Конспект НОД по Познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Земля - наш дом во Вселенной"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Данное мероприятие направлено на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_dlya_sayta.docx | 121.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад «Автомобилист»
Конспект НОД в старшей группе
ОО "Познавательное развитие»
"Земля – наш дом во Вселенной"
Автор:
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Чупахина А.И.
Алгаза, 2023г.
Цель: создание условий для познавательной деятельности и формирования представления детей о строении Солнечной системы, о людях первыми покоривших космос.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о космосе, Солнечной системе, планетах;
2. Расширять знания детей о людях и живых существах первыми покорившими космическое пространство;
3. Закреплять и систематизировать знания детей о созвездиях, о классификации (расположении) планет солнечной системы;
4. Закрепить понятие - ОРБИТА космического тела.
5. Закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10, упражнять в выполнении этих действий.
Развивающие:
1. Развивать мыслительную деятельность( сравнения, умозаключения) ;
2. Совершенствовать виды речевого общения;
3. Способствовать развитию самостоятельности и инициативности в различных видах деятельности( общение, игра, творчество).
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к профессии астронома, космонавта;
2. Вызвать чувство гордости за страну, первой покорившей космос;
3. Воспитывать взаимоуважение к друг другу.
ОО: Познавательное развитие
Интеграция ОО: РР, ФР, ХЭР.
Предварительная работа: беседы о космосе, чтение книг о космосе, разучивание стихов, знакомство с планетами Солнечной системы, игры познавательного характера, чтение энциклопедий, оформление выставки "Космические дали", изготовление шлемов для детей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фото с изображениями Ю. Гагарина, В. Терешковой, собак Лайки, Дезика и Цыгана , Белки и Стрелки; карточки – ребусы «Космический словарь», звезды из фетра для оформления созвездий в группе; картинка Солнце, карта звездного неба с изображением орбит Солнечной системы, картинки – планеты Солнечной системы ( 9 штук), карточки –звезды с буквами (КОСМОДРОМ); музыкальный центр.
Ход НОД.
(Дети входят в группу под "космическую "музыку группы "Спейс").
Воспитатель: Ребята, послушайте, какая необычная музыка звучит. Как я и говорила, вас ждет видеопослание.
Включается презентация. На 1 слайде Звездочет.
Звездочёт: Здравствуйте, ребята. Я известный во всей Солнечной системе Звездочет . Когда я проводил очередные наблюдения за звездами в космическом пространстве после магнитной бури, заметил , что планеты Солнечной системы сместились с орбиты и поменялись местами. Наши приборы вышли из строя. Я не могу правильно составить карту Солнечной системы. Нужно все вернуть на прежнее место. Чтобы сложить ключевое слово - пароль из волшебных звезд, нужно выполнить сложные задания. Тогда все планеты встанут на свои орбиты- заработает система управления и все восстановится. Вы можете мне помочь? ..."
Воспитатель: Ребята, что поможем Звездочету?
Дети соглашаются.
Воспитатель: Чтобы помочь Звездочету, надо отправиться в полет. Согласны? .Кем мы с вами будем?
Дети: космонавтами
Воспитатель: Да, мы станем космонавтами . А кто был первым космонавтом, облетевшим мир вокруг Земли. Кто же он?
Дети: Юрий Гагарин.(Фото).
Да, именно Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый полет в открытый космос на корабле"Восток-1". Однако на самом деле, Гагарин был первым благополучно вернувшимся космонавтом. По некоторым непроверенным источникам, до него в неудачных попытках покорить космос погибло не менее десяти человек. Существует информация (правда, не подтвержденная документами), что руководству нашей страны настолько сильно хотелось завоевать стране звание лидера в космической индустрии, что первые попытки отправить на орбиту космический корабль с человеком на борту начались уже в 1957 году. Но, к сожалению, все космонавты, отправленные в полет, так и не вернулись на Землю.
Первыми млекопитающими, которые официально пересекли границу Земли и космоса и благополучно вернулись на Землю - были две собаки. 22 июля 1951 года с полигона Капустин Яр собаки Дезик и Цыган поднялись на высоту 110 км и возвратились назад живыми. При повторном запуске Дезика в составе второй пары экипаж погиб из-за отказа парашюта. Это были первые жертвы космоса.
