конспект занятия "Любознательные путешественники"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Горбунова Оксана Викторовна

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был несколько лет назад. Происходящие в мире и обществе изменения требуют особого подхода в педагогике. Появляются новые вызовы времени, это связано с появлением новых технологий, новых профессий, новых проблем общества и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир превратился в визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность». Функциональная грамотность состоит из многих интегративных компонентов, это и математическая грамотность, и естественнонаучной, и информационная, и грамотность, коммуникативная и функциональная грамотность. Сегодня жизненно важно становится уметь быстро найти информацию в разных источниках и в разных формах, использовать разные виды речевой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад городского округа Стрежевой»

Структурное подразделение «Росинка»

Конспект сценария образовательной деятельности

«Любознательные путешественники».

Составитель: Горбунова Оксана Викторовна.

Стрежевой 2022г.

Актуальность.

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был несколько лет назад. Происходящие в мире и обществе изменения требуют особого подхода в педагогике. Появляются новые вызовы времени, это связано с появлением новых технологий, новых профессий, новых проблем общества и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир превратился в визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность». Функциональная грамотность состоит из многих интегративных компонентов, это и математическая грамотность, и естественнонаучной, и информационная, и грамотность, коммуникативная и функциональная грамотность. Сегодня жизненно важно становится уметь быстро найти информацию в разных источниках и в разных формах, использовать разные виды речевой деятельности.

 Цель работы: создать конспект по формированию функциональной грамотности у старших дошкольников используя меж предметные связи с окружающим миром.

 Задачи:

1. Создать информационную-образовательную среду на занятии, используя сети интернет.

2. Создать единую технологическую карту занятия, как продукт с целью обобщения опыта и работе по данной технологии.

 3. Продемонстрировать способы формирования социальной грамотности, коммуникативной грамотности, математической грамотности, языковой, естественнонаучной и информационной грамотности у старших дошкольников.

 4. Доказать эффективность и целесообразность применения данной технологии в детском саду.

Область применения данной методической разработки – детский сад, возраст 5 – 7 лет, но сама технология и приемы, описанные в работе, универсальные и могут быть использованы на любом занятии в разных возрастных группах обучающихся.

Ожидаемые результаты применения данной технологии:

1. Приращение детей в интеллектуальной сфере, и больший объем усвоения материала за отведенное время.

2. Увеличение качественных показателей – повышение учебной мотивации, повышение работоспособности дошкольников и снижение утомляемости.

 Форма реализации методической разработки – проведенное занятие и составленная технологическая карта, созданные дидактические материалы к занятию.

В процессе написания методической разработки и проведения занятия были использованы, экспериментальные методы: наблюдение, сравнение, анализ; общение в кругу; обсуждение ситуаций, дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, беседа,

диалог в парах, чтение художественной литературы, метод погружения, прослушивание аудиозаписей, продуктивная деятельность.

На данном занятии приобретения новых умений и навыков дети работали с материалом окружающего мира «Природная зона – остров, болота», изучали жизнь путешественника.

Умения, которыми обладают дошкольники: извлекать необходимую информацию из разных источников (видеофрагмент, устный рассказ, иллюстрация и др), работать в разных видах речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо), уметь оценить свою работу, найти ошибку и справить ее, уметь работать в группе и паре, распределять обязанности в группе, умение ставить учебные цели и добиваться результата.

Разрабатывая конспект занятия по теме «Любознательные путешественники» для повышения эффективности усвоения материала было проведено анкетирование в группе по выявлению знаний о путешественниках. Обобщив данные, мы увидели наиболее востребованные с точки зрения воспитанников. Поэтому целесообразно было создать конспект по окружающему миру. Изначально мы с детьми рассматривали иллюстрации по теме окружающего мира затем изучали природные зоны, знакомились с островом.

. Данный материал заинтересовал воспитанников, возникло много вопросов, на многие из которых не было возможности получить ответы сразу же. И сейчас, используя базовые знания, приобретенные ранее, мы провели занятие по теме «Любознательные путешественники».

  1. Организационная информация

1.

Направление развития детей

Познавательное развитие

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Любознательные путешественники»

2.

Методы и приемы реализации содержания ОД

Методики и технологии:

- информационно-компьютерные технологии;

-методы развивающего обучения;

-методы опытно-экспериментальные

Методы и приемы:

- общении в кругу;

- обсуждение ситуаций;

- дидактическая игра;

- рассматривание иллюстраций;

- беседа;

- диалог в парах;

- чтение художественной литературы;

- метод погружения;

- прослушивание аудиозаписей;

- продуктивная деятельность;

3.

Вид детской деятельности

- игровая деятельность;

- коммуникативная деятельность;

- продуктивная деятельность;

- двигательная деятельность;

4.

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа

5.

Цель

Учить решать проблемные ситуации, выполнять задания познавательного характера

6.

Задачи воспитания

Воспитывать желание помогать друг другу.

Приобщение к культуре общения

7.

Задачи развития

Развивать тактильные ощущения

Развивать любознательность, интерес к поисковой деятельности, экспериментированию, навыки сотрудничества.

Развивать речь, фантазию, внимание, мыслительные операции.

8.

Задачи обучения

Тренировать в определении свойств предметов (ткань, дерево, пластмасса)

Развивать навыки исследовательской деятельности

9.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Внести:

В уголок игр:

1.Дидактические игры «Из чего что сделано?», «Собираемся в поход».

В уголок художественной литературы

- Загадки об экзотических фруктах

В уголок экспериментирования

- Образцы различных материалов (бумага, гвоздь, деревянная палочка, пенопласт, монета, листок).

Стаканчики, камешки, вата. Деревянные палочки.

В музыкальный уголок:

Песня «Чунга-чанга»

Аудиозапись «Шум моря»

В уголок художественной деятельности

Пластилин. Природный материал (семена ясеня, клена).

10.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Работа с детьми:

- Работа с картой

- Рассматривание иллюстраций

- Отгадывание загадок о фруктах.

- Дидактические игры

Работа с родителями:

- Чтение познавательной литературы

- просмотр научно-познавательных фильмов.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

УУД

Оценивание

Организация, вводная часть.

Организационная игра:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, море голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Я живу в родном краю!

И всех вас приветствую!

- Дети входят в группу, приветствуют гостей.

Имитация движения игры.

Личностные: нравственная ориентация.

Регулятивные: определять и понять свои интересы.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Положительный настрой детей.

Введение в тему (мотивация).

Основная часть.

- Ребята, посмотрите к нам в группу прислали посылку. Интересно что-же там такое? Давайте посмотрим. Что это ребята? Да это фрукты. А у нас растут такие фрукты? Хотите узнать где растут эти удивительные фрукты?

Тогда сегодня мы с вами, в путешествие. А в конце путешествия, если вы будете смелыми и находчивыми, то вас будет ждать сюрприз.

А что нужно взять с собой чтобы узнать дорогу? (карту)

- давайте подойдем к нашей карте.

Куда мы отправимся? Найдите место, указанное флажком. Что это? Правильно, мы отправимся на остров. А что такое остров? Что на карте показано синим цветом? А Зеленым и коричневым?

- Итак, один из островов на карте обозначен красным флажком, именно на него мы и отправимся. Этот остров открыт совсем недавно и недостаточно изучен. Вы хотели бы его исследовать?

- В таком случае нам надо выбрать средство передвижения. На чем можно отправиться в плаванье? Думаю, нам следует

построить корабль. Что нам для этого понадобиться?

- Посмотрите на эти материалы. Давайте с помощью опыта выясним, какие материалы подойдут, а какие нет Каждый возьмет по предмету и. Объясните свой выбор.

- Молодцы. С материалом мы определились, приступим к работе.

(постройки из стульев)

- Вот наш корабль готов, но прежде чем отправиться в путь давайте подумаем, что нужно с собой взять. Выберите картинки, на который нарисованы предметы, нужные в путешествии. Объясните свой выбор.

Приглашаю вас пройти на борт нашего корабля.

Шум моря

А пока наш корабль плывет на далекий остров, предлагаю отдохнуть. (муз. игра чунга - чанга)

- Вот и остров показался. Высаживаемся. Как вы думаете какой климат на этом острове?

