Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Транспорт"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

познакомить детей с видами и назначением, историей возникновения транспорта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.odt10.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ на тему «Транспорт»

Цель: Расширять представления о видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный); познакомить с профессиями людей, работа которых связана с данными видами транспорта.

Задачи: Познакомить детей с историей развития автомобильного транспорта; закреплять знания детей о современном транспорте; Совершенствовать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь, а также пополнить его такими новыми словами, как: колесница, карета, паровая машина, «самодвижущийся автомобиль».

Предварительная работа: рассматривание картинок о транспорте, повторение видов транспорта, профессий связанных с транспортом; составление описательного рассказа о различных видах транспорта.

Ход занятия:

Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от ребят из Солнечного города.

«Здравствуйте ребята, пишут вам Винтик и Шпунтик. Как вы помните, мы очень любим ремонтировать машины, но после того, как мы неудачно попутешествовали на воздушном шаре и полежали в больнице, мы все-все забыли. Помогите нам вспомнить виды транспорта, пожауйста и расскажите все, что о нем знаете.

-  Поможем Винтику и Шпунтику? Тогда давайте для начала  расскажу вам, как появился транспорт и каки он был в давние времена.

Много, много лет тому назад  люди носили грузы на себе, таскали  по земле. Потом, чтобы передвинуть груз стали подкладывать брёвна и толкать их длинными палками. Это было очень тяжело. И тогда человек изобрёл колесо, с чего всё и началось.

Люди построили повозки на сплошных деревянных колёсах. Их медленно тащили по дорогам быки и волы. Чтобы быстрее ехать, в повозки стали впрягать лошадей – так родилась колесница, но на колеснице было ездить неудобно, т. к. она была неустойчивая, и ездить на ней можно было только стоя. Позже колесницы заменили каретами. Четырёхколёсные, закрытые, они могли перевозить много людей, их вещи. Но на большие расстояния кареты без остановок ездить не могли, потому что лошади уставали, не могли обходиться без пищи и воды, люди тоже уставали от тряской езды. Появилась паровая машина. И это необычное изобретение человек назвал «автомобиль», что значит, сам движется – «самодвижущийся». Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного, остановится – это значит, пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины и работать кочегаром – разжигать топку и кипятить воду. С тех пор такого водителя – кочегара стали называть шофёром. Такая машина тоже была неудобна, т. к. топилась дровами, котёл мог взорваться, что создавало опасность для шофёра и пешеходов. Поэтому вскоре на смену паровой машине пришёл первый автомобиль, у которого был мотор, и он заправлялся бензином. У этой машины колёса были разные: два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо. На ней мог ездить только один шофёр, который с помощью ручки управлял автомобилем. Позже у автомобиля появилась крыша, колёса сделали одинаковыми по размеру, и их стало четыре. Для прочности деревянные колёса со спицами обтянули железными обручами, но не было не дверей, не стёкол и они часто ломались. Постепенно у машин появились двери, стёкла, они стали перевозить больше пассажиров, но, самое главное, на колёса надели резиновые надувные шины. С каждым годом бензиновых автомобилей становилось всё больше. Менялся их внешний вид, улучшалась конструкция, возросла скорость движения, машины стали более удобными, как для шофёра, так и для пассажиров.

А теперь, ребята, ответьте , какие бывают виды транспорта в зависимости от того, по чему он передвигается? (наземный, водный, воздушный).

Как мы называем транспорт, который перевозит пассажиров? (пассажирский). Какие виды пассажирского транспорта вы знаете?

Как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой).

Ребята, из каких частей состоит автомобиль, грузовая машина, пасажирский наземный транспорт?

руль из пластмассы (какой) - пластмассовый.

дверца из метала (какая) -металлическая.

колесо из резины (какое) - резиновое.

сидение, обшитое кожей (какое) -кожаное.

- Ребята, а теперь давайте составим описательный рассказ про грузовик:

Это грузовик. Он относится к наземному виду грузового транспорта.  У него 4 колеса, кабина, мотор, кузов. Сделан он из металла. Грузовик работает с помощью бензина. Он перевозит грузы. (кирпичи, песок, овощи, доски)

Управляет грузовиком водитель.

Ребята, на дорогах очень много транспорта. Какие правила должны соблюдать водители, чтобы не попасть в аварию? А пешеходы какие правила должны соблюдать?

Физкультминутка

Ребята, я называю транспорт, если это наземный вид — вы крутите руль. Если водный — плывете, если воздушный — делаем руками крулья самолета.

Ребята, как водный транспорт вы знаете? Воздушный?

Кто управляет машиной, самолетом, параходом, кораблем, велосипедом, трамваем, поездом?

Ребята, давайте сравним самолет и корабль: чем они отличаются, что у них общего?

Машину и велосипед.

Ребята, как называется транспорт — помощник, который приходит на помощь, если человек заболел или на дороге случилась авария, или где-то пожар? Какие виды специального транспорта вы знаете? Как можно узнать полицейсскую машину, машину корой помощи, пожарную машину?

Заключительная часть:

Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Как раньше перевозили грузы до появления машин?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям  представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе На тему «Правила дорожного движения»

Расширить представления детей о правилах дорожного движения.Рассказать о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика. Уточнить и закрепить знания детей о наз...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Путешествие на Черное море» (с элементами технологии ИКТ).

Программное содержание. 1. Способствовать расширению кругозора детей о Чёрном море, ознакомление с животным миром Черного моря. 2.  Обогащать словарный запас детей новыми терминами, спо...

конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Животные жарких стран" (с презентацией)

Конспект занятия в старшей группе на тему "Животные жарких стран" с указанием задач, целей, словаря, картинок для самостоятельной практической деятельности детей. Для поддержания интере...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Собираем урожай»

Закрепление с детьми понятие - урожай. Активизация речи по теме. Дидактические игры на закрепление данной темы....

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Предметы быта»

- обогащать представления об устройстве жилища русского человека;- способствовать установлению связей между уровнем развития культуры и благосостоянием человека;- воспитывать познавательный интерес к ...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Как животные помогают людям"

Домашние животные и птицы, их польза для людей...