Организация познавательно-игровой деятельности старших дошкольников по теме «Космос»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Космос для детей дошкольного возраста остается всегда таинственным и загадочным миром, который невозможно потрогать, внимательно рассмотреть и изучить. Непознанное всегда притягивает внимание любого ребенка. Но почему-то взрослые считают, что маленькие дети не в состоянии постичь особенности строения и изучения космического пространства.
Кейс-технология позволяет дошкольникам погрузиться в космический мир, получить новые знания, порассуждать, высказать свои гипотезы и мнение, а также применить свои небольшие умения в практической работе. Воображение и детская фантазия позволит перевоплотиться в космонавтов и исследователей в игровой деятельности. В процессе самостоятельной и игровой деятельности дошкольники смогут проявить и развить свои личностные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buryakovskaya_keysy_o_kosmose.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация познавательно-игровой деятельности старших дошкольников по теме «Космос»
Пояснительная записка
Космос для детей дошкольного возраста остается всегда таинственным и загадочным миром, который невозможно потрогать, внимательно рассмотреть и изучить. Непознанное всегда притягивает внимание любого ребенка. Но почему-то взрослые считают, что маленькие дети не в состоянии постичь особенности строения и изучения космического пространства.
Кейс-технология позволяет дошкольникам погрузиться в космический мир, получить новые знания, порассуждать, высказать свои гипотезы и мнение, а также применить свои небольшие умения в практической работе. Воображение и детская фантазия позволит перевоплотиться в космонавтов и исследователей в игровой деятельности. В процессе самостоятельной и игровой деятельности дошкольники смогут проявить и развить свои личностные качества.
Весь познавательно-игровой материал можно разделить на кейсы, позволяющие дошкольникам освоить успешно достаточно сложный материал, предоставляя детям возможность проявить свои индивидуальные и возрастные возможности в познавательной, исследовательской, игровой и практической деятельности в комплексе.
Цель формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- познакомить детей с планетами Солнечной системы, их отличительными особенностями;
- создать условия для исследовательской деятельности старших дошкольников;
- расширить знания о Космосе посредством обогащения кейса разнообразными играми и практической деятельностью;
- привлечь детей к созданию макета Солнечной системы совместно педагогами;
- воспитывать гордость за достижения страны в исследованиях космоса и уважение к труду космонавтов и работников космической промышленности.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о космосе для детей, рисование и аппликация планет Солнечной системы, первого полета в космос.
Ожидаемый результат:
- сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы;
- умение самостоятельно выполнять практические задания в коллективе сверстников;
- активно обсуждают, анализируют, делают выводы.
- мечтают стать космонавтами и исследователями космоса.
Алгоритм кейса «Таинственный космос»
Название этапа | Методы и приемы | Задачи |
Подготовительный | Сюрпризный момент: Дети заходят в специально подготовленное помещение, напоминающее космическое пространство. Звучит космическая музыка, включается светильник «Звездное небо». | Создать условия космического пространства для мотивации последующей беседы. |
Мотивационный | На экране демонстрируется фрагмент видео о продвижении между планетами. Беседа: «Где это мы оказались с вами? А между какими большими шарами мы летим?» | Дать детям представление о планетах Солнечной системы, солнце, звёздах, выяснить знания детей по данному вопросу |
Мозговой штурм | Дискуссия: Что вы знаете о планетах в космосе? На картинках изображены все планеты, рассмотрим каждую поближе. На какой планете вам бы хотелось побывать? | Заинтересовать детей возможностью изучения планет Солнечной системы, познакомиться с особенностями каждой из 9 планет. Развивать умение вести дискуссионный диалог со сверстниками. |
Практико-ориентированный | Группа делится на 2 команды. «А вы бы хотелось изготовить макет Солнечной системы?» Каждая команда изготовит свой вариант. | Знакомство с планетами Солнечной системы. Коллективная работа детей по созданию наглядной модели |
Практико-игровой | Подвижные игры «Ракетодром», «Невесомость», «Сбей метеорит» «Солнце – чемпион». | Упражнять детей в ловкости, меткости и быстрой реакции. Обогащать знания детей информацией о космосе. |
Дидактические игры «Узнай по описанию планету», «Что лишнее?». «Космическое лото», «Найди пропажу». | Упражнять в применении полученных знаний в игровой деятельности. | |
Настольные игры «Космос», «Космическое путешествие» | Активизировать мыслительные, логические способности дошкольников. | |
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на Луну», «Строим аэросалон». | Развивать игровые, коммуникативные способности дошкольников | |
Оценочно-рефлекторный | Тест «Оценочный рисунок» | Выявить удовлетворенность дошкольников от проведения совместной коллективной деятельности |
Алгоритм кейса «Первый человек в космосе»
Название этапа | Методы и приемы | Задачи |
Подготовительный | Детям показывают фотографии собачек в космических скафандрах. Фрагмент мультфильма «Звездные собаки: Белка и Стрелка» | Создать условия для познания информации о полетах человека в космос. |
Мотивационный | Как вы думаете, зачем человек стремиться полететь в космос? На другие планеты? Что вы знаете о первом человеке, полетевшем в космос? | Мотивировать детей изучением космических достижений человека в космосе. Расширить знания о Ю. Гагарине. Формировать умения отстаивать свою точку зрения, а также принимать чужое мнение. |
Мозговой штурм | Дискуссия: А кто может полететь в космос? Вы можете туда полететь, как когда-то случайно сделал Незнайка из книги Н.Носова «Незнайка на Луне». | Заинтересовать детей возможностью изучения космического пространства человеком. Познакомить с условиями работы космонавтов. |
Практико-ориентированный | Группа делится на 2 команды. 1 команда превращается в исследователей космических образцов, а вторая команда – в строителей космического корабля. | Познакомить дошкольников с профессиями людей, которые входят в состав людей, работающих в космической промышленности. |
Практико-игровой | Подвижные игры «Ждут нас быстрые ракеты», «Земляне и инопланетяне», «Космонавты» | Развивать физические качества дошкольников в активном изучении нового материала |
Дидактические игры «Космические лабиринты». «Найди отличия». | Обогащать знания о космосе , учиться применять их в практике игровой деятельности. | |
Настольные игры «Найди отличия», «Космические лабиринты». | Развивать умения проводить свободное время в интеллектуальных играх. | |
Сюжетно-ролевые игры «Ракетостроители», «Космонавты» | Формировать коммуникативные умения дошкольников в организации совместных сюжетных играх. | |
Оценочно-рефлекторный | Тест «Выбери ракету» | Выявить удовлетворенность дошкольников от проведения совместной коллективной деятельности |
Литература:
1.Емельянова Э: Расскажите детям о космонавтике / Э. Емельянова.- М.: Мозайка-синтез, 2013.- 12 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/271059/
2. Дорожин Ю. Книга для детей «Малышам о звездах и планетах» / Ю. Дорожин. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 8 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/67314/
3. Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Т.А. Шорыгина – М.: ТЦ Сфера, 2021г.- 128 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/272812/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...
КОНСПЕКТ познавательно-игровой викторины для старших дошкольников «По дорогам сказок Шарля Перро»
Данная разработка предназначена для проведения со страшими дошкольниками....
Мастер-класс для воспитателей по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Данный материал поможет педагогам организовать поисково-исследовательскую деятельность старших дошкольников. На примере покажет, как у детей старшего дошкольн...
Статья «Развитие игровой деятельности у старших дошкольников по теме «Космос»
Статья «Развитие игровой деятельности у старших дошкольников по теме «Космос»Цель: создание условий для появления и разыгрывания новых сюжетов совместных игр....
Познавательная игровая программа для старших дошкольников «Путешествие в страну ЗДОРОВЬЯ»
Познавательная игровая программа для старших дошкольников «Путешествие в страну ЗДОРОВЬЯ»Воспитатель Наумова М.В.Цель: Приобщить детей к здоровому образу жизни. Прививать любовь к спо...
Организация познавательно-игровой деятельности старших дошкольников по теме «Космос»
формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.Задачи: - познакомить детей с планетами Солнечной ...
Познавательно-игровая программа для старших дошкольников по формированию основ безопасности. Тема: «Волшебный и загадочный мир безопасности»
Познавательно-игровая программа по ОБ для старших дошкольников содержит материалы по формированию основ безопасности посредством игр, загадок, обучающих видеоматериалов....