конспект занятия "Любознательные путешественники"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был несколько лет назад. Происходящие в мире и обществе изменения требуют особого подхода в педагогике. Появляются новые вызовы времени, это связано с появлением новых технологий, новых профессий, новых проблем общества и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир превратился в визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность». Функциональная грамотность состоит из многих интегративных компонентов, это и математическая грамотность, и естественнонаучной, и информационная, и грамотность, коммуникативная и функциональная грамотность. Сегодня жизненно важно становится уметь быстро найти информацию в разных источниках и в разных формах, использовать разные виды речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_lyuboznatelnye_putshestvennki_konkursnyy_material_gorbunova_o.v.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад городского округа Стрежевой»
Структурное подразделение «Росинка»
Конспект сценария образовательной деятельности
«Любознательные путешественники».
Составитель: Горбунова Оксана Викторовна.
Стрежевой 2022г.
Актуальность.
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был несколько лет назад. Происходящие в мире и обществе изменения требуют особого подхода в педагогике. Появляются новые вызовы времени, это связано с появлением новых технологий, новых профессий, новых проблем общества и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир превратился в визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность». Функциональная грамотность состоит из многих интегративных компонентов, это и математическая грамотность, и естественнонаучной, и информационная, и грамотность, коммуникативная и функциональная грамотность. Сегодня жизненно важно становится уметь быстро найти информацию в разных источниках и в разных формах, использовать разные виды речевой деятельности.
Цель работы: создать конспект по формированию функциональной грамотности у старших дошкольников используя меж предметные связи с окружающим миром.
Задачи:
1. Создать информационную-образовательную среду на занятии, используя сети интернет.
2. Создать единую технологическую карту занятия, как продукт с целью обобщения опыта и работе по данной технологии.
3. Продемонстрировать способы формирования социальной грамотности, коммуникативной грамотности, математической грамотности, языковой, естественнонаучной и информационной грамотности у старших дошкольников.
4. Доказать эффективность и целесообразность применения данной технологии в детском саду.
Область применения данной методической разработки – детский сад, возраст 5 – 7 лет, но сама технология и приемы, описанные в работе, универсальные и могут быть использованы на любом занятии в разных возрастных группах обучающихся.
Ожидаемые результаты применения данной технологии:
1. Приращение детей в интеллектуальной сфере, и больший объем усвоения материала за отведенное время.
2. Увеличение качественных показателей – повышение учебной мотивации, повышение работоспособности дошкольников и снижение утомляемости.
Форма реализации методической разработки – проведенное занятие и составленная технологическая карта, созданные дидактические материалы к занятию.
В процессе написания методической разработки и проведения занятия были использованы, экспериментальные методы: наблюдение, сравнение, анализ; общение в кругу; обсуждение ситуаций, дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа,
диалог в парах, чтение художественной литературы, метод погружения, прослушивание аудиозаписей, продуктивная деятельность.
На данном занятии приобретения новых умений и навыков дети работали с материалом окружающего мира «Природная зона – остров, болота», изучали жизнь путешественника.
Умения, которыми обладают дошкольники: извлекать необходимую информацию из разных источников (видеофрагмент, устный рассказ, иллюстрация и др), работать в разных видах речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо), уметь оценить свою работу, найти ошибку и справить ее, уметь работать в группе и паре, распределять обязанности в группе, умение ставить учебные цели и добиваться результата.
Разрабатывая конспект занятия по теме «Любознательные путешественники» для повышения эффективности усвоения материала было проведено анкетирование в группе по выявлению знаний о путешественниках. Обобщив данные, мы увидели наиболее востребованные с точки зрения воспитанников. Поэтому целесообразно было создать конспект по окружающему миру. Изначально мы с детьми рассматривали иллюстрации по теме окружающего мира затем изучали природные зоны, знакомились с островом.
