Проект "Малышам о природе"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Прект для второй младшей группы по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malasham_o_prirode.docx | 955.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.3
Проект по экологическому воспитанию
«Малышам о природе»
Выполнила: воспитатель второй младшей группы
Журавлева Мария Владимировна.
Новосибирск 2021 -2022
Актуальность:
Умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.
Экологическое воспитание– одно из основных направлений в системе дошкольного образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы. Для того чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нами были созданы условия для поисково - исследовательской деятельности малышей.
Цель проекта
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей второй младшей группы.
Задачи:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
- Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
- Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
- Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
- Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
Тип проекта – долгосрочный, групповой, исследовательско – творческий.
Участники – воспитатели, специалисты, дети младшей и средней групп, родители детей.
Проанализировав «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой, по разделу «Ребёнок и окружающий мир, природное окружение, экологическое воспитание», С.Н. Николаевой, «Юный эколог», мы сделали вывод о том, что необходимо формировать правильное отношение и гуманное поведения к живой природе путём разных форм обучения и развития, которые позволят детям расширить представления о растительном и живом мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях.
Это, прежде всего организованные формы обучения:
- НОД;
- беседы;
- наблюдение за объектами живой и неживой природы;
Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:
- труд в уголке природы;
-экспериментальная деятельность;
-дидактические, подвижные игры;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ДЕТИ:
- У детей будут сформированы элементарные экологические знания культура поведения в природе.
- Сформируются знания о взаимосвязи в природе.
- Разовьётся интерес к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растительной фауне, птицам, насекомым и животным.
- Научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
РОДИТЕЛИ:
- Обогащение уровня экологических знаний родителей.
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости экологического воспитания детей.
- Создание единого воспитательно - образовательного пространства детский сад и семья по экологическому воспитанию дошкольников.
- Появится возможность участия в совместных экологических проектах и мероприятиях.
Перспективный план
по экологическому воспитанию детей второй младшей группы.
№ | Тема | Цель | Форма работы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
сентябрь | ||||
1 | Овощи, фрукты | Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине несколько видов овощей и фруктов. | Беседа. Рассматривание овощей, фруктов. Чтение сказки «Спор овощей». Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»; «Сбор урожая». Драматизация сказки «Репка». Аппликация «Фрукты на тарелке». Рисование: «Яблоко». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно-бросового материала. | |
2 | Цветы на клумбе. | Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно -бросового материала. | |
3. | Травушка-муравушка. | Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник. | Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Рисование: «Дождик». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно - бросового материала. | |
4. | Солнышко лучистое. | Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце. | Дидактическая игра: «Солнышко и туча». Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Подвижная игра «Солнышко и дождик». | |
октябрь | ||||
1. | В гости к деревьям. | Познакомить детей с деревьями (берёза, рябина, клён), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень. | Наблюдения за деревьями.Тематическое занятие «Здравствуй, осень» Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу». Слушание песни «Листопад» муз. Т. Покатенко. Труд в природе: сбор осенних листьев. Сравнивание игрушечной ёлки с живой елью на участке. Чтение произведения Пришвин «Листопад». | |
2. | Комнатные цветы в уголке природы. | Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям и деревьям. | Дидактические игры: «Покажем Мишке уголок природы», «От какого растения листья?» (с использованием моделей). | |
3. | Дождик, лей, лей! | Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы. | Слушание произведения «Грустный дождик» - муз. Д. Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Рисование «Идёт дождь». Заучивание потешки «Радуга - дуга». Закличка «Дождик, лей, лей, лей». | |
ноябрь | ||||
1. | Золотая осень. | Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды. | Загадывание загадок. Рассматривание картины «Золотая осень». Беседа об осени. Рисование «Листопад». | |
2. | Кто живёт в лесу. | Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них. | Рассматривание картин с изображением диких животных. Потешка «Дет лисичка по мосту». Чтение сказки Д. Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Драматизация русской народной сказки «Теремок». Сказка на фланелеграфе «Три медведя». Чтение «Волчишко», «Зачем зайчику другая шубка» Е. Чарушина. Хороводная игра «Зайка беленький сидит». Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Скажи ласково», «Найди детёныша». | |
3. | Ветер. | Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду. | Чтение А.С. Пушкина «Ветер, ветер». Игры с султанчиками, бег с ленточками. | |
декабрь | ||||
1. | Котенька-коток и его друзья. | Дать первоначальное представление о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. | Потешки: «Котик, коток», «Ты, собачка, не лай». Лепка «Прянички» по русской народной сказке «Кисонька мурысонька». Настольный театр «Волк и семеро козля». Рассматривание картин с изображением домашних животных. Сказка «Бычок – смоляной бочок». Дидактические игры: «Чьи это детки», «Что даёт корова», «Кто живёт на бабушкином дворе». | |
