Паспорт уголка экспериментирования в средней группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Паспорт центра опытно-экспериментальной деятельности
«Лаборатория Фиксиков» для детей среднего дошкольного возраста
Воспитатели: Косырева Е.В.
Барандеева М.А.
«МБДОУ Детский сад №5 «Радость» р.п. Базарный Карабулак Саратовкой области»
Актуальность
Каждый ребенок с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние ребенка. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества и сотворчества. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование, как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей. Экспериментирование дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в группе создан центр опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков» для детей среднего дошкольного возраста. Ведущая идея создания центра заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальноисследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников. Здесь у детей развиваются географические представления, дошкольники знакомятся с физическими свойствами окружающего мира в соответствии с возрастными возможностями, активно участвуют в опытнической деятельности, наблюдают за комнатными растениями и учатся правильному уходу за ними.
Благодаря организации центра «Лаборатория Фиксиков», мы создаем условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, что является выполнением требований ФГОС ДО.
Цель центра
Создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации в ходе поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого
Задачи центра
Образовательные
- формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- формировать способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов;
- совершенствовать умения проводить исследования с использованием приборов (лупы, микроскопа, весы);
- формировать навык коллективной деятельности.
- включать в активный словарный запас дошкольников научные термины.
Развивающие:
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- развивать поисково-познавательную, интеллектуальную активность детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод.
- Развивать связную монологическую речь, умение использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов.
Воспитательные:
- Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира;
- Воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Место расположения
Центр опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков»
представляет собой тихую зону в помещении группы, которая включает в себя 7 взаимодополняющих модулей:
- модуль - «Мини - лаборатория «Эврика»
- модуль - «Уголок природы «Зеленый мир»
- модуль - «Хочу всё знать»
- модуль - «Наша игротека «Знатоки экологии»
- модуль - «Выставка - музей «Чудесная кладовая»
- модуль - «Огород на окне»
- модуль - «Методическая копилка «Экология от А до Я»
Центр расположен в групповой комнате непосредственно у окна, на отдалении от уголка двигательной деятельности и сюжетно-ролевой игры. В каждом модуле центра присутствует игровой персонаж (плоскостное изображение), который может быть включен в познавательную деятельность.
Адресная направленность
Центр предназначен для организации познавательной деятельности дошкольников, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы с детьми в средней группе. В центре проводится часть непрерывной образовательной деятельности по образовательным областям с группой детей среднего дошкольного возраста; поисково-исследовательская деятельность с подгруппой детей (не более 6 человек) в режимных моментах с использованием различного материала
Принцип статичности-подвижности
С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.
Принцип эмоционального благополучия и комфорта
Содержание материалов и оборудования, их размещение, должны вызывать положительные эмоции.
Принцип универсальности
Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.
Принцип многофункциональности
Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.
Принцип рациональности
Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.
Принцип обновляемости материала
Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.
Перечень материалов и оборудования
МОДУЛЬ «Мини - лаборатория «Эврика»
В мини - лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы.
Оборудование: ёмкости, разного объема и конфигурации, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки;
Природный материал: камешки, семена бобов, фасоли, гороха, ракушки, шишки, желуди, каштаны, кора дерева, ветки деревьев, перья, емкости с землей, песком, глиной, мелом, камни;
Утилизированный материал: пенопласт, пробки, нитки, крышки, шнурки, ленты, катушки от ниток, коробочки от киндер- сюрприза.
Приборы – помощники: глобус, микроскоп, лупы, зеркала, весы, фонарик, прозрачные контейнеры для наблюдений, песочные часы;
Медицинский материал: шприцы без иголок, резиновые груши, пипетки, ватные палочки, колбочки, ватные диски, защитные очки, мерные ложки, халаты, шапочки, перчатки.
Мир материалов: виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы;
Технический материал: гвозди, шурупы, болты, скрепки
В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:
«Волшебница-вода»: пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, т.е. материалы для изучения свойств воды, игрушки для игр с водой, формочки для замораживания льда
«Невидимка – воздух»: трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха;
«Свет и цвет»: различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки, т.е. материалы для изучения свойств света, цвета;
«Звук»: киндер-сюрпризы с различными наполнителями
(горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики, свисток, т.е. материалы для изучения свойств звука;
«Запах»: мешочки с мятой, с ромашкой, с сосной, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов;
«Магнетизм»: разные магниты, скрепки, металлические предметы, т.е. материалы для изучения свойств магнита.
В мини – лаборатории «Эврика» находятся коллекции:
- «Мир семян».
- «Мир камней».
- «Мир ракушек».
- «Мир продуктов»
- модели:
- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. - правила поведения в уголке экспериментирования. - календарь природы: с временами года, месяцами, днями недели;
- календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;
- набор карточек с символами погодных явлений (ветер,
осадки, освещенность, облачность)
Средства для фиксации результатов опытов:
- карандаши, фломастеры, маркеры,
- блокноты, дневники;
- папка с фиксацией опытов в рисунках.
- доска магнитно-маркерная стационарная.
