Конспект занятия по познанию на тему "«Знакомство с животным миром Антарктиды».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
На занятии дети отправятся в увлекательное путешествие в Антарктиду, где познакомятся с некоторымиживотными этого увлекательного континента.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Журавленок»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект НОД
по образовательной области «Познавательное развитие»,
раздел «Развитие познавательно-исследовательская деятельность»
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Знакомство с животным миром Антарктиды».
Подготовила: Горбунова Екатерина Николаевна,
Махминова Ольга Анатольевна.
Воспитатели.
Новочебоксарск
2023
Цель. Развитие познавательных интересов детей через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательная:
1.Формировать первичные представления планете Земля, об особенностях ее природы (Антарктида - это закованный в лёд материк).
2.Углубить представления о животных, живущих в Антарктиде (пингвин, касатка, тюлень, поморник, буревестника).
3.Углубить представления о среде обитания животных. Расширить знания об особенностях приспособления разных животных к зимним условиям существования.
Развивающая: развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации.
Воспитательная: создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, презентация, карта, фигурки – животные разных континентов, макет Антарктиды, картинки – чем питаются животные, карточки с изображением животных, карточки с символическими изображениями методов исследования.
Методические приёмы:
Вводная часть.
Организационный момент: приглашение посетить Антарктиду.
Основная часть.
- Рассказ воспитателя об Антарктиде.
- Исследовательская деятельность:
Сбор информации о животных, живущих в Антарктиде
- Физкультминутка
- Дидактическая игра «Засели Антарктиду животными».
- Дидактическая игра «Накорми животных Антарктиды».
- Словесная игра «Правда или нет».
Заключительная часть. Рефлексия.
Ход занятия.
Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Приветствие детей.
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам превратиться в ученых и отправиться в экспедицию на южный полюс в Антарктиду. Посмотрите на карту мира. Этим флажком обозначено место, где находится наш город Новочебоксарск.
Антарктида находится на Южном полюсе. Как вы думаете, на чём можно добраться до Антарктиды?
Ответы детей.
Основная часть.
Воспитатель. Я предлагаю отправиться в Антарктиду на атомном ледоколе «Россия» (слайд №1).
Проходите на ледокол и занимайте свои места. Вот на таком огромном мощном ледоколе «Россия» мы и отправимся в наше путешествие. Ведь Антарктида - это закованный в лёд материк, расположенный на крайнем юге нашей планеты. Местами толщина слоя льда достигает высоты двухэтажного или трехэтажного дома. В Антарктиде не бывает таких теплых дней и дождей как у нас. Большую часть года трещат морозы, идет снег, и метут метели. Температура воздуха здесь иногда опускается до - 90 С. Жить в Антарктиде постоянно смогла бы, наверное, только Снежная Королева - ей понравились бы ледяные скалы и заснеженные пустыни. (слайд,2, 3, 4)
А вот обычным людям приходится тяжело в таких условиях. Поэтому они приезжают сюда ненадолго - в научные экспедиции.
Вот и мы в качестве учёных посетим ненадолго Антарктиду.
Воспитатель. И вот перед вами Антарктида. Дорогие учёные, как вы думаете, живут ли какие – либо животные в Антарктиде?
Ответы детей.
Воспитатель. Мы с вами сегодня учёные и значит нам нужно заняться исследовательской работой. Ваша задача – получить как можно больше сведений о животных, которые населяют этот континент.
Давайте обратимся к нашим любимым карточкам – помощницам. Как это можно сделать?
Отбор нужных карточек, беседа в процессе отбора.
Воспитатель. Дорогие учёные, давайте продумаем план нашей работы. Мы с вами выяснили, чтобы узнать живут ли в Антарктиде животные, можно подумать самим, спросить у взрослого, прочитать в книгах и спросить у компьютера.
Воспитатель. А теперь хорошенько подумайте сами и скажите, живут ли животные в Антарктиде и если живут, то какие?
Ответы детей.
Воспитатель. Вы все хорошо подумали и дали много правильных ответов.
Воспитатель. Следующий шаг «Спросить у взрослого». А давайте спросим у Галины Анатольевны.
Галины Анатольевны. Я предлагаю вам сегодня обратиться к помощи компьютера.
Воспитатель. Запрашиваем информацию о животных Антарктиды в поисковике компьютера.
Воспитатель. Первое животное – пингвин (слайд №5).
В Антарктиде проживает два вида пингвинов – это Королевский пингвин и пингвин Адели (слайд №6).
Пингвин охотится за рыбой и хорошо плавает (слайд №7).
Пингвин толстый, с трудом передвигается по земле. Лапы у них мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.
Перья покрыты жиром как у гусей и уток, поэтому не намокают в воде. Иначе вылезший из моря мокрый пингвин на таком морозе сразу же замёрз, превратился бы в кусок льда.
Пингвины откладывают яйца и выводят птенцов. В самый сильный мороз пингвиниха откладывает одно яйцо. Потом отец пингвин берёт яйцо и держит его, зажав его между лапами, прижимая к низу живота, не давая прикасаться к холодной ледяной земле. Так он стоит на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. (слайд №8).
Но вот спустя некоторое время из яйца вылупляется малыш – пингвинёнок. Немного подросшие пингвинята отправляются в так называемый «Детский сад» (слайд №9), а родители в море за пищей для малышей. Пингвины питаются рыбами, крабовыми, крилем и планктоном (слайд №10).
В море пингвинов подстерегают опасные хищники: касатка и морской леопард (тюлень) (слайд №11).
Воспитатель. Как пингвинам можно спастись от хищников?
Ответы детей.
Воспитатель. Пингвины умеют не только быстро и проворно плавать. Они умеют, как пробка, вертикально выпрыгивать из воды на ледяной берег, уходя от преследования. (слайд №12).
Воспитатель. Антарктида – самое холодное место на планете, но там живут такие интересные животные!
Воспитатель. Вот посмотрите, за этими льдинами мы сейчас кого то увидим, но кого? (слайд 13)
Воспитатель. Как вы думаете, кто это?
Тюлень Уэдделла. Тюлень заселяет всё побережье Антарктиды, численность его оценивается примерно в миллион особей (слайд 14). Это животное прекрасный ныряльщик (слайд 15). Взрослый тюлень способен задерживать дыхание на целый час и способен добывать себе пропитание на глубине в 800 метров. Тюлени плавают не хуже рыб на которых охотятся.
Воспитатель. Как вы думаете, чем питаются тюлени?
Ответы детей.
Воспитатель. Тюлени питаются рыбой, креветками, крабами, моллюсками (слайд №16).
Воспитатель. Дорогие учёные, мы с вами неплохо потрудились, немало узнали о некоторых жителях Антарктиды и я предлагаю вам отдохнуть. Давайте, мы выйдем на свежий, морозный воздух Антарктиды и немного разомнемся.
Физкультминутка.
«Антарктида – белый край!
Ты за мною повторяй!
Руки вверх, шире, ниже.
Поверти – ка головой.
А теперь глаза закрой.
Помечтаем о пингвинах,
О холодных белых льдинах!
О тюленях, о китах.
О суровых холодах!»
А теперь мы покружимся и в пингвинов превратимся.
Попробуем подержать пингвиньи яйца ногами как пингвины.
Воспитатель. У вас здорово получилось, как у настоящих пингвинов.
Возвращаемся на нашу базу и продолжим наши исследования.
Воспитатель. Кто же ещё здесь живёт?
Касатки – не рыбы (слайд №17). Это морские животные, крупнейшие из дельфинов. Их тела достигают десятиметровой длины. У них огромный спинной плавник, который выступает над поверхностью воды на полтора - два метра и выглядит как коса рассекающая океанские волны. Как и все дельфины, касатки активно обмениваются звуковыми сигналами.
Воспитатель. Как вы думаете, чем питаются касатки?
Ответы детей.
Воспитатель. Они употребляют в пищу: рыбу, головоногих моллюсков, морских млекопитающих (слайд №18). Когда пищи достаточно, то касатка мирно уживается с другими китообразными.
Воспитатель. Кто же ещё живёт в Антарктиде.
«Жаль, не очень много птах в антарктических морях! Вот поморник , выгнув спину отдохнуть присел на льдину» (слайд №19). Поморник – единственная птица, которая залетает вглубь Антарктиды, достигая Южного полюса. Длина тела среднего поморника достигает 78 см, а размах крыльев доходит до 127 см. При этом, весит птица чуть меньше килограмма.
Воспитатель. Как вы думаете, чем питаются поморники?
Ответы детей.
Воспитатель. Питаются в основном рыбой и крилем, хотя яйца пингвинов, птенцы и падаль могут быть также включены в рацион (слайд №20). Южнополярные поморники были замечены за воровством рыбы у других видов птиц.
Воспитатель. Дорогие учёные, посмотрите в небо (слайд №21).
«Рано утром в поднебесье, гордо реет буревестник.
Он несётся над волнами, словно правит небесами».
Морские птицы буревестники отличаются от других птиц тем, что умело движутся по поверхности воды. Самые маленькие птицы в длину составляют до 25 см, их размах крыльев около 60 см, а вес до 200 гр. Существуют даже гигантские буревестники. Длина их тела достигает 1 метра, размах крыльев около 2 метров и масса до 5 кг.
Воспитатель. Как вы думаете, чем питаются буревестники?
Ответы детей.
Воспитатель. Рацион буревестника состоит из маленькой рыбы, моллюсков, ракообразных (слайд №22). Охотится буревестник, в основном, по ночам, когда его добыча всплывает в верхние слои воды. При этом птица сначала внимательно высматривает мелкую рыбку, после чего резко ныряет за ней в воду. Клювом они процеживают морскую воду, оставляя съедобный остаток. Гнёзда у каждого вида разные.
Часто родители в качестве гнезда выкапывают нору от 1 до 2 метров глубиной (слайд №23). Затем самка откладывает одно яйцо, которое по очереди насиживают оба партнёра в течение 50 – 60 дней. Первые недели после появления птенца на свет он требует тщательной родительской заботы. Обычно родители остаются с птенцом около 2 месяцев, после чего улетают.
Воспитатель. Посмотрите, здесь мы обнаружили пустующий участок Антарктиды, давайте заселим его животными.
Игра «Засели Антарктиду животными».
Воспитатель. Молодцы, отлично справились с заданием. Но нужно ещё и накормить животных.
Игра «Накорми животных Антарктиды».
Воспитатель. Вы отлично справились с заданием. И я предлагаю вам поиграть в игру «Правда или нет». Я буду говорить предложения, а вы отгадывайте: правда это или нет, но будьте внимательны, я буду вас путать.
Игра «Правда или нет».
- Пингвины питаются рыбой? (да).
- Морской лев живёт в Африке? (нет).
- У пингвинов очень красивая и блестящая шерсть? (нет)
- Морские леопарды охотятся на пингвинов, главное оружие их острые и мощные клыки (да)
- Касатка, это такая птица, которая питается рыбой(нет)
- Буревестник, это такой маленький зверёк с белой пушистой шерстью (нет)
Воспитатель. Какие вы молодцы! На все вопросы ответили правильно. Но время нашей экспедиции подошло к концу. Я предлагаю вам занять наши места на ледоколе «Россия» и вернуться в детский сад.
До свидания Антарктида,
Ледяной ты материк,
дом родной ты для пингвина,
к ветру, стуже он привык.
Ну а нам пора домой в детский садик наш родной.
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель. Сегодня мы с вами побывали в Антарктиде в качестве ученых. Мы много узнали о животных, проживающих на территории Антарктиды. Давайте обобщим наши знания. Выберите карточку и расскажите о животном, которое на ней изображено.
Небольшие рассказы детей.
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера».
Занятие построени в виде игры-путешествия. При проведении занятия использую разные виды деятельности: проблемная ситуация при мотивации, подвижная игра, экспериментирование....
Конспект: Занятия по рисованию. На тему: «Знакомство с техникой рисования - «граттаж». Подготовительная группа.
Конспект: Занятия по рисованию.На тему: «Знакомство с техникой рисования - «граттаж».Подготовительная группа.Программное содержание:· Познакомить детей ...
Конспект занятия по познавательному развитию Тема: "Знакомство с фруктами" (вторая младшая группа)
Цель: Дать представление о трех, четырех фруктах (яблоко, лимон, апельсин).Задачи: - различать плоды по названию,особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.- развивать сенсорное ощущения,о...
Конспект нод по познанию на тему "Знакомство со свойствами воды"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "познание" в средней группе на тему "Знакомство со свойствами воды"....
Конспект занятия в средней группе. Тема: "Знакомство с детским садом и его работниками. Занятие 1
Конспект занятия по ФГОС. Предназначен для детей средней группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Знакомство с домашними животными» (группа раннего возраста)
Знакомство детей с домашними животными и их детёнышами - играет огромную роль в жизни человека. И мы, взрослые, должны научить ребёнка правильному общению с животными. Воспитать в...