2. | Зимний лес полон чудес. | Уточнить и расширить представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу животных. | Путешествие в зимний сказочный лес. Чтение «Зачем зайчику другая шубка?». Лепка «Зайка беленький сидит». Загадки о животных. Рассматривание картины «Зайцы в лесу». | |
3. | Воличка-водичка. | Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду. | Потешка «Водичка-водичка». Беседа «Для чего нужна вода?». Опыт: «Таяние снега, замерзание воды». Изготовление цветных льдинок. Узнаем какая вода. | |
январь | ||||
1. | Курочка-Ряба и ее соседи. | Дать представление о домашних птицах (курица, утка, гусь), как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей (птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам. | Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Чей детёныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково». Рассказы Ю. Дмитриева «Дети всякие бывают», «Цыплята и воробьята», «Утята и цыплята». Хр.см. для маленьких: 1987г. Ст.339-340. Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказ «Маленький утёнок». Каралийчев А. Песенка «Жили у бабуси». Рисование «Заборчик для Петушка» (по ил.Ю.Васнецова к потешке «Петушок»). | |
2. | Пернатые друзья. | Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим. | Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Игра-забава «Наседка и цыплята». Наблюдение за птицами на участке. Слушание песни «Птичка» - муз. Г. Фрида. Рассматривание картины «Таня и голуби». Рассматривание иллюстраций с изображение птиц. Дидактическая игра «Найди пару». Игра «Голуби и воробьи». | |
3. | Воздух вокруг нас. | Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. | Опыт «Что в пакете?». Игры с воздушным шаром и соломинкой. Надувание мыльных пузырей. | |
Февраль | ||||
1. | Где живет золотая рыбка. | Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками. | Беседа о рыбках. Наблюдения за рыбками. Рассматривание иллюстраций с рыбками. Игра «Хорошо - плохо». Рисование «Рыбки в аквариуме». Чтение «Где спит рыбка» - Токмаковой И. | |
2. | Волшебница зима. | Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому. | Чтение Воронкова Л. «Снег идет». Стихотворение Берестова В. «Снегопад». Рисование «Вот зима, кругом бело», «Уж ты, зимушка - зима». Подвижная игра «Снежинки и ветер». Наблюдение за погодой на участке. | |
3. | Снеговичок. | Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла. | Рассматривание картины с зимним пейзажем. Беседа о зиме. Игра «Когда это бывает?» Опыт со снегом. Постройка снеговика на участке. | |
4. | Посадка лука. | Дать представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок). Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зеленых перышек. Развивать интерес и желание ухаживать за ним. | Загадки о луке. Рассматривание луковицы. Опыт с луком. Наблюдение за ростом лука. Рассматривание появившихся зелёных пёрышек. Беседа со сверстниками и взрослыми о впечатлениях. Сравнение вновь посаженной луковицы с ранее высаженной. | |
Март | ||||
1. | Весна пришла. | Познакомить с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. | Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков «Ласточка примчалась», А. Толстой «Птица свела гнездо». Рисование «Сосульки длинные и короткие». Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?». | |
2 | Я – человек. | Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. | Рассматривание книги «Моё тело». Беседа. Дидактические игры: «Строение человека», «Угадай на вкус», «Запахи». Игры: «Кто я?», «Узнай по голосу». Развлечения: «Весёлые человечки играют», «Нарисуй свой портрет», «Наши помощники». | |
3. | Береги живое. | Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным, бережно относиться к природе. | Дидактическая игра «Хорошо - плохо». Путешествие на полянку. Чтение стихотворения Муштаковой «Жил на свете один человек». Наблюдение. Беседа. Игра «Убери мусор на поляне». | |
4. | Какой песок, какая глина. | Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины. | Опыт с песком и глиной. Рассматривание песка и глины. Выставка глиняных игрушек. Игры с песком. Лепка пирожков и печенья. Лепка из глины «Лепёшки большие и маленькие». | |
Апрель | ||||
1. | Изменения в природе. | Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе. | Разучивание стихотворений о природе. Рассматривание картины «Весна». Рисование «Одуванчики на траве». Стихотворение Александровой «Одуванчик». Стихотворение Благининой «Яблонька». | |
2. | Насекомые – маленькие помощники. | Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы. | Чтение «Божья коровка» - потешка. Лепка «Червячки для цыплят». Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Чтение рассказа «Пёстрые крылья» из книги Плешакова «Зелёные страницы». Отгадывание загадок. | |
3. | Посев семян гороха, лука в огороде. | Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ними. | Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек. Загадки. Чтение художественной литературы. Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян. Зарисовки. | |
Май | ||||
1. | Природа наш родной дом. | Учить на деле и в доступной форме помогать природе. Учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе. | Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы. Экскурсия по участку детского сада. Наблюдение. Дидактическая игра «Берегите природу». | |
2. | Нужные вещи из ненужных вещей. | Дать понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы. | Рассматривание игрушек, предметов. Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового материала и природного. Беседа. Дидактическая игра «Что из чего сделано». | |
3. | Игрушки и предметы из бумаги и древесины. | Познакомить со свойством и качеством бумаги и древесины. | Опыт с бумагой. Опыт с древесиной. Рассказ о бумаге и древесине. Рассматривание иллюстраций предметов. Дидактическая игра «Найди и покажи». |
III этап – Заключительный (5.05. – 15.05. 2022г.)
- Выставка рисунков «Сохраним первоцвет»
- Викторина « Что мы знаем, что умеем»
Заключение
Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.
Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твёрдое основание, и станут убеждениями этого человека.
«Здравствуй,осень.» Тематическое занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...