Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
Цель: расширение знаний детей о свойствах воздуха
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
3. Расширять словарный запас детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;
2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
3. Соблюдать правила поведения в лаборатории.
Методы и приемы: Словесный, наглядный: показ иллюстраций, показ способа действия; практический: опыты и эксперименты.
Оборудование и материалы:
Целлофановые пакеты на каждого ребенка, палочки на каждого, стаканы с водой на каждого ребенка, трубочки на каждого, апельсин, лук,. чеснок, крышечки, баночки и колпачки на каждого ребенка. Схемы опытов.
Предварительная работа:
Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,
Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы.
Ход занятия:
Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).
Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)
1.Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг). Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
-Дети, мы видим, что воздух в пакете?
Вывод: воздух бесцветный.
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Шипение, воздух выходит).
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)
2.Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
Физкультминутка. «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо,
(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)
Закачалось деревцо,
(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево).
Ветерок всё тише, тише,
(замедлять раскачивание)
Деревцо всё ниже, ниже
(приседать, постепенно опуская руки).
Воспитатель: молодцы отдохнули немного, а теперь продолжим дальше наше исследование.
3. Эксперимент «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Воспитатель: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Мы с вами наблюдали на улице когда качаются деревья - их заставляет ветер
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
4. Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей).
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить.
Воспитатель: Каждому из вас предлагаю взять баночку с цифрой «1», и ощутить аромат. Чем же пахнет? (апельсином).
Воспитатель: Теперь возьмите баночку с цифрой «2». (чесноком).
Воспитатель: Чем пахнет воздух в этих баночках? (ответы).
Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг). А как вы думаете, тонут ли эти предметы в воде? Что бы это проверить, мне нужны еще три участника.
5. Эксперимент: «ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ.»
Воспитатель предлагает опустить предметы в воду. Дети опускают в воду игрушки, внутри которых есть воздух и наблюдают, что они не тонут в воде. Далее дети погружают не надувные предметы и так же наблюдают за происходящим. Делают вывод.
Вывод: Воздух легче воды! Поэтому предметы в которых есть воздух не тонут. Но! Будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится? (он может утонуть).
Воспитатель: Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на мои утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
-воздух окружает нас со всех сторон.
–воздух имеет цвет.
-воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
-человек может жить без воздуха.
-ветер – это движение воздуха.
-воздух тяжелее воды.
Воспитатель: Молодцы, ребята! На этом наши эксперименты закончены.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? А что вам понравилась больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности...
Конспект НОД в старшей группе. Опыты и эксперименты. «Воздух вокруг нас».
Опыты и эксперименты...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ЭКОЛОГИИ «ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ»
· Этот конспект поможет закреплению знаний детей о свойствах воздуха; способствовать расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений...
Конспект по познавательной деятельности в старшей группе: «Поможем Незнайке». (Эксперименты с воздухом)
Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....
Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух»
Развиваем у детей интерес к познавательной деятельности и экспериментированию....
Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
Цель: расширение знаний детей о свойствах воздуха...
Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
Расширение знаний детей о свойствах воздуха...