Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Широка страна моя родная» Вахрушев А.А
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

Вахрушев А.А

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Широка страна моя родная»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Программное содержание

Цель: дать детям представление о России как о стране городов; познакомить с принципом создания гербов; расширять представление детей об особенностях географического положения России.

Материалы и оборудование: Географическая карта России, изображение гербов Москвы, Тулы, Орла, Костромы и др.городов России, иллюстрации с изображением гор, морей, рек, равнин», музыка Чайковского «Времена года. Апрель»; голубые ленты, голубая косынка (для физкультминутки); аудиозаписи звуков природы (журчание родника, шум горной реки, плеск морских волн, шторма); оборудование к эксперименту (большая пластмассовая крышка с отверстием посередине, резиновая груша с водой); пособие для детей от 5 до 6 лет и цветные карандаши на каждого ребёнка.

Предварительная работа: изготовление элементов ландшафта на занятиях по изобразительной и свободной деятельности. Тонирование бумаги, конструирование горных вершин (жатая бумага); художественное конструирование из пластилина и природного материала лесного массива, голубые нити для рек.

Планируемый результат:: знают о России как о стране городов; знакомы с принципом создания гербов; имеют представление о географическом положении России

Структура занятия

1.Вводная часть

Игра «Найди герб» в пособии.

2 мин

2.Основная часть

Рассматривание гербов России.

Беседа о реках России

Физкультминутка

Рассматривание на карте Уральских гор, Саяны и Алтая.

Рассматривание морей России

20 мин

3.Заключительная часть

Работа с пособием.

Задание «Расскажи о нашем путешествии. Обозначь… на картинках наш маршрут»

Подведение итога занятия

3 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть.

Игра «Найди герб» или задание «Рассмотри гербы городов. Наклей или нарисуй…» в пособии.

Последнее время мы много путешествовали по России, многого интересного узнали о ней. Немало интересного может рассказать и герб страны, республики, района или города  . Есть и такие гербы, которые подсказывают нам само название города.

Есть в России город Орёл.

-Как по вашему, что изображено на гербе города? (птица Орёл)

-Рассмотрим гербы в нашем пособии. Как вы думаете, какой из гербов принадлежит городу Медынь? (герб с изображением пчёл) А какой герб у Ростова-на-Дону?

С ответом на этот вопрос у детей возникает затруднение- дети дают варианты ответа для тех гербов, где изображена вода (Красноярск или Великий Устюг).

Правильный ответ помогает найти воспитатель. Он по порядку называет имена городов из пособия, а дети рассказывают о занятиях людей по картинкам.

2.Основная часть.

-Рассмотрим герб Москвы. На тёмно-красном фоне изображён всадник в серебряных доспехах и в голубом плаще, на серебряном коне. Всадник золотым копьём поражает чёрного змея. Кто же этот герой? Это Георгий Победоносец – один из почитаемых и любимых святых в Древней Руси. О нём рассказывает нам легенда «Чудо Георгия о змие»

В некоем городе Лаосия правил царь Сельвий. Недалеко от города завёлся змей, который начал пожирать людей. Тогда царь собрал войско и пошёл на змия. Но не победил его царь. В это время проезжал Георгий. Он победил змия и спас весь народ от неминуемой гибели. Добро победило зло!

Почему же именно Георгий Победоносец изображён на гербе Москвы? На Москву часто нападал неприятель, пытаясь захватить её. Георгий Победоносец символизирует храбрость, победу над врагом, злом, болезнями, неудачами.

С древних времён герб смотрит на жителей города с городских зданий, крепостных стен и ворот.. Иногда можно увидеть герб на флаге Москвы.

В России много городов, и у каждого из них есть свой герб.

Рассматривая герб можно много узнать о городе. Есть гербы, которые расскажут о том,, как родился город, о его традициях, исторических событиях. Другие покажут как выглядит город, какая в нем природа.

-Что мы узнаем о городе, если увидим на гербе луг, горы, остров, озеро?

Знакомясь с гербами городов России, узнаёшь, ем славится родная страна, чем она богата.

Цепью вздымаясь, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи.

В их глубине изумруд и топаз –

Это у нас! Это у нас!

И величава река и длинна –

Это на родине нашей она!

Степи, озёра, леса и поля -  

Всё это наша родная земля!              (Е. Трутнева)

Россия – самое большое государство мира (показываем на карте, очерчивая указкой границы страны)

-Чем богата наша страна?

Давайте найдём реки. Как их много! Какие они разные! У каждой своё название. Может быть вы знаете  какие-нибудь из них?

Одна река особенно любима народом. Это Волга. Люди называют её еще ласково – Волга-матушка. Многие реки и речушки текут к Волге, несут ей свои воды. Это Кама, это Ока… (находим на карте). Волга – мать русских рек.

Волга – река труженица. Вниз и вверх по ней везут корабли различные грузы: лес, хлеб, нефть. Волга кормит страну рыбой. Эта река – чудесная трасса для водных путешествий.

В реку попадает вода от мелких ручейков, родников. Дождь прошёл – прибавилось воды в реке. Снег весной растаял – ещё больше стало воды.

-Куда несёт свои воды река?  (в море)

Физкультминутка

Дети – «ручейки». У них в руках голубые ленты. Воспитатель – море. У него в руках голубая косынка или платочек. Под музыку П.И.Чайковского (из сборника «Времена года.Апрель») дети изображают родники, которые становятся ручейками. Ручьи собираются в реку. Река несёт свои воды в море.

-Ребята, как вы думаете, почему река течет?

Чтобы понять это проведём эксперимент.

Представьте себе, что груша с водой это подземная кладовая с водой, крышка- поверхность земли, а отверстие в ней – это то место, где вода из под земли наружу выходит. Надавливаем на грушу, вода начинает бить вверх и заполняет крышку. В природе реки текут там, где есть хотя бы небольшой наклон. А если этого наклона нет, то вода застаивается и образует болото.

- Где много болот? (в тундре)

- Значит на каком месте расположена тундра? (на ровном)

-Как называются эти места? (Равнины, показываем на карте)

-Каким цветом они обозначены на карте? (зелёным)

-Почему? (на них много полей, лесов)

-Какие в России леса вы знаете? (смешанные, лиственные, хвойные)

-Какими еще цветами окрашена карта России? Всеми оттенками коричневого. Это горы. Чем темнее цвет, тем горы выше. Найдите на карте нашей страны самые высокие горы?

На Кавказе есть самая высокая гора – Эльбрус (Показываем на карте) – это самая высокая гора в России. Чем выше мы поднимаемся, тем становится холоднее, поэтому на склонах гор лиственные леса меняются на хвойные, потому, что они могут расти там где холоднее, в отличие от лиственных.

Высоко в горах нет деревьев и растений, попадаются полосы снега. Воздух здесь очень холодный. Сами вершины круглый год покрыты снежными шапками.

Эдьбрус такой высокий, что упирается прямо в облака.

Кроме Кавказских гор в России есть и другие горы: Уральские, Саяны, Алтай (показываем на карте). В горах родились многие реки, например Лена, Енисей (показ на карте).

Все реки впадают в моря. Лена в море Лаптевых, Енисей в Карское море, а Волга в Каспийское. По берегам России много морей – двенадцать. Найдём их на карте. Моря – большие царства воды. Кто был на море, тот знает насколько оно велико. Вода в море солёная. Если  погода тихая, безветренная. Море кажется ровным, спокойным. Если поднимается ветер, появляются волны. И чем сильнее ветер, тем больше волны. А если ветер очень сильный, то на море начинается шторм. В это время купаться очень опасно, и плыть по морю на корабле.

Море – большое необыкновенно красивое царство воды. Есть ли на нашей планете царства воды, которые больше морей?  Что это?

Океаны. Найдём их на карте.

Море- дочь океана, оно соединяется с океаном, обменивается с ним водами.

Чёрное море. Это «дочь какого океана»? (показ на карте). Атлантического, котрое будто держит море за «руку». А Карское море? (показ на карте). Северного Ледовитого океана.

Работа с пособием.

Задание «Расскажи о нашем путешествии. Обозначь… на картинках наш маршрут»

-Рассмотрите рисунки. Каким местам они посвящены?

-Расставьте по порядку картинки и составьте рассказ о нашем путешествии по России. Не забудьте рассказать, какие там обитают животные и чем занимаются люди.

Подведение итога занятия

-Ребята, кто может мне сказать, что изображено на флаге г.Москвы?

-Как создавали раньше гербы, и что можно узнать посмотрев на герб города?

-Какие названия рек России вы запомнили?

-Какие названия морей и океанов вы запомнили?

Спасибо большое ребята за работу на занятии, за ваши ответы, вы сегодня очень хорошо поработали, вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект ООД по разделу программы "Познавательное развитие" тема: "Широка страна моя родная" (С применением ЭОР)

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пр...

Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"

Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...

Конспект занятия для детей старшей группы по теме: Веселая страна

Конспект занятия для детей старшей группы по теме: Веселая страна...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: "Наша страна"

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: "Наша страна"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Широка страна моя родная»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной к школе группе по теме «Широка страна моя родная»...

Методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Широка страна моя родная»

Методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Широка страна моя родная»...