Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Пчёлы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

 Летом мы с детьми часто сталкивались с пчёлами, наблюдали за ними. Они без устали подлетали к каждому цветочку, и ни на кого не обращая внимания, куда-то улетали. Ребятам очень захотелось познакомиться с ними  поближе.

      В древности верили, что пчелы — существа священные, крылатые посланники богов и предсказатели будущего, обладающие знанием многих тайн. Поэтому в то время считали мед пищей богов и небесным нектаром. В наши дни пчела олицетворяет мудрость, трудолюбие, порядок и чистоту. В ряде традиций пчела служила символом неба и звезд, а так же принимала участие в сотворении мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pchely.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 12 «Рябинушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский

проект в средней группе

на тему: «Пчёлы»

Составила: воспитатель

Ермолаева Т.Ф.

2023 г.

Содержание

Пояснение

Тема проекта

«Пчёлы»

Тип проекта

Педагогический

Вид

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Дети старшей группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Группа

Старшая группа «Солнышко»

Сроки реализации

Одна неделя

Актуальность разработки проекта

      Летом мы с детьми часто сталкивались с пчёлами, наблюдали за ними. Они без устали подлетали к каждому цветочку, и ни на кого не обращая внимания, куда-то улетали. Ребятам очень захотелось познакомиться с ними  поближе.

      В древности верили, что пчелы — существа священные, крылатые посланники богов и предсказатели будущего, обладающие знанием многих тайн. Поэтому в то время считали мед пищей богов и небесным нектаром. В наши дни пчела олицетворяет мудрость, трудолюбие, порядок и чистоту. В ряде традиций пчела служила символом неба и звезд, а так же принимала участие в сотворении мира.

Цель проекта

Формировать представление детей о пчёлах и приносимой ими пользе; создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе знакомства с многообразием мира насекомых.

Задачи проекта

  • Формировать у детей элементарные представления о видовом разнообразии насекомых (пчела, стрекоза, бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения и питания.
  • Формировать реалистическое представление о жизни насекомых в естественной среде обитания, желание вести наблюдения в природе.
  • Развивать умения детей делать простейшие выводы на основе собственных наблюдений за жизнедеятельностью пчёл.
  • Формировать понимание неповторимости пчелы, их роли в природе и жизни человека.
  • Расширить  и обогатить знания детей о пчёлах и  их образе жизни.
  • Уточнить представление о меде, его полезных свойствах (помогает вылечить болезни; его вырабатывают пчелы из нектара (сока) цветов и пыльцы растений).
  • Познакомить с некоторыми медоносными растениями.
  • Развивать речь детей, обогащать активный словарь детей существительными ( нектар, пасека, пасечник, пчеловод, улей, соты), видовые названия насекомых и прилагательными, обозначающими признаки и свойства объекта, обобщающими существительными, название человека, который занимается разведением пчел (пасечник, пчеловод) и вид деятельности (бортничество).
  • Воспитывать бережное отношение к цветущим растениям, насекомым, окружающей природе и уважение к труду пчеловода.
  • Знакомить детей с музыкальной, мультипликационной, книжной культурой, детской литературой о насекомых, учить воспринимать на слух тексты различных жанров детской литературы.
  • Способствовать реализации простейшей самостоятельной изобразительной и музыкальной деятельности детей.
  • Формировать интерес к оформлению книг энциклопедического содержания о насекомых, учить подробно рассматривать иллюстраций и фотографии.

Ожидаемые результаты

  • Повышение познавательной активности детей;
  • Проявление интереса к насекомым;
  • Создание выставки детских работ: «Весёлый луг»,
  • Заучивание коротких стихов про пчёл.
  • Показ мультфильмов и познавательного видео про пчёл.
  • Проведение развлечения «В гости к пчёлкам».

Форма реализации

  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
  • работа с родителями.

Используемые  виды деятельности

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности

  • Выставка детских работ «Весёлыё луг».
  • Изготовление макета пасеки «Пчелиный городок».

•   Развлечение «В гости к пчёлкам»

Содержание проекта

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми.

Подбор мультфильмов, познавательного видео, музыкальных игр, связанных  с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Совместное с детьми изготовление поделок по теме «Весёлый луг».

2 этап. Практический

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познавательное развитие

Продолжать расширять знания детей  о весне, её признаках и явлениях. Познакомить детей с пчёлами. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление  о внешнем виде пчелы, её повадках, жилище, пище и месте обитания.

 Закрепить обобщающее понятие «насекомые», рассказать детям об особенностях внешнего вида насекомых.

Закрепить умение описывать пчелу, согласно схеме. Определить значение пчёл для людей и природы. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

Закрепить навыки счета до шести.

  • Рассматривание альбомов: «Насекомые», «Пчелиная семья».
  •  Беседы: «Насекомые», «Кто такая пчела?», «Где живут пчёлы?», «Польза или вред?», «Жилище пчёл», «Опасные насекомые», «Какие бывают пчёлы?», «Осторожно! Насекомые», «Домовитая пчела», «Полезное лакомство – мёд», «Интересные факты о насекомых».
  •  Прогулки по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за насекомыми.
  •  Загадывание загадок о насекомых.
  • Экспериментирование 

«Почва и семена», «Мёд и сахар».

  •  Дидактические игры 

«Один-много», «Назови ласково», «Летает – не летает», «Доскажи словечко», «Кого не стало?», «Кто лишний?», «Кто улетел с полянки?», «Сколько насекомых на цветке?», «Кто как передвигается?», «Бывает-не бывает», «Насекомые великаны», «На лугу», «На полянке», «Подбери признак», «Угадай, кто?», «Что делает?»

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать  несложные сюжеты произведений; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. 

  • Сюжетно-ролевые игры: «В лесу», «На поляне», «Веселый улей», «Стройка».

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во

время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания.

Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки.

  • Творческое рассказывание детей по темам «Как выглядит пчела?», «Профессии пчёл», «Пчёлы и цветы». Рассматривание сюжетных иллюстраций «Пасека», составление описательных рассказов.
  • Дидактические игры: «Подбери признак», «Кто как передвигается?», «Мой рассказ о насекомом», «Насекомые-великаны», «Закончи предложения», «Скажи какой?».
  • Составление описательных и сравнительных рассказов о пчеле и осе, о пчеле и шершне, о пчеле и шмеле, о пчеле и мухе.
  • Чтение художественной литературы. 

     Загадки о насекомых.

  • Чтение и заучивание стихотворений о пчеле: Гурина И. «Пчела голодною была», Зайцева Р. «Пчела в меня вонзила жало», Маслова О. «Пчёлка, пчёлка, где летала?», Коваль Т. «Пчёлы готовят», Маршалова Т. «Пчёлка золотая», Гвоздев В. «Пчёлка», Лысенко Н. «У пчёл забот немало!», Сереброва Н. «Пчёлка в щёлку улья брык», Толстоброва А. «Сидела на цветке пчела», Энтин Ю. «Если к вам болезнь пришла», Слуцкая Л. «В рыжих тельняшках», Михалков С. «Жужжат над лугом», Пономарёва Ю. «Я сегодня ловил пчёл», Ряскина Г. «Села на шиповник пчёлка», Конаева О. «Ты куда спешишь пчела?», Белинский Я. «Вчера у пчёл была нелётная погода», Ладонщиков Г. «Села пчёлка на цветок», Грибачёв Н. «Цветок всю ночь готовит мёд», Силина Н. «Интересно мне узнать», Зубков В. «Летом пчёлкам целый день», Тесленко А. «Настоящая тельняшка», Колобаев А. «Пожалуй», Эратов Е. «Все собрав свои дела», Алфёрова А. «Над ромашкой я летала», Бахрушина С. «С цветка на цветок», Львовский М. «Труженица пчёлка», Бородицкая М. «Меня ужалила пчела» и др.
  • Чтение произведений:  

Сказки «Сказка о весёлой пчеле», «Сказка про пчёлку Жёлтое брюшко», «Волшебный нектар», «Как найти дорожку В.Берестов, «Пчела Майя и ее приключения» В. Бонзельс.

Художественно-эстетическое развитие

Учить изображать пчелу. Подбирать цвет (жёлтый, чёрный). Продолжать знакомить с частями тела насекомого, с особенностями внешнего вида пчелы (голова и грудка круглая, брюшко овальное, шесть лап, два усика, два крыла). Учить вырезать, используя трафареты; собирать пчелу из частей, передавая позу, движения; составлять композицию. Развивать эстетическое восприятие. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.   Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

  • Драматизация сказки: «Как найти дорожку» В.Берестова.
  • Рисование: «Пчёлка на цветке», «Луг».
  • Аппликация: «Пчёлка на полянке».
  • Лепка: «Весёлый луг».
  • Просмотр мультфильмов «Пчела Майя и ее приключения».

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать умение бегать в разных направлениях. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

  • Подвижные игры: 

«Медведь и пчёлы», «Пчёлы и дождь», «Пчёлы и улей», «Цветы и пчёлы».

  • Физкультминутки:

«Трудолюбивая пчёлка», «Пчёлка», «Пчела».

Пальчиковые игры: «Пчела», «Пчёлки», «Пчела и жук», «С кем дружит цветок?», «Труженица пчела», «Улей».

 

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Весёлый луг»;

- разучивание стихотворений о пчёлах.

3-й этап. Заключительный.

•        Поощрение участников выставки «Весёлый луг».

•        Подведение итогов проекта, создание макета пасеки «Пчелиный городок».

Дети знают и называют:

- насекомых, особенности их строения (шесть лап);

- пчелы, его внешний вид, место обитания, пищу;

- отличительные признаки пчелы от других насекомых;

- как добывает себе пищу;

- структура улья и обязанности пчёл в семье;

- весенние приметы и явления;

- дети стали более самостоятельны;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформление выставки детских работ «Весёлый луг»;

-  Тематическое занятие «В гости к пчёлкам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....

Проект. Познавательно - исследовательская деятельность по экологии старший дошкольный возраст (неживая природа). Тема: "Царица - Водица".

Исследовательская, поисковая активность детей старшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они исследователи. Именно эта активность лежит в основе появле...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Почему образуются лужи?

Практически все дети очень любят гулять на улице. При этом их тянет туда, где им находиться не стоит. Если вы видите большую грязную лужу, не сомневайтесь, ребенок обязательно исследует ее. Иссл...