- да, жарко. Солнце печет, пить хочется. А наши припасы воды и пищи вовремя плаванья закончились. Смотрите, что это? (болото) можно пить такую воду? Что же делать?

- Правильно нужно ее очистить. Давайте разобьемся на пары и посмотрим, кто лучше очистит воду.

- У кого вода очистилась лучше? Значит, чем лучше очищать воду? А теперь ее можно пить?

- Да, перед употреблением воды из неизвестных природных источников ее нужно прокипятить. А как это сделать на острове?

- Чтобы костер разгорелся его нужно правильно сложить. Девочки в виде шалаша, а мальчики в виде колодца.

- Что ж жажду мы утолили, пора нам и подкрепиться. Чем можно утолить голод на острове?

- Отгадайте загадки, и вы узнаете какие фрукты можно найти на этом острове.

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его …

(Лимон)

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий…

(Ананас)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет…

(Банан)

В желтоватой корочке

Розовые долечки.

Этот горько-кислый фрукт

Называется... (грейпфрут)

Мохнатый, твердый чудо-мячик,

Под панцирь вкусный сок он прячет! А у меня возник вопрос:

Как мне попробовать... (кокос)

- Мы попили и поели, но посмотрите наша одежда испачкалась соком сочных плодов и болотной жижей. надо бы переодеться. Но мы на острове, а здесь магазинов нет. Как же быть?

- правильно, одежду можно сделать из природ. материалов.

Дети приступают к работе (аппликация из листьев)

Дети рассматривают посылку.

Ответы детей.

Дети подходят к карте.

Ответы детей.

Дети берут предметы и объясняют свой выбор.

Дети строят корабль, анализируют свой выбор.

Дети рассматривают картинки и выбирают нужные, поясняя свой выбор.

Дети усаживаются в корабль.

Ответы детей.

Дети делятся на пары.

Дети выполняют задание.

Ответы детей.

Дети выбирают нужный материал для аппликации из листьев.

Личностные: объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут.

Познавательные: перерабатывать информацию: (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта.

Коммуникативные: понимать другие позиции детей (взгляды, интересы)

Повышенный, мотивационный интерес детей.

Рефлексия.

- Молодцы. Отличные наряды у вас получились. Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой.

(музыкальная игра «Чунга – Чанга»).

Ребята, а что интересного мы встретили на своем пути? Что у вас вызвало затруднения? Какие задания были для вас легкими? Что вы узнали нового? Мы ничего не забыли?

Посмотрите. Что у нас там такое? (корзина с фруктами) Наверно нам оставили подарок добрые жители острова? Кстати кто живет на острове? Давайте заберем подарок и угостим всех ребят в группе.

Дети показывают друг другу свои работы.

Усаживаются в корабль.

Дети делятся своими впечатлениями от путешествия.

Личностные: самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки.

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую (иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде.

Коммуникативные: договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Личностная позиция ребенка.

Литература.

1.Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательная – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 80 с.

2. О. В. Дыбина «Что было до...» Игры - путешествия в прошлое предмета.

3. С. А. Козлова «Мой мир» / «Линка-пресс», Москва 2002 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Веселые путешественники"

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности во 2-й младшей группе по теме «Мы путешественники»

Образовательные области: познание (ознакомление с окружающим) и конструирование.Образовательные задачи.Закрепить представления детей о видах транспорта: воздушный, наземный, водный.Расширять сло...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в художественно продуктивной деятельности на тему: "Путешественники"

Занятие по продуктивной деятельности в нетрадиционных технологиях в подготовительной группе детского сада...

Конспект совместной деятельности с детьми по ИЗО в подготовительной группе "Советы путешественникам"

Конспрект совместной деятельности с детьми по ИЗО в подготовительной группе "Советы путешественникам"...

«Путешественники». Конспект нод с воспитанниками подготовительной группы.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.  Знаклмство воспитанников с символами страны, малой родины. Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Рос...

План и конспект комплексного занятия по познавательному развитию и математике в подготовительной к школе группе «Путешественники и первооткрыватели»

Это занятие поможет уточнить представление детей о глобусе и географической карте.Вспомнить название материков.Совершенствовать навыки вычеслительной деятельности, закрепить представления детей о стру...