Проект в средней группе "Мы - друзья природы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Касян Елена Викторовна

Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников первоначальных знаний экологического содержания; осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_druzya_prirody.docx69.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

«Мы – друзья природы»

Проект в средней группе

Касян Елена Викторовна, воспитатель,

I квалификационная категория

г. Советский, 2023 г.

Аннотация проекта

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребѐнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщения к экологической  культуре.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме  экспериментальных действий.

Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально- положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.

Проект «Мы – друзья природы» - среднесрочный (рассчитан на 2   месяца), направлен на формирование у дошкольников первоначальных знаний экологического содержания; осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У  детей формируются первоначальные представления о растительном и животном мире родного края, существующих в природе взаимосвязях, и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Он носит комплексный характер - включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

  • образовательную деятельность,
  • игры, развлечения,
  • наблюдения и экскурсии,
  • работу с родителями.

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  1. Актуальность проекта…………………………………………………….4
  2. Цель и задачи проекта………………………………………………….....6
  3. Нормативно-правовая база проекта……………………………………...6
  4. Прогнозируемый результат………………………………………….…....6
  5. Тип проекта, срок реализации……………………………………….…...7
  6. Участники проекта………………………………………………………...7
  7. Принципы реализации проекта………………………………………......7
  8. Ресурсное обеспечение проекта………………………………………….7
  1. Основная часть.
  1. Этапы реализации проекта……………………………………………….8
  2. План мероприятий………………………………………………….….….8
  1. Заключение………………………………………………………...……………11
  2. Список использованных источников……………………………………….…12
  3. Приложение.
  1. Материалы для работы с родителями:

- анкета «Экологическое воспитание дошкольников»;

- консультации;

- памятка.

5.2. Материалы для работы с детьми:

- конспекты бесед;

- картотеки подвижных и дидактических игр;

- картотека опытов со снегом и льдом;

- конспект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника»;

- конспект итогового мероприятия- викторина «Знатоки природы».

5.3. Фотоотчёт, видеоролик «Правила поведения в природе» (чтение стихотворений детьми), презентация проекта.

  1. Введение.

«Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства».

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

  1. Актуальность проекта

Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи  говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только  30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

 В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

-развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятии. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Для этого необходимо формировать у детей элементарные  знания о   природе. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.

Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Развитие  у детей трудовых навыков  и умений в природе, воспитание у детей любви к природе и необходимости охраны природы дают реальные результаты. Это и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.  Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

К вопросам экологического воспитания дошкольников в своё время обращалось много учёных: С.Н. Николаев, Т.И.Гризик, С. А. Веретенникова, Р. И. Жуковская, П. Г. Саморукова.

Вот почему мною выбрана эта тема, я согласна с мнением великих педагогов и осознаю всю угрозу, нависшую над природой в наши дни.

Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что родители положительно оценивают педагогический процесс экологического воспитания в ДОУ, высказывают свою заинтересованность к проблеме экологического воспитания, но дома занимаются экологическим воспитанием детей немногие родители.

Таким образом, можно обозначить следующие проблемы:

- Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

- Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Гипотеза: экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если будет вестись систематическая работа на занятиях и в повседневной жизни. Воспитанники группы и их родители, получив знания об экологических объектах и влиянии на них человека, будут бережнее к ним относится. 

Степенью новизны проекта является внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредствам игр и через исследования. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий федеральному государственному образовательному стандарту:

  1. Включение форм работы во все виды детской деятельности.
  2. Использование регионального компонента.
  3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.

  1. Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников          первоначальных знаний экологического содержания; осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Задачи проекта:
Образовательные:
-формировать у детей основы экологической культуры;
-расширять представление ребенка о природе родного края;
-обогащать словарный запас детей;
-вовлекать родителей в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира.
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей;
-развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
-развивать творческие способности.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
-поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
-воспитывать интерес и любовь к природе родного края;
-вызвать эмоциональную отзывчивость.

1.3. Нормативно-правовая база проекта:

- Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды»
- Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. 
«Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников».
- Статья 29 «Конвенции о правах ребенка». 

 -СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

- Конвенция о Правах ребёнка

  1. Прогнозируемый результат:
    Для детей:
    1. Повышение общей экологической культуры ребёнка.
    2. Расширение и закрепление знаний детей о природе родного края: его растительном и животном мире.
    3. Обогащение словарного запаса детей новыми понятиями.
    4. Улучшение навыков экологической безопасности.
    5. Формирование представлений о том, что человек – часть природы, что он должен беречь и охранять её.
    6. Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Для родителей:
1. Вовлечение в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира – акция «Покорми птиц зимой!»; пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
2.Педагогическая, психологическая помощь (консультации, памятки, папка-передвижка для родителей).
3. Повышение уровня комфортности.

  1. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческо-игровой. Продолжительность проекта: среднесрочный. Сроки реализации проекта: 1 декабря 2022 г. – 31 января 2023 г.

По количеству участников: групповой.

  1. Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатель группы, социальные партнёры (ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва» им. В.В. Раевского, МАУДО СР «ЦЕНТР «Созвездие» имени Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина И.Т.).

  1. Принципы реализации проекта:
  1. Наглядность- использование доступных для понимания и эстетически привлекательных образов для достижения более качественного усвоения материла.
  2. Системность- достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной, развивающей и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. 
  3. Доступность- осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей. 
    4. Деятельностный подход-
    постепенный переход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

  1. Ресурсное обеспечение проекта:
    1. Центр природы в группе.
    2. Участок на территории ДОУ.
    3. Методический инструментарий (картотеки, конспекты сюжетно-ролевых игр, видеофильм, презентации и т.д.).
    4. Подборка методической литературы.

  1. Основная часть.

2.1. Этапы реализации проекта.

1этап Организационно-подготовительный этап -  1-9 декабря 2022 года:

  • анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников»;
  • подборка методического обеспечения для реализации проекта;
  • постановка цели и задач проекта;
  • составление плана работы в рамках реализации проекта;
  • коррекция плана воспитательно-образовательной работы.

2 этап – Основной (практический) – 12  декабря 2022 года – 23 января 2023 года:

  • взаимодействие с детьми, родителями и социальными партнёрами,
  • реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
  • расширение и обновление развивающей предметно-пространственной среды.

3 этап – Заключительный – 24-31 января 2023 года:

  • Видеоролик «Правила поведения в природе» (чтение стихотворений детьми).
  • Итоговое мероприятие- викторина «Знатоки природы», посвящение воспитанников в юные экологи.
  • Презентация проекта «Мы- друзья природы».

2.2. План мероприятий по реализации проекта

Направление

Мероприятия

Декабрь

Январь

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)

Беседы:

 - «Ты- часть природы» -введение в тему с использованием кукол-эколят.

- «Бережное отношение к природе».

- «Жизнь растений под снегом».

- Просмотр мультфильма «Эколята- юные защитники природы».

- Рассматривание альбомов и иллюстраций «Животные и растения нашего  края».

- Наблюдения за сезонными изменениями в природе, наблюдения за деревьями зимой.

- Трудовое занятие «Способы ухода  за комнатными растениями».

- Опыты со снегом, льдом (Карточки №№1-7)

Беседы:

- «Что такое природа?».

- «Кто как зимует».

- «Зимующие и перелётные птицы».

- «Правила поведения в лесу для воспитанных детей».

- Экскурсия в ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва» им. В.В. Раевского.

- Тематическое занятие «Белка» (ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва»).

-Наблюдения за сезонными изменениями в природе, наблюдения за зимующими птицами, наполнение кормушек кормом.

- Опыты со снегом, льдом (Карточки №№8-14)

Речевое развитие

Дидактические игры:

«Что где растёт?»

«Что лишнее»

«Моё облако»

«Когда это бывает?»

«Похож- не похож»

«Охотник»

«Живая и неживая природа»

Дидактические игры:

«Что это за птица?»

«Бывает- не бывает»

«Природа и человек»

«Не зевай»

«Кто где живёт»

«Птицы»

Социально-коммуникативное развитие


Труд в природе и в центре природы:

- Укрывание снегом корней деревьев и кустарников.
- Сгребание снега на участке в определённое место.
- Уход за комнатными растениями.

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Труд в природе и в центре природы:

- Установка кормушек.
- Подкормка птиц.

- Уход за комнатными растениями.

Художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность)

- Лепка из пластилина «Ёжик»

- Аппликация «Снегирь»

- Аппликация «Ёлка из леса»

- Раскрашивание иллюстраций «Животные ХМАО-Югры»

- Аппликация из ткани «Волчьи следы» (МАУДО СР «ЦЕНТР «Созвездие»)

- Аппликация из бумаги «Белка» (ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва»).

- Коллаж «Животные ХМАО-Югры» (ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва»).

- Рисование «Синичка»

- «Будь природе другом!»
Раскрашивание с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе.

Восприятие художественной литературы

- Н. Павлова «Где зимуют почки?», «Под снегом на лугу»

- В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому холод не страшен», «Декабрь», «Книга зимы», «Кто как читает», «Лес зимой»

- Н. Сладков «Зимняя засуха»

- И.Вотяков «Тайна лесной тропинки»

- З.Трофимова «Снег - что это такое? »

- В. Бианки «На дне снежного моря», «Стая птиц под снегом», «Разведчики», «Январь», «Дотерпят ли?», «Жертвы стужи», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги? »

- Г. Скребицкий «Четыре художника», «Весне навстречу»

- Загадки о природе

Физическое развитие (подвижные игры в группе и на прогулке)

«Земля, вода, воздух»

«Раз, два, три! Беги!»

«Ну-ка, лови»

«Лягушки в кадушке»

«Воробьи зимой»

«Воробей на часах»

«Птицелов»

«Птичка»

Безопасность

Беседа «Осторожно, гололёд!»

Беседа «Не ешь снег и сосульки»

Взаимодействие с родителями

- Папка-передвижка «Экологическое воспитание дошкольников».

- Консультация «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста».

-Консультация «Воспитание любви к природе».

- Изготовление кукол-«эколят».

- Совместное участие с детьми в муниципальном конкурсе «Я и мой домашний любимец» (МАУДО СР «ЦЕНТР «Созвездие).

- Совместное участие с детьми в муниципальном конкурсе «Игрушки для экоёлочки» (ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва»).

- Экскурсия с детьми в мини-зоопарк МАУДО СР «ЦЕНТР «Созвездие».

- Консультация «Экологическое воспитание в семье»

- Консультация «Игры экологического содержания».

- Памятка «Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Беседа «Поможем зимующим птицам» (приглашение участвовать в  конкурсе кормушек для птиц).

- Акция «Поможем птичкам пережить зиму» (сбор корма для зимующих птиц».

-Участие в муниципальном конкурсе «Эмблема моего заповедника» (МАУДО СР «ЦЕНТР «Созвездие»)

- Участие в конкурсе «Покормите птиц зимой» на муниципальном и всероссийском уровне (ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва», Природный парк «Кондинские озёра»).

Заключительный этап

- Итоговое мероприятие- викторина «Знатоки природы (посвящение воспитанников в юные экологи)

- Создание видеоролика «Правила поведения в природе» (чтение стихотворений детьми)

- Презентация проекта

  1. Заключение

На протяжении всего проекта детей «сопровождали» сказочные герои- эколята, что способствовало повышению интереса детей к запланированным мероприятиям  и экологическим проблемам в целом. В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой. Также мои воспитанники стали победителями и призёрам различных конкурсов экологической направленности на муниципальном и всероссийском уровне.

В течение  всего проекта старалась как можно чаще привлекать к мероприятиям родителей воспитанников (экскурсии, конкурсы и др.). Такая форма организации позволила им стать непосредственными участниками совместной деятельности с детьми, повысила их уровень компетентности в вопросах всестороннего развития ребёнка.

Результаты проекта:

- получение детьми знаний по экологии;
- повышение общей экологической культуры ребёнка;
- формирование нравственно-экологического отношения к окружающей действительности;
- улучшение навыков экологической безопасности;

- сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта;

- у родителей повысился уровень экологического сознания, сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы.

-итоговое мероприятие- викторина «Знатоки природы», посвящение воспитанников в юные экологи;
- презентация и фото отчёт по проекту.

Дальнейшее развитие проекта

После завершения проекта деятельность по формированию экологической грамотности и культуры не будет прекращена, я планирую углублять и расширять знания и представления детей в этом направлении. Данный проект вдохновил меня на разработку и реализацию серии проектов по ознакомлению с многообразием объектов живой и неживой природы нашей планеты.

  1. Список использованных источников
  1. Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80 с.
  2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:Мозаика- синтез.
  3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. ТЦ Сфера.
  4. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду. [Текст]/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2008. – 232 с.
  5. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.
  6. Николаева, С. Н. Система работы с детьми в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст]/ С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. – 152 с.
  7. Николаева С. Н.  «Теория и методика экологического образования детей»
  8. Н. Рыжова «Наш дом природа», М. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника по экологии в средней группе: "Друзья природы".

Цель: - развитие познавательного интереса и расширение представления об окружающем мире;- формирование стремления проявлять заботу о сохранении природы;- воспитание культуры поведения в природе и...

Проект «Экологический театр «Мы друзья природы»» во второй младшей группе.

«Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе».Г.В. Власо...

Экологический праздник в средней группе"Друзья природы"

Вашему вниманию предлагается празник "Друзья природы"...

Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Друзья природы»

Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Друзья природы»...

Летний эколого – оздоровительный проект «Эколята – Дошколята, юные друзья природы»

Особенностью проекта «Эколята – Дошколята, юные друзья  природы» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направл...