Игровая образовательная ситуация с элементами экспериментирования "Путешествие на парфюмерную фабрику"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Приоритетная область "Познавательное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ios_puteshestvie.docx | 36.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ИОС с использованием методов экспериментирования
Тема: «Путешествие на парфюмерную фабрику».
Пояснительная записка
Возраст воспитанников: дети подготовительной группы.
Приоритетная область: Познание
- Целевые компоненты: Формировать естественнонаучные представления у детей старшего дошкольного возраста об объектах живой природы – комнатных растениях: листья комнатного растения пеларгонии содержат пахучие железы, в которых находится летучее душистое масло, предающее запах цветам, травянистым растениям, плодам; пахучие желёзки настолько малы, что их невозможно увидеть невооружённым глазом, только с использованием прибора - помощника (микроскопа); продолжать расширять познавательный интерес к исследуемым объектам : дать представление о применении и использовании эфирных масел растений человеком в древности в старину и в настоящее время ( в косметике, парфюмерии).
- Развивать сенсорные ощущения, умения обследовать объект (лист) с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, (зеленоватый оттенок, гладкий, приятный, травянистый, душистый цветочный запах, твёрдый, легко измельчить, маслянистый) и т. д.
- Закрепление полученных представлений в практической деятельности /самостоятельное изготовление в «цеху парфюмерной фабрики» подарочного набора к празднику – духов/
- Формировать творческие способности, образное мышление и мелкую моторику рук
- Учить открыто выражать свои чувства и ощущения, используя приём «Вживание в аромат»
- Закрепление правил безопасного обращения в лаборатории («вливает» не знакомые детям жидкости только взрослый)
Задачи ИОС:
Образовательные
- познакомить со смысловым значением слов «парфюмерия», Парфюмерная фабрика», «пар»;
- закрепить смысловое значение слов «парфюмерная фабрика растений» - пахучие желёзки, в которых находятся летучее душистое масло, предающее запах цветам, травянистым растениям, плодам;
- познакомить с помощью ИОС с технологией изготовления «духов».
Развивающие
- совершенствовать обонятельные ощущения детей;
- активизация словаря: пахучее (летучее) масло, парфюмерия, аромат, парфюмерная фабрика, парфюмер, испаряться, исчезнуть, пахучие желёзки.
Воспитательные
- способствовать проявлению у детей чувства собственной значимости, гордости за собственный результат.
Предварительная работа:
- Развивать исследовательские навыки (учить самостоятельно исследовать объект, делать достоверную схематическую зарисовку «открытия», логично отстаивать свою точку зрения).
Развивающая предметно – пространственная среда:
модель исследования пахучих желёзок, зарисовки на «Волшебном экране» увиденного в микроскоп явления, отдельные полоски бумаги со следующими словами, написанными печатными буквами: ПАРФЮМЕРИЯ, ДУХИ, АРОМАТ, ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ, где корень слова «фюмер» выделен другим цветом, стакан с узкими длинными полосками бумаги, мешочек с запахами (кусочек хлеба, еловая шишка, чеснок), алгоритм опыта (этапы изготовления духов), посуда для опыта (чайная ложка, металлическая тарелочка, шприц, масса листьев герани и розы), изделия мужской и женской парфюмерии: духи, одеколон, туалетная вода, дезодорант, пробирки с надписями « спирт», «растворитель» (в ведении взрослого), два красивых флакона для созданных духов, приз изготовленным духам - золотые медали и медали юным парфюмерам (с кубком победителя), растения в горшочках: пеларгония (герань душистая).
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель: Обращает внимание на мамочек воспитанников, предлагает поздороваться.
- Ребята, посмотрите на наше чудо-дерево: там колокольчик (символ чего-то нового, интересного). (Дети находят мешочек на дереве)
- Давайте понюхаем, что в нём? (передавая по кругу). (Ответы детей: кусочек хлеба, еловая шишка, душица, чеснок)
- Когда нюхали эти предметы, что вы почувствовали? (Запах)
- Запахи были одинаковыми? (Разные)
- А для чего человеку нужно не только чувствовать, но и различать запахи? (высказывая детей)
- Сядем и послушаем интересный рассказ о жизни древних людей (лента времени)
ДРЕВНОСТЬ: Жизнь древних людей зависела от различения ими запахов. Древние люди жили в лесу и запах предупреждал их о
- вспыхнувшем пожаре;
- свежая пища или нет;
- годится ли вода для питья.
В древние времена люди говорили что надо «нос держать по ветру». Как вы понимаете это выражение?(Ответы детей). Чем больше древний человек различал запахов, тем легче ему было выследить животных для добычи и спокойнее жить в лесу. А когда древние люди устраивали праздник по поводу удачной охоты, им нравилось, особенно женщинам, натирать своё тело каким-нибудь душистым растением или даже корнем. Но приятный запах быстро исчезал и древние люди огорчались. Прошло много-много лет…
СТАРИНА: И люди научились прятать приятные запахи, душистые ароматы. Как вы думаете куда? (Ответы детей: в коробочки, флакончики, баллончики, тюбики).
- Ребята, пройдемте к столу, присаживайтесь /на столе под салфеткой стоят флаконы, спреи, мужская и женская парфюмерия – 6 штук (по 3 предмета) Воспитатель снимает салфетку и капает на полоски бумаги каплю из флакона и дает детям в руки, предлагает понюхать/. (Дети производят действие)
- Мне лично, запах на этой полоске напоминает какой-то нежный душистый цветок. Закройте глаза и представьте, чем пахнет ваша ароматная полосочка? (Дети отвечают: вот этот аромат напоминает запах цветущей сирени… и т.д.)
Отложите полоски на стол.
- Как одним словом еще можно назвать все эти предметы?
- Вспомните, пожалуйста, как эти предметы называют ваши мамы, папы, старшие сестры? (Ответы детей: косметика)
Воспитатель показывает карточку ПАРФЮМЕРИЯ и читает её вместе с детьми
- Какое красивое и в тоже время таинственное слово! В переводе с французского это слово означает АРОМАТ, ДУХИ, ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ.
- А знаете, дети, почему я слово парфюмерия назвала таинственным, загадочным словом? (ответы детей) Да потому, что вот эти 5 букв «ФЮМЕР» в переводе с французского языка обозначают слова «дым», «дымиться», «испаряться», «исчезать».
Попробуйте еще раз понюхать полоски с запахом. (Дети производят действие) Запах такой же или слабо выражен? Куда же подевался запах? (Ответы детей)
- Правильно, он исчез, т.е. испарился, повторите новые слова : испарился,
улетучился.( Дети повторяют )
- Кто же догадается, как называется фабрика, на которой изготавливают мужскую и женскую парфюмерию? (Ответы детей)/воспитатель разворачивает лицевой стороной вывеску ПАРФЮМЕРНАЯ ФАБРИКА.
Начало ИОС
- Хотелось бы вам, дети, побывать на фабрике и узнать, как делают духи? (Ответы детей)
Скоро праздник 8 Марта, попробуем стать парфюмерами и попытаемся их изготовить в подарок нашим мамочкам? ( Ответы детей)
- Прежде, чем попасть на парфюмерную фабрику, нужно открыть тайну одного растения.
Дети переходят в лабораторию.
- Как называется это растение? ( Ответы детей: герань душистая, пеларгония)
- Сожмите пальцами лист герани, ещё раз посильнее сожмите, понюхайте пальчики. (Дети производят действия)
- Что вы почувствовали? (Ответы детей)
- Какой это запах? (Ответы детей: приятный, травянистый, душистый)
- Какое время года вам напоминает? ( Дети: лето)
- Почему же, когда просто нюхаешь листочки этого растения, то не чувствуешь приятный запах, но только стоит посильнее сжать пальцами листочки, как сразу запах появляется? (Ответы детей)
- Потому что мы раздавили пахучие желёзки в листочке.
- А что находится в пахучих желёзках? (Ответы детей: пахучее масло)
- Можно увидеть пахучие желёзки глазом? (Ответы детей: нет)
- Через лупу? (Ответы детей: нет)
- Чем мы пользовались в прошлый раз, чтобы их хорошо рассмотреть? ( Дети отвечают: микроскопом)
- Посмотрите на свои зарисовки вспомните, на что похожи пахучие желёзки? (Ответы детей: на пузырьки, на шарики, на точечки блестящие, на светлые пятнышки, на кружочки прозрачные)
Воспитатель выставляет алгоритм и обобщает:
- Вот вы и совершили еще одно открытие! А теперь мы с вами станем настоящими парфюмерами, пойдем на парфюмерную фабрику и приступим к изготовлению духов.
ИОС:
Дети переходят на «парфюмерную фабрику».
Воспитатель в роли главного технолога.
- Внимание! Напоминаю о соблюдении чистоты в процессе работы. ( Дети протирают руки влажными салфетками).
У нас в наличии листья герани и лепестки розы. Как вы считаете, одинаковые ли по цвету и запаху духи мы получим? (Предположения детей)
Мальчики-парфюмеры – вы должны изготовить «духи» из герани душистой, вот ваш общий флакон синего цвета. Девочки-парфюмеры – из лепестков розы, вот ваш общий флакон красного цвета ./воспитатель даёт инструкции и выставляет алгоритм изготовления «духов»/
- Что будем делать сначала? ( Ответы детей: измельчать листья в тарелочках)
- Что затем? (Ответы детей: толочь измельченные листья ложкой)
- Теперь? (Ответы детей: набирать 4 части воды и добавлять её в тарелочку с листьями)
Дети производят действия по технологической карте
- Перемешаем массу ложечкой. Что вы почувствовали? (Ответы детей: аромат)
- Откуда он появился? (Ответы детей: выделился из пахучих желёзок)
- Что означает этот символ? (наполнить пробирку для дегустации и остатки жидкости вылить в общий флакон)
- Да, соберите шприцом все, что выделилось из зеленой и розовой массы и наполните пробирку для дегустации и флакон: мальчики - в синий, девочки – в красный (Дети работают)
- Ответьте, совпало ли ваше предположение о цвете и запахе духов с конечным результатом? (Ответы детей)
- Наступает самый ответственный момент! В выделенный вами аромат я, главный технолог по изготовлению духов, сейчас добавлю раствор спирта и растворитель! Теперь закрываю флаконы пробками, встряхиваю их – и духи готовы! Осталось придумать им название (дети придумывают названия духам)
- Созданные вами духи займут достойное место на выставке парфюмерии. А дегустировать эти духи будут наши гости: ребята, передайте дегустационные пробирки дегустаторам. Милые мамы, в этот весенний день, пусть частичка наших ароматов станет для вас скромным подарком!
Заключительная часть ИОС
- Пока идет дегустация, подойдем к стенду «маленький исследователь». Вам было предложено узнать:
-понаблюдать
-спросить у взрослого
-узнать с помощью компьютера
на какие участки тела рекомендуется наносить духи? (Ответы детей)
- Подойдем к макету человека и покажем (указкой), куда наносят духи.
- Внимание! Мы находимся на Российской выставке парфюмерии! Женские и мужские духи_________________________________________________________
___________________________________________________________(название)
получают приз:
«Большую золотую медаль»
Ребята, вы трудились как настоящие парфюмеры и тоже удостаиваетесь почётных медалей (на медали изображен кубок победителя)
Вручение медалей.
Выводы:
Данная ИОС помогает с интересом, непринужденно давать детям не простые для детского понимания естественнонаучные знания о строении растений, их использовании и применении в различных областях жизнедеятельности человека, формировать целостную картину мира, даёт возможность применить полученные знания в новых условиях.
ИОС –«путешествие на фабрику» помогает каждому ребёнку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе: в момент путешествия по «фабрике», производственному «цеху», каждый из воспитанников хочет проявить самостоятельность, быть умным, знающим, первым, быть как взрослый. Именно ИОС позволяет сделать «работу» детей радостной и желанной.
Путешествуя, ребята не просто усваивают знания, которые дает им взрослый, они обязательно привносят в этот процесс собственное творчество, вновь и вновь возвращаются потом к самостоятельным исследованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект игровой образовательной ситуации с элементами триз на тему: " В гостях у сказки"
цель: продолжать учить детей творческому рассказыванию с элементами ТРИЗ....
игровая образовательная ситуация с элементами здоровьесберегающих технологий "Транспорт"
Закрепить представление детей о транспортных средствах.Задачи: - в беседах совершенствовать лексический запас по теме "Транспорт", закреплять обобщающее понятие "Транспорт";- в подвижных играх учить х...
Конспект игровой образовательной ситуации "Моя семья" с элементами социализации, развития речи, нравственного воспитания в старшей группе воспитатель: Шкилёва Елена Петровна, г. Хадыженск 2016
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 5 Конспектигровой образовательной ситуации«Моя семья»с элементами социализации, развития общения, разв...
конспект игровой образовательной ситуации с элементами социально- коммуникативного развития "Россия - наша Родина" в старшей группе
Конспектигровой образовательной ситуации с элементами социально-коммуникативного развития «Россия - наша Родина»в старшей группе Воспитатель: Шкилёва Е. П.г. Хадыженск 2015г.Цель: Воспитание...
Игровая образовательная ситуация с элементами ФЭМП «Путешествие в математику»
Игровая образовательная ситуация с элементами ФЭМП с детьми средней группы «Путешествие в математику»...
Презентация к игровой образовательной ситуации с элементами ФЭМП "Путешествие в математику"
Презентация к игровой образовательной ситуации с элементами ФЭМП...
Сценарий игровой образовательной ситуации с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Тема: «Мыльные забавы»
Цель Формировать активные поисковые действия, с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность....