Птицы, которые всегда с нами. консультация
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Птицы, которые всегда с нами.
Разговор о птицах. Знакомство с зимующими птицами и наблюдением за ними.
Цель: 1) познакомить детей с зимующими птицами и их питанием.
2) наблюдение за птицами и усвоение как они приспосабливаются к воздушно-наземной среде.
Ход занятия:
1) Педагог рассказывает детям, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. Это птицы перелетные, они улетели в тёплые страны, их зимой у нас не встретишь. А есть "зимующие птицы", которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Спросите малыша, каких птиц он видит во дворе и зимой, и летом. Например: воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки. Это птицы зимующие. Но есть и такие, что прилетают к нам только зимой. Это птицы - гости, их ещё называют "кочующими". Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далёкого холодного севера. Наши зимние гости — это чечётки, свиристели, клёсты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клёсты - шишками, а чечётки - семенами. Для них наша средняя полоса как будто юг.
Почему же зимующие птицы не улетели от нас в тёплые края, как это сделали перелётные птицы? Выслушайте любые предположения ребёнка. А после подскажите: "Что нужно и людям, и птицам чтобы выжить? Да, это еда. Что едят птицы, которые от нас улетели? Насекомых. Есть ли насекомые зимой? Куда они делись? Чтобы случилось с перелётными птицами, если бы они не улетели на юг? Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых!" Оказывается, перелётным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие страны. А зимующие птицы питаются шишками, ягодами, семенами и могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму. В процессе наблюдений за питанием зимующих птиц, дети убеждались в том, что некоторые птицы переходят на смешанное питание: синицы, воробей, дятел, а галки и вороны клюют все, что найдут, поэтому их называют всеядными. На основе этого дети делали свои выводы: зимуют те,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_kotorye_vsegda_s_nami.docx | 192.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Птицы, которые всегда с нами.
Разговор о птицах. Знакомство с зимующими птицами и наблюдением за ними.
Цель: 1) познакомить детей с зимующими птицами и их питанием.
2) наблюдение за птицами и усвоение как они приспосабливаются к воздушно-наземной среде.
Ход занятия:
1) Педагог рассказывает детям, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. Это птицы перелетные, они улетели в тёплые страны, их зимой у нас не встретишь. А есть "зимующие птицы", которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Спросите малыша, каких птиц он видит во дворе и зимой, и летом. Например: воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки. Это птицы зимующие. Но есть и такие, что прилетают к нам только зимой. Это птицы - гости, их ещё называют "кочующими". Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далёкого холодного севера. Наши зимние гости — это чечётки, свиристели, клёсты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клёсты - шишками, а чечётки - семенами. Для них наша средняя полоса как будто юг.
Почему же зимующие птицы не улетели от нас в тёплые края, как это сделали перелётные птицы? Выслушайте любые предположения ребёнка. А после подскажите: "Что нужно и людям, и птицам чтобы выжить? Да, это еда. Что едят птицы, которые от нас улетели? Насекомых. Есть ли насекомые зимой? Куда они делись? Чтобы случилось с перелётными птицами, если бы они не улетели на юг? Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых!" Оказывается, перелётным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие страны. А зимующие птицы питаются шишками, ягодами, семенами и могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму. В процессе наблюдений за питанием зимующих птиц, дети убеждались в том, что некоторые птицы переходят на смешанное питание: синицы, воробей, дятел, а галки и вороны клюют все, что найдут, поэтому их называют всеядными. На основе этого дети делали свои выводы: зимуют те, которые находят корм, а подкармливая сами на своем участке различными отходами, крошками, кусочками сыра, крутыми кашами – говорили о роли человека в питании зимующих птиц. Подводя итоги наблюдения за питанием птиц, дети верно объясняли, что клювы у птиц разные, потому что они питаются разной пищей. Отсюда они по-разному называются – зерноядные, насекомоядные. Воспитатель уточнил понятие (смешанная пища), ей питаются дятлы, а так как дети не смогли увидеть в природе орла и ястреба, они узнали от взрослых понятие – хищные. Почитаем о некоторых из них более подробно:
Голубь
Окраска этих птиц бывает сизой, пёстрой, каштановой, белой. Чаще голуби селятся рядом с жильём человека, а их дикие собратья гнездятся в горных ущельях или трещинах скал.