Спустя 6 лет, готовя очередное животное к полету, ученые знали: моська обратно не вернется. Космический корабль, на котором она летала, не имел спускаемого аппарата, и собака была обречена сгореть вместе со спутником в верхних слоях атмосферы. 3 ноября 1957 года Лайка взмыла ввысь с космодрома Байконур. Как выяснилось много лет спустя (информация долгое время находилась под грифом «секретно»), «космонавт» погиб через несколько часов после взлета от стресса и перегрева. Позже ученые признались, что отправили бедное животное на верную гибель. Они так спешили запустить спутник, что не успели до конца продумать конструкцию ракеты. 11 апреля 2008 года в Москве на Петровско-Разумовской аллее на территории Института военной медицины, где готовился космический эксперимент, был установлен памятник Лайке. Двухметровый памятник представляет собой космическую ракету, переходящую в ладонь, на которой гордо стоит Лайка в натуральную величину.
Первый орбитальный полет живых существ с успешным возвращением на Землю — собак Белки и Стрелки 19-20 августа 1960 года на советском корабле «Спутник-5». Они благополучно сделали пару витков на орбите и через 25 часов вернулись на землю целыми и невредимыми.
Первая женщина-космонавт — Валентина Терешкова, 16 июня 1963 года. Терешкова провела на орбите трое суток и благополучно приземлилась возле небольшого селения в Алтайском крае.
Воспитатель: Ребята, какими качествами должны обладать космонавты?
Дети: Смелыми, умными, спортивными, отважными и т.п.
Воспитатель: Что ж, а на чем мы с вами отправимся в космическое пространство?
Дети: на космическом корабле.
Воспитатель: верно, корабль, а точнее ракета у нас уже есть, а теперь обратимся к уважаемому Звездочету за заданиями.
Задание 1.
"Что возьмешь с собой в полет начинающий пилот"... (детям необходимо выбрать из серии картинок нужные для космонавта в полете).
Звездочет: Вам нужно правильно собрать вещи, необходимые для полета в космосе. Будьте внимательны.
Дети выполнение задания.
Звездочет : Молодцы, справились с заданием и получаете 3 звезды.
Но это еще не все, для полета необходимо проложить маршрут для ракеты, не попав при этом в черную дыру. А чтобы не попасть в ловушку черной дыры, расстояние между ней и кораблем должно быть больше 8 космических единиц.
Воспитатель: Идем к карте, ребята.
Дети решают примеры на сложение и вычитание.
Звездочет : Отлично, ребята, справились с заданием и получаете еще 3 звезды. А теперь занимайте места в космической ракете и отправляйтесь в путь. Нас ждут новые испытания.
Воспитатель: Внимание! Одеть скафандры, занять места в космической ракете. Ребята, на какой планете мы с вами живем? (Дети: Земля). Значит, мы с вами кто? ( ответы- люди, дети, земляне).
Как назовем наш корабль( название) К полету готовы? Начинаем отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск).
Включается отрывок видеоролика «Запуск ракеты».
Звездочет: Ребята, это снова я. Вас ждет следующее задание. Необходимо назвать как можно больше слов , связанных с космосом. Вы мне поможете? (ответы детей) . Но всё не так-то просто, слова – зашифрованы. Попробуем их расшифровать?
Дети соглашаются.
Задание 3
«Космический словарь " (Слова – ребусы)
(Слова – ребусы: ракета, спутник, планета, луна, комета, космонавт, телескоп ,звезда, солнце )
Воспитатель : Ребята, вы расшифровали все космических слова . Молодцы! Корабль движется дальше по своей орбите. У нас 3 заветных звезды.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает что такое орбита?
Ответы детей.
Воспитатель: У любого космического тела, будь то планета, спутник, которое совершает свой путь вокруг Солнца, есть ОРБИТА. Наш космический корабль тоже будет находиться на своей орбите, чтобы не сойти с траектории движения. Повторим вместе- ОРБИТА. А мы обратимся к Звездочету за следующим заданием.
Звездочет: Что-то я засиделся в своем космическом кабинете, пора бы и косточки размять. Вам кстати тоже. Повторяйте все за мной.
Физминутка
Звучит музыка"Маленький принц" муз. А.Пахмутовой - сл.Добронравого
Воспитатель: интересно, какие еще задания вас ждут?
