Познавательный проект в подготовительной к школе группе по теме "Мы будем помнить..."
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Чиркова Елена Евгеньевна

Познавательный проект в подготовительной к школе группе по теме "Мы будем помнить..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30 имени кавалера ордена Красной Звезды Ю. В. Гаврилова

городского округа Сызрань Самарской области 

Проект в подготовительной группе

«Мы будем помнить…»

                                                       

   Составила и провела воспитатель:

 СП «Детский сад № 7 ГБОУ СОШ № 30 г. о. Сызрань»

Чиркова Е.Е.

Сызрань 2023 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Говорят, война не кончается, пока жив хоть один её солдат.
Но и через столетия люди будут помнить те страшные и великие годы
– 1941, 1942, 1943, 1944, 1945…
(И. Эребург)

        Актуальность: Патриотическое воспитание - основа нравственного воспитания подрастающего поколения, основная задача нашего времени. Начиная с детства у ребенка должны быть сформированы элементы гражданственности, патриотизма. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.  

        В этом году исполняется 78-лет Победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев тыла. Есть случаи нападения на ветеранов, кражи орденов и медалей, осквернение памятников героям. Молодежь не знает, как зовут героев ВОВ, какие подвиги они совершили, какие города нашей страны удостоены звания «Город — герой» и за какие заслуги. Поэтому обратив внимание на то, что современные дети страдают дефицитом знаний об освобождении родной страны от немецко-фашистских захватчиков, не знают, что такое война, важно рассказать им о войне 1941-1945г. г.

       Создание проекта «Мы будем помнить…» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, постепенное формирование любви к своей Родине и близким. Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию Победы.

      Проблема: Недостаточные знания детей о Великой Отечественной войне, о героях войны и их подвигах, о детях войны, о празднике 9 мая и его значении, о символах праздника Победы, о ветеранах ВОВ.

     Тип проекта: групповой, информационно - познавательный, творческий, краткосрочный

     Цель проекта: формировать представления о Великой Отечественной войне (воспитывать патриотические чувства у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранять преемственность поколений, формировать у дошкольников уважение к военной истории России, гражданской позиции, воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.

      Срок реализации проекта: 02.05.2023г. – 12.05.2023г. 

      Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители, воспитатели

          Основные формы образовательной деятельности:

Познавательная деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, коммуникативная деятельность.

       Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

       Задачи проекта:

«Познавательное развитие»

- Обобщить и расширить знания детей о Великой Отечественной войне: городах - героях, героях войны, боевых наградах, о работе в тылу, о детях войны и др.

-  Обогатить представление детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в ВОВ.

 «Социально-коммуникативное развитие»

- Воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны, любви к Родине на основе изучения военной истории Отечества в тесном сотрудничестве с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.

          «Речевое развитие»

- Развивать речь детей, обогащать словарный запас, через, стихотворения, монологи, диалоги о войне;                    
- Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путём уточнения понятий: Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, лётчики; фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.
       
«Художественно – эстетическое развитие»

- Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.

- Продолжать знакомство с музыкой военных лет.

          «Физическое развитие»

- Способствовать увеличению двигательной активности, направленной на развитие координаций движений, развитие крупной и мелкой моторики.

- Развивать скоростные и силовые качества соревновательного характера.

 Значимость для участников проектной деятельности:

Дети получат знания о ВОВ, о ее героях, о детях войны. Проявят уважение к заслугам и подвигам воинов.

    Воспитатель продолжает реализовать проект в разных видах детской деятельности.

    Родители активно участвуют в подготовке материалов, развивают способность видеть в своих детях личность, уважают их мнение.  Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОО.

      Предполагаемый результат: сохранить интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанно проявлять уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны. Осознать родителям важность патриотического воспитания дошкольников.

1. Подготовительный этап.

Содержание деятельности воспитателя и детей:

  • выбор темы и ее актуальность;
  • формулировка цели и определение задач;
  • подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, альбомы);
  • подбор информации для родительского уголка;
  • подбор дидактических материалов для реализации проекта.

Работа с родителями:

  • Беседа с родителями о предстоящей работе над проектом.
  • Объявление о начале работы проекта и его задачах.
  • Рекомендации по домашнему чтению.
  • Оформление родительского уголка.

2. Основной этап

  • Беседа с презентацией «Что я знаю о войне?» - воспитывать   гражданско - патриотические   чувства   у   дошкольников, через ознакомление с событиями Великой Отечественной Войны.
  • НОД ««Что такое война?» -  формирование у детей представление том, что такое Великая Отечественная война; «Они сражались за родину»- закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них; «Составление рассказа по картине Ю. Негринцева «Отдых после боя» - расширять знания о детях-героях, о том как они защищали нашу Родину наравне со взрослыми, воспитывать гордость за их героические  поступки; «Города – герои» - познакомить детей с городами-героями, с событиями войны 1941–1945 гг., показать роль Советской армии в освобождении страны от немецко-фашистских захватчиков.
  • Дидактические игры: «Кому, что нужно?», «Собери город-герой из частей» - закрепить названия военных профессий, атрибутов, названия городов – героев.
  • Продуктивная деятельность: «Война глазами детей» (рисование) - формировать умение рисовать военную технику, передавать в рисунках образы солдат; «Гвоздики» (аппликация) -Продолжать учить детей вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника, путем закругления углов. Упражнять в умении аккуратно наклеивать изображения, состоящие из нескольких частей; «Фронтовое письмо» (конструирование) - развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Военные учения» - расширять тематику военизированных игр, формировать умения детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитывать уважения к военным профессиям; «Военный госпиталь» - расширять представление детей о медицинских работниках в годы ВОВ.
  • Рассматривание наглядно – дидактического пособия «Великая Отечественная война», «Детям о войне», «Города – герои».
  • Пальчиковые игры «Солдатики», «Солдатская каша», «Военные профессии» - развивать мелкую и общую моторику рук;
  • Подвижные игры «Самолеты», «Живая мишень», «Снайпер», «Минное поле» - развивать скоростно-силовые качества, ловкость, мелкую моторику рук, внимание, память, речь;
  • Чтение худ/литературы: П. Воронько «Два брата солдата», «Чтение рассказов о детях-героях Великой Отечественной войны» (Андрианов Ваня, Богданова Надя) - развивать любознательность, познавательную и коммуникативную деятельность;
  • Виртуальные экскурсии «Подвиг народа бессмертен», «Фильм – экскурсия о ВОВ» – познакомить детей с историей ВОВ.
  •  Просмотр мультфильма «Солдатская сказка» - совершенствовать знания дошкольников о героизме советских воинов во время Великой Отечественной войны.
  • Настольно-печатная игра: «Вещи военного времени» - закреплять знания детей о военных профессиях и их атрибутах.
  • Инсценировка «В минуты затишья» - Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства, гордость за свою страну.
  • Слушание музыкальных произведений «Священная война» сл. В. Лебедева Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша» - познакомить дошкольников с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет.
  • Презентации: «Дети войны», «Парад Победы» - закрепить знания детей о детях войны и празднике 9 мая – День Победы.
  • Моделирование игровых ситуаций: «Поводырь», «Служили два товарища» - развивать творческий и познавательный потенциал дошкольников.
  • Конкурс чтецов, посвященный Дню победы «Мы помним, мы гордимся» - создать условия для воспитания у дошкольников патриотизма и гордости за свою Родину; для творческой самореализации творческих детей.
  • Разучивание пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе.

 

Заключительный этап

  • Выставка рисунков «Мы будем помнить, никогда не забудем!»;
  • Спортивно – музыкальный праздник «Мы будем помнить…».

План работы над проектом

Мероприятие

Дата проведения

1.

Объявление о начале работы проекта и его задачах. Беседа с родителями о предстоящей работе над проектом.

02.05.2023

2.

Беседа с презентацией «Что я знаю о войне?»

02.05.2023

3.

Настольно-печатная игра: «Вещи военного времени»

02.05.2023

4.

НОД «Что такое война?»

02.05.2023

5.

Продуктивная деятельность (рисование) «Война глазами детей»

02.05.2023

6.

Поэтическая минутка: чтение П. Воронько «Два брата солдата»

03.05.2023

7.

Сюжетно-ролевая игра «Военные ученья»

03.05.2023

8.

Дидактическая игра «Кому, что нужно?»

03.05.2023

9.

Пальчиковая игра «Военные профессии»

03.05.2023

10.

НОД «Они сражались за родину»

03.05.2023

11.

Рассматривание наглядно – дидактического пособия «Великая Отечественная война», «Детям о войне»

04.05.2023

12.

Виртуальная экскурсия «Подвиг народа бессмертен»  (https://vtour.museum-lesnoy.ru/panoram/548fff3cffbcab6c13e5e888)

04.05.2023

13.

Инсценировка «В минуты затишья»

04.05.2023

14.

Подвижные игры: «Самолеты», «Живая мишень»

04.05.2023

15.

Слушание музыкальных произведений «Священная война» сл. В. Лебедева Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша».

04.05.2023

16.

НОД «Составление рассказа по картине Ю. Негринцева «Отдых после боя»

05.05.2023

17.

Пальчиковые игры «Солдатики», «Солдатская каша»

05.05.2023

18.

Продуктивная деятельность (аппликация) «Гвоздики»

05.05.2023

19.

Просмотр презентации «Дети войны»

05.05.2023

20.

Поэтическая минутка: «Чтение рассказов о детях-героях Великой Отечественной войны» (Андрианов Ваня, Богданова Надя)

05.05.2023

21.

Фильм – экскурсия о ВОВ (https://www.youtube.com/watch?v=kymqeI0omvU&t=9s)

10.05.2023

22.

Конкурс чтецов, посвященный Дню победы «Мы помним, мы гордимся»

10.05.2023

23.

НОД «Города – герои»

10.05.2023

24.

Дидактическая игра «Собери город-герой из частей»

10.05.2023

25.

Рассматривание иллюстраций «Города – герои»

10.05.2023

26.

Просмотр презентации «Парад Победы»

11.05.2023

27.

Продуктивная деятельность (конструирование) «Фронтовое письмо»

11.05.2023

28.

Сюжетно – ролевая игра «Военный госпиталь»

11.05.2023

29.

Подвижные игры: «Снайпер», «Минное поле»

11.05.2023

30.

Моделирование игровых ситуаций: «Поводырь», «Служили два товарища»

11.05.2023

31.

Просмотр мультфильма «Солдатская сказка»

12.05.2023

32.

Выставка рисунков «Мы будем помнить, никогда не забудем!»

12.05.2023

33.

Разучивание пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе

12.05.2023

34.

Дидактические игры «Что было бы, если…», «Узнай и назови боевую технику ВОВ»

12.05.2023

35.

Спортивно – музыкальный праздник «Мы будем помнить…» 

12.05.2023

Заключение

За время совместной деятельности детей и взрослых у дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Ребята, приходя в детский сад, делились друг другом тем, что они узнали о войне, приносили в группу фотографии, газетные статьи. У детей сформировались навыки творческой деятельности, развились самостоятельность, коммуникативность, познавательная активность. А это, в свою очередь, способствует личностному росту ребенка, воспитанию чувства патриотизма, утверждению человеческого достоинства. Участвуя в проекте ребенок – дошкольник чувствовал себя значимым в группе сверстников, вносил свой вклад в общее дело, радовался успехам.

Список литература

  1. Александрова Е.Ю.Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.
  3. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.
  4. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.:Аркти, 2005.
  5. Дети военной поры (Вторая мировая, ВОв). Для дошкольников и младших школьников (5-7 лет). [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://kid-home-lib.livejournal.com/71646.html?thread=1083102
  6. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.
  7. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: 2006.
  8. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.
  9. Поговори с ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.p4c.ru/671


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»

Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны, для формирования социально –активной личности гражданина и патриота через совместную социально – полезную деятельность родителей, детей и педагогов...

Конспект НОД «Кем я буду, когда стану взрослым» по социально-коммуникативному и познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Тема НОД: «Кем я буду, когда стану взрослым»(образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», c применением техники коллажа)...

Проект для подготовительной к школе группы "Я помню, я горжусь"

Патриотическое воспитание - основа нравственного воспитания подрастающего поколения, основная задача нашего времени. Начиная с детства у ребенка должны быть сформированы элементы гражданственности, па...

Познавательный проект в подготовительной к школе группе "Профессии наших родителей"

Познавательный проект в подготовительной к школе группе "Профессии наших родителей"...

Познавательный проект в подготовительной к школе группе «Скоро в школу я пойду»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет....

Проект в подготовительной к школе группе на тему "Будь здоров"

Формирование здорового образа жизни является актуальной проблемой в современном обществе...