка к науке, надо его заинтересовать. Сейчас в продаже много развивающих наборов для различных экспериментов. Но не менее эффектный результат может получиться, если провести интересный опыт для ребенка с подручными средствами. И мы увидим разноцветное маленькое чудо!

Внимание малышей привлекает все яркое и необычное – например, радуга на небе. Как отчетливо видны ее цвета! Но это редкое удовольствие – невозможно ведь заказать подобное «шоу». Для возникновения радуги одновременно должны идти дождь и светить солнце.  Но можно сделать собственную маленькую радугу – из четырех цветов – у себя дома, в стакане воды. И, конечно же, независимо от погоды. Что же нам понадобится для домашнего эксперимента для ребенка? Надо приготовить 5 стеклянных  стаканов ; 10 ст. л. сахара, насыпанных в одну емкость (сахарница вполне подойдет) ; 4 баночки с разведенной заранее пищевой краской 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий); воду; шприц без иглы; чайную и столовую  ложки. Итак, начинаем.

 

Эксперимент для детей

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

 

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

 

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

 

 

 

4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

 

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

 

Объяснение опыта для детей

В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

 

Изготовление «разноцветного песка» из манки для экспериментальной деятельности.

Для покраски манки гуашью вам понадобится следующий инвентарь:

  • • Манка
  • • Стаканы
  • • Краски
  • • Кисти
  • • Сито
  • • Ложка
  • • Вода
  • • Спирт

Шаг 1

Берём стаканчик, добавляем в него 1 ложку воды, спирта и краски (именно в такой последовательности). Тщательно перемешиваем кисточкой. Затем высыпаем 3-4 ложки манной крупы и ещё раз хорошенько размешиваем.

Шаг 2

Высыпаем полученный «песок» на лист бумаги. Руками распределяем по все поверхности и оставляем сохнуть на 1.5 – 2 часа.

Шаг 3

После того как манка высохла, просеиваем через сито, чтобы избавиться от нежелательных комочков.
Готово!

 

 

 

Подвижная игра « Живая неделька»

 

Цели:

усвоение названий и последовательности дней недели;

- закрепление навыков порядкового счета;

- ориентировка в пространстве.

Ход игрысемеро детей строятся в ряд и пересчитываются по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?» и т.д. По сигналу воспитателя: «Разойдись!», «дни недели» разбегаются по комнате. По сигналу воспитателя: «Неделька 

«Дни недели» отвечают на вопросы воспитателя: «Какой день идет после вторника? Какой день стоит между пятницей и воскресеньем? На котором по счету месте от начала недели стоит четверг? Какой день на третьем месте от начала недели?» и т.д. Также дети могут выполнять движения: «Четверг сделай четыре шага вперед, среда – три раза подпрыгни» и т.д.

Вариант: детям раздают карточки дней недели. По сигналу воспитателя «дни» строятся в правильном порядке и называют свое имя. Для проверки «дни недели» держат свои карточки лицевой стороной к группе. После обмена карточками игра повторяется.

Конспект занятия по рисованию «Овощи и фрукты»

Программное содержание: Расширять и систематизировать представление детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о цвете. Соотносить цвет и предмет. Отвечать на вопросы, что бывает такого цвета. 

Задачи: продолжать обогащать словарь закреплять знания детей об фруктах и овощах. Учить передавать форму и характерные особенности, передавать основные признаки (цвет и форму) Развивать творческие способности детей, запоминать основные цвета.

Ход занятия.

Воспитатель входит в одежде повара. Сегодня я решила пофантазировать и стать поварам, но не простым а волшебным .А ,что делает повар. Ответы детей: готовит .Правильно я сегодня тоже буду готовить, суп и компот а для этого мне нужны будут овощи и фрукты. Поэтому сейчас я буду вам загадывать загадки а кто их разгадает превратиться в овощ или фрукт .Вы готовы к волшебному превращению. 

Дети : да. Слушайте внимательно раз, два, три, четыре, пять  начинаем мы играть.

Красный вкусный , хоть не сладкий зреет на обычной  грядке, но как в сказке с давних пор все зовут его «синьёр» Дети : это помидор  правильно кто первый угадал тот и превращается в помидор. Абра  кадабра  (воспитатель одевает угадавшему маску помидора и загадывает следующую загадку. 

Этот длинный рыжий нос по макушку в землю врос (Морковка) Дети отгадывают загадки до конца ,воспитатель превращает детей в овощи и фрукты .

Он почти как апельсин с толстой кожей сочной, недостаток лишь один  кислый очень  очень. (Лимон)

Летом свеженький зелёный ,прямо  с грядки прыг на стол. А зимою я – солёный, и вокруг  меня  рассол. (Огурец)

Что за ягоды лесные, словно небо голубые, на  кусточке зреют ароматом веют.(Голубика)

На кустах висят шары посинели от жары . (Сливы)

Фиолетового цвета, поспевает в конце лета ни томат ни кабачок, чуть изогнутый бачок .(Баклажан)

Воспитатель : молодцы ребята все загадки  разгадали, а где же ребятки ? А они превратились в овощи и фрукты. Ну что ж, теперь можно варить компот и суп.  Но с начало ответьте мне овощи и фрукты, а ваши цвета вам ничего не напоминают?

Ответы детей:(Дети называют цвет, фрукта и овоща, в который они превратились и замечают, что это цвета радуги)

Воспитатель уточняет, да дети правильно это цвета радуги их всего 7 как и наших фруктов и овощей. В качестве закрепления воспитатель может спросить к какому дню недели подходит ваш фрукт и овощ.

А теперь я вам предлагаю нарисовать ваш любимый фрукт или овощ.

В конце занятия воспитатель помещает овощи в кастрюлю, а фрукты в графин. (На доске нарисованы силуэты кастрюли и графина)   Итог. Вопросы: - о чём мы сегодня разговаривали? – что мы рисовали? - оценка работ детьми  и педагогом. Рефлексия: Дегустация фруктового сока.

Беседа с детьми «Какой твой любимый день недели»

Цель: Объяснить детям, что такое неделя, в какой последовательности их нужно называть. Ассоциировать свой любимый день недели с действием (что вы делали в этот день) Почему он этот день недели у вас любимый?

Ход беседы.

Воспитатель: Дети сегодня мне хотелось бы  поговорить с вами о недели.  Что это? В какой последовательности их нужно называть. Ответы детей:(неделя это дни когда мы ходим в детский сад).Воспитатель поясняет ,что в недели  семь дней, пять рабочих дней и два выходных. Дети, а давайте с помощью нашего радужного круга назовём все дни недели по порядку. А теперь назовите только те дни когда мы ходим в детский сад. А теперь назовите выходные дни (ответы детей) Правильно, молодцы, а теперь давайте назовём все дни недели по цветам.

Воспитатель: дети, а какой у вас любимый день недели? И  почему

Ответы детей: (Выходные потому что мы с мамой ходим в парк, едим мороженое, катаемся на велосипеде.

Воспитатель: в выходные дни вы отдыхаете и проводите время с семьёй поэтому эти дни ваши любимые. Скажите ребята, а есть у кого ни будь из вас  любимый  день на неделе  когда мы ходим в детский сад? Ответы детей :(мне нравиться вторник ,потому что у нас в этот день лепка ,я люблю лепить .А мне  четверг, я люблю рисовать, а мне пятница потому что начинаются  выходные.) Выслушав ответы детей воспитатель делает вывод.

Вывод: ну вот мы с вами и поговорили о недели. И что же мы поняли и решили? Что любимый день недели, это тот день, когда у вас происходит, что то важное, главное, приятное и незабываемое и именно этот день считается вашим любимым днём.

В конце беседы воспитатель предлагает поиграть в игру. 

Д\и «Дни недели»

Каждый день недели идет друг за другом, и мы их можем сосчитать всего мы знаем семь дней недели.

  1. 1- Понедельник
  2. 2- Вторник
  3. 3- Среда
  4. 4- Четверг
  5. 5- Пятница
  6. 6- Суббота
  7. 7- Воскресенье

 

Я буду поднимать цифру, а вы мне называть день недели .Тот кто больше даст правильных ответов ,тот и  выиграл.

(победившему воспитатель поручает  передвинуть стрелку на соответствующий день на радужном круге)

 

Беседа с детьми: «Какой твой любимый цвет»

Цель: Разнообразить знания детей о цветах. Определить вместе с детьми  их вкусы и предпочтения по отношению к цвету, сравнить со вкусами других детей.

Ход беседы: Дети скажите пожалуйста, а кто из вас видел радугу после дождя? Давайте вспомним какие там были цвета? Ответы детей (выслушав ответы детей педагог уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются  по порядку показывает радугу на картинке)

Дети называют все цвета по порядку.

Воспитатель: Дети посмотрите на радугу повнимательней оно вам ничего не напоминает. Ответы детей.

Воспитатель: конечно она напоминает нам нашу неделю, в радуге тоже семь дней.

А какой цвет вам нравиться больше всего? И почему? Ответы детей (мне зелёный, он похож на кузнечика, мой  любимый синий как море, и.т.д.)

Воспитатель предлагает  в ходе беседы поиграть в игру

 

Д\И «Дотронься до»

(Дети стоят в кругу) Все играющие соответственно одеты в одежду разных ярких цветов)

Воспитатель говорит дотронься до…синего и все должны мгновенно с ориентироваться, обнаружив у  детей в одежде, что то синее, дотронуться до этого цвета.

Воспитатель, в конце беседы читает стихотворение.

«Чудесная  коробка»

Вот чудесная  коробка надпись «Радуга» на ней ,а в коробке нашей яркой ,семь цветных карандашей ,семеро братцев ,за который браться.

Красный – как звезда

Синий -как вода 

Жёлтый –как песок

Зелёный –как листок

Оранжевый- морковка

Как небо –голубой

Как сливы – фиолетовый, нам нравиться с тобой.

Вот какие карандаши у меня в коробке.

Рефлексия.

Вспомни и нарисуй, что бывает такого цвета. (овощи, цветы, птицы ,животные, и.т.д.)

Вывод: на вкус и цвет, товарищей нет.

 

Беседа с детьми на тему  

«Почему дни недели так называются»

Цель: Дать детям понятия в упрощённой форме, о том почему так называются дни недели и кто это придумал.

Ход беседы.

Воспитатель: Задумывались ли вы когда -нибудь над тем почему дни недели так называются? Конечно никто не сомневается, что перечислить их с понедельника по воскресенье вы можете уже без особого труда.

А вот объяснить значение дней недели и почему они так называются может даже не каждый взрослый.

Однако на самом деле всё не так уж сложно.

Привычное для нас слово неделя появилось очень давно.

Так называли воскресный  день, который был в те времена первым днём недели.

Это уже позже он стал завершающим.

По мнению учёных первоначально неделя называлась «семидицей»

В наше время неделю начинает понедельник.

В народе говорят понедельник – день тяжёлый, почему так говорят (ответы детей)

Воспитатель: потому, что это первый день после воскресенья, после отдыха.

В понедельник приходиться идти в детский сад, в школу, на работу это не легко.

День второй- вторник.

Следующим днём является вторник прислушайтесь повнимательней к этому слову, не сложно догадаться как оно образовано.

Вторник второй по порядку от начало недели.

А вот и среда .

Название так же имеет очень  древнее происхождение и общее значение со словами «середина»

Среда середина недели. В народе говорят «среда пришла, неделя прошла.»

Четверг, это четвёртый день недели раньше называли «Четвертак» А постепенно его стали называть четвергом.

Пятница -скоро отоспимся.

С пятым днём после четверга немного сложнее.

Этот день, хотя и пятый по счёту, но своё название получил в честь славянской богини Пятницы.

Наконец суббота. Субботний день берёт своё название от Еврейского слова шаббат). Означает день «покоя и радости» когда надо отдыхать и воздерживаться от любой работы.

Воскресенье-венец недели.

Название «Воскресенье» появилось на территории  Руси с приходом Христианства. Согласно священному писанию именно в этот день воскрес Иисус Христос.

Итог. Выделив самое главное в общем потоке информации воспитатель дозировано даёт детям информацию о названиях дней недели. Удовлетворяя при этом детский интерес.

Вывод. Ребёнок в конце беседы пусть и не запоминает всей информации, но он будет удовлетворён, что он может уже распознавать дни недели, считать их  и объяснить  некоторые дни недели которые он  запомнил.

В конце беседы воспитатель предлагает 

Д\и  «Цветик  семи - цветик»

(собери недельку по порядку)

Цель: выложи  цветок правильно.

Дети выкладывают и называют  дни недели по цвету.

А с помощью цифр определяют, какой по счёту идёт этот день

 

Знакомство детей с цветами радуги. (в стихотворной форме).

Понедельник. Мы начнём учить цвета, приготовьтесь детвора,  красный цвет он очень яркий помидор и перец сладкий, яблоко ,арбуз в нутрии красный, классный посмотри.

Вторник. Оранжевый цвет апельсина, а ещё и мандарина яркий и весёлый он как оранжевый мой сон.

Среда. Жёлтый очень тёплый цвет, жёлтый солнца в небе свет. Жёлтый есть ещё лимон, очень-очень кислый он.

Четверг. Лист зелёный и трава ёлка зелена всегда, жёлтый с синем мы смешаем цвет зелёный получаем.

Пятница. Летом небо над тобою голубое – голубое, колокольчики   над ним нарисуем голубым.

Вечером в пятницу проводится знакомство с синим и фиолетовым цветом.

Суббота. Море синее бушует волны полные волнует, синий карандаш мы взяли и кита нарисовали.

Воскресенье. Фиолетовую краску создаёт цвет синий с красным. Фиолетовых фиалок дарим мы букет в подарок.

Дети запоминают в стихотворной форме  дни недели, вспоминая при этом какого цвета этот день .

 

Дидактические  игры –пособия к  проекту.(описание)

 

№ 1 « Радужный круг»  Разноцветный круг со стрелкой, цифрой и изображением животного.

