Конспект открытого занятия по экологии в средней группе «Морское путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Интегрированное занятие по экологии в средней группе «Морское путешествие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_morskoe_puteshestvie_2022g.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе «Морское путешествие»

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных исследовательских и творческих способностей детей.

 Задачи:

• расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;

• развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;

• развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

• развивать способность вслушиваться в звуки природы;

• развивать познавательный интерес, творческие способности;

• использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;

• воспитывать любовь к природе, желание сохранять богатства морей и океанов.

 Ожидаемые результаты

• владеть понятиями «морские обитатели»;

• иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

• сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

Ход занятия:

I. Воспитатель обращает внимание детей на необычность занятия и на присутствие гостей. Предлагает поздороваться

  • Скажем «Здравствуйте» руками (движения ладошкой).
  • Скажем «Здравствуйте» глазами (моргнуть и качнуть головой).
  • Скажем «Здравствуйте» мы ртом.
  • Станет радостней кругом (все произносят хором «Здравствуйте»).

Воспитатель приглашает детей посмотреть на глобус.

Задает вопрос: Что это?

Рассказывает, что планета Земля - дом для детей, взрослых, животных, птиц, растений.

Планета Земля разноцветная, но какого цвета на ней больше? Синего и  голубого, а что обозначают эти цвета? А как можно путешествовать по морям и океанам? На корабле. А кто управляет кораблем? Капитан.

Отправляемся  на поиски капитана.

II. Встреча с капитаном, приветствие

Воспитатель: Капитан, мы с ребятами хотим отправиться в морское путешествие, можешь нам помочь?

Капитан: Конечно, я обожаю бороздить моря и океаны.

А вы знаете, что в морях и океанах живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные.

Отправляемся в путешествие, и будем знакомиться с морскими обитателями.

Приглашаю вас на корабль и отправимся в путь!

(Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков).

1) Звук моря, возможно видео океана

Капитан: Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.

Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы океана, оно темно синее, вижу легкие волны.

Давайте изобразим океан и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.

Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит!

Капитан: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто остров.

Капитан: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

Капитан: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

Капитан: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара.

2) Иллюстрация Кит

У кита тело стройное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).

Капитан: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, как человек, всплывая на поверхность океана. Своих детенышей они кормят молоком.  Киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве.

Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Посмотрите, сколько в океане маленьких рыбок - плотвичек. Давайте с ними поиграем

3) Игра "Рыбешки" с разноцветными платочками

Капитан: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль!

А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?

Дети: Дельфин!

Капитан: Правильно, ребята.

4)Иллюстрация Дельфина

Дельфин - дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это не рыбы, а разновидность зубатых китов, они не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами. А питаются дельфины рыбой.

Дельфины являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». А еще дельфины с удовольствием играют в мяч. Давайте и мы поиграем

5) Игра с мячом

Из океана  мы переместились в море. Давайте-ка опять посмотрим в бинокль. Отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружил я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

Дети: Краб.

Капитан: Верно.

6) Иллюстрация краб

Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, пустые раковины. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом. Давайте покажем крабу, что мы добрые ребята и  не опасны, и подарим крабу веселый танец.

7) Танец Под пальмой краб сидит

Капитан: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль!

Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

Дети: Акула.

Капитан:  Конечно же, это акула.

8) Иллюстрация акулы

Капитан: Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой жабрами. Акулы очень прожорливы и подвижны.                                                                                                              Не будем рисковать, а отплывем подальше.

Ой, я увидел необычного обитателя моря -

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

Дети: Медуза.

9) Иллюстрация Медуза

Капитан: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды.  Питаются медузы мелкими морскими животными.

Ребята, а вы помните веселую песенку про семейку медуз? Давайте поиграем. Будем плавать с семейкой медуз, но если возникнет опасность, превратимся в морские камушки

10) Игра Медузы

Капитан: А теперь, все на корабль, слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской..?

Дети: Конек.

11) Иллюстрация Морской конек

Капитан: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

Ой, а что там у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо..?

Дети: Осьминог.

 

12) Иллюстрация Осьминог

Капитан: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться.

По окраске осьминога можно определить его настроение: если сильно напуган,  становится белого цвета, а когда сердится, приобретает красноватый оттенок.

Хитрый, хитрый осьминог,

Менять свой цвет не устает.

Был в горошек час назад,

А сейчас он полосат.

Ну и  клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Может стать чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

Капитан шепотом: Осьминог засыпает, споем ему колыбельную

13) Колыбельная

Капитан: Давайте тоже немного отдохнем, закроем глазки

14) Релакс (рассыпать предметы)

Капитан: Ой, кажется мы сели на мель, нет - это не мель, это мусор. Какой кошмар, разве можно засорять мусором окружающую среду?

Обсуждение с детьми

Что же делать? надо немедленно очистить морское дно.

15) очистка морского дна

Ребята, какие вы молодцы! Настоящие защитники морей и океанов.

Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.

Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами.

 

III. Капитан: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?

С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).

А давайте на память сделаем картину, используя собранные крышечки.

Творческая работа из пластиковых крышек

"Волшебная рыбка"

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе на тему:«Берегите воду»

Данный конспект открытого занятия по экологии предназначен для воспитателей средней группы (4-5 лет ).Цель : Развитие познавательной  активности  в процессе экспериментирования ; обучение бе...

Конспект открытой НОД по математике в средней группе «Морское путешествие»

Цель данного мероприятия: Закрепить математические знания и умения посредством игры -путешествия. Воспитывать интерес к математическим занятиям....

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе Тема: «Морское путешествие »

Конспект открытого занятия по экологии в средней группеТема: «Морское путешествие »...

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе "Путешествие с капелькой"

Познакомить детей со свойствами воды(вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого...

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе «Путешествие капельки»

Цель: Закрепить знания детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.Задачи:Образовательные: Сформировать у детей знания о значе...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Морское путешествие».

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Морское путешествие»....

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе на тему: «Юный эколог» (экологический квест)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие...