Воздух Невидимка
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: Раскрыть понятие «Воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, сего помощью дышат люди, животные, растения, роль воздуха в жизни человека, животных, растений)
Задачи:
- Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.
- Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты)
Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, ёмкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, шапочки, фартуки учёных по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха, ватман, клей, картинки деревьев.
Приветствие:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка Земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Воспитатель: Дети, хотите, я вам расскажу удивительную историю? Вы уже знаете, что на планете Земля есть океаны. Но есть ещё один невидимый океан. Мы можем в него нырять, купаться, и оставаться сухими, что же это за океан, не знаете? Тогда отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (Воздух)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете в помещении детского сада есть воздух? (Ответы детей).
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие учёные – исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется лаборатория. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Находиться мы должны в спец одежде, одеваем фартуки и шапочки. В лаборатории надо соблюдать определённые правила:
. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
. Слушаем очень внимательно.
. Работать аккуратно.
Воспитатель: Проходим за столы и присаживаемся.
1.Опыт «Воздух прозрачный»
Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (дети берут пакеты со столов, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Воспитатель: Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
Воспитатель: Что в них находится? (воздух)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_nevidimka.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад «Сказка»
села Шипуново Шипуновского района
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Тема: «Воздух Невидимка»
для детей средней группы (от 4 до 5лет)
автор: Кривошляпова Д.В.,
воспитатель
с. Шипуново
Цель: Раскрыть понятие «Воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, сего помощью дышат люди, животные, растения, роль воздуха в жизни человека, животных, растений)
Задачи:
- Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.
- Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты)
Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, ёмкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, шапочки, фартуки учёных по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха, ватман, клей, картинки деревьев.
Приветствие:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка Земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Воспитатель: Дети, хотите, я вам расскажу удивительную историю? Вы уже знаете, что на планете Земля есть океаны. Но есть ещё один невидимый океан. Мы можем в него нырять, купаться, и оставаться сухими, что же это за океан, не знаете? Тогда отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (Воздух)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете в помещении детского сада есть воздух? (Ответы детей).
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие учёные – исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется лаборатория. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Находиться мы должны в спец одежде, одеваем фартуки и шапочки. В лаборатории надо соблюдать определённые правила:
. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
. Слушаем очень внимательно.
. Работать аккуратно.
Воспитатель: Проходим за столы и присаживаемся.
1.Опыт «Воздух прозрачный»
Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (дети берут пакеты со столов, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Воспитатель: Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
Воспитатель: Что в них находится? (воздух)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (воспитатель показывает картинки мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.)
Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух?
Возьмём острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесём его к лицу и нажмём на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идёт воздух). Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).
Воспитатель: Молодцы! Я хочу вам сказать, что учёные результаты своих исследований записывают. Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.
Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачёркнутое цветное пятно»)
(на доску выставляется карточка - символ)
2. Опыт «Что в стакане?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан)
Воспитатель: Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)
Воспитатель: Давайте проверим. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. (нужно держать ровно).
Воспитатель: Попадает ли вода в стакан? (нет)
Воспитатель: Достаём стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан)
Дети: Сухой!
- Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду).
Воспитатель: А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).
Воспитатель: Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух) запишем наши наблюдения с помощью — вот такой карточки. («пустой стакан»)
Пальчиковая гимнастка.
Шарик
Надуваем быстро шарик. (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Он становится большой. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Вдруг шар лопнул, (Соприкасаемся ладошки друг с другом полностью)
воздух вышел - (Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
3.Опыт «Воздух в человеке»
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в неё. Что происходит? (выходят пузырьки)
Воспитатель: Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.
Воспитатель: Третий секрет в человеке воздух есть («изображение человека»)
А теперь немного отдохнём, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
4. Опыт «Имеет ли воздух запах?»
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)
Воспитатель: Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)
Воспитатель: Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?
Четвёртый секрет: Воздух – не имеет запаха. («нос»)
Воспитатель: Ребята давайте выйдем из-за столов и встанем вкруг (предложить встать в круг и отвернуться.)
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)
Воспитатель: Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошёл до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носиков. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).
Воспитатель: А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)
Воспитатель: Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к.
ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру).
Мы узнали пятый секрет воздух может двигаться («качающееся на ветру дерево»)
Воспитатель: Уважаемые учёные, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.
Воспитатель: Сможет ли человек жить без воздуха?
6. Опыт «Не дышу»
Воспитатель: Закроем рот и зажмём нос двумя пальцами. (пауза)
Воспитатель: Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)
Воспитатель: Чего вам не хватало? (воздуха)
Воспитатель: Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, вспомним, кому ещё нужен воздух?
Картина с изображением живой и неживой природы. Дети называют, кому нужен воздух.
Воспитатель: Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).
Шестой секрет воздуха воздух нужен всему живому.
Воспитатель: В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.
Воспитатель: Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
Воспитатель: Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
Воспитатель: Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Воспитатель: Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым, нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух, а отдают - чистый.
Воспитатель: Я предлагаю вам прямо сейчас посадить дерево и растения, чтобы воздух был чист. Каждый из вас возьмёт деревцо или растение и прикрепит его на нашу полянку. (Звучат голоса птиц)
Воспитатель: Посмотрите, какая красота получилась.
Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы воздух был чистым?
Воспитатель: И если каждый человек будет насаживать деревья, то нам легче будет дышаться, воздух будет чистым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Занятие "Воздух - невидимка"
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка" ...
Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.
В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...
ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"
План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...