«Воздух - невидимка».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шаропуто Валентина Николаевна

НОД для детей средней группы. "Воздух невидимка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  непосредственно  образовательной  деятельности: «Воздух - невидимка».

Основная общеобразовательная программа: Парциальная программа «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбиной

Интеграция  образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-Коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Возрастная группа: средняя

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности  со взрослым.

Задачи:

«Познавательного развития»:

  • Расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты.
  • развивать  у  детей наблюдательность,  любознательность,  умение  сравнивать, анализировать,  сопоставлять,  рассуждать,  делать выводы.
  • накапливать у детей   знания об окружающем мире.
  • воспитывать основы экологической культуры. 

 «Речевого развития»:

  • обогащать словарь детей: прозрачный, невидимый;
  • активизировать словарь детей;
  • развивать речевую активность детей;
  • развивать умение отвечать на поставленные вопросы.

«Социально–коммуникативного развития»:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения при работе в группе, получая удовольствие от совместной деятельности;
  • воспитывать культуру поведения.

 «Физического развития»:

  • развивать мелкую моторику;
  • формировать  осознанную  потребность  в  двигательной  активности.

 «Художественно-эстетического развития»:

  • поддерживать интерес к музыке.
  • поддерживать интерес к нетрадиционному рисованию.

Форма организации: подгруппа – 6 человек.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная, изобразительная.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Словарная работа: ученые, лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за ветром. Беседы с детьми  о воздухе, отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: Использование ИКТ, музыкальное сопровождение. Воздушные шары, стаканчики с водой и горошком (по количеству детей). Трубочки на каждого ребенка, полиэтиленовые мешочки, на каждого ребенка. Фонарик, пустые бутылочки из под йогурта, гуашь, листы бумаги, вода, наклейки.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Организационный момент.

Слышится песня из мультфильма «Малышарики».

Воспитатель: Друзья, вы слышите, кажется, к нам сказка спешит.  Готовы  встретить ее?

Воспитатель:  Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Воспитатель: Устраивайтесь поудобнее  и давайте послушаем, что же они хотят нам  сказать? 

Включается отрывок из мультфильма «Малышарики» (Малышарик  Бараш  прячет от друзей воздушный шарик и он лопается..)

Воспитатель: Ребята, какая беда приключилась с Малышариком  Барашем?

 

Чем мы можем ему помочь?

Воспитатель: Какие вы добрые, друзья мои, готовы помочь Малышарику  Барашу!  У меня как раз есть несколько воздушных шариков, которые могут обрадовать его. Вот они! (показывает сдутые воздушные шары). Как вы думаете, понравятся наши шарики Малышарикам?

Воспитатель: А что значит – надуть шарик?

Воспитатель: Верно. Мы заполняем шарик воздухом, он становится красивым и большим.  

Вы готовы сегодня не только помочь Малышарику, но и узнать о воздухе? 

Тогда я предлагаю стать настоящими учеными и отправиться в лабораторию, чтобы узнать много интересного.

Согласны?

Дети заходят в группу, приветствуют гостей.

Дети стоят на паласе.

Дети: Да

Дети слушают

(дети садятся на ковер перед экраном).

Дети: Он спрятал от своих друзей воздушный шарик и он лопнул. А друзья хотели с ним вместе поиграть с этим шариком…

 Мы можем помочь ему (предлагают варианты): надуть и подарить новые шарики (купить шарики, нарисовать их, вылепить и т.д.)

Дети: (предлагают варианты) Понравятся/не понравятся, потому что они не надутые.

Дети: Мы в него дуем и он становится большим.

Дети: Да.

Дети: Да.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята закройте одной рукой нос, другой рот.

Воспитатель: Как вы себя чувствовали?

Воспитатель: Как вы думаете, если мы дышим воздухом, он есть внутри нас?

Воспитатель: Предлагаю проверить. Подойдем к столу.

Опыт № 1 «Воздух в человеке». 

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать?

Что происходит?

Появились пузырьки - это воздух. Мы  его увидели.

 А что же делают наши горошины?

Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться.

А откуда взялся этот воздух?

 

 Значит, сейчас  мы  убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

Поздравляю вас с открытием, воздух есть внутри нас, воздухом мы дышим через рот и нос, а потом его выдыхаем.

Воспитатель: Давайте пройдем к следующему столу и посмотрим, что там.

Опыт № 2. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
На столах у меня фонарик. Дети, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам одно из  свойств воздуха – прозрачный, бесцветный. 
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!

Физкультминутка «Воздушный шар»

Я с утра сегодня встал – (руки вверх)

С полки шар воздушный взял (потянуться на носках)

Начал дуть я и смотреть – (дуют)

Стал мой шарик вдруг толстеть (руки медленно разводят в стороны)

Я все дую - шар все толще (руки шире)

Дую – толще(2р) (руки еще шире разводят в сторону)

Вдруг услышал я хлопок (хлопок руками)

Лопнул шарик, мой дружок (руки опустить в низ)

Воспитатель: Давайте пройдем к следующему столу и посмотрим, что там.
Опыт № 3 «Слышим воздух»

Воспитатель: Посмотрите, на этом столе много всего интересного (баночки, шары).

Возьмите по баночке, и подуйте с краю. Что вы слышите?

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть  шары, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно надуть его, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?

С помощью чего мы услышали воздух?

Воспитатель: Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Воспитатель: Давайте пройдем к следующему столу и посмотрим, что там.

Опыт 4. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: хотите порисовать?

А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем -
Капельки раздуем!
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже?

Вам нравится? когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Воспитатель: Ребята, вы были сегодня  отличными учеными!  
Воспитатель: Дорогие ученые, давайте вспомним, какие же сегодня открытия мы с вами сделали?

Воспитатель: Какой воздух нас окружает?

Воспитатель: Какое еще мы сделали открытие?

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть учеными?

И мне очень понравилось. Спасибо вам большое. Сегодня вы были активными, внимательными. И я горжусь вами!

Дети выполняют

Дети: хотелось вдохнуть, дышать.

Дети: да

Дети подходят к столам

Дети: вода, она теплая.

Дети: лежат на дне стаканчика

Дети: Да

Дети: воздух.

Дети: Подуть в трубочки.

Дети: Появились пузырьки.

Дети: Они двигаются.

Дети: Воздух

Дети: сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку.

Дети: Умеем!

Дети показывают.

Дети: Он пуст. 

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 

Дети: бесцветный…

Дети: Свет фонарика проходит через пакет. 

Дети: прозрачный и бесцветный. 

Дети выполняют движения.

Дети: Звук, воздух.

Дети: Надуть его.

Дети: Писк, воздух.

Дети: Нам помогли баночки, и шарик.

Дети: Да.

Дети выполняют задание.

Ответы детей (солнышко…)

Дети: Да.

Дети: Здорово!

Дети: Надували шарик и узнали, что воздух находится внутри нас.

Дети: Воздух прозрачный и бесцветный.

Дети: воздух можно услышать разными способами.

Дети: С помощью воздуха можно даже рисовать.

Дети: Да.

3 часть Рефлексия

 Воспитатель: Ребята, а как же нам отправить воздушные шары Малышарикам?

Воспитатель: А это хорошая идея – отправить воздушные шары по воздуху (ведь надутые шарики в посылку не поместятся). Сейчас мы их соберем в одно целое, свяжем и получится настоящий букет из шаров. Когда пойдем на прогулку, мы отправим его в полет, согласны?

Но я хочу предложить вам украсить наши шары, тот, кому  было интересно и легко сегодня работать, наклейте веселое солнышко (наклейки), а кому было скучно и трудно, наклейте грустное солнышко.

 Я очень рада, что вам всем все понравилось. В следующий раз мы с вами узнаем и изучим другие свойства воздуха.

Дети: Отправить посылкой, отпустить в небо.

Дети: Да!

Дети наклеивают наклейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"

План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...