Путешествие в космос
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чернова Екатерина Викторовна

Конспект занятия по  познавательному развитию ФЦКМ "Путешествие в космос" разработан для воспитателя средней группы. Занятие формирует общие представления детей о космосе, космонавтах, особенностях их работы в условиях космоса. Развивает познавательную и интеллектуальную активность. Позволяет активизировать словарь по теме "космос"; воспитывает чувство гордости за достижения нашей страны, уважение к труду людей, работа которых связана с научным исследованием и освоением космоса. Способствует развитию двигательной активности и координации движений при помощи физических упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kod_22kosmos22_e.v._chernova.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию ФЦКМ

«Путешествие в космос»

Дата проведения: 07.04.2023

Автор-разработчик: Чернова Екатерина Викторовна, воспитатель ГБДОУ д/с № 75 Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: средняя группа детского сада.

Место проведения: 9 группа «Пчёлки», ГБДОУ д/с № 75 Приморского района Санкт-Петербурга.

Длительность ОД: 20 минут.

Цель: Формирование общих представлений детей о космонавтах, особенностях профессии, специфике их работы в условиях космоса.

Задачи:

  1. ОО «Социально - коммуникативное развитие»:

- развивать навыки общения детей между собой и содействовать развитию коммуникативного взаимодействия со взрослым человеком;

- развивать любознательность, наблюдательность;

- закреплять умения отвечать на вопросы.

2. ОО «Познавательное развитие»:

- обогащать представления детей о космонавтах; о скафандре и его назначении; о ракете; оорбитальной станции; работе космонавтов в условиях космоса.

- развивать познавательную и интеллектуальную активность.

- развивать творческое воображение.

  1. ОО «Речевое развитие»:

- расширение и активизация словаря по теме «космос»;

- развивать диалогическую речь, речевой слух, фонематическое восприятие;

- развивать умение высказывать свое мнение и слушать мнение других детей.

  1. ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- способствовать развитию умения воспринимать профессию космонавта с эстетической стороны;

- воспитывать чувство гордости за достижения нашей страны, уважение к труду людей, работа которых связана с научным исследованием и освоением космоса;

- воспитывать любовь к нашей планете, желание беречь ее.

  1. ОО «Физическое развитие»:

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- создавать условия для двигательной активности детей;

- способствовать развитию двигательной активности и координации движений при помощи физических упражнений.

Предварительная работа:

 - чтение художественных изданий по теме «Космос»; энциклопедий о космосе, стихотворений; рассказов; загадывание загадок о космосе.

- рассматривание иллюстраций и демонстрационных картинок по теме «Космос»;

- проведение бесед с детьми о космосе, его первооткрывателях, полете в космос первых животных, летательных аппаратах; о планетах Солнечной системы.

Материалы:

- Демонстрационные картины «Детям о космосе» / Главный редактор Т.В.Цветкова. – М.: ООО «ИД Сфера образования», 2022.

-  Энциклопедия «Космос» / Пер. с англ. У.В. Сапициной. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011. – 64с.

- Освоение космоса /Главный редактор С.Н. Савушкин– М.: ООО «Издательство Карапуз», 2015.

- Солнечная система и звезды/ Учебно-методическое пособие. Автор проекта: Т.В. Цветкова. –  М.: ООО «ИД Сфера образования», 2022.

Демонстрационный материал:

- предметные картинки: «Белка и Стрелка – первые животные, полетевшие в космос»; «Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт Земли»; «Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина космонавт»; глобус; «Скафандр»; «Ракета»; «Орбитальная станция».

Раздаточный материал:

- наклейки «Звездочка»  (для поощрения детей за участие в беседе).

Примерный ход Образовательной деятельности:

Организационный момент: (2 мин.)

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте вместе поприветствуем. (Дети обращают свое приветствие присутствующим гостям).

Сегодня мы с вами поговорим о людях с интересной профессией. Её название подскажут нам ответы из загадок. Постарайтесь слушать внимательно и ответы называть не перебивая друг друга.  

Итак, загадка первая:

Летчики, пилоты

Водят самолеты,

А кто путь держит на ракете

К неизвестной планете?

(Дети отвечают: космонавт). Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением космонавта.

Загадка вторая:

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на ….  

 (Дети отвечают: …ракете). Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением ракеты.

           Загадка третья:

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает,

Та одежда припасет

И тепло, и кислород.

 (Дети отвечают: скафандр). Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением скафандра.

           Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы верно ответили на все загадки. Сегодня мы с вами будем разговаривать про космонавтов и их работу в космосе. Присядьте на свои стульчики».

Основная часть: (15 мин.)

Воспитатель: «Люди давно мечтали долететь до звезд, увидеть нашу планету Земля из космоса. Но первыми туда отправились две собачки – Белка и Стрелка. (Воспитатель демонстрирует 2 плаката с изображением животных). Их выбрали среди других животных, потому как они справились со всеми испытаниями перед полетом в космос.  После того, как они вернулись целыми и невредимыми, в космос полетел человек». (2 мин.)

«Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие и облететь всю нашу землю был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (демонстрация картины «Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт Земли»).

Это был человек неиссякаемой доброты, душевной щедрости. Эта черта ярко проявилась и в его дружбе с детьми. (Воспитатель читает детям знаменитые слова Юрия Гагарина после возвращения из космоса):

«Облетев Землю в корабле- спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета.

Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее». (Дети рассматривают портрет Юрия Гагарина).

Как вы думаете, в космос могут летать только мужчины? (Дети отвечают на вопрос воспитателя). В космос летают не только мужчины, но и женщины. Первой женщиной, полетевшей в космос, была Валентина Терешкова. (Воспитатель показывает портрет «Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина космонавт»).

Космонавты сделали очень много фотографий нашей планеты, на которых люди смогли увидеть, что наша Земля имеет форму шара. (Воспитатель демонстрирует глобус). Наша земля прекрасна! Её надо любить, беречь, также как мы любим свой дом и свою семью!» (3 мин.)

Воспитатель: «Чтобы отправиться в космос, человеку надо хорошо подготовиться. Как вы думаете ребята: каким должен быть космонавт?» (Дети отвечают, предлагая свои варианты, например: сильным, ловким, добрым, решительным, смелым, внимательным).  (1 мин.)

«Правильно, молодцы! А мы с вами сильные, смелые?» (Ответы детей).

Воспитатель: «Давайте проведем космическую тренировку?» (Ответы детей)..

Воспитатель просит детей подняться со своих мест и приглашает к участию в физкультминутке.

Физкультурная минутка «Зарядка для космонавтов».  (2 мин.)

«Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься: (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Бегать быстро, словно ветер (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (руки на поясе)»

Далее воспитатель приглашает детей подняться со своих мест и пройти к учебной доске, на которой размещен плакат с изображением космонавта в скафандре.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

«Ребята, давайте вспомним: в космосе есть воздух? (Ответы детей).

А какая одежда нужна человеку для полета в космос? (Ответы детей: теплая, красивая, удобная).

Молодцы,  ребята! Вы правильно ответили на эти вопросы.   В  космосе нет воздуха. Находиться там без специального костюма невозможно.

Может кто-то из вас знает, как называется этот костюм?» (Дети предлагают свои варианты ответа).

«Умницы! Верно! Этот костюм называется «Скафандр».  Он помогает сохранить космонавту воздух и тепло». (Дети рассматривают плакат с изображением скафандра). (1 мин.)

Воспитатель: «Космонавты, это люди не только сильные, но и умные. Настала ваша очередь показать свою смекалку.

Давайте пройдем к столам, где лежат пазлы, из которых вам надо собрать изображение скафандра. Для этого разделимся на команды». (Дети работают в минигруппах). (2 мин.)

            Воспитатель: «Все ребята справились! Замечательно! (Воспитатель просит вернуться детей к своим местам и встать полукругом). «А теперь, когда на космонавта надет скафандр, его можно отправить в космос. А в чем человек туда полетит? (Дети отвечают: в ракете).

           

            Воспитатель: «Правильно, ребята, в ракете!   (Демонстрация иллюстрации с изображением ракеты).

             Для этого нужна большая скорость или маленькая? (Ответы детей). Правильно, нужна большая скорость. Чтобы это лучше представить, я вам покажу опыт с воздушным шариком».

             Воспитатель демонстрирует детям предварительно надутый воздушный шарик. «Представим, что это наша ракета, и она отправляется в свой полет». (Постепенно разжимаются пальцы, удерживающие отверстие. Шарик летит за счет толкающей его струи воздуха, выбрасываемой наружу. Дети наблюдают процесс полета шарика).

              «Вот так и настоящая ракета начинает свой полет. Улетев далеко от земли, космическим домом для человека становится орбитальная станция, большая как город». (Воспитатель демонстрирует иллюстрацию орбитальной станции). (2 мин.)

 

Воспитатель: «Космонавт  - это не только человек, который летает в космос. Как вы думаете, зачем нужны полеты? Просто так?» (Ответы детей).

«Многие из космонавтов – ученые. В то время пока человек находится в космосе, космическая станция становится ему домом и местом, где он проводит разные опыты и эксперименты, создаёт космические оранжереи, наблюдает как в них появляются и растут растения.

Их работа похожа на вашу, когда вы сажали семена цветов в горшочки. Вам понравилось сажать семена цветов?» (Ответ детей: да, понравилось).

«Вот и космонавтам очень нравится выращивать растения в своем космическом доме. Тем более это приносит огромную пользу. Потому что овощи и фрукты, выращиваемые в оранжерее можно что…? (Дети отвечают: кушать; готовить разные блюда». (2 мин.)

Заключительная часть (Рефлексия): (3 мин.)

Воспитатель: «Ребята, вот и подошло к концу наше занятие.

Скажите, пожалуйста, что сегодня вы узнали?

О чем вы узнали в самом начале нашего занятия? (Ответы детей). А о чем еще? (Ответы детей)

О чем бы вы рассказали свои родителям? (Ответы детей)

Воспитатель: «Ребята, сегодня каждый из вас заслужил Космическую звезду.

Это  вознаграждение и награда за космическое путешествие. Возьмите ее, и смело вклейте в свой блокнотик». (Воспитатель раздает звезды, блокнотики и направляет детей к столу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по математике с использованием развивающих игр на тему: "Путешествие в космос"

увлекательное занятие на котором дети закрепляют счет до десяти,умение ориентироваться на плоскости используя палочки Кюизенера. ...

игра занятие "Путешествие в космос"

Занятие предназначено для детей подготовительной группы. Воспитывать любознательность и интерес к космической теме, закрепить название планет и созвездий....

Путешествие в космос Тема : Путешествие в космос

Путешествие в космосТема : Путешествие в космосПедагог: Здравствуйте ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Книга о космосе) А, вы любите путешествовать? (ответы) Куда можно отправиться? (ответ) А н...

Конспект ООД «Путешествие в космос», посвященное 60-летию первому полету в космос

Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах.Задачи:- расширять кругозор детей;- развивать познавательный интерес и любознательность детей;- познакомить детей с первым советским кос...