Дети каждый день, передвигают стрелку по кругу называя и запоминая день недели, кому как удобно, кто по цвету, кто по цифре а кто по животному на картинке.

 

№ 2 «Цветные карандаши» Игровое пособие изготовлено из плоскостных семи карандашей, соответствующего цветам радуги. Дети, определяя день недели передвигают картинку бегунок, которая указывает день недели, тем самым повторяя и запоминая цвета и дни недели. (Картинка бегунок  выбирается  воспитателем  пчёлка, петушок и.т.д.)

 

№ 3 «Цветик семи -цветик» Выложи цветок правильно.  Дети выкладывают и называют дни недели по цветам радуги. С помощью цифры выкладывают и называют день недели по счёту.

 

№ 4 «Кубики» Выложи по порядку. Разноцветные кубики семи 

цветов, перемешиваются и воспитатель предлагает детям  

выложить их по порядку в соответствии цветам радуги. (можно выложить лесенку)

№ 5 «Разноцветные шарики» Воспитатель предлагает детям игру, он кидает детям, разноцветный шарик, а дети должны назвать цвет и день недели полным ответом.

№6 «Пирамидка» Сложи недельку. Дети собирают пирамидку от большого колечка к маленькому определяя и называя, цвет и день недели нанизывая колечки на пирамидку.

№7 «Разноцветная ладошка» Игровое пособие изготовлено для театрализованной деятельности.(Силуэт ладошки с фигурками животных)Здесь модно проявить фантазию и придумывать сюжет как кому нравиться. Например.

День рожденья у Антошки, погадаем по ладошке. Кто первый пришёл к нему в гости .

1 понедельник – петушок.

2 вторник-волк.

3 среда- сова.

4 четверг-белка.

5 пятница –попугай.

6 суббота-заяц.

7 воскресенье-собака.

(Все животные с пособия соответствуют животным с радужного круга)

Дети надевают  фигурку животного на пальчик макета ладошки и называют цвет, название животного и день недели. Закрепляя при этом знания  о днях недели.

 

Стихи про дни недели .

Старший братец понедельник -работяга не бездельник.

Он неделю открывает, всех трудиться  заставляет.

Вторник следует за братом, у  него идей богато, он за всё берётся смело и работа закипела.

Вот и средняя сестрица, не пристало ей лениться, а зовут её Среда, мастерица хоть куда.

Брат четверг и так, и сяк, он мечтательный чудак, повернул к концу недели и тянулся ели –ели.

Пятница – сестра сумела, побыстрей закончить дело. Если делаешь успехи, время есть и для потехи.

Последний брат суббота, не выходит на работу. Шалопай и озорник, он работать не привык. У него другой талант, он поэт и музыкант. Да не столяр и не плотник, путешественник, охотник.

В гости входит воскресенье, очень любит угощенье. Это самый младший брат, к вам зайти он будет рад.

 

Емелина  неделя.

Мы спросили у Емели:

-Назови нам дни недели!

Стал Емеля вспоминать.

Стал Емеля называть.

Дядька крикнул мне Бездельник!

Это было в понедельник.

На чердак я влез и дворник

Гнал метлой меня во вторник.

В среду я ловил жука 

И свалился с чердака.

Воевал в Четверг с котами

И застрял под воротами.

В пятницу дразнил собаку,

Разорвал себе рубаху.

А в субботу вот потеха

На свинье верхом поехал.

В Воскресенье отдыхал,

На мосту лежал, скучал

Да с моста свалился в реку-

Не везёт же человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект летнего развлечения «Лето разного цвета»

Развлечение «Лето разного цвета»Предварительная работа:Развлечение проводится на свежем воздухе. На площадке устанавливается ширма, на которой прикрепляются декорации, изображающие замок, дворец. Он у...

НОД в средней группе. Экспериментирование "Почему у хлеба разный цвет?"

Это занятие я проводила в рамках проэкта "Хлеб да каша - пища наша". ...

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Музыка разных цветов"

Музыкальное занятие ставит цели:воспитывать эмоциональную сферу;продолжать развивать любовь к пению, интерес к слушанию музыки;развивать психические процессы: память, внимание, восприятие;расширять кр...

Конспект НОД для детей средней группы на тему «Почему хлеб бывает разного цвета.»?

Данный конспект интересен воспитателям средней группы...

Консультация "Зимой и летом-разным цветом"

«Зимой и летом – разным цветом»(игры и игрушки на прогулке)     Собираясь на прогулку с ребенком, родители часто задаются вопросом: «Что же сегодня из игрушек взять на улицу?...

познавательная сказка для детей "Почему солнышко на небе разного цвета"

с помощью материала просто и доступно рассказать детям о данном явлении природы окружающего мира...