"Культура народов Севера"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Культура народов Севера».
Программное содержание: формирование у детей познавательных действий об объектах окружающего мира: о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Продолжать знакомить детей с культурой,обычаями, традициями народов Севера. Знакомить с произведениями национальных поэтов.
Обогащение словаря: коренные жители, малица, нарты, каюр, чум.
Предварительная работа: знакомство с традиционными праздниками народов Севера: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций национальной одежды. Разучивание сценки: "Охота на медведя".
Материал:использование ИКТ(интерактивная доска, презентация о праздниках хантов и манси), орнаменты хантыйский костюмов, ружье, палка, маска медведя и солнце.
Оборудование: бумажные силуэты одежды, фломастеры.
Участники: группа детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту, как выдумаете, что это за карта.
Дети: Карта нашего округа.
Воспитатель: Кто знает, в каком городе мы с вами живем?
Дети: В городе Покачи.
Воспитатель: Кто коренные жители нашего округа?
Дети: Ханты, манси.
Воспитатель: У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Сегодня мы с вами вспомним праздники народов Севера. Какое животное у северных жителей считается священным?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Как называется праздник, посвященный этому животному?
Дети: "Медвежий праздник".
Воспитатель: В какое время года его празднуют?
Дети: Зимой.
Воспитатель: После, какого события ханты устраивают праздник?
Дети: После охоты на медведя.
Воспитатель: Где устраивают праздник?
Дети: В доме (чуме) того охотника, который убил медведя.
Воспитатель: Что охотники делают со шкурой и головой медведя?
Дети: Шкуру вместе с головой укладывают на почетном месте в юрте. И украшают разноцветными лентами, бисером, сережками, а глаза монетами.
Воспитатель: Какое угощение ставят перед медведем?
Дети: Рыбу, мясо, конфеты, печенье.
Воспитатель: Что делают гости прежде, чем занять свое место?
Дети: Подходят к медведю и кланяются ему.
Воспитатель: Затем начинается целое представление, сначала кукольное, а затем и театрализованное. Охотники надевают маски из бересты и разыгрывают истории, а вот и одна из них.
Сценка: "Охота на медведя".
Ведущий: В одном чуме медведь растащил все запасы. Хозяин и говорит жене.
Хозяин: Пойдем, баба, убьем медведя, я и раньше их убивал, и ружье у меня есть.
Ведущий: На самом деле, он не только не убивал медведя, но даже никогда их не видел.
Хозяин в сторону: Как бы мне не встретиться с этим медведем, а то он меня задерет.
Жена: Муж, может, не пойдем охотиться?
Хозяин: Пойдем, даже не спорь.
Ведущий: Только они отошли от чума, как навстречу им медведь. Хозяин испугался и убежал, а жена схватила ружье, выстрелила и убила медведя. Вернувшись с добычей, жена говорит: А я ведь тебе говорила, что ты испугаешься и убежишь.
Хозяин: Если бы я был один, ни за что не убежал, так. А раз теперь и убежал, так я же знал, что ты и сама легко убьешь этого медведя.
Воспитатель: Вот так весело проходит этот праздник, его празднуют несколько дней, а в последний день съедают мясо. Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. Вот как об этом написал известный северный поэт.
Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше!
Даруй нам свет и тепло,
Красное солнце наше
Весна, весна - Ворне
Приди весна с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью.
Воспитатель: По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?
Дети: Ворона.
Воспитатель: Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь. Ее считают покровительницей женщин и детей. Кто знает, как называется этот праздник?
Дети: "Вороний день".
Воспитатель: В этот день женщины на священном месте в стойбище - арашкан( место костра), готовили пищу на костре и молились духам. Около какого дерева собирались дети и женщины?
Дети: У сосны.
Воспитатель: Для чего они там собирались?
Дети: они приносили цветные тряпочки, ленточки и привязывали на сосну.
Воспитатель: Зачем они это делали?
Дети: Женщины кланялись дереву и просили о благополучии семьи и здоровье детей.
Воспитатель: Чем еще занимались женщины и дети на этом празднике?
Дети: Пели и плясали.
Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.
Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется "Хейро", значит солнышко.
Динамическая пауза: П/и "Хейро".
Воспитатель: Какой еще праздник народов Севера вы знаете?
Дети: "День оленевода". Воспитатель: Правильно, этот праздник отмечают недавно - это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?
Дети: Узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый. Воспитатель: А как они это определяют?
Дети: Они устраивают соревнования. Воспитатель: Какие? Дети: Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках. Воспитатель: Как называется человек, который управляет оленями. Дети: Каюр. Воспитатель: Какой приз получает победитель? Дети: Буран. Воспитатель: Какие еще соревнования проводятся на этом празднике? Дети: Прыжки через нарты.
Воспитатель: Нарты ставят боком друг к другу в ряд, надо перепрыгнуть через большее число нарт. Еще одно забавное состязание - это перетягивание палки, давайте, и мы с вами устроим такие состязания, посмотрим кто у нас самый ловкий.
"Перетягивание палки" - садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают палку.
А сейчас устоим еще одно соревнование - это "Хват без перехвата".
Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.
Воспитатель: Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители Севера.
Северные жители, как и все люди на праздник надевают свои лучшие одежды. Во что одеваются мужчины народов Севера?
Дети: Малица.
Как называется женская одежда коренных народов?
Дети: Сах.
Воспитатель: Чем отличается малица от саха?
Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а сах с завязками впереди и с воротником.
Воспитатель: Чем украшали одежду?
Дети: Орнаментом.
Воспитатель: Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый орнамент имеет свое название. Кто может их назвать?
Дети называют орнаменты по образцам.
Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.
Воспитатель: Я вам предлагаю выбрать орнамент назвать и разукрасить его.А пока вы будете раскрашивать орнамент послушайте музыку хантов и манси.(музыка заячий остров)
Детям предлагают орнаменты и фломастеры. Ребята по желанию разукрашивают орнаменты.
Воспитатель: Что вам сегодня понравилось больше всего на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность по культуре народов Севера".
Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение н...
Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.
Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае...
Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси (фото). Экскурсия в библиотеку (фото)
1. Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля2. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси3. Экскурсия в библиотеку...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
«Приобщение детей к культуре народов Севера через подвижные игры, с использованием нестандартного оборудования»
Якутия - родина для людей разных национальностей. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердит...
«Традиции и культура народов севера»
Тип НОД: познавательноеФорма НОД: путешествиеЦель: Знакомить детей с национальной женской одеждой, традициями коренных народов севера.Задачи.Обучающие:·...
Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного к культуре народов Севера»
МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах» ПРОЕКТ«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов Севера» воспитательПетрова С.В....