Консультация: "Духовные мотивы русской живописи"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)
Консультация: "Духовные мотивы русской живописи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_duhovnye_motivy_russkoy_zhivopisi.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 21 г. РОССОШИ
Консультация – презентация
«Духовные мотивы русской живописи.
Рассматриваем, рассуждаем, вдохновляемся.»
РМО «Духовно нравственное воспитание»
Подготовила воспитатель:
Безуглова Людмила Григорьевна
2022 – 2023 уч.год
Духовные мотивы русской живописи.
Рассматриваем, рассуждаем, вдохновляемся.
Духовно – нравственное воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно - смысловой сферы посредством сообщения ей духовно - нравственных ценностей.
Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги.
Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно занятия эстетического цикла должны восполнить этот пробел.
Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»
Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.
Программа по духовно-нравственному воспитанию включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании детей, такие как темы «материнства», «мудрость старости», где дети выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки. Также важна тема сопереживания, которая помогает малышам понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания.
Изобразительному искусству принадлежит особое место среди духовно и эстетических ценностей – они сохраняют образы как существующих, так и давно исчезнувших, явлений и объектов природы и общества для новых поколений. Рассматривание картин, репродукций художников формирует у детей умение самостоятельно рассуждать, влияет на чувственное восприятие ребенком окружающей среды, побуждает понимать эмоциональное состояние людей, животных. Дети учатся понимать гармонию природы, познают культуру и историю России, усваивают нормы поведения и духовные ценности, принятые в обществе, знакомятся с бытом и трудом людей в различных сферах деятельности, особое место живопись занимает в развитии речи.
Знакомство с картинами помогает показать детям богатство и многообразие содержания произведений изобразительного искусства и содействует проявлению интереса к ним. Формирует представление о красоте на основе получения первых художественных впечатлений. Ведь произведения изобразительного искусства являются неиссякаемым источником красоты.
Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины.
Перед взрослыми ставятся следующие задачи:
- Создать условия для психического, нравственного, эстетического развития;
- Научить детей видеть прекрасное вокруг себя;
- Научить детей видеть сходство скульптуры и архитектурных объектов с природой;
- Привить желание самостоятельно проявлять свои творческие способности;
- Продолжать знакомить детей с изобразительным искусством, совершенствовать их умения в рисовании, лепке, аппликации.
Начиная со средней группы, в работе с детьми для ознакомления с живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны), передает характер людей, повадки животных. Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник в своей работе (радость, грусть).
Слайд 2
В дошкольном возрасте прежде всего нужно научить ребенка внимательно смотреть на картины. Идеальная работа для восприятия малышей – это «Богатыри».
Сюжет этой картины, которую очень любил художник, расскажите в виде сказки: «Жили-были три богатыря. Звали их Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. И они охраняли свои земли от нашествия врагов. И однажды вышли они в поле и…». Тут можно спросить ребят, как они думают: видят они врагов или нет? Обратите внимание малышей на то, как выдвинут меч, приготовлена стрела, как смотрят герои картины – в общем, подтолкните их к выводу, что неприятель где-то рядом. Пофантазируйте вместе, а что будет происходить дальше. Предложите ребятам подумать, чем похожи и чем отличаются былинные герои, какие у них характеры.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
Слайд 3
А вот ещё заступник земли русской: Александр Невский.
Народный художник СССР Павел Дмитриевич Корин
начал работать над картиной осенью 1942 года. В трудный, грозный час истории человечества художник обратился к образу, который олицетворял для него доблесть, славу и непобедимость России. Картина писалась под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Она была призвана вызвать в душах зрителей подъём и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался и как бы несметны были его полчища.
Сила воздействия созданного образа оказалась такова, что репродукции «Александра Невского» украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. А огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Великий Новгород, была установлена у въезда в город.
«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» – эту фразу произносит Александр Невский в финале фильма Эйзенштейна, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. В советское время особо не афишировалось, что источник этого высказывания – Священное Писание («Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» – Матф. 26:51– 52,
Слайд 4
В основе творчества Юрия Петровича Пантюхина заложена искренняя и глубокая любовь к Отечеству с героическим прошлым его народа, красота и духовность подвига. Александр Невский стоит на возвышении. Его гордая фигура облачена серебристого цвета доспехи, на плечи накинут красный плащ как символ княжеской святой власти. Его молодое лицо выражает спокойствие и уверенность, его голову венчает шлем, что подтверждает готовность Александра к битве. Произведение наполнено чувством патриотизма, верой в народную силу.
Слайд 5
Серов Владимир Александрович – советский живописец и график. В годы войны, как и многие патриоты, обратился к преданиям о героическом прошлом нашей Родины. Его большая многофигурная историческая картина «Ледовое побоище» (1942), написана в блокадном Ленинграде, она посвящалась 700-летию разгрома тевтонских рыцарей на льду Чудского озера. На полотне показан кульминационный момент сражения: преследуемые воинами Александра Невского спасаются бегством закованные в броню рыцари. Под их тяжестью ломается лёд Чудского озера, погребая в тёмных водах непрошеных гостей.
«Ещё в дни блокады я начал работать над большой картиной «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища», посвящённой славе русского оружия, – вспоминал художник. – Работал более двух лет, с любовью и большим напряжением. Картина дала мне некоторые радости и много разочарований.»
Картина впечатляет и размахом, и прорисовкой деталей. Снежная, вьюжная весна. Князь-победитель на вороном коне въезжает в освобождённый город. Мы видим пленных рыцарей и ликующих русских мальчишек. Войско степенно движется под знамёнами. Город встречает героев колокольным звоном и всеобщим восторгом. Воспевая славную победу русского оружия, автор проводит параллель с современными ему событиями – разгромом гитлеровцев под Москвой. От картины веет словом “Победа!”. Художник создал ее в 1945 году, когда наша страна праздновала Победу над фашисткой Германией. Картина Серова как будто олицетворяет эту Победу, Александр Невский и его дружина были такими же бесстрашными и непобедимыми, как советская Армия.
Великий князь и полководец прославился победами над шведами, немцами и литовцами в 13 веке. Он сумел сохранить независимость России от посягательств со стороны стран Запада. Русская православная церковь признала Александра Невского святым.
Слайд 6
Также в этом возрасте можно полюбоваться пейзажами, такими понятными и яркими.
Рассмотрите с детьми «Золотую осень» Исаака Левитана. Спросите у них: почему это осень, к какому ее периоду относится пейзаж, какие цвета использовал художник, какое настроение вызывает картина.
Для сравнения можно рассмотреть картину Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень».
Художник рассказал о красоте небольшого кусочка осеннего леса.
- Что мы видим на переднем плане? Усыпанная ажурными листьями земля, два старых клена с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых кленов. Но что-то еще интересное заметил в этом уголке наблюдательный глаз художника. Да, две сороки, скачущие по тропинке. Сороки-белобоки что-то рассказывают друг другу, какие-то новости о лесе и его обитателях. Мы видим легкую беловатую туманную дымку. Это раннее утро. Тихо и спокойно в лесу. Художник рассказал нам о том, как красив даже небольшой кусочек леса осенью. Так и хочется побывать в таком лесу. Чем похожи и чем различаются картины?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
Иван Бунин
Слайд 7
- Посмотрите на зимний лес, Ивана Ивановича Шишкина, и расскажите о нем, какой он? Большой, дремучий, непроходимый.
- А что это за деревья? Огромные ели, ветви у них расположены высоко. Художник писал картину, близко стоя к деревьям, поэтому их вершины и не видны.
- А есть ли маленькие елочки?
Ели на опушке —
До небес макушки —
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки —
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
Токмакова И.
- А что это лежит на земле под снегом? Да, это упавшие деревья.
- Много ли снега в лесу? Какой он? Какого цвета? Кругом — стена деревьев, поэтому снег слегка коричневатый, кремовый, а в глубокой тени голубоватый. Мы с вами стоим очень близко к огромным елям, поэтому вершин деревьев не видим. Перед нами только их огромные коричневатые стволы, которые кажутся теплыми, живыми. Посмотрите-ка внимательно: есть ли в лесу еще кто-то живой? Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.
- А как бы вы назвали этот лес? «сказочный», «очарованный», «заснувший».
Слайд 8
После зимы наступает весна. И мы смотрим на картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
Детям можно рассказать такую историю.
Однажды художник пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Он радовался весне, прилету грачей. И написал картину, которую так и назвал — «Грачи прилетели».
Вопросы по картине.
- Что же интересного увидел художник? Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.
- Расскажите о грачах. Что они делают? Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Как много грачей и больших грачиных гнезд!
- Какие же деревья выбрали грачи? Расскажите о них. В центре нарисована старая корявая береза, рядом с ней еще одна, а сбоку, справа, несколько молодых стройных березок. Кажется, что их голые ветви ожили, потеплели, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Художник нарисовал березы в центре, крупно; мы видим их во весь рост потому, что полотно картины расположено вертикально.
- Как вы думаете, почему грачи выбрали это место для своих гнезд? Здесь спокойно: это окраина небольшого села. Мы видим забор, за ним несколько низких деревянных домов и старую белокаменную церковь с колокольней, а дальше — поля с еще лежащим кое-где потемневшим снегом.
- Расскажите о снеге. Какой он? Он потемнел, стал рыхлым, серым, грязноватым. Местами снег подтаял: мы видим лужицу, есть проталинки и у корней берез и в других местах.
- А есть ли на картине солнце? Как вы догадались? Да, солнышко чуть просвечивает сквозь облака, оно еще неяркое. Мы видим это по теням от берез на снегу. А что можно сказать о небе? Какое оно? Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Как бы вы назвали эту картину?
- Что чувствуется в картине? Радость пробуждения природы, трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны и легкая печаль по уходящей зиме.
Слайд 9
Вот ещё одна картина о весне.
«Март» — известная картина, написанная Исааком Ильичом Левитаном в 1895 году. На холсте изображен ясный, солнечный день в самом начале весны. Повсюду ещё лежит снег. Но яркое весеннее солнце уже ласкает землю и деревья. Под его тёплыми лучами снежный покров на переднем плане съёжился, стал рыхлым, ноздреватым. Весна уверенно вступает в свои права. Произведение отражает множество деталей пробуждающейся от зимнего сна природы, наполнено атмосферой ликования, светом и яркими красками.
Вскрылись
Чёрные дороги
Солнце греет горячо,
Но в сугробе,
Как в берлоге,
Марту
Дремлется легко.
По нему ещё
На лыжах
Пробегают смельчаки.
Спит он сладко
И не слышит,
Что смеются ручейки.
Слайд 10
Для знакомства детей с натюрмортами, можно взять работы: Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне» и Ильи Ефимовича Репина «Яблоки и листья». Сравнить два натюрморта, найти сходства и различия.
Вопросы:
- Что на картинах нарисовано?
- Какие они?
- Какого цвета на картинах очень много?
- Чем отличаются картины?
- Какое настроения дарят нам эти картины?
Что за яблочко! Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто мёдом налилось,
Видны семечки насквозь.
Николай Романов
Слайд 11
Ещё с одним натюрмортом можно познакомить детей.
Петром Петровичем Кончаловский «Сирень в корзине».
После рассматривания картины и беседы предложить детям самим нарисовать сирень.
Слайд 12
Также для сравнивания, детям, можно предложить два портрета.
Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» Портрет Верочки Мамонтовой 1887г и портрет Андрея Андреевича Мыльникова «Верочка» 1964г.
Первая картина выражает свежесть яркого летнего дня и беззаботность прекрасного детства.
Вторая - светлые тона и их гармония, создают настроение внутреннего равновесия и душевной чистоты девочки.
Слайд 13
Также мы знакомим детей с бытом и традициями русского народа, с нашими праздниками. Рождеством. Для этого я подобрала картины Алексея Корина «Рождественская ёлка», Алексея Транковского «Святки».
Ангел с неба к вам спустился
И сказал: «Христос родился!»
Мы Христа пришли прославить,
А вас с праздником поздравить.
Слайд 14
Проводы Зимы.
Провожайте зиму с благодарностью,
Ведь она дарила отдых всем:
И земле, и людям; детям – шалости,
А теперь уходит насовсем.
Погрустили, и довольно этого -
Наступает юная весна;
Под лучами солнышка согретая,
Голосами птиц поет она.
К этой теме подходят такие картины как Василий Иванович Суриков "Взятие снежного города", 1891 г.
С. Кожин. Масленица. "Проводы зимы. Россия XVII век", 2001 г.
Конец зимы, у православного народа означает – начало великого поста.
Слайд 15
После семи недельно поста, народ празднует Светлую Пасху.
Самый славный день в году,
Я его с любовью жду,
Чтоб услышать средь небес:
— Чудо есть — Христос Воскрес!
Праздник Светлой Пасхи испокон веков является особенным днём для всех православных людей. Для каждого из нас Пасха имеет свой индивидуальный визуальный образ. Для кого-то это родительский дом и деревенская церковь, для кого-то — куличи на белой накрахмаленной скатерти и крашеные яйца, для кого-то — весенний солнечный день, веточки вербы и нежная зелень первой листвы.
Неудивительно, что Пасха нашла свое отражение в работах многих художников. Предлагаю взглянуть на Светлый Праздник их глазами и еще раз убедиться, что при общем понимания сути праздника, для каждого Пасха своя.
Прилетели птицы, радостью блистая:
Светлая седмица, праздничная стая!..
А у нас куличик — золотая корка!
Крашеных яичек на подносе горка!..
Монах Лазарь
Слайд 16
Вербное воскресенье и Пасха глазами художницы Марии Лазаревой.
Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Гудят колокола.
Немолчно в Божьих храмах
Поют «Христос Воскрес!»
И звуки дивной песни
Доходят до небес.
А.Н.Плещеев
Заключение
Приобщая детей к истокам русской культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Подвиг воина-защитника в произведениях русской живописи" в подготовительной группе.
Рассказать детям о Великой Отечественной войне, что она была освободительная, велась во имя мира, процветания благополучия нашей Родины; о том, как героев войны воспевали в своих произведениях художни...
Презентация "Образ Преподобного в русской живописи"
Святость Сергия Радонежского, подтвержденная чудотворениями на его могиле, была признана сразу же после его смерти. И очень скоро было создано не только житие, но появились и живописные образы э...
НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНЬЯ Женские образы в русской живописи
Материал педназначен для педагогов, и может быть использован на педчасах, как консультация или Педагогическая Гостиная. В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема ...
"Осень в русской живописи"
Предлагаемое интегрированное занятие помогает детям увидеть осень во всём её великолепии и понять: всё, что мы видим, чувствуем, о чём переживаем, можно передать разными средствами:словами, красками и...
Открытое интегрированное занятие по художественному творчеству. Тема: Приобщение к искусству. «Зимние мотивы в живописи и музыке «Чародейкою – зимою…»
Показать детям разнообразие видения образов зимы великими мастерами искусства....
Презентация: "Духовные мотивы русской живописи"
Презентация : "Духовные мотивы русской живописи"...
Презентация: "Духовные мотивы русской живописи"
На рубеже русской Земли богатырской заставой стоят три главных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!Не скакать врагам по нашей Земле!Не...