Конспект занятия "Каменный уголь и мел"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Приоритетная область"Познавательное развитие"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Каменный уголь и мел».
Приоритетная область – « Познание»
Цель: Познакомить детей со свойствами каменного угля и мела.
Образовательные задачи:
- Дать детям представление о том, как добывают каменный уголь и мел, как они используются человеком.
- Познакомить детей с полезными ископаемыми в Искитимском районе ( с Ургунским, Харинским месторождением, с Листвянскими Шахтами
- Формировать умение ориентироваться на карте города и района.
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать умение детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения.
2. Поддерживать интерес детей к опытнической работе.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать в детях нравственно – патриотические чувства (гордость за свой край).
2.Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Развивающая предметно – пространственная среда темы:
* Посылка с каменным углем и мелом, загадки про мел и про уголь; диктофон с записью звукового письма; указка; подносы с каменным углем и мелом, лупы,банки с Н2О и палочки (по количеству детей). Модели этапов образования каменного угля. Муляжи отпечатков листьев, найденных в горных породах угольных шахт. Мультимедийная установка со слайдами «Схема добычи каменного угля». Коллаж « Использование человеком каменного угля и мела». Карта Искитимского района, квадратики белые и чёрные - символы угля и мела. Бумага для рисования, пастель, мелки, угольные таблетки, графитовые стержни.
Предварительная работа:
1.Занятия познавательного цикла «Полезные ископаемые Искитимского района».
2. Чтение сказки «Каменный уголек» (энциклопедия).
3. Чтение сказа «Какой самый главный камень на земле?» (Мелихова).
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Детям вручают письмо: «Вам письмо, пожалуйста, возьмите.
В-ЛЬ: Действительно, письмо. А как проверить, нам ли оно.
Д: По адресу.
В-ЛЬ: Кто знает адрес детского сада?
Д: Город Искитим, микрорайон Индустриальный, дом №16а.
В-ЛЬ: А кто знает название?
Д: «Солнышко».
В-ЛЬ: Значит, письмо нам (достаёт диск). Послушаем?
Звуковое письмо:
« Здравствуйте, дорогие ребята! Я посылаю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, перевязана розовой лентой. Посылка уже находится у вас в группе, вам надо ее найти. До встречи в моем царстве!
Хозяйка Медной горы».
Ребята, надо найти посылку, вы запомнили, какая она?
Д: Она зеленая…
В-ЛЬ: Ну, тогда пошли искать. (Дети находят посылку).
Это наша посылка, но здесь под ленточкой еще записка, разрешите, я прочту?
«Открыть коробку вы можете только тогда, когда отгадаете загадки:
( Дети отгадывают загадки).
Состоит он из крупинок, желтых, белых, золотых,
если смотришь через лупу – много-много видишь их.
С материалом этим дружен дела мастер-стеклодув,
он трудиться так умеет, что захватывает дух!
Материал расплавит в печке, и из жидкого тогда
выдувает он, ребята, стёкла, вазы, зеркала.
ПЕСОК
Гончар для меня разведет жаркий пламень,
Сухая, я твердой бываю как камень,
Размочат, как тесто, податливой буду,
Могу превратиться в игрушки, посуду,
Меня отыскать вам поможет лопата,
Я белая, красная и голубая,
Узнали, ребята, кто я такая?
ГЛИНА
В пыли на дороге он часто лежит,
Такой неприметный,, невзрачный на вид,
Меняет он форму: в печи лишь обжёг,
получится серенький порошок.
Его упакуют в большие мешки,
Отправят на стройку – ждут каменщики.
МЕРГЕЛЬ, ЦЕМЕНТ
В карьере тот камень глубоко лежит,
Он серой и белой прожилкой горит,
Он может быть мелким – в ладошке лежать,
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто камень полезный и нужный назвал?
БУТОВЫЙ КАМЕНЬ
Белый камень очень нужный:
Грязны стены без него,
Положи комочек в воду, размешай и кисть макни,
Белым цветом потолочки, ты, и стены побели.
ИЗВЕСТЬ
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами,
Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землею огоньки – это в шахте горняки,
Молотками отбивают этот очень-очень камень.
