"Домашние животные"
план-конспект занятия по окружающему миру

Дудченко Наталья Юрьевна

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx327.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Домашние животные»

Задачи:

  • Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных;
  • Учить образовывать множественное число существительных;
  • Согласовывать существительные с прилагательными;
  • Учить составлять рассказ-описание;
  • Устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов;
  • Прививать любовь к домашним животным; воспитывать заботливое отношение к животным.

Оборудование: демонстрационный материал – картинки по данной теме; раздаточный материал – предметные картинки в конвертах на каждого ребенка.

Ход

1. Организационный момент

Ребята, сегодня мне бы хотелось провести занятие как-то необычно. И на эту мысль меня натолкнул мой пушистый домочадец. А какой именно вы угадаете из моего рассказа.

Васька (рассказ)

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр; лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки — ушки чутки, усы длинные, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

Ну конечно, это — … (Кот)

Кот – это дикое или домашнее животное?

Дети: домашнее.

А если всех собрать вместе – кошку, собаку, корову и т.д. Каких можно будет одним словом назвать?

Дети: Животные.

Воспитатель: Сегодня мы, ребята, поговорим о домашних животных. Но для начала мы поиграем в игру.

2. Игра «Узнай по описанию»

- Домашнее животное, у которого есть рога, хвост, вымя; дает молоко. (корова)

- Домашнее животное, у которого четыре лапы, когти, мордочка с усами; ловит мышей. (кошка)

- Домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост колечком, морда; охраняет дом. (собака)

- Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном и травой. (лошадь)

- Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода. (коза)

- Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; дает шерсть, мясо. (овца)

- Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами, хвост крючком, на морде – пятачком. (свинья)

(на доску выставляются картинки с домашними животными)

- Ребята, я вас хочу спросить: А у вас дома есть домашнее животное?

3. Беседа о домашних животных

Проснулась я сегодня утром и думаю, а всегда ли мой кот Василий был домашним? Предлагаю вам, ребята, окунуться в прошлое. Закройте глаза, я посчитаю до 5 и мы с вами окажемся, в далеком, далеком прошлом. Итак, 1,2,3,4,5

Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации). Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы - собака помогала человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Лошадь перевозит грузы и людей. Коза дает молоко, мясо, шерсть. Овца дает мясо, шерсть. Свинья дает мясо, сало, кожу.) У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем каких из них вы знаете?

(Педагог называет домашнее животное, а дети - дикого предка. Собака - волк, кролик - заяц, свинья - кабан, корова - тур, кошка - рысь и т.д.)
где живут домашние животные?

                  Ребята, а давайте вспомним, как называется жилище домашних животных?

             

(Педагог называет животное, дети - название его жилища: собака - конура, корова – хлев…)

- Ребята, а как же выглядят наши животные?

У всех животных есть основные части тела - какие? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост). Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться. Чем питаются животные в холодное и теплое время года?

Игра «Кто как голос подает?»

- Как подает голос корова? (Мычит)

- Кошка. (Мяукает)

- Собака. (Лает)

- Коза и овца. (Блеют)

- Свинья. (Хрюкает)

4. Динамическая пауза

«Про кошку»

Подставляй ладошку,
Расскажу про кошку.
Будем пальчики считать?
Будем пальчики считать!
Раз – два – три – четыре - пять!
 
Вот - кулак,
А вот – ладошка.
На ладошку села кошка!
И крадется потихоньку,
И крадется потихоньку…
Видно мышка там живет! 
Вытягивают руку вперед ладошкой вверх. Гладят ладонь рукой.
Шевелят пальчиками.

Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.

Поочерёдно загибают пальчики на руке. Сжимают в кулак.

Ставят на ладонь пальцы левой руки, пробегают пальчиками по руке до плеча. Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.

5. Рассказывание сказки «Как животные счастье искали»

Сейчас я вам расскажу очень удивительную историю.

«Однажды домашние животные задумались: «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу!». «Там так красиво!», - вздохнула лошадь. Сказано - сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.

А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», - говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», - вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», - предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. «Чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила?» - заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны: «Да вот, хотим домашними животным стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», - ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.

Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось. Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье.

5. Игра «назови детёнышей»

У коровы – теленок, телята.
У собаки – щенок, щенки.
У кошки – котенок, котята.
У лошади – жеребенок, жеребята.
У козы - козленок, козлята.
У овцы – ягненок, ягнята.
У свиньи – поросенок, поросята.

6. Игра «Четвертый лишний»

3 взрослых и 1 детеныш, 3 детеныша и 1 взрослый, 3 животных с ногами и 1 с лапами, 3 картинки с животными и 1 с головой животного.

                           

7. Составление рассказа-описания

Составление рассказа о внешнем виде домашнего животного:

«Кошка – домашнее животное. У кошки четыре лапы с когтями, голова, туловище, хвост, уши, глаза, усы, пасть, зубы, язык. Тело кошки покрыто шерстью. Шерсть может быть длинная и короткая; разных цветов. Про кошку есть загадка: часто умывается, а с водой не знается».

- Ребята, а может кто-то из вас сам хочет рассказать про своего домашнего животного?

8. Подведение итогов. Рефлексия

Ребята, кто вспомнит, с чего началось наше занятие?

  • Каких домашних животных мы вспомнили?
  • Где живут домашние животные?
  • Какой труд они выполняют?
  • Как вы думаете, можно ли сказать, что «животные – это наши помощники»? Почему?
  • Что нового вы узнали?

                         

                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М.: 5 за знания, 2007
  2. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. – М., 2006
  3. Н.А.Карпухина Конспекты занятий в старшей группе  детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007  2 шт.
  4. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании: Пособие для воспитателей детского сада. –  М.: Просвещение, 1985
  5. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры (занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). –  М.: ТЦ Сфера, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

"Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

Конспект НОД в старшей группе. "Домашние животные" Беседа о домашних животных.

Цель: Закрепление представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение , расширение и активизация словаря . Учить составлять описательные рассказы о домашних животных ...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание, мышление, память, зрит

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные»выполнила воспитатель Новоселова ЛВ Цель:1.   Обогащать и систематизировать словарный запас.2....

"Загадки о домашних животных" по лексической теме "Домашние животные"

Материал может использоваться как в ООд так и в режимных моментах....

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных»»

Тема недели : (Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных ) с 18.11.19 по 22.11.19Программное содержание: 1. Уточнять и расширять представление о домашних животных. Отмечать и...