Проект в средней группе "Мы - друзья природы"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников первоначальных знаний экологического содержания; осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_druzya_prirody.docx | 69.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
«Мы – друзья природы»
Проект в средней группе
Касян Елена Викторовна, воспитатель,
I квалификационная категория
г. Советский, 2023 г.
Аннотация проекта
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребѐнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщения к экологической культуре.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально- положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Проект «Мы – друзья природы» - среднесрочный (рассчитан на 2 месяца), направлен на формирование у дошкольников первоначальных знаний экологического содержания; осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первоначальные представления о растительном и животном мире родного края, существующих в природе взаимосвязях, и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Он носит комплексный характер - включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательную деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работу с родителями.
Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение.
- Актуальность проекта…………………………………………………….4
- Цель и задачи проекта………………………………………………….....6
- Нормативно-правовая база проекта……………………………………...6
- Прогнозируемый результат………………………………………….…....6
- Тип проекта, срок реализации……………………………………….…...7
- Участники проекта………………………………………………………...7
- Принципы реализации проекта………………………………………......7
- Ресурсное обеспечение проекта………………………………………….7
- Основная часть.
- Этапы реализации проекта……………………………………………….8
- План мероприятий………………………………………………….….….8
- Заключение………………………………………………………...……………11
- Список использованных источников……………………………………….…12
- Приложение.
- Материалы для работы с родителями:
- анкета «Экологическое воспитание дошкольников»;
- консультации;
- памятка.
5.2. Материалы для работы с детьми:
- конспекты бесед;
- картотеки подвижных и дидактических игр;
- картотека опытов со снегом и льдом;
- конспект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника»;
- конспект итогового мероприятия- викторина «Знатоки природы».
5.3. Фотоотчёт, видеоролик «Правила поведения в природе» (чтение стихотворений детьми), презентация проекта.
- Введение.
«Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства».
Соколов-Микитов Иван Сергеевич
- Актуальность проекта
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятии. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Для этого необходимо формировать у детей элементарные знания о природе. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.
Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Развитие у детей трудовых навыков и умений в природе, воспитание у детей любви к природе и необходимости охраны природы дают реальные результаты. Это и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
К вопросам экологического воспитания дошкольников в своё время обращалось много учёных: С.Н. Николаев, Т.И.Гризик, С. А. Веретенникова, Р. И. Жуковская, П. Г. Саморукова.
Вот почему мною выбрана эта тема, я согласна с мнением великих педагогов и осознаю всю угрозу, нависшую над природой в наши дни.
Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что родители положительно оценивают педагогический процесс экологического воспитания в ДОУ, высказывают свою заинтересованность к проблеме экологического воспитания, но дома занимаются экологическим воспитанием детей немногие родители.
Таким образом, можно обозначить следующие проблемы:
- Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
- Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
Гипотеза: экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если будет вестись систематическая работа на занятиях и в повседневной жизни. Воспитанники группы и их родители, получив знания об экологических объектах и влиянии на них человека, будут бережнее к ним относится.
Степенью новизны проекта является внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредствам игр и через исследования. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий федеральному государственному образовательному стандарту:
- Включение форм работы во все виды детской деятельности.
- Использование регионального компонента.
- Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.
- Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников первоначальных знаний экологического содержания; осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Задачи проекта:
Образовательные:
-формировать у детей основы экологической культуры;
-расширять представление ребенка о природе родного края;
-обогащать словарный запас детей;
-вовлекать родителей в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира.
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей;
-развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
-развивать творческие способности.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
-поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
-воспитывать интерес и любовь к природе родного края;
-вызвать эмоциональную отзывчивость.
1.3. Нормативно-правовая база проекта:
- Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды»
- Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г.
«Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников».
- Статья 29 «Конвенции о правах ребенка».
-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Конвенция о Правах ребёнка
- Прогнозируемый результат:
Для детей:
1. Повышение общей экологической культуры ребёнка.
2. Расширение и закрепление знаний детей о природе родного края: его растительном и животном мире.
3. Обогащение словарного запаса детей новыми понятиями.
4. Улучшение навыков экологической безопасности.
5. Формирование представлений о том, что человек – часть природы, что он должен беречь и охранять её.
6. Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Для родителей:
1. Вовлечение в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира – акция «Покорми птиц зимой!»; пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
2.Педагогическая, психологическая помощь (консультации, памятки, папка-передвижка для родителей).
3. Повышение уровня комфортности.
- Тип проекта: информационно-исследовательский, творческо-игровой. Продолжительность проекта: среднесрочный. Сроки реализации проекта: 1 декабря 2022 г. – 31 января 2023 г.
По количеству участников: групповой.
- Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатель группы, социальные партнёры (ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва» им. В.В. Раевского, МАУДО СР «ЦЕНТР «Созвездие» имени Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина И.Т.).
- Принципы реализации проекта:
- Наглядность- использование доступных для понимания и эстетически привлекательных образов для достижения более качественного усвоения материла.
- Системность- достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной, развивающей и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- Доступность- осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
4. Деятельностный подход- постепенный переход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
- Ресурсное обеспечение проекта:
1. Центр природы в группе.
2. Участок на территории ДОУ.
3. Методический инструментарий (картотеки, конспекты сюжетно-ролевых игр, видеофильм, презентации и т.д.).
4. Подборка методической литературы.
- Основная часть.
2.1. Этапы реализации проекта.
1этап – Организационно-подготовительный этап - 1-9 декабря 2022 года:
- анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников»;
- подборка методического обеспечения для реализации проекта;
- постановка цели и задач проекта;
- составление плана работы в рамках реализации проекта;
- коррекция плана воспитательно-образовательной работы.
2 этап – Основной (практический) – 12 декабря 2022 года – 23 января 2023 года:
- взаимодействие с детьми, родителями и социальными партнёрами,
- реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
- расширение и обновление развивающей предметно-пространственной среды.
3 этап – Заключительный – 24-31 января 2023 года:
- Видеоролик «Правила поведения в природе» (чтение стихотворений детьми).
- Итоговое мероприятие- викторина «Знатоки природы», посвящение воспитанников в юные экологи.
- Презентация проекта «Мы- друзья природы».
2.2. План мероприятий по реализации проекта
Направление | Мероприятия | |
Декабрь | Январь | |
Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность) | Беседы: - «Ты- часть природы» -введение в тему с использованием кукол-эколят. - «Бережное отношение к природе». - «Жизнь растений под снегом». - Просмотр мультфильма «Эколята- юные защитники природы». - Рассматривание альбомов и иллюстраций «Животные и растения нашего края». - Наблюдения за сезонными изменениями в природе, наблюдения за деревьями зимой. - Трудовое занятие «Способы ухода за комнатными растениями». - Опыты со снегом, льдом (Карточки №№1-7) | Беседы: - «Что такое природа?». - «Кто как зимует». - «Зимующие и перелётные птицы». - «Правила поведения в лесу для воспитанных детей». - Экскурсия в ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва» им. В.В. Раевского. - Тематическое занятие «Белка» (ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва»). -Наблюдения за сезонными изменениями в природе, наблюдения за зимующими птицами, наполнение кормушек кормом. - Опыты со снегом, льдом (Карточки №№8-14) |
Речевое развитие | Дидактические игры: «Что где растёт?» «Что лишнее» «Моё облако» «Когда это бывает?» «Похож- не похож» «Охотник» «Живая и неживая природа» | Дидактические игры: «Что это за птица?» «Бывает- не бывает» «Природа и человек» «Не зевай» «Кто где живёт» «Птицы» |
Социально-коммуникативное развитие | Труд в природе и в центре природы: - Укрывание снегом корней деревьев и кустарников. | Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» Труд в природе и в центре природы: - Установка кормушек. - Уход за комнатными растениями. |
Художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность) | - Лепка из пластилина «Ёжик» - Аппликация «Снегирь» - Аппликация «Ёлка из леса» - Раскрашивание иллюстраций «Животные ХМАО-Югры» | - Аппликация из ткани «Волчьи следы» (МАУДО СР «ЦЕНТР «Созвездие») - Аппликация из бумаги «Белка» (ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва»). - Коллаж «Животные ХМАО-Югры» (ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва»). - Рисование «Синичка» - «Будь природе другом!» |
Восприятие художественной литературы | - Н. Павлова «Где зимуют почки?», «Под снегом на лугу» - В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому холод не страшен», «Декабрь», «Книга зимы», «Кто как читает», «Лес зимой» - Н. Сладков «Зимняя засуха» - И.Вотяков «Тайна лесной тропинки» | - З.Трофимова «Снег - что это такое? » - В. Бианки «На дне снежного моря», «Стая птиц под снегом», «Разведчики», «Январь», «Дотерпят ли?», «Жертвы стужи», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги? » - Г. Скребицкий «Четыре художника», «Весне навстречу» - Загадки о природе |
Физическое развитие (подвижные игры в группе и на прогулке) | «Земля, вода, воздух» «Раз, два, три! Беги!» «Ну-ка, лови» «Лягушки в кадушке» | «Воробьи зимой» «Воробей на часах» «Птицелов» «Птичка» |
Безопасность | Беседа «Осторожно, гололёд!» | Беседа «Не ешь снег и сосульки» |
Взаимодействие с родителями | - Папка-передвижка «Экологическое воспитание дошкольников». - Консультация «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста». -Консультация «Воспитание любви к природе». - Изготовление кукол-«эколят». - Совместное участие с детьми в муниципальном конкурсе «Я и мой домашний любимец» (МАУДО СР «ЦЕНТР «Созвездие). - Совместное участие с детьми в муниципальном конкурсе «Игрушки для экоёлочки» (ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва»). | - Экскурсия с детьми в мини-зоопарк МАУДО СР «ЦЕНТР «Созвездие». - Консультация «Экологическое воспитание в семье» - Консультация «Игры экологического содержания». - Памятка «Мы в ответе за тех, кого приручили». - Беседа «Поможем зимующим птицам» (приглашение участвовать в конкурсе кормушек для птиц). - Акция «Поможем птичкам пережить зиму» (сбор корма для зимующих птиц». -Участие в муниципальном конкурсе «Эмблема моего заповедника» (МАУДО СР «ЦЕНТР «Созвездие») - Участие в конкурсе «Покормите птиц зимой» на муниципальном и всероссийском уровне (ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва», Природный парк «Кондинские озёра»). |
Заключительный этап | ||
- Итоговое мероприятие- викторина «Знатоки природы (посвящение воспитанников в юные экологи) - Создание видеоролика «Правила поведения в природе» (чтение стихотворений детьми) - Презентация проекта |
- Заключение
На протяжении всего проекта детей «сопровождали» сказочные герои- эколята, что способствовало повышению интереса детей к запланированным мероприятиям и экологическим проблемам в целом. В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой. Также мои воспитанники стали победителями и призёрам различных конкурсов экологической направленности на муниципальном и всероссийском уровне.
В течение всего проекта старалась как можно чаще привлекать к мероприятиям родителей воспитанников (экскурсии, конкурсы и др.). Такая форма организации позволила им стать непосредственными участниками совместной деятельности с детьми, повысила их уровень компетентности в вопросах всестороннего развития ребёнка.
Результаты проекта:
- получение детьми знаний по экологии;
- повышение общей экологической культуры ребёнка;
- формирование нравственно-экологического отношения к окружающей действительности;
- улучшение навыков экологической безопасности;
- сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта;
- у родителей повысился уровень экологического сознания, сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы.
-итоговое мероприятие- викторина «Знатоки природы», посвящение воспитанников в юные экологи;
- презентация и фото отчёт по проекту.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения проекта деятельность по формированию экологической грамотности и культуры не будет прекращена, я планирую углублять и расширять знания и представления детей в этом направлении. Данный проект вдохновил меня на разработку и реализацию серии проектов по ознакомлению с многообразием объектов живой и неживой природы нашей планеты.
- Список использованных источников
- Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80 с.
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:Мозаика- синтез.
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. ТЦ Сфера.
- Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду. [Текст]/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2008. – 232 с.
- Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.
- Николаева, С. Н. Система работы с детьми в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст]/ С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. – 152 с.
- Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей»
- Н. Рыжова «Наш дом природа», М. 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника по экологии в средней группе: "Друзья природы".
Цель: - развитие познавательного интереса и расширение представления об окружающем мире;- формирование стремления проявлять заботу о сохранении природы;- воспитание культуры поведения в природе и...
Проект «Экологический театр «Мы друзья природы»» во второй младшей группе.
«Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе».Г.В. Власо...
Экологический праздник в средней группе"Друзья природы"
Вашему вниманию предлагается празник "Друзья природы"...
Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Друзья природы»
Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Друзья природы»...
Летний эколого – оздоровительный проект «Эколята – Дошколята, юные друзья природы»
Особенностью проекта «Эколята – Дошколята, юные друзья природы» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направл...
Краткосрочный проект в средней группе «Друзья природы»
Друзья природы...
Сценарий экологического, спортивно-игрового развлечения для детей младшего и среднего возраста "Друзья природы"
Приобщить детей к правилам поведения в лесу...