Конспект занятия по теме "Пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конструкт
непосредственной образовательной деятельности
Группа: старшая
Тема совместной деятельности: «Пернатые друзья»
Вид НОД: ознакомление с природой.
Образовательная область: познавательное развитие
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная
Форма проведения: групповая, индивидуальная
Учебно-методический комплект:
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
Наглядный материал, оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц; аудио записи «Голоса птиц»; плакат с изображением птиц; кормушки, сделанные дома с помощью родителей; альбомные листы с изображением силуэта птиц; цветная бумага; клей; кисточка; салфетки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдение за птицами на участке. Беседа о птицах.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Цель:
Задачи:
- Воспитательная:
- воспитывать любовь, заботу, бережное отношение к птицам;
- Развивающая:
- побуждать создавать предметные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение,
- продолжать приучать детей работать с клеем аккуратно; учить методом обрывания бумаги обклеивать силуэт птиц;
- развивать мелкую моторику;
- развивать эмоционально-волевую сферу, положительные эмоции и чувства любви;
- развивать умение создавать аппликацию с использованием нетрадиционных техник;
- развивать творческое воображение, наглядно-действенное мышление, речь.
- Обучающая:
- формировать у детей представление о зимующих и перелетных птицах;
- закрепить знания и представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.);
- учить детей делить птиц на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
Принципы воспитания:
- Создание положительного эмоционального фона
- Воспитание через взаимодействие
- Воспитание через творчество
Принципы обучения:
- Принцип наглядности
- Принцип доступности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип сознательности
Методы воспитания и обучения: беседа, создание ситуации успеха; объяснение, повторение.
Планируемый результат:
Дети проявляют уважительное отношение к птицам; демонстрируют умение: создавать аппликацию; знают нетрадиционные приемы рисования; знают строение птиц; у детей развито творческое воображение, наглядно-действенное мышление, речь.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Ход проведения НОД
Последовательность деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Организационно-мотивационный этап (через решение проблемной ситуации). Задача: собрать внимание детей и смотивировать детей на предстоящую деятельность. Методы: Беседа, прослушивание музыкальных произведений. | Ребята входят в группу, где звучат звуки природы (пение птиц). - Ребята посмотрите внимательно на группу, прислушайтесь к звукам. Как вы думаете, о ком или о чем мы сегодня с вами поговорим? (О птицах) - Ребята, посмотрите на этот плакат. Назовите знакомых вам птиц. Дети: (Грач, ласточка, снегирь, синичка, воробей, сокол, утка, сорока, ворона.) Воспитатель: - В какое время года птиц больше? (Летом.) - Почему многие птицы улетают? (Не переносят холода, нет корма.) - Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края? (Перелетные.) - А какие птицы остаются с нами? (Зимующие.) | Воспитатель создает проблемную ситуацию, способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. Эмоционально вовлекает в слушание. Помогает детям правильно назвать птиц. | Дети заинтересовано слушают воспитателя, проявляют интерес в беседе. Участвуют в обсуждении. Дети отвечают на вопросы. | Дети эмоционально вовлечены. Принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности. |
2. Актуализация знаний (через объяснение особенностей птиц) Задача: создать у детей зрительный образ. Методы: объяснение, беседа, демонстрация, формирование готовности восприятия материала | Воспитатель: - Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, то они называются насекомоядными. Давайте рассмотрим этих птиц на картинках. Обратите внимание, что клюв у этих птиц острый, прямой, удлиненный – это для того чтобы удобнее было ловить насекомых (скворец, ласточка, грач, соловей, жаворонок). Насекомоядные – это полезные птицы – они уничтожаю мух, комаров, а также вредителей, которые уничтожают урожай на огороде (трясогузка). А теперь давайте поговорим о птицах, которые питаются зерном и плодами деревьев, их называют зерноядными. Давайте рассмотрим этих птиц (голубь, синичка, снегирь, ворона, сорока, воробей). Ребята обратите внимание вот на этих грозных птиц. Клюв у них загнут к низу – это хищные птицы. Этим клювом они крепко цепляются в свою добычу. Они питаются ящерицами, мелкими грызунами, рыбой, зайцами, птицами. | Рассказывает об особенностях насекомоядных, зерноядных и хищных птицах. Проявляет уважение к детским высказываниям. Использует наглядные средства. Предоставляет достаточно времени для наблюдения. | Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают. Рассматривают, устанавливают соотношение частей. Знакомятся с новыми словами «насекомоядные», «зерноядные», «хищные». Внимательно следят за действием воспитателя, выделяют особенности разных видов птиц. | Проявляют заинтересованность. Имеют представления об особенностях разных видов птиц. |
3. Физминутка. Задача: снять мышечное напряжение (смена видов деятельности). | Давайте сделаем разминку. Все ребята дружно встали, И на месте зашагали. На носочках потянулись, А теперь назад прогнулись. Как пружинки мы присели И тихонько разом сели. | Предлагает провести физминутку. | Слушают, повторяют за воспитателем. | Дети расслаблены, отдохнули. Готовы к дальнейшей деятельности. |
Выставка кормушек. (Дома дети с родителями сделали кормушки из подручного материала. Вместе с детьми рассмотреть их.) Воспитатель задает детям вопросы: - Для чего мы делаем кормушки? (Чтобы подкармливать птиц зимой, зимой птицам добывать корм сложнее.) - Почему необходимо подкармливать птиц? (чтобы птицы не погибли от голода). - Из чего можно сделать кормушки? (из бутылок пластиковых, коробок, из дерева). | . | Слушают, Отвечают. Активно отвечают на вопросы воспитателя. Называют материалы, которые можно применить для изготовления кормушек для птиц. | Осознают важность подкормки птиц людьми зимой. | |
4. Комплексное применение (практическая работа с применением вопросов на уточнение) Задача: создать условия для самостоятельной деятельности детей, воспроизвести план работы, учить рисовать нетрадиционным способом. Методы: беседа, демонстрация. | Воспитатель: - Ребята, теперь я вам предлагаю изготовить своих птиц из бумаги. Обратите внимание, у каждого на столе своя птица. (Воспитатель напоминает правила аппликации отрывным способом.) Аппликация Дети садятся за столы, воспитатель предлагает обклеить силуэт птиц бумагой. У каждого ребенка будет своя птичка. Дети обрывают от целого листа бумаги небольшие кусочки и наклеивают их на птичку. После проделанной работы проводится анализ выполненных работ. | Вовлекает детей в совместное планирование. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Воспитатель оказывает детям помощь индивидуально: следит за осанкой. Наблюдает за деятельностью детей. Помогает и корректирует работу индивидуально. | Выполняют аппликацию самостоятельно, аккуратно. | Применяют в аппликации отрывной способ, изученный ранее. |
5. Рефлексия, через анализ детских работ. Задача: анализ и самоанализ результатов деятельности детей. Методы: беседа, формирование понимания личностной значимости умения. | Воспитатель: - Посмотрите, сколько красивых птиц получилось у нас (синички, вороны, сороки, грачи и др.). - Ребята, что нового мы узнали с вами сегодня? - Как мы можем помогать птицам зимой?
| Воспитатель анализирует детские работы, побуждает детей к самоанализу. | Рассматривают работы, отвечают, анализируют. Вступают в диалог с воспитателем. | Умеют сравнивать свою работу с изображением птиц на картинах. |
6. Открытость. Задача: применение и осознание полученных знаний в новых ситуациях. Методы: беседа | Ребята, из ваших рисунков мы составим выставку. А если, вы, сделаете дома еще, то их можно будет повесить дома и украсить ими свою комнату. | Создает условия для «переноса» полученного опыта в совместной деятельности в самостоятельную работу. | Дома нарисуют новые рисунки. | Дети переносят опыт совместной деятельности в самостоятельную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия: «Как Снеговик друзей искал».
конспект НОД по позновательному развитию в средней группе. Тема: "Дикие птицы"....
Конспект занятия по лепке: "Друзья для снеговика".
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Данный вид изобразительной деятельности является одним из любимых для детей в детском саду. Лепка наиболе...
Конспект занятия Светофор и друзья.
методическая разработка"Светофор и друзья"...
Конспект занятия "Колобок ищет друзей"
Конспект занятия для детей среднего возраста по сказке колобок...
Конспект занятия " Наши младшие друзья"
Конспект занятия в старшей группе....
Конспект занятия по экологии "Друзья спешат на помощь"
Конспект занятия по экологии "Друзья спешат на помощь"...
конспект занятия "Снеговик ищет друзей"
Для детей группы компенсмрующей направленности...