Конспект занятия в подготовительной группе "Часы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данное занятие помогает познакомиться дошкольникам с разными часами, с их значением. Развивает люознательность, логическое мышление, учит анализировать и самостоятельно делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_chasy.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 143»
Конспект
занятия в подготовительной группе
ТЕМА: «ЧАСЫ»
ТЕМА: «Часы»
ЦЕЛЬ: Дать представления о различных видах часов, об их назначении.
ЗАДАЧИ:
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к миру вещей (предметный мир);
-развивать связную речи, умение отвечать на вопросы полным и четким ответом;
-обогащать словарный запас детей;
-развивать умение слушать ответы друг друга;
-развивать память, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
Образовательные:
-формировать представления детей о видах, существенных признаках, назначении часов;
-знакомить с историей развития часов;
-углублять и обобщать представления детей о предметном мире;
-закреплять счет, умение сравнивать предметы с геометрическими формами;
-закреплять знания о государственной символике.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к предметам быта;
-воспитывать у детей стремление к познаниям окружающего мира;
-воспитывать дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив.
Расширять и активизировать словарный запас: циферблат, часовщик, часовая мастерская, солнечные, песочные, механические, электронные, серебряные, золотые часы, куранты.
Приемы руководства деятельностью детей на занятии:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: ознакомление с часами (циферблат, цифры, стрелки (короткая, длинная), минута, час), с часами древних времен (солнечные, песочные), механическими, электронными, с боем, кукушкой, будильником, рисование часов, определение времени (объяснение), чтение стихотворений, отгадывание загадок, слушание мелодии на часах, игры на время с применением песочных часов.
2. Приемы активации деятельности в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадок, просмотр презентации, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей: музыкальное сопровождение, запись со звуком боя курантов и других часов(различные сигналы и мелодии), стеллаж с различными часами, рисунки с часами, нарисованные часы на картоне для индивидуального задания детей.
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация отгадывания загадок, прослушивание аудиозаписи, просмотр презентации, музыкальное сопровождение, физкультурная пауза, предложение изготовления солнечных часов.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом выполнение задания и определения его качества, закрепление умения определять по часам время.
Создание среды для организации и проведения занятия:
Видеозапись с боем курантов на Спасской башне в Кремле; фотография башни с часами в Оренбурге; различные по форме, цвету часы; песочные часы; рисунки, нарисованные детьми из другой группы; принадлежности для создания солнечных часов( емкость для песка, песок, палочка, настольная лампа).
Виды детской деятельности на занятии:
Коммуникативная;
Игровая,
Познавательно-исследовательская;
Продуктивная;
Двигательная;
Трудовая;
Музыкально-художественная;
Восприятие художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
-формирование у детей умения бережно относиться к предметам материальной культуры, которые сопровождают их в повседневной жизни;
- формирование потребности у детей желания узнавать что-то новое и интересное, знакомиться с историей происхождения часов;
-проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
-воспитание культуры поведения, патриотических и нравственных качеств;
-формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
-расширение и активизации словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
- Ребенок задает вопросы, участвует в обсуждении.
- Активно участвует в учебной и продуктивной деятельности.
- Проявляет самостоятельность.
- Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
- Эмоционально реагирует на все происходящее.
- Проявляет активный интерес к заданиям.
- Отвечает четко, полными предложениями.
- Остается довольным выполненным заданием, стремится к получению хорошего результата.
- Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей
1.Познавательное развитие
Рассматривание экспонатов мини-музея (часов). Ориентировка во времени. Знакомство с профессией часовщика. Наблюдение за движением солнца на прогулке.
Развивать интерес к часам к их различным видам и формам, к истории их происхождения. Расширять знания о предметном мире.
Закреплять знания детей о солнце, делая выводы, в соответствии с результатами наблюдения на прогулке. Создание макета солнечных часов. Объяснения их действия
2.Социально-коммуникативное развитие
Практические действия при выполнении заданий.
Доброжелательное отношение детей друг с другом и со взрослыми.
Упражнять в умении владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, действовать сообща, распределять действия при сотрудничестве). Прививать умения соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Формировать умения самостоятельно решать поставленные задачи, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения задач, поставленных как взрослыми так и им самим. Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться за помощью к взрослым или сверстникам. Воспитывать патриотические качества.
3.Физическое развитие. Физкульминутка. Формировать элементарные правила ЗОЖ. Соблюдать культурно-гигиенические навыки, зрительный режим.
4.Художественно-эстетическое развитие Звуковое сопровождение презентации (бой курантов, бой городских часов). Музыкальное сопровождение физкультминутки. Просмотр фрагмента из кинофильма. Рисование различных часов. Формировать у детей эстетический вкус.
Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальность. Прививать умение выполнять задания аккуратно, предвидеть конечный результат, откликаться на эмоции воспитателя. Радоваться полученному результату. Закреплять умение действовать в соответствии с музыкальным сопровождением.
5.Речевое развитие Беседа с детьми о часах. Ответы на вопросы. Загадывание загадок.
Формировать умение отвечать на вопросы полным и содержательным ответом, умения использовать вербальные и невербальные средства общения. Формировать умение делать выводы, анализировать полученный результат.
План занятия.
1.Вводная часть: 7 минут
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
Анализ, обследование, выводы.
Ввод сюжетного предмета.
2.Основная часть. 20 минут
Беседа о видах часов, о работе часовщика.
Просмотр презентации.
Посещение выставки часов (механических, электронных, песочных, водяных).
Рассматривание рисунков.
Физкультурная пауза «Фиксики».
Решение задания «Кот Василий».
Создание макета солнечных часов.
Ответы детей на вопросы.
3. Заключительная часть. 3 минуты
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Длительность НОД 30 минут
Ход занятия:
Дети входят в группу. Звучит аудиозапись боя курантов.
В. Ребята, что мы сейчас с Вами слышим?
Д. Бой часов на Спасской башне.
В. Правильно. Это куранты на Спасской башне. В каком городе находятся эти огромные часы с золотыми цифрами?
Д. Эти часы находятся в Москве. Это самые главные часы нашей страны.
В. Правильно. По этим часам живет вся наша огромная страна Россия. Демонстрация фотографии часов на Спасской башне на экране.
Ребята, а у нас в городе есть башенные часы?
Д. Да. Они находятся на Советской площади.
В. Правильно. Но у нас есть еще башенные часы на гаупвахте на набережной реки Урала.
Демонстрация фотографии часов и аудиозапись звучания часов.
В. Ребята, сейчас ни один человек не может обойтись без часов. А для чего они нужны?
Д. Часы нужны, чтобы знать время во сколько вставать, во сколько идти на работу, во сколько идти гулять, кушать и т.д.
В. Правильно, ребята. Сейчас человек не может прожить без часов. Мы все время смотрим на часы, куда-то торопимся, боимся опоздать.
Знают взрослые и дети,
Знают всюду на планете,
В городах, в селе таежном,
У обоих полюсов,
Знают твердо: невозможно,
Невозможно без часов!
Ребята, но ведь часы были не всегда у людей. Как же они узнавали время раньше? Как они обходились без часов? Вспомните, как люди определяли, например, что наступили утро, ночь?
Д. Если солнышко вставало, становилось светло, кричал петух, значит наступило утро. Утром цветы просыпаются, раскрываются.
В. Молодцы, ребята. Есть даже такой цветок, который называют «Доброе утро». У него листики с первыми лучами солнца раскрываются, а вечером складываются. Чуть позже древние египтяне придумали солнечные часы. А как вы думаете, как они действуют?
Д . Когда солнце светит, то от колышка ложиться тень, она как бы образует стрелку на песке, камне. Тень-стрелка падает на цифру и показывает который час. (Просмотр слайдов солнечных часов.)
В. Вот, молодцы. Скажите, а всегда ли можно по солнечным часам узнать время?
Д. Нет. В пасмурный, дождливый день это сделать трудно, потому что нет солнца.
В. Правильно. А как вы думаете, какие часы люди придумали позднее?
Д. Водяные часы.
В. Правильно. За солнечными часами люди изобрели часы, которые не зависели от солнца и погоды, в них была вода. Как такие часы назывались?
(Показ слайда с водяными часами)
Д. Водяные.
В. Правильно. В водяных часах время текло, переливалось из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобны ли были такие часы в использовании?
Д. Нет. Вода выливалась из сосуда, заканчивалась и ее надо было постоянно подливать.
В. Правильно. «Водяные часы» требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с «водяными» существовали «песочные» часы, устроенные по такому же принципу. (Показ слайда песочных часов).
Песочные часы используют и сейчас. А где мы сейчас можем встретить такие часы? Кто в нашем детском саду пользуется такими часами?
Д. Медицинская сестра.
В. Чем неудобны такие часы?
Д. Их надо постоянно переворачивать.
В. Да, правильно. Уже намного позднее появились механические часы. (Показ слайдов различных механических часов).
В. Почему часы называются механическими?
Д. Потому что у них внутри находится механизм, который заводится ключиком. Если их вовремя не завести,то они остановятся и не будут показывать время. Но есть часы, которые не надо заводить. Это электронные часы. В них есть батарейка. Она очень маленькая. Ребята, а если часы сломаются? Кто нам их починит?
Д. Мастер, который ремонтирует часы.
В. Этого мастера называют часовщик, а работает он в часовой мастерской. (Показ слайда.) Посмотрите внимательно, сколько у часовщика маленьких инструментов, на глазу у него лупа, чтобы рассмотреть маленькие детали в механизме часов и отремонтировать этот механизм.
В. Сейчас я приглашаю вас на нашу небольшую выставку часов. Пойдемте,рассмотрим часы.
(Дети вместе с воспитателем подходят к столам, на которых лежат и стоят различные часы, в т.ч. песочные и водяные.)
В. Посмотрите, какие часы бывают разные.
(Воспитатель рассказывает детям о представленных на выставке часах).
Каких часов на свете нет!
И в каждых свой секрет.
Есть часы, на полу стоящие,
Басом говорящие:
«Бом! Бом! Бом!»-
На весь дом.
Эти уличные часы на столбы
Знакомы тебе?
Они здесь очень нужны!
Стрелки-великаны издали видны!
А ходики-избушки!
В них живут кукушки.
Окошко распахнется,
Кукушка встрепенется:
«Ку-ку! Ку-ку!» -
Как в лесу на суку.
А будильник с вечера заведешь –
И спокойно спать пойдешь.
Будильник разбудит – не забудет.
В. До появления первых механических часов люди узнавали время по звону колоколов. Поэтому в первых механических часах был бой без циферблата. Посмотрите, ребята, сколько стрелок на часах?
Д. Где две, где три.
В. А что показывают эти стрелки?
Д. Короткая показывает сколько сейчас часов; длинная- минуты, а вот третья, которая двигается быстро- это секундная стрелка.
В.Правильно. Молодцы!
А еще ребята из другой группы нарисовали нам различные часы.
Дети подходят к импровизированной галерее рисунков часов. Рассматривают, обсуждают неточности в рисунках.
В. Ну а сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Проводится физкультурная пауза под музыку из мультфильма «Фиксики.»
Вы отдохнули?
Д. Да.
В. Тогда я приглашаю вас за столы. У меня для вас есть интересное задание.
Дети садятся за столы. На столах разложены задания, простые карандаши. Воспитатель читает задание, дети в соответствии с заданием рисуют стрелки на картинках.(Приложение №1)
В. Вы закончили.
Д. Давайте проверим задание.
(Дети вместе с воспитателем проверяют задание)
В. Вы, молодцы! Справились с заданием.
А теперь я предлагаю вам стать ненадолго стать исследователями и сделать свои солнечные часы.
Дети подходят к столы, на котором приготовлен песок в плоской емкости с палочкой в центре, настольная лампа (которая будет играть роль солнца), ракушки и камушки (ими дети будут отмечать часы). Воспитатель включает настольную лампу, движет ею вокруг стола, палочка дает тень, дети отмечают часы камушками и ракушками.
В. Вот какие замечательные солнечные часы получились у нас. Вам понравилось быть исследователями?
Д. Да.
В. Вы сможете сделать такие часы на улице, на даче. Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент из фильма «Приключения Электроника » о башенных часах.
Дети смотрят фрагмент фильма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День ПобедыКонспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы...