Конспект занятия по познавательному и речевому развитию "Прогулка в зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Марченко Лариса Николаевна

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию "Прогулка в зимний лес" разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marchenko_l.n._progulka_v_zimniy_les.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в старшей группе

«Прогулка в зимний лес»

Марченко Лариса Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с №1 «Рябинка»

Цель: Систематизировать знания детей о природе, о животных и птицах зимой.

Задачи:

-уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей и птиц зимой, как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода);

-развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;

-развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление;

-воспитывать любовь к родной природе средствами театрализованной деятельности;

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы). Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в живой и неживой природе. (Солнце, небо, облака, снег, деревья, птицы и т.д.). Рассматривание иллюстраций о  временах года, животных.

Оборудование: узкие дорожки, деревянные кубики, компьютер, мелодия ветра и вьюги, куклы перчаточного типа (птицы и дикое животное: синичка и дятел, клест и чиж, ворона и тетерев, сорока и медведь), чай и печенье, декорации деревьев (березы, сосны), берлога и мягкая игрушка медведь, волшебная палочка.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: «Доброе утро, ребята, я рада всех видеть. Давайте поприветствуем друг друга: Станем рядышком друг с другом, скажем «Утро доброе, привет!» Сейчас мы улыбнёмся, и утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Какое сейчас время года? Я вам сегодня предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес. Хотите? Тогда давайте одеваться.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой.

Очень, очень холодно зимой.

Но не страшен нам лютый мороз.

Мы укутаем шарфиком нос, (В соответствии со словами текста, выполняем имитационные движения.)

Возьмем с собой мы рукавички,

На ножки наденем валенки,

Шубки ловко застегнём,

И гулять скорей пойдём.

Но, чтоб в лесу нам оказаться

Надо длинный путь пройти.

По узенькой тропинке мы пройдём. (Ходьба по узкой дорожке.)

Через мостик перешагнём. (Перешагиваем через кубики.)

А теперь встаем на лыжи (Имитация ходьбы на лыжах.)

Друг за другом мы идём

И в зимний лес сейчас придём.

Воспитатель: Вот мы и пришли с вами в лес

-Да, красиво, же в лесу!

Как долго мы шагали

И чуточку устали.

Давайте присядем на брёвнышко и отдохнём.

-Сейчас мы тихо посидим и послушаем лесную тишину

Звучит мелодия ветра.

Воспитатель: Что вы слышите? (Завывает ветер)

Ребята, как холодно зимой в лесу, кругом лежит снег

А давайте по лесу пройдем

Может быть, кого и встретим

-Кажется, я уже кого–то нашла, вон на березе две птички. Ребята вы узнали этих птичек? (Синичка и дятел). Давайте тихонечко на носочках подкрадемся, чтобы, не испугать и послушаем их разговор.

Синичка и дятел:- Уж больно бережешь ты, Дятел, свой нос. Все о сучки его чистишь!

-Мне, Синичка, без носа, как без рук, если захочешь покушать еловых семян, то застучишь носом. Короеда несчастного - и того носом выбиваешь. Голова кругом.

-Ох, Дятел, и стукотливая у тебя жизнь! Все носом да носом-того смотри без носа останешься!

Воспитатель: Ребята, огромную ли роль играет клюв в жизни дятла? почему он не улетает на зиму, как его называют в народе?

Воспитатель: Ребята, смотрите, вон там на сосне еще две птички, вы узнали их? Верно-это клест и чиж. Птица клест очень рада зиме. Давайте послушаем, о чем их разговор.

-Ты, клест, чего визжишь да визжишь? Обидели, что ли?

-Да нет, Чижик, это я радуюсь!

-Ты больше не нашел времени, порадоваться!

-Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись,- до чего же малыши  хороши:

-В такой- то мороз, они же живыми не останутся!

-Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, у нее их много к зиме созревает, а мама-клестиха греет их, как печка. И тепло им, и сытно, а от моей песенки им весело!

Воспитатель: Ребята, почему же радуется клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?

Что-то стало холодно, надо нам погреться, сейчас мы поиграем в игру "Снег кружится". Я взмахну над вами волшебной палочкой и вы превратитесь в маленькие, беленькие и пушистые снежинки.

Снег, снег кружится,                Дети кружатся, затем приседают.

Белая вся улица.                       Дуют, изображая, как дует ветер.

Собрались мы в кружок,         Разлетелись "снежинки" в разные стороны.

Завертелись, как снежок.

(Игра проводится 3—4 раза.)

Воспитатель: Ребята, а как птицы переносят непогоду? Давайте послушаем ворона и тетерева.

Ворон и тетерев

-Что, Ворон, холодно?

-Холодно, Тетерев, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть: Вовсе закоченеешь.

-А ты делай, как я. С дерева вниз головой в снег падай! Под снегом-то, как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не достанет, и на глаза никому не попадешься!

Воспитатель: Как тетерев переносит непогоду? Какие еще животные прячутся в снегу? (Полевые и лесные мыши, куропатки, зайцы) Почему животные прячутся в снегу?

-Да, верно, в рыхлом снегу, между снежинками находится воздух, который долгое время держит тепло и не попускает холодный воздух. В лесу мороз, а под снегом тепло. Это хорошо знают звери и птицы. Вот они и прячутся под снег.

А вот и берлога, что там за шум. Давайте послушаем:

Сорока и медведь

-Эй, медведь, спишь, что ли?

-Хррр: Уснешь здесь с тобой: Что тебе опять, белобока понадобилось?

Да вот не пойму я, почему тебя Медведем все зовут? Ну, заяц- беляк, ну птица- глухарь- это понятно. А вот Медведь?

- Охо-хо! Бестолковая ты птица. Медведь-значит «мед ведающий», знаю, где мед в лесу спрятан, потому и Медведь. Понятно? Вот любопытная птица, покоя от тебя нет. Только сон сладкий стал видеть, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в дупле соты. И никто про то не знает, один я, медведь, ведаю. Хррр, хррр.

Воспитатель: Почему медведь зимой спит? Нет зимой еды у медведя в лесу, а живет он всю зиму за счет жира, который у него накопился за лето и осень.

Воспитатель: Ребята вижу, щечки раскраснелись, разрумянились. Интересно вам зимой в лесу, но слышите, ветер засвистел, это пурга надвигается, вьюга снова завыла и дорожки начала заметать. Значит, нам пора возвращаться в детский сад.

Глазки мы закрыли,

И на месте все застыли.,

Ветер нас закружил,

По дорожкам разместил.

(Идем с закрытыми глазами)

Дружно мы шагаем,

Друг от друга не отстанем.

Очень дружно мы идём,

Скоро в садик любимый придём.

Воспитатель: Глазки дружно открываем. Вот мы и снова в детском саду.

-Ребята, вам понравилось путешествовать по зимнему лесу?

-Скажите, кого мы встретили в лесу?

Дети: Птиц (синичку и дятла, клеста и чижа, ворону и тетерева, сороку), медведя в берлоге.

Воспитатель: Ребята сейчас пора подкрепится, вас ждет ароматный чай с вкусным печеньем!

Литература:

1.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. -        М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

4.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: ТЦ Сф ера, 2006 .

5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

6. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 2012.

7. Караманенко Т.Н. Кукольный театр-дошкольникам.- М.: Просвещение, 2001.

8.Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника / Григорьева А. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимние явления природы»

Занятие по формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по познавательному развитию (в средней группе) «Зимние развлечения»

Конспект занятия по познавательному развитию(в средней группе)«Зимние развлечения» Разработан воспитателем -  Боровик Яной ИгоревнойЦель: создать условия для познавательного разв...

Конспект занятия по познавательному развитию "Дикие животные в зимнем лесу"

Цели занятия:Образовательные:- закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период;- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные&raq...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимняя лаборатория»

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня мы хотим с вами поделиться интересными идеями. А для начала расскажем вам про то, что такое познавательно-исследовательская деятельность.Говоря о познава...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Зимние забавы"

Представлен конспект занятия по теме зимние забавы для дошкольников средней группы....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимние явления природы»

Конспект занятия по познавательному развитиюв старшей группе«Зимние явления природы»Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы....

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Зимний лес полон чудес»

Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах зимой....