"Жаворонки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
- Расширять представления детей о народных традициях;
- Воспитывать уважение к народному фольклору;
- закреплять знания о птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhavoronki.docx | 485.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Жаворонков встречаем-весну закликаем!»
в старшей группе.
Подготовил воспитатель: Юрина Т.И.
Цель: создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о народных традициях;
- Воспитывать уважение к народному фольклору;
- закреплять знания о птицах.
Развивающие:
- Активизировать и расширять словарь детей по теме: «Перелётные и зимующие птицы»;
- Развивать связную речь, умение чётко излагать свою мысль;
- Развивать внимание, память и логическое мышление;
- Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение и интерес к народным традициям, культуре;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Формировать коммуникативные качества у детей (сотрудничество, взаимодействие).
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, нашу встречу начнем с приветствия: встаньте в круг, подайте друг другу руки и скажите слова:
«Здравствуй, Солнце,
Здравствуй, Земля,
Здравствуйте все мои друзья!»
(Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: Проходите на стульчики, садитесь удобно.
Посидим рядком, да поговорим ладком!
- Ребята, а скажите какое сейчас время года?
Воспитатель читает стихотворение:
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
- Ребята, а какие признаки весны вы знаете?
- А какой сейчас месяц, день недели, число?
Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского народа.
Ребята, о каком месяце издавна в народе говорили: «Пришел месяц (март) - капельник и зима заплакала»? (ответ детей – о месяце марте)
Почему он капельник? (солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна) наступает ранняя весна.
Воспитатель: раньше в давние времена люди зазывали весну. Весна. Ещё не растаял снег, кажутся безжизненными ветки деревьев. Но вот ярко засияли солнечные лучи и, смотрите, как радуется всё вокруг тёплому солнышку. Недаром говорят, что весна – утро года. Природа просыпается после долгого зимнего сна.
Как же мы узнаём о приближении весны?
Ответы детей: день становится длиннее, тает снег, бегут ручьи, весело звенит капель.
Воспитатель: а ещё об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на Родину, домой.
Вы знаете, а ведь сегодня необыкновенный день! В народе этот праздник называют «Жаворонки». Именно в этот день устраивали обряд встречи пернатых. В народе верили, что в этот день прилетают 40 разных птиц, а первая из них – жаворонок. По обычаю, хозяюшки пекли из теста фигурки птиц «жаворонков» - певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. Дети гурьбой бегали по улицам и кричали заклички, зазывая весну.
Дети кричат заклички:
Варя:
Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну – красну.
Зима надоела,
Весь хлеб поела.
Архип:
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето!
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Вика:
Полно беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять – пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
Просмотр презентации.
Воспитатель: а сейчас давайте с вами отгадаем загадки про птиц.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
На шесте – дворец, во дворце певец.
А зовут его… (Скворец)
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поёт, поёт(Жаворонок).
Воспитатель: молодцы! Все загадки отгадали правильно.
22 марта на праздник «Жаворонки» - день с ночью меняется, зима кончается – а весна начинается.
Давайте пройдём за столы. Я вам предлагаю сделать жаворонков- веснянок, чтобы с их помощью закликать весну.
Подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Эта - зяблик.
Эта- стриж.
Эта - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички - по домам!
Птичка-оберег из ткани.
Воспитатель: вот ваши жаворонки готовы. Возьмите ваших птичек и подойдите ко мне. Ах, какие красивые птички у вас получились.
Давайте все вместе позовем весну.
Ой, вы, жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную,
Приведите к нам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жаворонки,прилетите,весну красну принесите.
Это занятие подойдёт при праздновании дня птиц....
Конспект открытого занятия"Жаворонки прилетите-весну красну принесите
Открытое занятие с подбором музыкально-фольклорного материала.На занятии дети делают "Жаворонков" из лоскутков ткани, водят хороводы, играют в русскую народную игру "Жаворонок" закличками зазыва...
ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ. ПЕЧЕМ ЖАВОРОНКИ
Мастер - класс для родителей...
Жаворонки
Воспитывать любовь к народному творчеству, дать детям представление о народном празднике («Сороки»), способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм через народные заклички....
"Жаворонок"
Конспект занятия по рисованию...
Жаворонок, жаворонок!
Зелень нивы, рощи лепет,В небе жаворонка трепет,Теплый дождь, сверканье вод,-Вас назвавши, что прибавить?Чем иным тебя прославить,Жизнь души, весны приход?...
План - занятия по окружающему миру с детьми подготовительной группы Тема: «Обрядовый праздник «Жаворонки» Печем жаворонков»
Знакомить детей с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны, выпечкой жаворонков. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться....