Юные исследователи из детского сада «Ромашка».
статья по окружающему миру (старшая группа)
В данной статье рассказывается о проводимой исследовательской работе педагога с детьми дошкольного возраста., о ее значении в развитии мышления, любознательности, в формировании речи в позновательно-исследовательских действиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_issledovateli.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Юные исследователи из детского сада «Ромашка».
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги…».
В.А.Сухомлинский
Исследовать, открыть, изучить — это предполагает выполнить шаг в то, что неизведанно. Дети с самого своего рождения являются первооткрывателями окружающего мира и самостоятельными экспериментаторами, потому что им надо познать и понять все взаимосвязи окружающего, постичь причины всего происходящего в мире природы и в жизни людей. У них всегда множество вопросов, на которые они моментально хотят получить ответ. Мир детей представляет собой удивительный мир — мир почемучек. Конечно, мы взрослые всегда рядом и помогаем малышу делать открытия с самых первых дней его жизни, отвечаем на все «почему?», «зачем?», знакомим с явлениями в природе, передаем свой опыт и знания. Родитель и педагог это те люди, которые вдохновляют, организуют и направляют познавательную деятельность ребенка на определенных этапах его жизни.
Я, Трунаева Альбина Сергеевна, воспитатель в МБДОУ ДСОВ №6, имея опыт работы с детьми, считаю, что существенную роль в развитии у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и к природе, играет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме наблюдения с использованием художественного слова, и в форме экспериментирования. Известный ученый психолог Л.С. Выготский писал, что «чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». Поэтому я решила использовать в своей педагогической работе метод проектной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Я хочу помочь детям освоить окружающий их мир не энциклопедично, а самостоятельно научиться проявлять любопытство и самим добывать для себя знания. Ребята из моей группы «Гномики» всегда очень активные и любознательные, а особенно в старшем подготовительном к школе возрасте. Чтобы дети самостоятельно могли найти ответы на все свои вопросы, мы начали в ДОУ исследовательскую деятельность. Я разработала и внедрила экологический познавательно-исследовательский проект «Жизнь насекомых осенью» участниками, которого стали дети и родители и педагог.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Мы наблюдали с детьми за происходящими изменениями в природе и в жизни насекомых, слушали и учили стихи «…пролетают паутинки с паучками в серединке…Все летит должно быть это улетает наше лето». И тут же у ребят возник вопрос: «А почему летит паутина осенью, с чем это связано?» Мы обратились к энциклопедиям, к русскому народному фольклору, изучив народные приметы, поговорки и загадки о насекомых, искали ответы в рассказах писателей натуралистов М.М.Пришвина, В.В. Бианки. Ребятам очень понравилась сказка-быль писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка «Жила-была последняя муха», где увидели реальные события в жизни этого насекомого, происходящие осенью, украшенные художественным словом. Мы вместе создали фото альбом с изображением насекомых снятыми детьми на территории детского сада, провели групповую конференцию юных натуралистов «Куда исчезают насекомые осенью». Наша осенняя исследовательская работа вдохновила нас и родителей на творчество. В группе была открыта детская выставка «Насекомые из осенних листьев», а так же подготовили сказку спектакль «Муха-Цокатуха» по сказке К. Чуковского. Родители изготовили для детей костюмы, очень яркие и неповторимые были бабочки , муравей и жук, стрекоза и блошка, муха с пауком, а главный герой Комар был просто неотразим в своем гусарском костюме. Самое главное этот проект привил детям навыки экологически грамотного отношения к насекомым в природе и в повседневной жизни.
Особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности, является — экспериментирование. Детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребёнком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности — от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём.
Мы педагоги дошкольного образования готовим дошколят к школьной, шумной, бурной и интересной жизни. Нам необходимо научить будущего первоклассника мыслить творчески, помочь находить ответы на все вопросы, устанавливая причинно-следственные связи, учить докапываться до истины, помочь стать любознательным и уверенным будущим первоклассником.
Так у нас в МБДОУ ДСОВ №6 в подготовительной группе №7 «Гномики» открыло свою работу научно- исследовательское Общество «Чистые ладошки». Любознательные ребята решили узнать, почему так необходимо мыть руки с мылом, как раньше люди обходились без него. Решили доказать всем не любителям мыла его важную роль в жизни человека. Вместе со мной, с воспитателем изучили много умных энциклопедий и книг и провели опыты и эксперименты: «Как работает мыло» избавляет нас от грязи и микробов, «Приготовление первого мыльного раствора – Щелока», испробовав его качество, изучили процесс мыловарения, нашли полезные составляющее для своего рецепта приготовления мыла, что бы детям в детском саду была от него радость и польза. Опыты всё подтвердили: у маленького мыла есть волшебная сила. Получилось первое открытие, все не любители чистых рук были повержены. Мои ребята, юные исследователи детского сада №6 «Ромашка» были впервые приглашены 8 февраля на праздник «День науки» и стали участниками в городской научной исследовательской конференции «Мир науки глазами детей» на базе СОШ №4 г. Ейска. Выступали со своей научно-исследовательской работой «Волшебная сила маленького мыла»: Илья Лепетуха, Мария Лунева и Михаил Вячин и стали победителями ПЯТОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МИР НАУКИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» в городе Ейске!
Впереди ждет ребят еще много открытий и новых знаний с новыми наставниками - учителями!
Воспитатель МБДОУ ДСОВ №6 г. Ейска Трунаева Альбина Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Ребенок исследователь в детском саду"
В консультации рассказывается как в домашних условиях можно экспериментировать с детьми....
Публичный отчет МБДОУ КАйского детского сада "Ромашка" 2012-2013 гг
Публичный отчет общеобразовательного учреждения – эффективное средство обеспечения информационной открытости и прозрачной оценки общеобразовательного учреждения...
Сценарий развлечения на воде « В кругу друзей» для детей подготовительных групп детских садов «Ромашка» и «Росинка»
Данный сценарий развлечения представлен для инструкторов (руководителей) физической культуры в бассейне ДОУ. Так через привлекательные формы двигательной активности можно организовать активный отдых д...
Информация об итогах работы СП детского сада «Ромашка» за 2012-2013 учебный год
Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна...
Из опыта работы МБДОУ детского сада "Ромашка" г.Урень Нижегородской области"Формирование нравственных чувств и качеств у детей дошкольного возраста"
Описание работы педагогов ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию...
Сценарий праздника 8 Марта в средней группе детского сада «Ромашка»
Персонажи:Ведущий – воспитатель средней группыБаба-Яга – сотрудники детского садаСкворец – ребенок из старшей или подготовительной группыВсе дети средней гуппы Под музыку дети входят в зал.Ведущи...
Диагностика в старшей группе (5-6 лет) МБДОУ Детского сада "Ромашка" с.Теве-Хая Дзун-Хемчикского района РТ
Мониторин достижения результатов освоения Программы детьми в старшей группе(с 5 до 6 лет)...