Воздух Невидимка
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Суханова Дарья Викторовна

 

Цель: Раскрыть понятие «Воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, сего помощью дышат люди, животные, растения, роль воздуха в жизни человека, животных, растений)

Задачи:

  • Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.
  • Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты)

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, ёмкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, шапочки, фартуки учёных по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха, ватман, клей, картинки деревьев.

Приветствие:

Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель: Дети, хотите, я вам расскажу удивительную историю? Вы уже знаете, что на планете Земля есть океаны. Но есть ещё один невидимый океан. Мы можем в него нырять, купаться, и оставаться сухими, что же это за океан, не знаете? Тогда отгадайте загадку:
 

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (Воздух)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете в помещении детского сада есть воздух? (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие учёные – исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется лаборатория. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Находиться мы должны в спец одежде, одеваем фартуки и шапочки. В лаборатории надо соблюдать определённые правила:

. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

. Слушаем очень внимательно.

. Работать аккуратно.

Воспитатель: Проходим за столы и присаживаемся.

 1.Опыт «Воздух прозрачный»

Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)

Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (дети берут пакеты со столов, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

Воспитатель: Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)

Воспитатель: Что в них находится? (воздух)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_nevidimka.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад «Сказка»

села Шипуново Шипуновского района

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

   

Тема: «Тема: «Воздух Невидимка»

для детей средней группы (от 4 до 5лет)

               

                                                      автор: Кривошляпова Д.В.,

                                                         воспитатель

                                                                                                                 

с. Шипуново

Цель: Раскрыть понятие «Воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, сего помощью дышат люди, животные, растения, роль воздуха в жизни человека, животных, растений)

Задачи:

  • Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.
  • Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты)

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, ёмкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, шапочки, фартуки учёных по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха, ватман, клей, картинки деревьев.

Приветствие:

Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель: Дети, хотите, я вам расскажу удивительную историю? Вы уже знаете, что на планете Земля есть океаны. Но есть ещё один невидимый океан. Мы можем в него нырять, купаться, и оставаться сухими, что же это за океан, не знаете? Тогда отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (Воздух)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете в помещении детского сада есть воздух? (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие учёные – исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется лаборатория. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Находиться мы должны в спец одежде, одеваем фартуки и шапочки. В лаборатории надо соблюдать определённые правила:

. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

. Слушаем очень внимательно.

. Работать аккуратно.

Воспитатель: Проходим за столы и присаживаемся.

 1.Опыт «Воздух прозрачный»

Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)

Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (дети берут пакеты со столов, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

Воспитатель: Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)

Воспитатель: Что в них находится? (воздух)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (воспитатель показывает картинки мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.)

Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух?

Возьмём острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесём его к лицу и нажмём на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идёт воздух). Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

Воспитатель: Молодцы! Я хочу вам сказать, что учёные результаты своих исследований записывают. Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачёркнутое цветное пятно»)

(на доску выставляется карточка - символ) 

2. Опыт «Что в стакане?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан)

Воспитатель: Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)

Воспитатель: Давайте проверим. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. (нужно держать ровно).

Воспитатель: Попадает ли вода в стакан? (нет)

Воспитатель: Достаём стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан)

Дети: Сухой!

- Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду).

Воспитатель: А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).

Воспитатель: Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух) запишем наши наблюдения с помощью — вот такой карточки. («пустой стакан»)

Пальчиковая гимнастка.

Шарик

Надуваем быстро шарик. (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Он становится большой. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с                                       другом - шарик надут)

Вдруг шар лопнул, (Соприкасаемся ладошки друг с другом полностью)

воздух вышел - (Смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

3.Опыт «Воздух в человеке»

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в неё. Что происходит? (выходят пузырьки)

Воспитатель: Почему появились пузырьки? (выходит воздух)

Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.

Воспитатель: Третий секрет в человеке воздух есть («изображение человека»)

А теперь немного отдохнём, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

(взмахи руками)

Закачалось деревцо

(качаемся)

Ветерок все тише, тише,

(приседаем)

Деревцо все выше, выше

(поднимаемся на носочки).

4. Опыт «Имеет ли воздух запах?»

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)

Воспитатель: Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)

Воспитатель: Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?

Четвёртый секрет: Воздух – не имеет запаха. («нос»)

Воспитатель: Ребята давайте выйдем из-за столов и встанем вкруг (предложить встать в круг и отвернуться.)

Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)

Воспитатель: Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошёл до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носиков. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).

Воспитатель: А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)

Воспитатель: Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к.

ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру).

Мы узнали пятый секрет воздух может двигаться («качающееся на ветру дерево»)

 

Воспитатель: Уважаемые учёные, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

Воспитатель: Сможет ли человек жить без воздуха?

6. Опыт «Не дышу»

Воспитатель: Закроем рот и зажмём нос двумя пальцами. (пауза)

Воспитатель: Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

Воспитатель: Чего вам не хватало? (воздуха)

Воспитатель: Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Д/и «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, вспомним, кому ещё нужен воздух?

Картина с изображением живой и неживой природы. Дети называют, кому нужен воздух.

Воспитатель: Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).

Шестой секрет воздуха воздух нужен всему живому.

Воспитатель: В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.

Воспитатель: Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).

Воспитатель: Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).

Воспитатель: Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

Воспитатель: Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым, нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух, а отдают - чистый.

Воспитатель: Я предлагаю вам прямо сейчас посадить дерево и растения, чтобы воздух был чист. Каждый из вас возьмёт деревцо или растение и прикрепит его на нашу полянку. (Звучат голоса птиц)

Воспитатель: Посмотрите, какая красота получилась.

Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы воздух был чистым?

Воспитатель: И если каждый человек будет насаживать деревья, то нам легче будет дышаться, воздух будет чистым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"

План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...