Юные исследователи из детского сада «Ромашка».
статья по окружающему миру (старшая группа)

Трунаева Альбина Сергеевна

В данной статье рассказывается о проводимой исследовательской  работе педагога с детьми дошкольного возраста., о ее значении в развитии мышления, любознательности, в формировании  речи в позновательно-исследовательских действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_issledovateli.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

                Юные исследователи из детского сада «Ромашка».

                        «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги…». 

В.А.Сухомлинский

           Исследовать, открыть, изучить — это предполагает выполнить шаг в то, что неизведанно. Дети с самого своего рождения являются первооткрывателями окружающего мира и самостоятельными экспериментаторами,  потому что им надо познать и понять все взаимосвязи окружающего, постичь причины всего происходящего в мире природы и в жизни людей. У них всегда множество вопросов, на которые они моментально хотят получить ответ. Мир детей представляет собой удивительный мир — мир почемучек. Конечно, мы взрослые всегда рядом и помогаем малышу делать  открытия с самых первых дней его жизни, отвечаем на все «почему?», «зачем?», знакомим с явлениями в природе, передаем свой опыт и знания. Родитель и педагог это те люди, которые вдохновляют, организуют и направляют познавательную деятельность ребенка  на определенных этапах его жизни.

         Я, Трунаева Альбина Сергеевна, воспитатель в МБДОУ ДСОВ №6, имея опыт работы с детьми,  считаю, что существенную роль в развитии у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и к природе, играет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме наблюдения с использованием художественного слова, и в форме экспериментирования. Известный ученый психолог  Л.С. Выготский  писал, что  «чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». Поэтому я решила использовать в  своей педагогической работе метод проектной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Я хочу помочь детям освоить окружающий их мир не энциклопедично, а самостоятельно научиться проявлять любопытство и самим добывать для себя знания. Ребята из моей группы «Гномики» всегда  очень активные и любознательные, а особенно в старшем подготовительном к школе возрасте. Чтобы дети самостоятельно могли найти ответы на все свои вопросы, мы начали в ДОУ исследовательскую деятельность. Я разработала и внедрила экологический познавательно-исследовательский проект «Жизнь насекомых осенью» участниками, которого стали дети и родители и педагог.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Мы наблюдали с детьми за происходящими изменениями в природе и в жизни насекомых, слушали и учили стихи «…пролетают паутинки с паучками в серединке…Все летит должно быть это улетает наше лето». И тут же у ребят возник вопрос: «А почему летит паутина осенью, с чем это связано?» Мы обратились к энциклопедиям, к русскому народному фольклору, изучив народные приметы, поговорки и загадки о насекомых, искали ответы в рассказах писателей натуралистов М.М.Пришвина, В.В. Бианки. Ребятам очень понравилась сказка-быль писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка «Жила-была последняя муха», где увидели реальные события в жизни этого насекомого, происходящие осенью, украшенные художественным словом. Мы вместе  создали фото альбом с изображением насекомых снятыми детьми на территории детского сада, провели групповую конференцию юных натуралистов «Куда исчезают насекомые осенью». Наша осенняя исследовательская работа вдохновила нас и родителей на творчество. В группе была открыта детская выставка «Насекомые из осенних листьев», а так же подготовили сказку спектакль «Муха-Цокатуха» по сказке К. Чуковского. Родители изготовили для детей   костюмы, очень яркие и неповторимые были бабочки , муравей и жук, стрекоза и блошка,  муха с пауком, а главный герой Комар был просто неотразим в своем гусарском костюме.  Самое главное  этот проект привил детям  навыки экологически грамотного отношения к насекомым в природе и  в повседневной жизни.

         Особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности, является — экспериментирование. Детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребёнком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности — от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём. 

           Мы педагоги дошкольного образования готовим  дошколят к школьной, шумной, бурной и интересной жизни. Нам необходимо   научить будущего первоклассника  мыслить творчески, помочь находить ответы на все вопросы, устанавливая причинно-следственные связи, учить докапываться до истины, помочь стать любознательным и уверенным будущим первоклассником.

      Так у нас в МБДОУ ДСОВ №6 в подготовительной группе №7 «Гномики» открыло свою работу научно- исследовательское Общество «Чистые ладошки». Любознательные ребята решили узнать,  почему так необходимо мыть руки с мылом, как раньше люди обходились без него. Решили доказать всем не любителям мыла его важную роль  в жизни человека.  Вместе со мной, с  воспитателем изучили много умных энциклопедий и книг и провели опыты и эксперименты: «Как работает мыло» избавляет нас от грязи и микробов, «Приготовление первого мыльного раствора – Щелока», испробовав его качество, изучили процесс мыловарения, нашли полезные составляющее для своего рецепта приготовления мыла, что бы детям в детском саду была от него радость и польза. Опыты всё подтвердили: у маленького мыла есть волшебная сила.  Получилось первое открытие, все не любители чистых рук были повержены. Мои ребята, юные исследователи детского сада №6 «Ромашка» были впервые приглашены 8 февраля на праздник «День науки» и стали участниками  в городской научной исследовательской конференции «Мир науки глазами детей» на базе СОШ №4 г. Ейска. Выступали со своей научно-исследовательской работой «Волшебная сила маленького мыла»: Илья Лепетуха, Мария Лунева и Михаил Вячин и стали победителями ПЯТОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МИР НАУКИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» в городе Ейске!

Впереди ждет ребят еще много открытий и новых знаний с новыми наставниками - учителями!

Воспитатель МБДОУ ДСОВ №6 г. Ейска Трунаева Альбина Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ребенок исследователь в детском саду"

В консультации рассказывается как в домашних условиях можно экспериментировать с детьми....

Публичный отчет МБДОУ КАйского детского сада "Ромашка" 2012-2013 гг

Публичный отчет общеобразовательного учреждения  – эффективное средство обеспечения информационной открытости и прозрачной оценки общеобразовательного учреждения...

Сценарий развлечения на воде « В кругу друзей» для детей подготовительных групп детских садов «Ромашка» и «Росинка»

Данный сценарий развлечения представлен для инструкторов (руководителей) физической культуры в бассейне ДОУ. Так через привлекательные формы двигательной активности можно организовать активный отдых д...

Сценарий праздника 8 Марта в средней группе детского сада «Ромашка»

Персонажи:Ведущий – воспитатель средней группыБаба-Яга – сотрудники детского садаСкворец – ребенок из старшей или подготовительной группыВсе дети средней гуппы Под музыку дети входят в зал.Ведущи...

Диагностика в старшей группе (5-6 лет) МБДОУ Детского сада "Ромашка" с.Теве-Хая Дзун-Хемчикского района РТ

Мониторин достижения результатов освоения Программы детьми в старшей группе(с 5 до 6 лет)...