Информационно-творческий проект "Захватывающий космос"
проект по окружающему миру

Шелепова Татьяна Константиновна

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»

Информационно-творческий проект

 «Захватывающий космос»

        Проект разработала и реализовала:

Шелепова Татьяна Константиновна, воспитатель

Канск

Тема: «Захватывающий космос»

Тип проекта: информационно-творческий.

По продолжительности: среднесрочный (1 месяц).

По характеру контактов: детско-родительский в рамках ДОУ.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проблема

        Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Актуальность

        С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

        Цели проекта: формирование у детей представлений об окружающем мире, о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, об освоении космоса людьми; развитие познавательных способностей детей совместно с родителями.

        Задачи проекта:        

- формировать и расширять представления детей о истории развития космонавтики;

- формировать первоначальные представления о космосе, солнечной системе, планетах, разнообразие космического пространства и т.д.;

- формировать знания детей о людях, открывших космос;

- способствовать формированию у детей интереса к космосу и его познанию;

- развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;

- развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать уважение к людям, что человечеству открыли «окно» в космос;

- воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за страну.

Для родителей:

- вовлекать родителей в педагогический процесс в ДОУ, укреплять заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;

- помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребёнком, расширяя диапазон их невербального общения;

- содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком.

Гипотеза:

        В ходе реализации проекта «Захватывающий космос» у детей формируются представления о космосе; конкретизируются знания о планетах солнечной системы, созвездиях, метеоритах, формируется интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Дети научатся анализировать имеющие факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Данная работа принесет видимые результаты при условии, что будет реализоваться в тесном взаимодействии семьи и ДОУ.

Предполагаемый результат:

- усвоение детьми знаний, представлений о космосе (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми);

- развитие активной, самостоятельной, творческой личности;

- воспитание патриотического чувства дошкольника, желание быть смелым, сильным и выносливым;

- вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком.

Этапы и сроки реализации проекта:

1 этап - Информационно-накопительный этап

  • Выявление уровня знаний о космосе у детей.
  • Провести анкетирование родителей по теме проекта.
  • Оформить папки с иллюстрациями по теме проекта.
  • Подобрать стихи, загадки, подвижные и дидактические игры на тему проекта.
  • Разработать конспекты ООД  по теме проекта.
  • Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике.
  • Разработка плана работы по реализации проекта.
  • Внесение циклов проекта в перспективный план работы.
  • Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию, активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель».

2 этап - Организационно-практический этап

        Беседы:

«Что такое космос». Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу;

«Голубая планета - Земля». Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса;

«Луна - спутник Земли». Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере;

«Семья планет». Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы;

«Солнце - источник жизни на Земле». Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит;

        НОД:

Познавательное развитие «Хочу быть космонавтом». Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.

Речевое развитие  «Нагибин Ю.М. Рассказы о Гагарине». Цель: познакомить с биографией Ю. Гагарина. Учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий по теме проекта

Рассматривание видеороликов «Мир космоса».

Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыты: «Как увидеть звезды без лучей», «Почему днем звезды не видно», «Почему Луна на Землю не падает», «Кто съел месяц», «Как происходит смена дня и ночи».

Чтение художественной литературы

Я.К. Голованов «Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов», П.О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», О.А. Скоролупова «Покорение космоса», Н. Носов «Незнайка на луне», стихотворения о космосе, загадки о космосе.

Просмотр фильмов: «Юрий Гагарин». «Первый полёт». «Экскурсия по МКС», «Тайна красной планеты», «Загадочная планета», «Возвращение», «Возвращение со звезд», «Главный звездный», «Мурзилка на спутнике», «Незнайка на Луне», «Новеллы о космосе»;

Дидактические игры: «Волшебные планеты», «Найди отличия», «Лабиринт», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее», «Подбери созвездие»,

Продуктивные виды деятельности:

Художественно-эстетическое развитие (конструирование) «Космонавты у ракеты». Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала, соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Космическая фантазия». Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности;

Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Полет на Луну». Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.

Конструктивные игры: «Космодром» (из деревянного конструктора), «Космический корабль» (из лего-конструктора)

Сюжетно – ролевые игры «Космос», «Космонавты», «Авария на космической станции».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета», «Ракетодром», «Невесомость», «Солнышко и дождик», «Солнце чемпион».

3 этап – Презентационно-завершающий этап

  • Выставка творческой деятельности детей и родителей «Космос и его обитатели»;
  • Презентация проекта «Захватывающий космос» педагогам ДОУ.

Реализация проекта «Космос» позволила сформировать у детей необходимые представления о космосе (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми), развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.

Литература:

  1. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013.
  2. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников. - М., 2006.
  3. Донина О.И., Хамидуллина Л.А. Путешествие по Вселенной. Занятия по формированию у дошкольников естественно-научной картины мира. - Издательство: АРКТИ, 2009.
  4. Емельянова Э. Расскажите детям о космонавтике. - М.: Мозаика - Синтез, 2015.
  5. Клушанцев П.О. О чем рассказал телескоп. – Л.: Детская литература, 1980.
  6. Кочемасова Е.Е., Вахрушев А.А. Окружающий мир для старших дошкольников. - М.: Балас, 2015. - 80с.
  7. Левитан Е.П. «Рождение «Дошкольной астрономии» // Земля и Вселенная. - 2010. - №6.
  8. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. – М.: Лист, 1999.
  9. Марупова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 128с.
  10. Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
  11. Скоролупова О.А. Покорение космоса. - 2-е изд. - М.: «Издательство Скриптории 2003», 2010.
  12. Тятюшкина Н.Н., Ермак О.А. Тропинками Вселенной: методические рекомендации по формированию элементарных астрономических знании у старших дошкольников. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006.
  13. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128с.

Приложение

Анкетирование для родителей «Что вы знаете о космосе?»

Уважаемые родители! Внимательно прочтите вопросы и ответьте на них. Заранее благодарим Вас за участие в анкетировании.

1. Ф.И.О. родителя___________________________________________________________

2. Как называется самая большая звезда?________________________________

3. Сколько планет в солнечной системе?_________________________________

4. Как называют нашу планету Земля?___________________________________

5.Какие вы знаете спутники планет?____________________________________

6. Как зовут первого космонавта?_______________________________________

7. Как зовут первую женщину космонавта?_______________________________

8. Как называется последняя космическая станция?________________________

9. Какие книги о космосе у вас есть дома?________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно -творческий проект " Полетели в космос"

Информационная карта проекта ( или Паспорт проекта) Полное название проекта : « Полетели в космос» Автор проекта : Дегтярь С.И. Аннотация проекта : К...

Информационно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Открытый космос» к празднику 12 апреля «День космонавтики»

Паспорт проекта1Наименование проекта«Открытый космос»к празднику 12 апреля  «День космонавтики»2Нормативно-правовая базаФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г....

Информационно – творческий проект «Покорение космоса»

Информационно – творческий проект«Покорение космоса» Актуальность проекта: человек всегда мечтал о космосе, его привлекали далекие неизведанные дали. И вот 12 апреля 1961 г. Ю.А.Гагарин проложил ...

информационно-творческий проект «Космос»

Паспорт проекта.1. Название проекта: творческий проект «Космос»2. Автор проекта: воспитатель старшей группы  Капанина  Елена Валерьевна3. Возраст  учащихся  на которых рассчитан пр...

Информационно – творческий проект «Этот загадочный космос».

Педагогический проект по теме: «Этот загадочный космос» направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств, нравственных ценностей, д...

Информационно – творческий проект «Этот загадочный космос».

Проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств, нравственных ценностей, дает возможность педагогам и родителям в игр...

Информационно- творческий проект "Загадочный космос"

Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников, побудить фантазию и воображение. Решая п...