Конспект занятия по познавательному и речевому развитию "Прогулка в зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию "Прогулка в зимний лес" разработан для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marchenko_l.n._progulka_v_zimniy_les.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в старшей группе
«Прогулка в зимний лес»
Марченко Лариса Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с №1 «Рябинка»
Цель: Систематизировать знания детей о природе, о животных и птицах зимой.
Задачи:
-уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей и птиц зимой, как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода);
-развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;
-развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление;
-воспитывать любовь к родной природе средствами театрализованной деятельности;
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы). Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в живой и неживой природе. (Солнце, небо, облака, снег, деревья, птицы и т.д.). Рассматривание иллюстраций о временах года, животных.
Оборудование: узкие дорожки, деревянные кубики, компьютер, мелодия ветра и вьюги, куклы перчаточного типа (птицы и дикое животное: синичка и дятел, клест и чиж, ворона и тетерев, сорока и медведь), чай и печенье, декорации деревьев (березы, сосны), берлога и мягкая игрушка медведь, волшебная палочка.
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель: «Доброе утро, ребята, я рада всех видеть. Давайте поприветствуем друг друга: Станем рядышком друг с другом, скажем «Утро доброе, привет!» Сейчас мы улыбнёмся, и утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Какое сейчас время года? Я вам сегодня предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес. Хотите? Тогда давайте одеваться.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой.
Очень, очень холодно зимой.
Но не страшен нам лютый мороз.
Мы укутаем шарфиком нос, (В соответствии со словами текста, выполняем имитационные движения.)
Возьмем с собой мы рукавички,
На ножки наденем валенки,
Шубки ловко застегнём,
И гулять скорей пойдём.
Но, чтоб в лесу нам оказаться
Надо длинный путь пройти.
По узенькой тропинке мы пройдём. (Ходьба по узкой дорожке.)
Через мостик перешагнём. (Перешагиваем через кубики.)
А теперь встаем на лыжи (Имитация ходьбы на лыжах.)
Друг за другом мы идём
И в зимний лес сейчас придём.
Воспитатель: Вот мы и пришли с вами в лес
-Да, красиво, же в лесу!
Как долго мы шагали
И чуточку устали.
Давайте присядем на брёвнышко и отдохнём.
-Сейчас мы тихо посидим и послушаем лесную тишину
Звучит мелодия ветра.
Воспитатель: Что вы слышите? (Завывает ветер)
Ребята, как холодно зимой в лесу, кругом лежит снег
А давайте по лесу пройдем
Может быть, кого и встретим
-Кажется, я уже кого–то нашла, вон на березе две птички. Ребята вы узнали этих птичек? (Синичка и дятел). Давайте тихонечко на носочках подкрадемся, чтобы, не испугать и послушаем их разговор.
Синичка и дятел:- Уж больно бережешь ты, Дятел, свой нос. Все о сучки его чистишь!
-Мне, Синичка, без носа, как без рук, если захочешь покушать еловых семян, то застучишь носом. Короеда несчастного - и того носом выбиваешь. Голова кругом.
-Ох, Дятел, и стукотливая у тебя жизнь! Все носом да носом-того смотри без носа останешься!
Воспитатель: Ребята, огромную ли роль играет клюв в жизни дятла? почему он не улетает на зиму, как его называют в народе?
Воспитатель: Ребята, смотрите, вон там на сосне еще две птички, вы узнали их? Верно-это клест и чиж. Птица клест очень рада зиме. Давайте послушаем, о чем их разговор.
-Ты, клест, чего визжишь да визжишь? Обидели, что ли?
-Да нет, Чижик, это я радуюсь!
-Ты больше не нашел времени, порадоваться!
-Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись,- до чего же малыши хороши:
-В такой- то мороз, они же живыми не останутся!
-Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, у нее их много к зиме созревает, а мама-клестиха греет их, как печка. И тепло им, и сытно, а от моей песенки им весело!
Воспитатель: Ребята, почему же радуется клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?
Что-то стало холодно, надо нам погреться, сейчас мы поиграем в игру "Снег кружится". Я взмахну над вами волшебной палочкой и вы превратитесь в маленькие, беленькие и пушистые снежинки.
Снег, снег кружится, Дети кружатся, затем приседают.
Белая вся улица. Дуют, изображая, как дует ветер.
Собрались мы в кружок, Разлетелись "снежинки" в разные стороны.
Завертелись, как снежок.
(Игра проводится 3—4 раза.)
Воспитатель: Ребята, а как птицы переносят непогоду? Давайте послушаем ворона и тетерева.
Ворон и тетерев
-Что, Ворон, холодно?
-Холодно, Тетерев, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть: Вовсе закоченеешь.
-А ты делай, как я. С дерева вниз головой в снег падай! Под снегом-то, как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не достанет, и на глаза никому не попадешься!
Воспитатель: Как тетерев переносит непогоду? Какие еще животные прячутся в снегу? (Полевые и лесные мыши, куропатки, зайцы) Почему животные прячутся в снегу?
-Да, верно, в рыхлом снегу, между снежинками находится воздух, который долгое время держит тепло и не попускает холодный воздух. В лесу мороз, а под снегом тепло. Это хорошо знают звери и птицы. Вот они и прячутся под снег.
А вот и берлога, что там за шум. Давайте послушаем:
Сорока и медведь
-Эй, медведь, спишь, что ли?
-Хррр: Уснешь здесь с тобой: Что тебе опять, белобока понадобилось?
Да вот не пойму я, почему тебя Медведем все зовут? Ну, заяц- беляк, ну птица- глухарь- это понятно. А вот Медведь?
- Охо-хо! Бестолковая ты птица. Медведь-значит «мед ведающий», знаю, где мед в лесу спрятан, потому и Медведь. Понятно? Вот любопытная птица, покоя от тебя нет. Только сон сладкий стал видеть, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в дупле соты. И никто про то не знает, один я, медведь, ведаю. Хррр, хррр.
Воспитатель: Почему медведь зимой спит? Нет зимой еды у медведя в лесу, а живет он всю зиму за счет жира, который у него накопился за лето и осень.
Воспитатель: Ребята вижу, щечки раскраснелись, разрумянились. Интересно вам зимой в лесу, но слышите, ветер засвистел, это пурга надвигается, вьюга снова завыла и дорожки начала заметать. Значит, нам пора возвращаться в детский сад.
Глазки мы закрыли,
И на месте все застыли.,
Ветер нас закружил,
По дорожкам разместил.
(Идем с закрытыми глазами)
Дружно мы шагаем,
Друг от друга не отстанем.
Очень дружно мы идём,
Скоро в садик любимый придём.
Воспитатель: Глазки дружно открываем. Вот мы и снова в детском саду.
-Ребята, вам понравилось путешествовать по зимнему лесу?
-Скажите, кого мы встретили в лесу?
Дети: Птиц (синичку и дятла, клеста и чижа, ворону и тетерева, сороку), медведя в берлоге.
Воспитатель: Ребята сейчас пора подкрепится, вас ждет ароматный чай с вкусным печеньем!
Литература:
1.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
3.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: ТЦ Сф ера, 2006 .
5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
6. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 2012.
7. Караманенко Т.Н. Кукольный театр-дошкольникам.- М.: Просвещение, 2001.
8.Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника / Григорьева А. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимние явления природы»
Занятие по формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Конспект занятия по познавательному развитию (в средней группе) «Зимние развлечения»
Конспект занятия по познавательному развитию(в средней группе)«Зимние развлечения» Разработан воспитателем - Боровик Яной ИгоревнойЦель: создать условия для познавательного разв...
Конспект занятия по познавательному развитию "Дикие животные в зимнем лесу"
Цели занятия:Образовательные:- закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период;- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные&raq...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимняя лаборатория»
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня мы хотим с вами поделиться интересными идеями. А для начала расскажем вам про то, что такое познавательно-исследовательская деятельность.Говоря о познава...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Зимние забавы"
Представлен конспект занятия по теме зимние забавы для дошкольников средней группы....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимние явления природы»
Конспект занятия по познавательному развитиюв старшей группе«Зимние явления природы»Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы....
Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Зимний лес полон чудес»
Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах зимой....