Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Хлеб"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
по формированию целостной картины мира в старшей группе
по теме «Хлеб»
Задачи:
Познавательные:
- Формировать представления детей о том, кто и как выращивает хлеб;
- Расширять представления о многообразии хлебных продуктов;
- Обогащать словарь детей по теме «Хлеб»;
- Совершенствовать навыки речевого общения, закреплять навыки формирования самостоятельного высказывания, речевого творчества;
Развивающие:
- Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду работников сельского хозяйства.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход НОД:
1 часть: Вводная
Воспитатель:
Ребята! Послушайте загадки:
«Вырос в поле колоском, на столе лежит куском», «Пышный, мягкий, пропеченный. подрумяненный слегка, он с горбушкой золочёной шёл к тебе издалека». «Комковато. ноздревато, и губато, и горбато, и пресно, и кисло, и вкусно, и всем людям мило»( Ответ детей)
2 часть: Основная
Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о хлебе и о том, как хлеб приходит к нам на стол.
Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе со съедобными грибами и травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома , на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва – ячменя, потом пшеницы и ржи.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.
Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине.
Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел? Дети: Его покупают в магазине.
Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?
Дети: Из зёрен.
Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …
Дети: Тракторист.
Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые сеют, выращивают, убирают хлеб?
Ответ детей: Хлеборобы
Воспитатель: Правильно. Много людей - хлеборобов трудилось на полях. Из зёрен вырастали колосья, которые хлеборобы посеяли, а в каждом колоске много, много зёрен. Колоски от солнышка берут тепло, созревают, становятся золотыми.
Физкультминутка «Колоски»
Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами тоже превратимся в колоски.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)
Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим),
Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно… (показали на ладошке зёрнышко),
Посажу- ка в землю — пусть растёт оно! (присели на корточки).
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Собирает колосья.
В поле выходят комбайны, чтобы собрать урожай.
На машинах зерно везут на элеватор.
Это – это специальное помещение для хранения зерна. (Показ слайда с изображением элеватора) Здесь зерно очищают, проветривают. Элеватор – это зернохранилище для очистки и сушки зерна. – После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу.
Мельница – это здание со специальными приспособлениями для размола зерна. – Для чего нужно зерно перемалывать? (Для того чтобы получилась мука ,зерно нужно смолоть.)
Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице?
Ответ детей: Мельник.
Где пекут булки, батоны? (Булки, батоны пекут в пекарне.)
Кто их печет? Ответ (Пекарь)
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.
Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом? Дети: Хлебобулочные изделия.
Видите, какой долгий путь проделывает хлеб, прежде чем попадает нам с вами на стол. Как много людей разных профессий вкладывают в него свой труд. Поэтому необходимо бережно относиться к хлебу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и имеет разный вкус? (Ответы детей)
Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.
Игра «Какой колосок»
Колосок из зерна пшеницы (какой?) – пшеничный.
Колосок из зерна ржи (какой?) – ржаной.
Колосок из зерна овса (какой?) – овсяный.
Колосок из зерна гречихи (какой?) – гречишный.
Колосок из зерна ячмень (какой?) – ячменный.
Колосок из зерна кукурузы (какой?) – кукурузный.
Воспитатель: Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда»
Воспитатель:
Видите, какой долгий путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Как много людей трудится, чтобы каждый день хлеб был у нас на столе.
3 часть: Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе На тему «Правила дорожного движения»
Расширить представления детей о правилах дорожного движения.Рассказать о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика. Уточнить и закрепить знания детей о наз...
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Путешествие на Черное море» (с элементами технологии ИКТ).
Программное содержание. 1. Способствовать расширению кругозора детей о Чёрном море, ознакомление с животным миром Черного моря. 2. Обогащать словарный запас детей новыми терминами, спо...
конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Животные жарких стран" (с презентацией)
Конспект занятия в старшей группе на тему "Животные жарких стран" с указанием задач, целей, словаря, картинок для самостоятельной практической деятельности детей. Для поддержания интере...
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Собираем урожай»
Закрепление с детьми понятие - урожай. Активизация речи по теме. Дидактические игры на закрепление данной темы....
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Предметы быта»
- обогащать представления об устройстве жилища русского человека;- способствовать установлению связей между уровнем развития культуры и благосостоянием человека;- воспитывать познавательный интерес к ...
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Как животные помогают людям"
Домашние животные и птицы, их польза для людей...