Конспект посещения мини-музея "История бумаги" детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Посещение мини-музея направлено на обогащение знаний детей о бумаге: ее возникновении, свойствах, качествах и разновидностях, значении в жизни и деятельности людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект посещения мини-музея бумаги
детьми старшего дошкольного возраста
Цель: обогащать знания детей о бумаге: ее возникновении, свойствах, качествах и разновидностях, значении в жизни и деятельности людей.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей возникновения бумаги, ее производством.
- Познакомить детей с разновидностями бумаги, ее назначением.
- Закрепить представления детей о свойствах и качествах бумаги: размокает, мнется, рвется, режется, плавает, гладкая, толстая, шероховатая, тонкая.
- Совершенствовать способы обследования бумаги.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, любознательность, внимательность, логическое мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к книгам, к предметам, изготовленным из бумаги.
Словарная работа: береста, пергамент, папирус, клинопись. Активизировать в речи детей слова: цветная, картонная, тонкая, легкая, толстая, шероховатая.
Воспитывать интерес к истории и исследовательской деятельности.
Предварительная работа: самостоятельное изготовление бумаги из макулатуры, составление коллекции бумаги.
Экспонаты:
- камень
- глиняная дощечка
- листы папируса
- образцы кожи (пергамента)
- полоски бересты
- коллекция разнообразных видов бумаги и предметов из нее
- интерактивная панель «Колибри»
- презентация «Путешествие в историю книги»
- оборудование и материалы для экспериментирования
Ход занятия.
Ребята, вы когда-нибудь посещали музеи? Какие? Прежде чем нам отправиться в музей, давайте вспомним правила, которые надо соблюдать в музее: нельзя громко разговаривать, не бегать, не перебивать экскурсовода, не трогать экспонаты.
Для начала я хотела бы показать вам презентацию, которая поможет вам прикоснуться к истории появления бумаги и книг.
Показ презентации «Путешествие в историю книги»
А теперь я приглашаю вас в музей, который называется «Волшебная бумага». В нашем музее несколько стендов.
Первый стенд – исторический.
Перед вами экспонаты. Люди научились писать раньше, чем появилась бумага. Вначале древние люди выбивали знаки и рисунки на камнях, но это было очень трудно и долго. Зато такие рисунки сохранились до наших дней. Потом придумали писать на деревянных дощечках. Затем научились писать на бересте – березовой коре. Для писем использовали даже глину: делали плитки, писали на них, затем в печах обжигали. Но такие письма были тяжелые и хрупкие одновременно, они могли разбиться.
В древнем Египте придумали писать на папирусе - растении, используя его стебли. Писали на тонкой высушенной коже убитого животного - пергаменте. И вот, наконец, появилась бумага. Ее придумали в Китае. Волокна бамбука, некоторые травы и тряпье тщательно перетирались в каменной ступе в муку, добавлялась вода, затем все это варилось, потом выливалось на решетку с мелкой сеткой, чтобы вода стекала. Этот лист опускали под пресс, чтоб он становился гладким, затем его сушили, и получали лист той древней бумаги.
Второй стенд – производственный.
Как производят бумагу в наше время, вы сейчас увидите. Посмотрите на этот стенд. Тут изображен процесс современного изготовления бумаги.
Процесс изготовления бумаги очень трудоемкий: сначала лесорубы спиливают деревья, затем распиливают на мелкие чурбачки, затем эти чурбачки превращают в мелкую стружку, эту стружку варят в больших котлах до образования кашицы. Затем под большими валиками и прессами прокатывают эту массу, получают большие листы, скрученные в большой рулон бумаги. Потом эти рулоны разрезают и используют по назначению (обратить внимание детей на алгоритм изготовления).
Посмотрите, тут находятся листы бумаги, которую мы с вами изготавливали самостоятельно из макулатуры. Давайте вспомним, как и для чего мы это делали.
Физкультминутка.
Поднимаем ручки выше,
Опускаем руки вниз.
Ты достань сначала крышу,
Пола ты потом коснись. (Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться пола.)
Выполняем три наклона,
Наклоняемся до пола, (Наклоны вперёд.)
А потом прогнёмся сразу
Глубоко назад три раза. (Наклоны назад.)
Выполним рывки руками —
Раз-два-три-четыре-пять. (Рывки руками.)
А теперь мы приседаем,
Чтоб сильней и крепче стать. (Приседания.)
Вверх потянемся, потом
Шире руки разведём. (Потягивания — руки вверх, вперёд, в стороны.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети садятся.)
Третий стенд – выставочный.
Вы уже знаете, что из бумаги делают книги. А что ещё из неё можно сделать? (альбомы, блокноты, журналы, газеты, картон, коробки, фантики, плакаты, конверты, тетради, обои, цветную бумагу, упаковочную и т.д.)
Перед вами образцы разнообразной бумаги. Кто какую бумагу узнал? Назовите ее, и расскажите, для чего она нужна.
- альбомная бумага - на ней рисуют карандашами, красками, фломастерами; из нее можно вырезать и делать поделки.
- картон: из него делают картинки, обложки для книг, коробки.
- газетная - на ней печатают газеты и журналы.
- тетрадная для изготовления тетрадок для учеников.
- салфеточная – из нее делают салфетки и туалетную бумагу.
- цветная для изготовления различных поделок
Молодцы. А я вам покажу новые образцы:
- обойная для дизайна помещений
- копировальная для перенесения изображений
- ламинированная для изготовления упаковок разных напитков
- чертежно-рисовальная для чертежей и рисования
- полиграфическая для производства книг,
- шагреневая для красивых поздравительных открыток,
- фотобумага для фотографий,
- фольгированная и вощеная для кулинарии
- денежная для печати денег,
- оберточная для упаковывания подарков,
- бархатная для ручного труда.
Игра «Угадай на ощупь»
Дети на ощупь определяют разные виды бумаги: фольгу, бархатную, гофрированную, салфеточную и описывают свои тактильные ощущения: бумага мягкая, нежная, тонкая, рвется – салфетка; жесткая, шершавая, плохо сминается – картон; жесткая, но бархатистая, приятная на ощупь – бархатная; гладкая, скользкая – фольга; тонкая, мягкая, слегка сморщенная – гофрированная. Взрослый может помочь наводящими вопросами.
Молодцы, все виды бумаги отгадали!
Четвертый стенд – опытный.
Сравним два листа бумаги. Какого цвета бумага? (белая), а эта? (цветная), повторим все вместе. Бумага имеет цвет. Теперь потрогайте другие два листа. Что мы можем сказать, чем она отличается между собой? (эта толстая – показывают картон, а эта тонкая – показывают альбомный листочек), повторите. Бумага бывает толстая и тонкая. Молодцы. А теперь попробуйте смять тонкую бумагу (дети сминают). А теперь сомните картон (дети сминают). Какую бумагу легко сминать? (тонкую). А почему картон тяжело сминать (потому что он толстый). Скажите, ребята, какими свойствами обладает бумага? Бумагу можно мять.
Какую бумагу мы здесь видим? Правильно. Бумага, в которую заворачивают подарки, называется – оберточная, или упаковочная. Давайте вместе повторим. Ребята, проведите рукой по одному листу бумаги и по другому листу. Какая бумага на ощупь? Оберточная – гладкая, а бархатная – шероховатая. Почему? (потому что бархатная с ворсинками, а оберточная нет). Ребята, о каких свойствах бумаги мы узнали? Бумага бывает гладкая, бывает шершавая.
А сейчас проведем опыт. Возьмите два небольших кусочка бумаги - обычной белой и туалетной. Перед вами блюдца с водой. Опустите в воду сразу все листочки и наблюдайте (дети опускают листочки в воду). Что происходит с листочками? (белая бумага плавает, а салфетка сразу утонула). Как вы думаете - почему? (она быстрее размокла, потому что мягкая и тоненькая). Молодцы. Ребята, с какими свойствами бумаги мы с вами ещё познакомились? Бумага плавает, бумага тонет, бумагу можно мять и рвать. Вот сколько мы узнали о бумаге.
А вы знаете, что среди различных видов бумаги есть одна «волшебная»? Называется она «копирка», и сейчас вы поймете, почему люди ее так назвали. Воспитатель проводит с детьми опыт с рисованием на чистом листе, используя несколько листов копировальной бумаги разных оттенков.
Рефлексия
Ребята, понравилось вам путешествие по музею?
Как называется наш музей?
В какой стране придумали бумагу?
Что изготавливают из бумаги в наши дни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мини-музея "Русская изба" с детьми старшего дошкольного возраста
Проостранство мини-музея и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях. Родители сшили детям сарафаны и косоворотки, которые ча...
Паспорт мини- музея "Военная техника" для детей старшего дошкольного возраста.
Цель.Расширить представление детей о военной технике Российской армии,о профессиях военных.Формировать нравственно-патриотические чувства у детей.Познакомить с разными видами военной технки.Воспитыват...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «День Рождения Деда Мороза» Авторы: Старший воспитатель: Логунова Е.А. Воспитатель группы раннего возраста: Пискарёва С.А.
Данный материал разработан для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Образоваельная область - познавательное развитие. Познакомить детей с историей возникновения и традициями праздник...
Конспект Новогоднего утренника "Новогодняя история" для детей старшего дошкольного возраста
Констект новогоднего утренника...
План - конспект досуга в старшей группе (5-6 лет) Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Книжкина неделя»
План-конспект досуга в старшей группе...
Конспект совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЧТЫ"
В занятии использована технология Н. А. Коротковой «Путешествие по «реке времени», которая способствует развитию познавательной активности и исследовательской деятельности детей....
Конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «История образования города Братска»
Конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «История образования города Братска»...