Голуби очень прожорливы. Они съедают много хлебных зёрен, на полях питаются чечевицей, горохом, льном, уничтожают семена сорных трав.
Голуби прекрасно ориентируются в пространстве - завезённые даже за 300-500 км от мест обитания и выпущенные на волю, они быстро возвращаются домой. Обладают они и отличным зрением, могут различать все цвета радуги, а их слух способен улавливать звуки низкой частоты - например, шум ветра или далёкой грозы.
Глухарь
Самец глухаря окрашен в бурые, чёрные и тёмно-серые тона, на животе и на внутренней стороне крыльев у него - белые пятна. Глухарка выглядит скромнее - буровато-рыжая окраска делает её незаметной на гнезде среди сухих листьев и веток.
В брачный период глухари токуют: издают своеобразное щёлканье и прохаживаются по суку сосны или берёзы, ничего при этом не слыша.
Летом глухари едят траву, семена, ягоды, зимой питаются сосновой или кедровой хвоей. Ночуют глухари или в кронах густых деревьев, или закапываясь в глубокий и мягкий снег.
Галка
Галки - очень общительные птицы, их часто можно встретить вместе с грачами и воронами. Галки обладают отличной памятью - если причинить им зло, они долго помнят обидчика.
Эти птицы всеядны: они ловят насекомых, добывают личинок, червей, клюют растительный корм, заглядывают в поисках пищи на помойные ямы. На морском берегу галки питаются моллюсками, раками и рыбой, выброшенной на песок.
Осенью галки охотно держатся в городах и селениях, а зимой в средней полосе их стаи пополняются птицами, прилетевшими с севера.
Серая ворона
Эта всеядная серая птица с чёрной головой живёт преимущественно в городах и населённых пунктах. Она давно и прекрасно приспособилась к соседству с человеком.
Вороны очень привязаны к своим гнёздам, и, если им ничто не мешает, они их года в год возвращаются к ним.
Ворону нельзя назвать осёдлой птицей. Например, вороны, гнездящиеся в районе Санкт-Петербурга, на зиму улетают во Францию и Германию, а в средней полосе России зимуют птицы, прилетевшие с севера. Однако ворону сложно назвать и птицей перелётной - она не улетает на зимовку в далёкие страны.
Воробей
Домовых воробьёв мы видим каждый день. У самцов верх головы и щёки серые, самки однотонные, буровато-серые, с более тёмным верхом головы. Зимой в небольших селениях и по окраинам городов вместе с домовыми воробьями держатся полевые - другой, более мелкий вид, который отличают рыжая шапочка и две полоски на крыльях.
Воробьи обычно образуют пары на всю жизнь. Плодовитость домового воробья очень велика. Он успевает вывести потомство дважды, а то и трижды за лето.
Воробьи приносят большую пользу, истребляя множество вредных насекомых.
Щегол
Окраска щегла настолько оригинальна, что спутать его с другой птицей невозможно: передняя часть головы ярко-красная, верх головы чёрный, щёки и надхвостье белые, спина каштановая.
Питается щегол насекомыми (уничтожает много тли) и семенами, кормясь на кустах чертополоха, репейника. Часто стайки щеглов залетают в города.
Щеглы - осёдлые птицы, кочуют редко. Осенью и зимой они собираются в стаи, а вот гнездятся всегда далеко пара от пары.
В неволе они быстро осваиваются и, живя в клетках или вольерах, много поют.
Дятел
В реальности дятел немногим больше скворца, но из-за своей яркой окраски, кажется, гораздо крупнее, особенно на лету, хотя летает он мало и на незначительные расстояния.
Летом дятел питается древесными насекомыми, клопами, муравьями, зимой - семенами хвойных деревьев. Охотно ест ягоды земляники, орехи лещины и жёлуди, раздалбливая их, вставив в трещины коры деревьев. За день дятел может разбить около 50 шишек сосны и съесть не менее 750 семян.
Живут дятлы обычно поодиночке.
Снегирь
Своё имя снегирь получил недаром: он прилетает к нам с севера с первым снегом.
Снегирь заметен издалека из-за яркой окраски: у самцов грудь, шея и щёки ярко-красные, спина голубовато-серая, надхвостье ярко-белое, а на голове - чёрная "шапочка".
Несмотря на то, что снегирь довольно спокойная и малоподвижная птица, ссоры в стаях снегирей не редкость.
Питаются снегири семенами ясеня, граба, клёна, ольхи, берёзы, липы, ловко вылущивая их широким клювом. Налетая стайками на рябину, черёмуху, крушину они раздавливают ягоды, поедая их семена.
Большая синица
Из всех синиц это самый распространённый вид. Живут большие синицы оседло, лишь иногда совершая незначительные кочёвки. Большая синица неплохо поёт: в её репертуаре можно насчитать до 40 вариаций звуков и "музыкальных композиций", различных по ритму, тембру и высоте. Питаются синицы в основном животной пищей - не оставляют в покое даже мохнатых гусениц, а с приближением холодов переходят на растительный корм. С наступлением зимы большие синицы становятся ещё менее разборчивы в пище и более смелы.
2) В основу наблюдений мною были взяты птицы, которых можно наблюдать на участке во все сезоны. В процессе наблюдения за птицами необходимо было усвоить как они приспосабливаются к воздушно-наземной среде. Особенно необходимо было отметить такие типичные связи:
- Между средой обитания и способом передвижения;
- Между средой и покровом тела;
- Между средой и способом дыхания;
- Между сезонным изменением среды.
Среда и способ передвижения птиц
Поскольку птицы живут на земле и в воздухе, они обладают двумя способами передвижения. Основной способ – полет. Летают птицы с помощью крыльев. Помогают полету обтекаемое тело и перьевой покров. По земле птицы передвигаются по-разному: ходят, прыгают, лазают по деревьям. Для детей необходимо было довести эту особенность, самостоятельно сделав вывод: - способ передвижения по земле зависит от строения ног.
Среда обитания и питание
Эти приспособления определяются у птиц характером пищи и способом ее добывания. Клюв служит у них основным органом добывания пищи, поэтому от характера пищи зависит строение клюва: у зерноядных птиц клюв крепкий, широкий, короткий, у насекомоядных тонкий, широко раскрывающийся.
Среда и покров тела птиц
Тело птиц покрыто перьями, они защищают тело птицы от охлаждения, помогают полету (делают форму тела обтекаемой, увеличивают размеры крыльев)
Среда и способ дыхания
Птица дышит воздухом атмосферы (как дышат все звери).
Расширяем представление детей о внешнем виде, строении, среде обитания и образе конкретных птиц. Все это делалось через наблюдения. Для дополнения этих наблюдений использовали иллюстративный материал (диафильм и картины), рассказы, читали природоведческую литературу.
Наблюдая за поведением птиц в природе, уточняли, где и чем питаются те или иные птицы (воробьи – на земле и на деревьях, синицы ищут насекомых на деревьях, вороны, грачи отыскивают корм на земле). Через наблюдения дети узнавали о каждой птице, находили в их поведении и приспособлении общее и отличительное (корм у птиц разный, клювы разные, быстрее летают в воздухе, чем передвигаются по земле).
Дети самостоятельно смогли установить, что от соответствующих органов (крыльев и ног) зависит способ передвижения. А чтобы установить почему птицы по-разному передвигаются по земле (одни ходят, бегают, другие – прыгают) была поставлена задача специально понаблюдать за воробьями, синицами, голубями и др.
Дети установили связь между короткими, тонкими ногами синиц, воробьев, их передвижением прыжками, отмечали при этом и маленькое, легкое тело птиц. Ходьбу других птиц – голубей, ворон, грачей, объяснили тем, что “у них ноги побольше, потолще. С такими ногами удобно ходить”. Было также отмечено наличие пальцев на ногах, три из них направлены вперед, а один – назад, что позволяет птице с широко расставленными пальцами удобно ходить и стоять, держаться на ветках, а с острыми коготками на цепких пальцах передвигаться по стволам и веткам деревьев.
Установление связи между характером пищи и строением клюва проходило в процессе сравнения зерноядной и насекомоядной птицы – снегиря и синицы. Наблюдая за тем, как клюет корм снегирь, дети отметили особенности клюва – толстый, короткий, крепкий.
Рассмотрев семена, приготовленные для снегиря и отметив, что они твердые, крепкие, смогли самостоятельно прийти к суждению о том, что таким клювом удобно клевать твердые семена, шелушить их. Наблюдая за синицей на участке у детей, сформировались знания об особенностях ее клюва и на основе суждений о снегире они сделали аналогичные связи и у синицы: у синички клюв другой – потоньше, длиннее и острее, потому что она ест червяков, личинок. В результате такого сравнения дети сделали вывод: что снегирь ест зерна, поэтому его называют зерноядной птицей, а синичка ест насекомых – это насекомоядная птица.
В дополнение к наблюдениям была прочитана воспитателем сказка В. Бианки «Чей нос лучше». Дети обнаружили понимание того, что клюв является у птиц основным органом схватывания корма, приспособленным к характеру пищи.
Благодаря наблюдениям дети устанавливают связь между средой обитания и покровом тела птиц.
В этом наблюдении было предложено сравнить птиц с млекопитающими. Дети легко установили эту связь, отметив главное значение перьевого покрова (как и шерсти у зверей) в теплорегуляции и для полета птицы: «перья птицам нужны для того, чтобы им не было холодно зимой, перья нужны для тепла, перья помогают летать, они легкие».
В ходе наблюдения у детей сложились определенная целенаправленность восприятия, способы анализа и обобщения, умения существенно значимые признаки, совершенствовались операции сравнения и классификации, что позволит детям лучше ориентироваться в мире животных, понимать биологические связи: каждое животное может существовать только в определенных условиях среды, а приспособление каждого животного выражается в системе признаков – движение, дыхание, питание, покрова и т.д.
Приведенная система наблюдений за птицами составляет элементарную основу правильного миропонимания окружающей природы и отношения к ней.
Глубокое понимание жизни мира животных в их взаимосвязях друг с другом, с другими организмами и со средой обитания способствует выработке у детей заботливого, доброго, бережного отношения к животным, природе в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект во 2 младшей группе "Сказки всегда с нами!"
Проектная деятельность в детском саду - это очень интересно, более широко раскрывается определённая тема, либо материал. Представляю вашему вниманию проет по русским народным сказкам. Надеюсь, кому - ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области “Познание” ФЭМП “Математика всегда с нами” (подготовительная к школе группа)
НОД в подготовительной группе по ФЭМП...
музыка всегда с нами
"Влияние музыки на детей благотворно,и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше." Белинский...
Консультация «Лук и чеснок — лекарства, которые всегда под рукой»
Полезные свойства лука и чеснока очень трудно переоценить. Только одно их присутствие в доме помогает обеззараживать домашнюю атмосферу, причем в буквальном смысле: фитонциды, содержащиеся в луке и че...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Сказки всегда с нами!»
В проекте представлены теоретические и практические материалы для создания единого образовательного пространства по развитию...
"Птицы, которые всегда с нами".
Цель: проявлять интерес к птицам, особенностям их жизни, различать птиц по внешнему виду, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь пережить холодную и голодную зиму.Ход занятия:...
Конспект занятия в младшей группе на тему: "Птицы, которые зимуют с нами"
Конспект занятия на тему: "Птицы, которые зимуют с нами"...