В мини – лаборатории «Эврика» можно организовать работу с песочным световым экраном.
МОДУЛЬ «Уголок природы «Зеленый мир»
В группе есть уголок природы, чтобы успешно решать задачи по ознакомлению с живой природой, знакомить детей со строением растений, с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково значение растений.
В уголке природы подобраны растения, соответствующие возрастным рекомендациям:
- толстянка,
- фикус,
- узумбарская фиалка,
- герань,
- рио,
- хлорофитум
На комнатные растения оформлены паспорта. Такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.
Для каждого растения разработаны маркеры-таблички, которые помогают детям запомнить название растения, особенности ухода за ним.
В уголке природы есть инструменты для ухода за растениями:
- фартуки для дежурных,
- клеенка,
- лейки, опрыскиватель,
- тряпочки,
- лопатка и рыхлитель.
МОДУЛЬ «Хочу всё знать»
Стать настоящим учёным непросто, надо много знать, интересоваться познавательной литературой. Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами, способствует формированию у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
В него входят детская познавательная литература: детские энциклопедии «Энциклопедия Почемучек», «Планета Земля», Атлас животных», «Большая книга о животных», «Энциклопедия живой природы», «Мир вокруг нас», «Энциклопедия дошкольника», «Я знаю все», «Мои первые эксперименты», «Астрономия, космос», «От земли до неба». Серия энциклопедий: «Животные Арктики», «100 секретов фермы», «Насекомые», «Космос», «Самый большой океан», «Собаки», «Кто где живет», «Животные России».
Альбомы - картинки:
- времена года,
- деревья,
- растительный мир, грибы,
- природные явления,
- насекомые,
- птицы,
- животные жарких стран,
- домашние животные и птицы,
- дикие животные,
- луговые цветы,
- садовые цветы,
- животные Севера и др.
Игры - панорамы:
«Домашние животные»
«Аквариум»
МОДУЛЬ «Наша игротека «Знатоки экологии»
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
В игротеке «Знатоки экологии» находятся экологические игры, лото, пазлы:
«Кто где живет?»
«Ассоциации»
«Зоологическое лото»
«Кто чем питается»
«Что из чего сделано»
«Где что зреет»
«Свойства»
Авторская игра «Полезные и вредные продукты»
«Во саду ли, в огороде» и др.
Лепбук «Реки Саратовской области»
МОДУЛЬ «Выставка - музей «Чудесная кладовая»
Один из элементов нашей опытно-экспериментальной среды- выставка-музей, в котором находятся работы, сделанные совместно с воспитателями, детьми и родителями.
В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой-либо области познания периодически оформляется мини-выставка, одна из них это «Волшебные пуговицы»
Наш гид – игровой персонаж, организует экскурсии для детей. Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально – чувственного опыта.
МОДУЛЬ «Огород на окне»
Целью создания в детском саду «Огорода на окне» является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.
На окне весной обустраивается огород. Посадки: фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор, капуста, в зависимости от того какая рассада необходима группе для посадки на огороде «Солнышко» на участке детского сада. Огород дополнен сюжетной декорацией.
Модуль «Методическая копилка «Экология от А до Я»
В методической копилке собран материал, для методического сопровождения деятельности центра «Лаборатория Фиксиков»
Здесь находятся:
- конспекты НОД, сценарии досугов на экологическую тематику,
- методические рекомендации по проведению опытов,
- картотека наблюдений для средней группы,
- картотека прогулок для средней группы,
- картотека опытов, экспериментов,
- картотека словесных экологических игр,
- информация для родителей (консультации, рекомендации),
- копилка загадок, стихов,
- копилка народных примет.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре опытноэкспериментальной деятельности «Лаборатория Фиксиков» способствует овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, и направляя активную деятельность маленьких «почемучек», мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.
Список литературы:
1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4-5лет. - Воронеж; 2011 г.
2.Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 4-7лет /– М.: ТЦ Сфера, 2012.
3.Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.
4.Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Сфера, 2011.
5.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет – М.: Академия, 2011.
6.Рубцова, М.В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников , Дошкольная педагогика, 2016. - №2 февраль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт уголка экспериментирования «Почемучка» в подготовительной группе
Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.Задачи:- формировать целостное восприятие...
Паспорт уголка экспериментирования "Любознайки"
Цель уголка: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка....
Паспорт уголка экспериментирования Разновозрастной группы.
Паспорт уголка экспериментирования Разновозрастная группа Воспитатели: Рослякова Наталья Николаевна,Лукина Ольга Николаевна. Практическое внедрение детского экспериментирования как ср...
Паспорт уголка экспериментирования
Данный документ покажет как можно оформить паспорт уголка познавательно-экспериментальной деятельности...
Содержание уголка экспериментирования в средней группе. Среда.
В данной заметке указано все,что входит в обязательное требование к уголку экспериментирования в средней группе....
Оформление "Уголка экспериментирования" в средней группе.
Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо....
Паспорт уголка экспериментирования в старшей группе
Паспорт уголка экспериментирования "Любознайки" с мультяшными героями "Смешарики"...