. Данный материал заинтересовал воспитанников, возникло много вопросов, на многие из которых не было возможности получить ответы сразу же. И сейчас, используя базовые знания, приобретенные ранее, мы провели занятие по теме «Любознательные путешественники».
| ||
1. | Направление развития детей | Познавательное развитие |
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие |
| ||
1. | Тема образовательной деятельности | «Любознательные путешественники» |
2. | Методы и приемы реализации содержания ОД | Методики и технологии: - информационно-компьютерные технологии; -методы развивающего обучения; -методы опытно-экспериментальные Методы и приемы: - общении в кругу; - обсуждение ситуаций; - дидактическая игра; - рассматривание иллюстраций; - беседа; - диалог в парах; - чтение художественной литературы; - метод погружения; - прослушивание аудиозаписей; - продуктивная деятельность; |
3. | Вид детской деятельности | - игровая деятельность; - коммуникативная деятельность; - продуктивная деятельность; - двигательная деятельность; |
4. | Возрастная группа | Подготовительная к школе группа |
5. | Цель | Учить решать проблемные ситуации, выполнять задания познавательного характера |
6. | Задачи воспитания | Воспитывать желание помогать друг другу. Приобщение к культуре общения |
7. | Задачи развития | Развивать тактильные ощущения Развивать любознательность, интерес к поисковой деятельности, экспериментированию, навыки сотрудничества. Развивать речь, фантазию, внимание, мыслительные операции. |
8. | Задачи обучения | Тренировать в определении свойств предметов (ткань, дерево, пластмасса) Развивать навыки исследовательской деятельности |
9. | Организация среды для проведения образовательной деятельности | Внести: В уголок игр: 1.Дидактические игры «Из чего что сделано?», «Собираемся в поход». В уголок художественной литературы - Загадки об экзотических фруктах В уголок экспериментирования - Образцы различных материалов (бумага, гвоздь, деревянная палочка, пенопласт, монета, листок). Стаканчики, камешки, вата. Деревянные палочки. В музыкальный уголок: Песня «Чунга-чанга» Аудиозапись «Шум моря» В уголок художественной деятельности Пластилин. Природный материал (семена ясеня, клена). |
10. | Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты | Работа с детьми: - Работа с картой - Рассматривание иллюстраций - Отгадывание загадок о фруктах. - Дидактические игры Работа с родителями: - Чтение познавательной литературы - просмотр научно-познавательных фильмов. |
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника | УУД | Оценивание |
Организация, вводная часть. Организационная игра: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, море голубое! Здравствуй вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Я живу в родном краю! И всех вас приветствую! | - Дети входят в группу, приветствуют гостей. Имитация движения игры. | Личностные: нравственная ориентация. Регулятивные: определять и понять свои интересы. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. | Положительный настрой детей. |
Введение в тему (мотивация). Основная часть. - Ребята, посмотрите к нам в группу прислали посылку. Интересно что-же там такое? Давайте посмотрим. Что это ребята? Да это фрукты. А у нас растут такие фрукты? Хотите узнать где растут эти удивительные фрукты? Тогда сегодня мы с вами, в путешествие. А в конце путешествия, если вы будете смелыми и находчивыми, то вас будет ждать сюрприз. А что нужно взять с собой чтобы узнать дорогу? (карту) - давайте подойдем к нашей карте. Куда мы отправимся? Найдите место, указанное флажком. Что это? Правильно, мы отправимся на остров. А что такое остров? Что на карте показано синим цветом? А Зеленым и коричневым? - Итак, один из островов на карте обозначен красным флажком, именно на него мы и отправимся. Этот остров открыт совсем недавно и недостаточно изучен. Вы хотели бы его исследовать? - В таком случае нам надо выбрать средство передвижения. На чем можно отправиться в плаванье? Думаю, нам следует построить корабль. Что нам для этого понадобиться? - Посмотрите на эти материалы. Давайте с помощью опыта выясним, какие материалы подойдут, а какие нет Каждый возьмет по предмету и. Объясните свой выбор. - Молодцы. С материалом мы определились, приступим к работе. (постройки из стульев) - Вот наш корабль готов, но прежде чем отправиться в путь давайте подумаем, что нужно с собой взять. Выберите картинки, на который нарисованы предметы, нужные в путешествии. Объясните свой выбор. Приглашаю вас пройти на борт нашего корабля. Шум моря А пока наш корабль плывет на далекий остров, предлагаю отдохнуть. (муз. игра чунга - чанга) - Вот и остров показался. Высаживаемся. Как вы думаете какой климат на этом острове? - да, жарко. Солнце печет, пить хочется. А наши припасы воды и пищи вовремя плаванья закончились. Смотрите, что это? (болото) можно пить такую воду? Что же делать? - Правильно нужно ее очистить. Давайте разобьемся на пары и посмотрим, кто лучше очистит воду. - У кого вода очистилась лучше? Значит, чем лучше очищать воду? А теперь ее можно пить? - Да, перед употреблением воды из неизвестных природных источников ее нужно прокипятить. А как это сделать на острове? - Чтобы костер разгорелся его нужно правильно сложить. Девочки в виде шалаша, а мальчики в виде колодца. - Что ж жажду мы утолили, пора нам и подкрепиться. Чем можно утолить голод на острове? - Отгадайте загадки, и вы узнаете какие фрукты можно найти на этом острове. Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт. Но на вкус кислейший он, А зовут его … (Лимон) Жарким солнышком согрет, В шкурку, как в броню, одет. Удивит собою нас Толстокожий… (Ананас) Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет… (Банан) В желтоватой корочке Розовые долечки. Этот горько-кислый фрукт Называется... (грейпфрут) Мохнатый, твердый чудо-мячик, Под панцирь вкусный сок он прячет! А у меня возник вопрос: Как мне попробовать... (кокос) - Мы попили и поели, но посмотрите наша одежда испачкалась соком сочных плодов и болотной жижей. надо бы переодеться. Но мы на острове, а здесь магазинов нет. Как же быть? - правильно, одежду можно сделать из природ. материалов. Дети приступают к работе (аппликация из листьев) | Дети рассматривают посылку. Ответы детей. Дети подходят к карте. Ответы детей. Дети берут предметы и объясняют свой выбор. Дети строят корабль, анализируют свой выбор. Дети рассматривают картинки и выбирают нужные, поясняя свой выбор. Дети усаживаются в корабль. Ответы детей. Дети делятся на пары. Дети выполняют задание. Ответы детей. Дети выбирают нужный материал для аппликации из листьев. | Личностные: объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей. Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут. Познавательные: перерабатывать информацию: (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта. Коммуникативные: понимать другие позиции детей (взгляды, интересы) | Повышенный, мотивационный интерес детей. |
Рефлексия. - Молодцы. Отличные наряды у вас получились. Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой. (музыкальная игра «Чунга – Чанга»). Ребята, а что интересного мы встретили на своем пути? Что у вас вызвало затруднения? Какие задания были для вас легкими? Что вы узнали нового? Мы ничего не забыли? Посмотрите. Что у нас там такое? (корзина с фруктами) Наверно нам оставили подарок добрые жители острова? Кстати кто живет на острове? Давайте заберем подарок и угостим всех ребят в группе. | Дети показывают друг другу свои работы. Усаживаются в корабль. Дети делятся своими впечатлениями от путешествия. | Личностные: самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки. Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую (иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде. Коммуникативные: договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. | Личностная позиция ребенка. |
Литература.
1.Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательная – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 80 с.
2. О. В. Дыбина «Что было до...» Игры - путешествия в прошлое предмета.
3. С. А. Козлова «Мой мир» / «Линка-пресс», Москва 2002 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Веселые путешественники"
Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...
Конспект интегрированной образовательной деятельности во 2-й младшей группе по теме «Мы путешественники»
Образовательные области: познание (ознакомление с окружающим) и конструирование.Образовательные задачи.Закрепить представления детей о видах транспорта: воздушный, наземный, водный.Расширять сло...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в художественно продуктивной деятельности на тему: "Путешественники"
Занятие по продуктивной деятельности в нетрадиционных технологиях в подготовительной группе детского сада...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей и подготовительной групп. Заседание в «Клубе путешественников» Тема: «Путешествие в Великий Устюг (на родину Деда Мороза)»
Конспект совместной деятельности с детьми старшей и подготовительной группы. "Клуб путешественников"...
Конспект совместной деятельности с детьми по ИЗО в подготовительной группе "Советы путешественникам"
Конспрект совместной деятельности с детьми по ИЗО в подготовительной группе "Советы путешественникам"...
«Путешественники». Конспект нод с воспитанниками подготовительной группы.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Знаклмство воспитанников с символами страны, малой родины. Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Рос...
План и конспект комплексного занятия по познавательному развитию и математике в подготовительной к школе группе «Путешественники и первооткрыватели»
Это занятие поможет уточнить представление детей о глобусе и географической карте.Вспомнить название материков.Совершенствовать навыки вычеслительной деятельности, закрепить представления детей о стру...