УГОЛЬ
В-ЛЬ: Вот он какой, этот каменный уголь (показывает уголь). Каменный уголь – это камень и относится он к неживой природе. Дети, пройдемте в лабораторию.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Посмотрите на столы (дети работают стоя у столов), найдите каменный уголь, возьмите его в руки (дети рассказывают об угле, сравнивая образец с разными предметами:
цвет | черный | |
блеск | имеет блеск | матовый (камень) |
вес | тяжелый | легкий (пенопласт) |
твердость | твердый | мягкий (поролон) |
гладкость | гладкий | шершавая (наждачная бумага) |
прозрачность | непрозрачный | прозрачное (стекло) |
прочность (воспитатель делает один удар молотком) | не настолько прочный, как, например, мергель – он от удара рассыпается | прочный (мергель) хрупкая (соломинка) |
запах | не имеет запаха | пахнет (чеснок) |
способность оставлять следы | пачкает руки (вытереть салфеткой) |
В-ЛЬ: Внешний вид угля очень разнообразный: он может быть бурым и черным, блестящим и матовым. Возьмите лупы и рассмотрите каменный уголь. (Дети выполняют).
Что вы там видите?
Д: Он не ровный, бугристый как дерево.
В-ЛЬ: Оказывается каменный уголь не совсем камень. Ведь камень не горит. Почему же уголь дает пламя? (дети садятся на стульчики). Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту загадку.
Работа с моделью «этапы образования каменного угля»
Он открыл, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в далекие доисторические времена росли на Земле. Они падали, гнили и разлагались. А ведь дерево хорошо горит, это каждый знает. (Воспитатель показывает модель «Как образовался уголь», рассказывая).
Конечно, каменный уголь совсем не похож на дерево или ветку, и на листок он тоже не похож. Но если его рассмотреть под хорошо увеличивающим микроскопом ученых, то можно увидеть отпечатки растений ( показ муляжа с отпечатками листьев). Вернемся с вами в лабораторию и продолжим опыты
(Дети стоят у столов).
- Что произойдет если каменный уголь опустить в воду? (утонул).
- Почему уголь утонул? (он тяжелый).
- А может ли он раствориться в воде? (предположения детей).
- А как можно проверить? (предположения детей).
- Помешайте воду палочкой. Меняется ли цвет воды? Растворяется уголь или нет? (Дети отвечают).
- Каменный уголь не растворим ни в одной из жидкостей.
- Нужен ли человеку каменный уголь? Для каких целей? (Ответы детей).
Работа с коллажем « Использование и применение каменного угля»
- Он хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет на отопление жилых помещений.
- Используется как топливо на заводах, фабриках и железных дорогах, т.е. мы спасаем леса.
-Уголь используют для изготовления пластмассовых изделий (пуговицы);
-удобрений;
-типографской краски;
- графитовых стержней;
- медицинских препаратов, спасающих много человеческих жизней (препараты убивают микробы в крови человека) – стрептоцид, салицил, бриллиантовая зелень, активированный уголь, хинин (лекарство от малярии).
-Из каменноугольной смолы получают препараты для борьбы с вредными насекомыми (они истребляют саранчу, проволочника).
Мультимедийная установка со слайдами
Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты – глубокие темные колодцы. Закройте глаза. (Дети выполняют).
Вот так в шахтах темно и нечего не видно.
Показ разреза шахты ________
- вышка подъемника со звездочкой на вершине;
- бункер, куда подъехал на погрузку поезд;
- шахта в разрезе;
- колодец с лифтом – везет шахтеров на работу и с работы;
- подземная улица – штрек – здесь горят лампы дневного света и со звоном туда- сюда катятся маленькие подземные трамвайчики – вагонетки;
- от угольной улицы отходят угольные переулки – лавы, в них тоже светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них для угля дорожки-самокатки. Идешь вдоль по переулку-лаве, вдруг – стоп! Тупик. На пути встала сплошная угольная стена – значит, добрались до забоя. Вот здесь-то и работают шахтеры, здесь они вырубают из черной стены уголь. Комбайном вырубают, он, когда работает, рычит и лязгает стальными зубьями.
В одном угольном комбайне трудятся сразу несколько машин:
- одна острыми зубами выгрызает из стенки глыбы угля;
- другая дробит глыбу на мелкие кусочки;
- третья грузит их на дорожку - самокатку : транспортер.
Медленно, шаг за шагом передвигается комбайн вперед по забою, а уголь черным потоком мчится по самоходной дорожке в обратную сторону, прочь из переулка, прямо к подземной улице, к трамвайной остановке. Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в трамвай – прыг! – и едет в вагонетке до самого лифта. Вскоре уголь – подземный житель, уже наверху, там, где светит солнышко. Его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Нелегкий труд шахтеров облегчают разные машины.
И в Искитимском районе есть места, где добывают каменный уголь – посёлок Листвянские Шахты, деревня Ургун, Харино. Подойдем к нашей карте (показ На карте г.Искитима), отметим места, где добывают уголь – посёлок Листвянские Шахты, деревня Ургун, деревня Горлово _____________
Работа с картой.
Дети наклеивают значки каменного угля на карту города.
- Ребята, а в конверте еще одна загадка:
«Белый, маленький комочек, он лежит в моей руке,
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске». (Мел).
Дети, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его. Какого он цвета? (Белый). Мел такой же блестящий, как и каменный уголь? (Нет, он матовый).
Мел твердый или мягкий? Потрогайте его руками. (Мел твердый).
В – ЛЬ: Обобщает:
Ребята, мел твердый, но он мягче каменного угля. Когда им пишут, он крошится, сыплется, значит, он хрупкий. А давайте проверим. Попробуйте мелом провести по доске полоску. (Дети выполняют).
Что видите? Что сделал мел? (Мел оставляет след).
Что осталось на руках после мела? ( Дети отвечают).
Да, он пачкается, вытрите руки салфеткой.
Так чем же похожи мел и уголь? (Оба хрупкие, оба пачкают руки)
А теперь попробуйте провести полоску камнем. Такой ли след он оставляет? (Нет, он царапает, не пишет так, как мел).
Дети, давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Осторожно опустите мел в воду. (Дети выполняют).
Какая была вода? (Чистая и прозрачная).
Что произошло с водой? (Она помутнела).
Почему она помутнела? (Потому, что в ней растворяется мел).
А давайте осторожно опустим в воду камень. Что происходит с водой? С камнем? (камень не растворяется).
Давайте рассмотрим мел под лупой, что вы видите? (Маленькие дырочки, травинки).
Рассказ воспитателя о том, как образовался мел (Затвердевшие остатки морских животных и водорослей).
А как вы думаете, как мел используется человеком? (Им можно рисовать на доске, писать и т.д.)
Работа с коллажем:
В сельском хозяйстве: для известкования почв,
для подкормки животных и птиц.
В промышленности: для производства цемента,
при изготовлении резины, пластмассы, лаков и красок.
В пищевой
промышленности: используют для получения соды,
для очищения сахара от примесей.
В фармацевтике: для изготовления лекарств
Мел добавляют при изготовлении зубных паст и порошков, художественных красок, пастели, школьных мелков.
Мел залегает на разной глубине. Его можно встретить на отмелях рек и глубоко под землей. Очень большие залежи мела в Брянской, Белгородской, Ульяновской и Саратовской областях ( показ на карте страны)
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Ребята, сегодня мы узнали много нового и интересного про каменный уголь и мел. А сейчас я предлагаю вам нарисовать любую картину родной природы теми материалами, с которыми вы сегодня познакомились: это либо мелки, либо пастель, либо уголь (таблетки).
Ваши работы займут достойное место на нашей выставке «Мой край родной».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по образовательной деятельности на тему «Весна пришла» (нетрадиционные техники рисования (цветные мелки, уголь)
Программное содержание: Развивать любовь к родной природе в эстетическом видении весеннего пейзажа. Учить детей изображать картинку ранней весны (разлив, ледоход, прилет грачей, таяние снега и т.д.). ...
Конспект ООД по углублению представлений об особенностях кубанской культуры «Красный угол»
Занятие знакомит детей с особенностями казачьего быта; дает представление о «Красном угле», как самом почетном месте казачьего жилища....
Конспект НОД по ознакомлению с природой родного края «Уголь» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по ознакомлению с природой родного края «Уголь» с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с понятием прямой угол»
Задачи: -познакомить детей с понятием «прямой угол»;- повторить и закрепить понятия «точка», «горизонтальная прямая», «вертикальная прямая» ; - учить детей образовывать угол с помощью точки...
Конспект занятия для детей старшей группы «Закрепление понятий «прямой угол», «острый угол», «тупой угол».
Задачи: - закрепить знания о прямых, острых и тупых углах; -продолжать учить детей образовывать углы с помощью точки, вертикальной и горизонтальной прямы...
Занятие по ФЭМП «Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина».
Занятие с игровым сюжетом, о том как звери встречали Новый год....