Конспект ООД по познавательному развитию "Незнакомый космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Цель: обогащение и закрепление знания детей о космосе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx40.58 КБ

Предварительный просмотр:

«НЕЗНАКОМЫЙ КОСМОС»                                                                                                      КОНСПЕКТ ООД  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ                                         В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Цель: обогащение и закрепление знания детей о космосе                                                               

Основная интегрируемая область:                                                                                                                    - «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области:                                                                                     - «Социально -коммуникативное развитие».                                                                                                   - «Речевое развитие».                                                                                                                              - «Художественно – эстетическое развитие».                                                                                             - «Физическое развитие».

Задачи:                                                                                                                                          Образовательные:                                                                                                                                                                                     - Расширять знания о строении солнечной системы и о ее планетах;                                             - Упражнять в обратном счете в пределах 10;                                                                                        - Закреплять активный словарь по теме «Космос»;                                                                      Развивающие:                                                                                                                                                  - Развивать логическое мышление, речь.                                                                                          - Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее.                                                 - Развивать смекалку, зрительную память, воображение.                                                            - Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.                                                                                                 Воспитательные:                                                                                                                                                    - Закреплять умение осуществлять самостоятельную совместную деятельность.                                        - Формировать коммуникативные качества, дружелюбие;                                                                  - Совершенствовать навыки работы в команде.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, речевая, художественная, двигательная.

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников:                                                                                                                        - в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования);                                                                                                                              - проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;                                           - обладает установкой положительного отношения к миру,  к другим людям и самому себе;                                                                                                                                                                      - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;                                                - обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;                                                                                                                                                                        - может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;                                                                                                                             - ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

Форма проведения ООД: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Методы и приёмы:  игровой, словесный,  наглядный,  логические рассуждения, практическая деятельность,  продуктивная деятельность,  разъяснения, пояснения, инструктаж, ситуации занимательности и новизны, поощрение, выполнение речевых задании и заданий  на смекалку.

Применяемые педагогические технологии: информационно – коммуникативная, развивающего обучения, здоровьесберегающая.

Материалы и оборудование:                                                                                           Демонстрационный:                                                                                                                  Авторская мультимедийная презентация; проектор, компьютер, экран, музыкальное сопровождение ООД на электронном носителе, магнитофон, плакат с изображением Солнечной системы,  звездочка, с прикреплёным листом бумаги.  Тарелка, мука, пластилиновые шарики на ниточках.                                                                                                Раздаточный:                                                                                                                             Ножницы,  клей – карандаш, дидактическая игра «Заплатки», игра «Танграм», «пропуска», по 6 цветных полосок для каждого экипажа.

Группа: подготовительная.

Количество участников:  24

Время реализации: 30 минут.

 

Ход ООД:

 СЛАЙД № 1      (ЗАСТАВКА)

Воспитатель:                                                                                                                             - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, на крыльце увидела вот эту звездочку, а к ней прикреплен лист бумаги. Давайте посмотрим, что там.

Воспитатель:                                                                                                                             - Интересно, что это и для чего? Мне кажется, что здесь что – то написано.                 (Читает)                                                                                                                                                            - «Мы сейчас с вами свяжемся!!!»                            

 СЛАЙД № 2.  ИЗОБРАЖЕНИЕ ИНОПЛАНЕТЯН. Звучит запись NASA звук космоса.

Воспитатель (читает текст на слайде):                                                                                                                                                       «Помогите!!! Мы жители другой Галактики! Космические пираты похитили у нас ВЕСЕЛЬЕ И РАДОСТЬ и спрятали на одной из планет вашей солнечной системы. Нужно выполнить задания пиратов, и тогда вы узнаете название планеты, на которой спрятали украденное».