Звездочет: Ребята, вот и прошел звездопад. Звезд разных величин здесь видимо невидимо. Звезды- это большие космические объекты, вокруг них образуются целые системы, как например наша Солнечная система. Семья звезд, которые живут рядом друг с другом – это созвездие. Найдите на небосклоне знакомые созвездия.
Самое большое созвездие называется «Гидра». Гидра названа так в честь мифологической гигантской многоглавой змеи, которую однажды победил герой Геракл. Если говорить о территории России, то самое простое для поиска созвездие – Малая Медведица, ведь именно в нем расположена Полярная звезда, хорошо видимая с территории нашей страны. Найдя Малую медведицу, тут же легко найти Большую медведицу. А уж найдя их обе – легко распознать и все прочие созвездия рядом.
Воспитатель: Итак, Солнце и вращающиеся вокруг него планеты составляют Солнечную систему. Она включает в себя все планеты и спутники, кометы и метеоры, космическую пыль и лёд .Что вы видите в центре Солнечной системы?
Дети: В середине, в центре Солнечной системы находиться Солнце.
Воспитатель: Наше Солнце - это звезда - огромный раскалённый шар. Этот шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому -людям, животным, растениям. У звезды Солнце есть своя семья, только это не сыновья и дочки, а планеты. Сколько вы знаете планет Солнечной системы? (ответ :9). Лишь на одной есть жизнь. Что это за планета? (Дети: ЗЕМЛЯ) А почему?
Дети: потому что здесь есть вода и воздух .
Воспитатель: Сейчас я покажу вам новую считалочку, где установлен правильный порядок планет.
Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Ну, а десять – это Солнце,
Не планета, а звезда,
Ярко светит нам она!
Воспитатель: У нас 9 картинок с изображением планет Солнечной системы, присланных Звездочетом. Расставим эти планеты в правильном порядке. Кто мне поможет? Ребенок: Меркурий – Венера – Земля – Марс – Юпитер – Сатурн – Уран – Нептун – Плутон.
Воспитатель: Ребята, по какой орбите от Солнца движется наша планета Земля.(дети -по третьей). Да, это единственная планета , где есть жизнь. Почему? Вместе расставим на орбитах изображения планет для Звездочета и звездочки с буквами. Он ждет от нас слово -пароль. А звездочки с буквами надо расположить внизу карты по порядку.
Дети наклеивают картинки с изображением планет и карточки с буквами на карту Солнечной системы.
Воспитатель: Ребята, помогите прочитать пароль.(читают "КОСМОДРОМ").
Звездочет: « Пароль составлен верно. Система управления восстанавливает данные. Спасибо за помощь»
Вот и заканчивается наш полет.
Возвращение на Землю нас ждет.
Что такое космодром?
Это для ракеты ...дом. !
Пристегнем скорей ремни,
Будем вмиг мы у Земли.
1,2,3 ракета к дому лети.
Воспитатель: Вот мы и дома. Спасибо всем за работу, за творчество и оптимизм. Мы с вами совершили героический подвиг – спасли Вселенную: вернули планеты на свои орбиты. Скажите мне, сколько же всего планет в Солнечной системе? (9). Что находится в центре Солнечной системы? (Солнце). Что есть у каждой планеты? (Орбита).Скажите, ребята, а что могло произойти, если бы мы с вами не справились с заданиями, и в нашей Солнечной системе остался такой беспорядок?
Рассуждения детей.
По окончании рассуждений дети удаляются из группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"
Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по развитию представлений дошкольников о профессии строитель....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Леса – наша гордость и краса».
Занятие по познавательному развитию способствует уточнению и обобщению у детей конкретных представлений о роли леса в жизни детей. Уточняет понятия: русский лес - богатство каждого человека нашей стра...
Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр»
Цель: Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6.Задачи: · Учить детей определять место числа в числовом ряду;·...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Загадочная страна Япония"
Познавательное занятие знакомит детей с Японией, ее культурных традициях страны....
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ на тему "Путешествие в космос" воспитатель Ялакова И.М.
Интегрированная форма ООД: игра-путешествие. Разновидности деятельности детей: познавательно-игровая деятельность, коммуникативно-познавательная деятельность, литературно-познавательная....