Организация познавательно-игровой деятельности старших дошкольников по теме «Космос»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Буряковская Галина Николаевна

Космос для детей дошкольного возраста остается всегда таинственным и загадочным миром, который невозможно потрогать, внимательно рассмотреть и изучить. Непознанное всегда притягивает внимание любого ребенка. Но почему-то взрослые считают, что маленькие дети не в состоянии постичь особенности строения и изучения космического пространства.

Кейс-технология позволяет дошкольникам погрузиться в космический мир, получить новые знания, порассуждать, высказать свои гипотезы и мнение, а также применить свои небольшие умения в практической работе. Воображение и детская фантазия позволит перевоплотиться в космонавтов и исследователей в игровой деятельности. В процессе самостоятельной и игровой деятельности дошкольники смогут проявить и развить свои личностные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buryakovskaya_keysy_o_kosmose.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Организация познавательно-игровой деятельности старших дошкольников по теме «Космос»

Пояснительная записка

Космос для детей дошкольного возраста остается всегда таинственным и загадочным миром, который невозможно потрогать, внимательно рассмотреть и изучить. Непознанное всегда притягивает внимание любого ребенка. Но почему-то взрослые считают, что маленькие дети не в состоянии постичь особенности строения и изучения космического пространства.

Кейс-технология позволяет дошкольникам погрузиться в космический мир, получить новые знания, порассуждать, высказать свои гипотезы и мнение, а также применить свои небольшие умения в практической работе. Воображение и детская фантазия позволит перевоплотиться в космонавтов и исследователей в игровой деятельности. В процессе самостоятельной и игровой деятельности дошкольники смогут проявить и развить свои личностные качества.

Весь познавательно-игровой материал можно разделить на кейсы, позволяющие дошкольникам освоить успешно достаточно сложный материал, предоставляя детям возможность проявить свои индивидуальные и возрастные возможности в познавательной, исследовательской, игровой и практической деятельности в комплексе.

Цель формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

- познакомить детей с планетами Солнечной системы, их отличительными особенностями;

- создать условия для исследовательской деятельности старших дошкольников;

- расширить знания о Космосе посредством обогащения кейса разнообразными играми и практической деятельностью;

- привлечь детей к созданию макета Солнечной системы совместно педагогами;

- воспитывать гордость за достижения страны в исследованиях космоса и уважение к труду космонавтов и работников космической промышленности.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о космосе для детей, рисование и аппликация планет Солнечной системы, первого полета в космос.

Ожидаемый результат: 

- сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы;

- умение самостоятельно выполнять практические задания в коллективе сверстников;

- активно обсуждают, анализируют, делают выводы.

- мечтают стать космонавтами и исследователями космоса.

Алгоритм кейса «Таинственный космос»

Название этапа

Методы и приемы

Задачи

Подготовительный

Сюрпризный момент: Дети заходят в специально подготовленное помещение, напоминающее космическое пространство. Звучит космическая музыка, включается светильник «Звездное небо».

Создать условия космического пространства для мотивации последующей беседы.

Мотивационный

На экране демонстрируется фрагмент видео о продвижении между планетами.

Беседа: «Где это мы оказались с вами? А между какими большими шарами мы летим?»

Дать детям представление о планетах Солнечной системы, солнце, звёздах, выяснить знания детей по данному вопросу

Мозговой штурм

Дискуссия: Что вы знаете о планетах в космосе? На картинках изображены все планеты, рассмотрим каждую поближе. На какой планете вам бы хотелось побывать?

Заинтересовать детей возможностью изучения планет Солнечной системы, познакомиться с особенностями каждой из 9 планет. Развивать умение вести дискуссионный диалог со сверстниками.

Практико-ориентированный

Группа делится на 2 команды. «А вы бы хотелось изготовить макет Солнечной системы?» Каждая команда изготовит свой вариант.

Знакомство с планетами Солнечной системы. Коллективная работа детей по созданию наглядной модели

Практико-игровой

Подвижные игры «Ракетодром»,

«Невесомость», «Сбей метеорит»

«Солнце – чемпион».

Упражнять детей в ловкости, меткости и быстрой реакции. Обогащать знания детей информацией о космосе.

Дидактические игры

«Узнай по описанию планету», «Что лишнее?». «Космическое лото», «Найди пропажу».

Упражнять в применении полученных знаний в игровой деятельности.

Настольные игры

«Космос», «Космическое путешествие»

Активизировать мыслительные, логические способности дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры

«Путешествие на Луну», «Строим аэросалон».

Развивать игровые, коммуникативные способности дошкольников

Оценочно-рефлекторный

Тест «Оценочный рисунок»

Выявить удовлетворенность дошкольников от проведения совместной коллективной деятельности

Алгоритм кейса «Первый человек в космосе»

Название этапа

Методы и приемы

Задачи

Подготовительный

Детям показывают фотографии собачек в космических скафандрах.

Фрагмент мультфильма «Звездные собаки: Белка и Стрелка»

Создать условия для познания информации о полетах человека в космос.

Мотивационный

Как вы думаете, зачем человек стремиться полететь в космос? На другие планеты? Что вы знаете о первом человеке, полетевшем в космос?

Мотивировать детей изучением космических достижений человека в космосе. Расширить знания о Ю. Гагарине. Формировать умения отстаивать свою точку зрения, а также принимать чужое мнение.

Мозговой штурм

Дискуссия: А кто может полететь в космос? Вы можете туда полететь, как когда-то случайно сделал Незнайка из книги Н.Носова «Незнайка на Луне».

Заинтересовать детей возможностью изучения космического пространства человеком. Познакомить с условиями работы космонавтов.

Практико-ориентированный

Группа делится на 2 команды. 1 команда превращается в исследователей космических образцов, а вторая команда – в строителей космического корабля.

Познакомить дошкольников с профессиями людей, которые входят в состав людей, работающих в космической промышленности.

Практико-игровой

Подвижные игры «Ждут нас быстрые ракеты», «Земляне и инопланетяне», «Космонавты»

Развивать физические качества дошкольников в активном изучении нового материала

Дидактические игры

«Космические лабиринты». «Найди отличия».

Обогащать знания о космосе , учиться применять их в практике игровой деятельности.

Настольные игры

«Найди отличия», «Космические лабиринты».

Развивать умения проводить свободное время в интеллектуальных играх.

Сюжетно-ролевые игры «Ракетостроители»,

«Космонавты»

Формировать коммуникативные умения дошкольников в организации совместных сюжетных играх.

Оценочно-рефлекторный

Тест «Выбери ракету»

Выявить удовлетворенность дошкольников от проведения совместной коллективной деятельности

Литература:

1.Емельянова Э: Расскажите детям о космонавтике / Э. Емельянова.- М.: Мозайка-синтез, 2013.- 12 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/271059/

2. Дорожин Ю. Книга для детей «Малышам о звездах и планетах» / Ю. Дорожин. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 8 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/67314/

3. Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Т.А. Шорыгина – М.: ТЦ Сфера, 2021г.- 128 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/272812/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...

КОНСПЕКТ познавательно-игровой викторины для старших дошкольников «По дорогам сказок Шарля Перро»

Данная разработка предназначена для проведения со страшими дошкольниками....

Мастер-класс для воспитателей по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Данный материал поможет педагогам  организовать  поисково-исследовательскую  деятельность   старших  дошкольников. На примере покажет,  как у детей старшего дошкольн...

Статья «Развитие игровой деятельности у старших дошкольников по теме «Космос»

Статья «Развитие игровой деятельности у старших дошкольников по теме «Космос»Цель: создание условий для появления и разыгрывания новых сюжетов совместных игр....

Познавательная игровая программа для старших дошкольников «Путешествие в страну ЗДОРОВЬЯ»

Познавательная игровая программа для старших дошкольников «Путешествие в страну ЗДОРОВЬЯ»Воспитатель Наумова М.В.Цель: Приобщить детей к здоровому образу жизни. Прививать любовь к спо...

Организация познавательно-игровой деятельности старших дошкольников по теме «Космос»

формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.Задачи: - познакомить детей с планетами Солнечной ...

Познавательно-игровая программа для старших дошкольников по формированию основ безопасности. Тема: «Волшебный и загадочный мир безопасности»

Познавательно-игровая программа по ОБ для старших дошкольников содержит материалы по формированию основ безопасности посредством игр, загадок, обучающих видеоматериалов....