Воспитатель:                                                                                                                             - Ну что, ребята, поможем друзьям? (Да!)                                                                                                     - А на чем нам лучше отправиться в космическое путешествие? (дети отвечают)          - Где находятся ракеты, готовящиеся к старту? (космодром

Воспитатель:                                                                                                                             - Чтобы пройти на космодром, нужен пропуск. Возьмите себе пропуск (на пропусках нарисованы жёлтые, красные и синие звёздочки) и пройдите к своему космическому кораблю, на котором приклеена звёздочка точно такого же цвета, как на вашем пропуске. (таким образом дети делятся на три команды)

Воспитатель:                                                                                                                             - Вот у нас и получилось три экипажа. Каждый экипаж может выбрать себе командира.                                                                                                                                    - А кто был первым космонавтом?                                                                                                           Дети:                                                                                                                                                              - Юрий Гагарин

СЛАЙД № 3.   ФОТО Ю.А. ГАГАРИНА

Воспитатель:- А вы знаете, на каком корабле Юрий Алексеевич Гагарин облетел вокруг земли? (На космическом корабле « Восток»).
- А сколько было совершено витков вокруг земли? (Один).
- А какой был позывной у Юрия Гагарина? (Кедр).
- Как фамилия первого Российского конструктора межпланетных кораблей? (Сергей Павлович Королёв).
- Но быть космонавтом - это не только почётно, это и очень трудно.
Какими должны быть космонавты? (Сильными, ловкими, решительными, умелыми, дисциплинированными).                                                                        

Воспитатель:                                                                                                                            - А еще космонавты должны хорошо знать Солнечную систему. Что такое Солнечная система? (Это звёздная система, состоящая из Солнца и планет. Она включает в себя все естественные космические объекты, которые вращаются вокруг Солнца) (Если дети затрудняются ответить, воспитатель сама рассказывает).                           - Давайте вспомним все планеты и назовём их по- порядку:                                                                                                                      

СЛАЙД № 4.  НА ЭКРАНЕ ВЫСВЕЧИВАЕТСЯ МОДЕЛЬ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

 (Дети хором произносят стихотворение):

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель:                                                                                                                            - Ракеты у нас есть, экипажи есть. В космосе каждый космический объект должен иметь опознавательные знаки, т. е. на обшивке кораблей обязательно находятся флаги страны, которой  принадлежит. Мы жители какой страны?  ( России). Поэтому на ваших кораблях должен быть изображён Российский флаг. Я даю каждой команде по 6 цветных полосок. Выберите полоски нужного цвета и составьте изображение нашего флага. (Дети выполняют задание).

Воспитатель:                                                                                                                                     - Молодцы! Как вы думаете, можем ли мы теперь отправляться в космос?  Но куда же мы полетим? Чтобы мы могли отправиться в путешествие, нужно составить маршрут нашего полета. Для этого каждому экипажу нужно выполнить первое задание пиратов. За каждое выполненное задание вы будете получать букву.

ЗАДАНИЕ № 1:                                                                                                                         КОСМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

Воспитатель:                                                                                                                             - Если вы отгадаете загадки, пираты сообщат нам маршрут полёта. Для каждого экипажа своя загадка.

Команде красных звёздочек:                                                                                                          Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только–только представится
И улетает
Надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом.
(Комета)

Воспитатель:                                                                                                                             - Давайте посмотрим ответ

СЛАЙД № 5  ИЗОБРАЖЕНИЕ КОМЕТЫ

Воспитатель:                                                                                                                             - Правильно, это КОМЕТА.

Воспитатель:                                                                                                                             - Команде жёлтых звёздочек:                                                                           Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)

Воспитатель:                                                                                                                             - Давайте посмотрим ответ

СЛАЙД № 6  ИЗОБРАЖЕНИЕ КОСМОСА

Воспитатель:                                                                                                                             - Правильно, это КОСМОС

Воспитатель:                                                                                                                             - Команде жёлтых звёздочек:                                                                                                         В небе виден желтый круг,
И лучи, как нити. 
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните                                                                                                                    (Солнце)

СЛАЙД № 7 ИЗОБРАЖЕНИЕ СОЛНЦА

Воспитатель:                                                                                                                             - Правильно, это СОЛНЦЕ. И  вы  получаете первую букву. (Воспитатель даёт каждой команде букву А)

СЛАЙД № 8 ИЗОБРАЖЕНИЕ МАРШРУТА

Воспитатель:                                                                                                                             - Мы выполнили первое задание пиратов и они показали нам  космический маршрут. Мы полетим с Земли на Венеру, затем на Юпитер, а потом на Сатурн.

Воспитатель:                                                                                                                             - Ракеты у нас есть, куда лететь,  мы знаем, думаю, что мы можем отправляться в космос. Рассаживайтесь поудобнее, пристегивайте ремни. Начинаем обратный отсчет: дети считают - 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК!

Запись взлета ракеты.

Воспитатель:                                                                                                                             - Ребята, пока мы летим, предлагаю, исполнить «Песенку юных космонавтов»

1. Космонавтом смелым,                                                                                                                   В небо полечу.                                                                                                                                         Что за облаками -                                                                                                                           Увидать хочу.

Припев:                                                                                                                                         Улетаю в космос я,                                                                                                                                         В звёздном корабле.                                                                                                                  Помашу в иллюминатор                                                                                                                           Дорогой Земле.

2. Я увижу Землю,                                                                                                                                                           В зелени лесов.                                                                                                                              Снежные вершины,                                                                                                                                    В дымке облаков.

Припев.

3. Поднимусь высоко,                                                                                                                                  И увижу я:                                                                                                                                          Нет планеты лучше,                                                                                                                                                         Чем Земля моя!

Припев.

СЛАЙД № 9.   Звучит «космическая» музыка.  НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВАЯ ПЛАНЕТА - ВЕНЕРА.                    Воспитатель:                                                                                                                           -- Вот мы и привенерились. Венера — вторая от Солнца планета. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на небе. Ее можно видеть на небе даже без телескопа.    Именно на Венере пираты оставили нам еще одно задание.

ЗАДАНИЕ № 2:                                                                                                                       «СОБЕРИ СОЗВЕЗДИЕ» (РАБОТА С  «ТАНГРАМОМ»)

Воспитатель:                                                                                                                             - Космические пираты разрушили созвездия Лебедя, Льва и Большой Медведицы.  Нужно составить из деталей ТАНГРАМА по образцу фигурки тех животных в честь которых названы созвездия. Образцы висят на стене. Команда красных звёзд составит фигурку Лебедя, жёлтых звёзд – фигурку Льва, а команда  синих звёзд  - фигурку медведицы. (Дети выполняют задание) (Можно сделать для каждого ребёнка)                                                                                        Дети получают еще одну букву.  М

Воспитатель:                                                                                                                              - Можно лететь на следующую планету.

СЛАЙД № 10. Звучит «космическая» музыка . НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ  ПЛАНЕТА ЮПИТЕР. 

 Воспитатель:                                                                                                                             - Мы совершили посадку на планету Юпитер.  Юпитер — пятая планета от Солнца - это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа. Здесь пираты тоже оставили нам задания.

ЗАДАНИЕ № 3:                                                                                                                       «РЕЧЕВИЧОК»

Воспитатель:                                                                                                                             - Задание для команды Красных звёзд:                                                                                    - Нужно  образовать слова одной семейки (однокоренные слова) к слову «Звезда».                                                                - Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка).                                                                                 - Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное).                                          - Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет).                                                                       - Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет).                                                                                                                  - Молодцы!

Воспитатель: - Задание для команды Синих  звёзд:                                                                                              - Вам нужно похвастаться. Пираты говорят, что их планета лучше всех,  а вы  говорите, что наша ещё лучше.                                                                                                           - Наша планета красивая.
- А наша ещё красивее.
- У нас моря глубокие.
- А у нас ещё глубже.
- Наши горы высокие.
- А наши – выше.
- Наши реки чистые.
- А наши – чище.
- Наш хлеб вкусный.
- А наш – вкуснее.
- Наши яблоки сладкие.
- А наши – слаще.                                                                                                                                 - Молодцы, не даёте в обиду свою планету!

Воспитатель: - Ну, а сейчас задание для команды Жёлтых звёзд:                                               - Я буду называть космические предметы по одному, а вы по пять.                                                   – Один спутник (пять спутников).                                                                                         – Один  космонавт (пять космонавтов).                                                                                              – Одна ракета (пять ракет).                                                                                                            – Одна звезда (пять звёзд).                                                                                                                                           – Один  скафандр  (пять  скафандров).                                                                                                   – Один корабль  (пять  кораблей) .                                                                                                   – Один  телескоп (пять  телескопов).                                                                                                               -  Молодцы,  все экипажи справились с заданиями пиратов!                                                         Дети получают еще одну букву.  С

Воспитатель:                                                                                                                             - Отправляемся дальше.

СЛАЙД № 11  Звучит «космическая» музыка. НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ  ПЛАНЕТА САТУРН.

Воспитатель:                                                                                                                              - Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.     Посмотрим, что же здесь нам нужно выполнить.

ЗАДАНИЕ № 4:                                                                                                                              «ПОДБЕРИ ЗАПЛАТКУ»

Воспитатель:                                                                                                                            - Ребята, космические пираты испортили карты звездного неба. Надо их починить, поставить заплатки.  (Дети выполняют задания).                                                             Дети получают еще одну букву. Р        

Воспитатель:                                                                                                                            - Ребята, мы с вами облетели все планеты нашего маршрута, выполнили 4 задания, получили 4 буквы. Теперь из них нужно сложить слово и мы с вами узнаем название планеты, на которой пираты спрятали РАДОСТЬ и ВЕСЕЛЬЕ. Пусть это задание выполнят капитаны космических кораблей.                                            Капитаны  составляют название планеты МАРС  

СЛАЙД № 12 Звучит «космическая» музыка. НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ  ПЛАНЕТА МАРС.                                                                                                             

Воспитатель:                                                                                                                 - Ребята, оказывается, пираты спрятали РАДОСТЬ и ВЕСЕЛЬЕ на Марсе! Давайте и мы слетаем на Марс и попробуем примарситься                                                                                                               

Физминутка:                                                                                                                                       «Полет на Марс»                                                                                                                     Долетели мы до Марса, - Соединить руки над головой                                                   Примарсились, отдохнём! – Присесть, руки на поясе.                                                            Физзарядочку начнём. – Встать.                                                                                                             Ой, нас что – то укачало! – Наклоны влево, вправо.                                                             Закачало, понесло: - Круговой поворот головы.                                                                                           То направо, – Поворот туловища вправо. Ноги вместе. Руки на поясе.                                                              То налево – Поворот туловища влево. Ноги вместе. Руки на поясе.                                               То назад, -  Наклон головы назад.                                                                                              А то вперёд! – Руки вытянуть вперёд.                                                                                                       Закружило, завертело – Кружатся вокруг себя. Руки на поясе.                                                          И на место принесло! – Останавливаются. Руки на поясе

Воспитатель:                                                                                                                             - Марс — четвертая планета Солнечной системы. Марс — единственная,  похожая на Землю планета.  Она имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа — марсиане.                                   -  А теперь мы должны отправить послание нашим друзьям из другой Галактики. 

ЗАДАНИЕ № 5                                                                                                                      ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ВЫРЕЗЫВАНИЕ И НАКЛЕИВАНИЕ РАКЕТ»

Воспитатель:                                                                                                                            - У нас есть карта солнечной системы, нам нужно указать на какую планету должны лететь наши друзья. Для этого нужно вырезать нарисованные ракеты и отправить их  на Марс. У вас есть ножницы и картинки,  приступайте к работе.                                   Дети вырезают ракеты, приклеивают их направляя в сторону Марса на  «Модель солнечной системы». Звучит космическая музыка.

Воспитатель:                                                                                                                            - Наше послание готово! Думаю, теперь друзья из другой Галактики смогут слетать на Марс и вернуть то, что у них украли. А нам пора возвращаться домой, где нас ждут родные, друзья, наш детский сад. Отправляемся!                                                                              

Воспитатель:                                                                                                                             - Внимание, Наш космический корабль подлетает к Луне.                                                                    

СЛАЙД № 13  НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЛУНА И ЗЕМЛЯ                                                                                       

Воспитатель:                                                                                                                                          - Скажите,  пожалуйста, что такое Луна? ( Это спутник Земли.)                                                                                          - Скажите, кому- то из землян удалось побывать на Луне? (Это был Американский астронавт Нил Армстронг ).
- Внимание! Внимание! Мы прилунились. Наденьте скафандры и покиньте свои корабли. Осторожно, на Луне действует состояние невесомости. Что это такое? (Дети объясняют).                                                                                                                                                   - Можете взяться за руки, чтобы никто не улетел.
- Дети, поверхность Луны состоит из кратеров больших и маленьких. Давайте проведем небольшой эксперимент и посмотрим, как они выглядят.

ЭКСПЕРИМЕНТ « ЛУННЫЕ КРАТЕРЫ».

Воспитатель:                                                                                                                                                                                                        - В тарелку насыпаем горку муки. Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера. Это происходит потому,  что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.

Воспитатель:                                                                                                                                                                                                        - Смотрите ребята, к нам движется неопознанный объект. Если это Луна, то к нам движется Луноход.                                                                                                                                  

 СЛАЙД № 14  НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЛУНОХОД С ЛУНТИКОМ.

Воспитатель:                                                                                                                                                                                                        - Смотрите ребята, на луноходе Лунтик, ведь он родился на Луне, и, наверное вернулся на свою Родину. Он очень рад за нас, ребята, что мы помогли инопланетянам и просит нас назвать космические слова, ведь мы побывали на нескольких планетах, а он только на Земле и Луне.  (Дети по очереди называют слова: Спутник,  скафандр, космонавт,  ракета,  звезда,  планета,  комета,  созвездие,  астероид,  астроном, болид,  космодром,  космический корабль,  метеорит,  телескоп,  орбита, невесомость, атмосфера, вселенная, галактика, иллюминатор, космос, гравитация,   и т.д.)

Воспитатель:                                                                                                                                               - Молодцы, много космических слов знаете! Теперь и Лунтик будет их знать! Ну а теперь летим на Землю!

СЛАЙД № 15  НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗЕМЛЯ.

Воспитатель:                                                                                                                             - Земля - единственная планета в Солнечной системе, где есть жизнь. Как вы думаете – почему? (У Земли есть атмосфера. Есть кислород  для дыхания. На земле есть вода, нужная для жизни человека и животных.  На  Земле  подходящая  для жизни температура – не очень холодно и не слишком жарко,  как на других планетах)

Воспитатель: - Правильно, молодцы!

СЛАЙД № 16  Звучит сигнал  NASA звук космоса. ПОЯВЛЯЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИНОПЛАНЕТЯН.

Воспитатель:                                                                                                                            - Ребята, смотрите, новое сообщение от инопланетян. Они благодарят нас за выполненную работу. Смотрите, они улыбаются! Значит к ним на планету снова вернулись РАДОСТЬ и ВЕСЕЛЬЕ.  Они больше не будут грустить и скучать. Посмотрите, что прислали нам в подарок инопланетяне: раскраски с макетами космических кораблей и космической техники будущего.                                                                                   - Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Какое задание было самым интересным? Самым трудным? Я вам тоже благодарна за сегодняшнее путешествие. Вы добрые, смелые, отзывчивые дети! Спасибо всем!

 «ПЕСЕНКА ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ»                                                                                   1.    Космонавтом смелым,                                                                                                                    В небо полечу.                                                                                                                                         Что за облаками -                                                                                                                           Увидать хочу.

Припев:                                                                                                                                         Улетаю в космос я,                                                                                                                                          В звёздном корабле.                                                                                                                  Помашу в иллюминатор                                                                                                                           Дорогой Земле.

2.    Я увижу Землю,                                                                                                                                                            В зелени лесов.                                                                                                                              Снежные вершины,                                                                                                                                     В дымке облаков.

         Припев.

3.    Поднимусь высоко,                                                                                                                                  И увижу я:                                                                                                                                          Нет планеты лучше,                                                                                                                                                         Чем Земля моя!

         Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Космос» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширение представлений о космосе.Задачи:- познакомить детей с Луной -  спутником Земли;- активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;-развивать логическое мышление, умение ...

Конспект НОД по познавательному развитию "КОСМОС№

Конспект НОД по познавательному развитию "Космос"...

Конспект НОД по познавательному развитию: "Космос"

Вашему вниманию предлагается занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Космос". К занятию разработана презентация для детей и викторина....

Конспект ООД по познавательному развитию "Космос"

Закреплять представление о космосе, планетах нашей вселенной....

Конспект ОД по познавательному развитию "Космос" в средней группе

Расширить представлений детей о космосе, его освоении, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики; познакомить с профессией космонавт; дать первоначальные св...