Тема: «Экологическая тропа весной» Средняя группа
статья по окружающему миру (средняя группа)

Петрикеева Елена Владимировна
Конспект НОД
по окружающему миру
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «Экологическая тропа весной»
Средняя группа
 
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Возрастная группа: средняя
Тема: «Экологическая тропа весной»
Цели: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Задачи: 
Воспитательные: 
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Развивающие:
Развивать у детей познавательную активность, психические процессы. Активизировать и обогащать словарь.
Образовательные: 
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Закреплять знания о самом почётном дереве в России - берёзе.
Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материалы и оборудование: 
Объекты экологической тропы: берёза, клумба, скворечник на дереве, кормушка для птиц, пень.
Подготовка к занятию: рассматривание фотографий, изображающих природу. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Берёзка». 
 
Ход занятия: 
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: весной!
Воспитатель: правильно!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе нашего детского сада. (приходит Дед Природовед)
2. Основная часть
Дед Природовед: Здравствуйте дети! Кто мне скажет, какое сейчас время года?
А кто может сказать, в какое время года мы с вами встречались раньше? (Ответы детей). Мы уже встречались осенью и зимой.
Как вы догадались, что сейчас весна? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает ответы детей: «Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распустились листочки, появилась зеленая травка». (показать на слайде фотографию берёзы)
Дед Природовед: Дети вы помните, как называется это дерево (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички"!
Воспитатель: спасибо дедушка, мы не знали, что они называются чечевички.
Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе?
Дети: чечевички.
Дед Природовед: Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле.
А что есть на веточках? (Ответы детей)
Воспитатель: Маленькие клейкие зелененькие листочки и длинные сережки. Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки (показать на слайде фотографию серёжек на берёзе).
Дед Природовед приглашает детей подойти поближе к дереву и рассмотреть берёзовые серёжки.
Воспитатель: Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена березы.
Давайте представим, что мы маленькие семена берёзы.
Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся).
Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).
Физкультминутка «Весна – красна»
Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)
Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)
К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)
Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)
Домой к мамочке вернёмся. (Встать на свои места.)
 
Воспитатель: Как вы думаете, береза любит солнце?
Дети: Да, любит.
Дед Природовед: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Сейчас я вам прочту одно из стихотворений:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юною, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.
Дед Природовед: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям.
А вы знаете, как люди могут использовать березу?
Воспитатель обобщает: «Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду».
Дед Природовед: Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. А еще под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Много пользы нам приносит берёза. 
В детском саду деревья украшают участки. Деревьев в саду немного, поэтому их нужно беречь. Что значит беречь деревья?
Воспитатель обобщает ответы детей: “Берёзой нужно любоваться, поливать её, не топтать землю около корня и не ломать веточки. Тогда берёза будет долго радовать нас своей красотой”.
Воспитатель: Экологическая тропинка ведет нас дальше, к клумбе. На клумбе должны быть цветы, но где же они? (показать на слайде фотографии клумб)
Дед Природовед: Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? (ответы детей)
Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступали воздух и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим растения.
Воспитатель: Идем дальше. Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы? (показать на слайде фотографии кормушек для птиц)
- Почему сегодня мы не видим здесь птиц?
Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве.
Дед Природовед: Как вы думаете, чем сейчас питаются птицы?
Ответы детей: Насекомыми, червячками, травкой и др.
Воспитатель: (показать на слайде фотографию скворечника на дереве) Посмотрите, что это за домик на дереве?
Как называется этот домик? 
Дети: Скворечник.
Воспитатель: А кто живет в этом домике?
Дети: Скворцы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?
Ответы детей: чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака.
Воспитатель: Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, т. к. там выводятся из яиц маленькие птенчики. Не будем мешать птицам, пойдём дальше. (Показать фотографию пня) Следующая остановка у пня. Здесь могут жить разные насекомые - муравьи, личинки бабочек и др
Воспитатель: Вот такое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Летом мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.
Воспитатель и дети благодарят деда Природоведа за подарок.
Дед Природовед: Вы мне очень понравились, приходите в гости, я ещё могу рассказать вам о природе. Приходите ребята ещё! И обязательно нарисуйте картинку о том, что вам особенно запомнилось. До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте наши глазки немного отдохнут, сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Ветер»
Ветер дует нам в лицо (часто моргают веками)
Закачалось деревцо (поворачивая голову, смотрят влево-вправо)
Ветер тише, тише (медленно приседают, опуская голову вниз)
Деревцо всё выше, выше. (Встают и глаза поднимают вверх) 
 
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами ходили по экологической тропе. Какие объекты вы посетили? Какие изменения вы наблюдали этих объектов весной? Какой объект вам больше всего понравился? Какие вы молодцы! Так дружно и правильно отвечали на вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по экологической тропе .Весна .Младшая группа.

Развитие экологического сознания ребёнка.Уточнить и расширить представления детей о деревьях,насекомых весной.Наблюдение за объектами и явлениями природы.Взаимосвязь в экосистемах экологической тропы ...

Мир экологии.Тема"Экологическая тропа весной"

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаим...

Экологический проект «Зимняя экологическая тропа» в средней группе №1 МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска Саратовская область» Воспитатели первой квалификационной категории: Юдина Алевтина Геннадьевна

Цель  экологической тропы: экологическое воспитание дошкольников в зимний период времени, с учетом регионального компонента, климатических особенностей Саратовской области.В соответствии с д...

Конспект ООД по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа)

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаим...

Конспект по ФЦКМ в средней группе на тему: «Экологическая тропа весной» .

Конспект занятия по фцкм «Экологическая тропа весной» (средняя группа).Цели: Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе.Задачи: Расшир...

Конспект занятия по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа).

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе....

Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему "Экологическая тропа весной " для детей средней группы

Конспект НОД в средней группе  по познавательному развитию "Экологическая тропа весной" с применением квест технологии....