Проект "Музыкальные профессии"
проект по окружающему миру
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Озерского городского округа
«Детский сад компенсирующего вида № 53 «Сказка»
Проект
«Музыкальные профессии»
Проект подготовили:
педагоги группы № 4
О.С. Малышева,
Е.А. Ненюкова,
И.Ю. Букина,
педагоги группы № 10
Л.П. Александрина,
Г.Н. Ардашева,
Н.Н. Ведерникова
Март 2023 г.
Проект «Музыкальные профессии»
Участники проекта: учителя-логопеды, воспитатели, воспитанники и родители средней группы № 10 и старшей группы № 4.
Срок реализации проекта: март 2023 г.
Вид проекта: профориентационный, коллективный, среднесрочный
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материально-технические ресурсы: методическая и художественная литература, наглядный материал (иллюстрации, плакаты), дидактические игры, необходимые для реализации проекта - аудио- и видео – записи, интернет-ресурсы.
Необходимые условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, методические разработки.
Проблема: недостаточно знаний о профессиях, связанных с музыкой.
Актуальность
Тема проекта актуальна на современном этапе, т.к. большинство детей имеют недостаточно углубленных знаний и представлений о профессиях, связанных с музыкой, низкий словарный запас по этой теме.
Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Чтобы помочь ребенку с детства обрести целостное представление о любимой профессии, доставляющей радость ему самому и приносящую пользу людям.
Ознакомление с музыкальными профессиями обеспечит дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Музыкальные профессии».
Гипотеза. Если создать условия способствующие накоплению у детей конкретных представлений о профессиях людей, связанных с музыкой, то мы сможем мотивировать ребенка – дошкольника на занятия в музыкальной школе, тем самым дать возможность не только для разностороннего развития личности ребенка и самореализации, но и, возможно, к дальнейшей профориентации.
Цель проекта: создание условий для накопления у детей конкретных представлений о профессиях людей, связанных с музыкой.
Задачи проекта:
Для детей | Для родителей | Для педагогов |
|
|
|
Ожидаемый результат:
Для детей | Для родителей | Для педагогов |
|
|
|
Этапы реализации проекта
Этап | Содержание деятельности | Сроки |
I этап Подготовительный |
| I неделя марта |
II этап – Практический |
| II – IV неделя марта |
III этап Заключительный (обобщающий) |
| III – IV неделя марта |
Итоги реализации проекта:
В результате реализации проекта ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Эффективность:
- Раскрытие творческого потенциала личности дошкольников, повышение познавательной активности детей (проявляется через активность участия, проявления ответственности к поручениям и желание их выполнять).
- Создание комфортных условий для творческого настроя среди участников проекта, их родителей в создании поделок, объединяя их единой тематикой, пользуясь многообразием усвоенных приемов, используемых в художественном творчестве.
- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Введение
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыка помогает детям научиться выражать эмоции. Малыши становятся более открытыми и чувственными, реже скрывают свои переживания от родителей, что значительно снижает вероятность возникновения детского стресса. Благодаря музыке, развиваются творческие способности и детское воображение. Неважно, играет ли малыш на инструменте или просто слушает песни — в обоих случаях близкое «общение» с музыкой вдохновляет и воодушевляет на реализацию творческих порывов. Запоминая песни, осваивая музыкальные инструменты, дети развивают многие навыки, которые обычно тренируют с помощью комплекса упражнений. Формирование эстетического восприятия жизни. Наконец, очень важно просто дать ребенку возможность получать эстетическое удовольствие от прослушивания или исполнения музыки. Не забывайте, что музыка — искусство, а приобщать к нему детей необходимо.
Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально- ритмическими движениями. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них таких важнейших психических качеств, как произвольная деятельность, внимание, самостоятельность, инициативность. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка. Игра на детских музыкальных инструментах- один из видов исполнительской деятельности детей, являющейся лучшей формой приобщения их к совместному коллективному музицированию. Ее назначение- способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт старших дошкольников, развивать их интерес к исполнительской деятельности, целенаправленное восприятие, чувство музыкального ритма и усвоение приемов игры, эмоциональное отношение к музицированию.
1. Актуальность проекта
Сложным выбором в жизни человека является выбор профессии. Выбирать ее необходимо исходя из своих личных предпочтений и желаний. Все профессии на свете являются нужными и необходимыми. Профессия всегда должна доставлять удовольствие и нравиться. Тяжело работать на работе, которая тебе не подходит. А если занятие нравится, то и дела будут спориться быстрее и легче. Поэтому любая профессия является необходимой, важной и серьезной. Любой труд будет по достоинству оценен, если вкладывать в него душу и стараться выполнять его качественно.
Профессия музыканта настолько же древняя, насколько и сама музыка. С появлением первых музыкальных инструментов появились и первые музыканты. Они были главными действующими лицами в ритуальных танцах и пениях, обрядовых традициях, религиозных мероприятиях, поэтому занимали довольно почетное место. История исполнительского мастерства прошла через многие века и стала одной из важнейших составляющих искусства и культуры. Да и сама музыка за это время претерпела много изменений, пережила рождение многих жанров, стилей исполнения, от классических до самых современных. В настоящее время музыка не стоит на месте, а развивается бурными темпами. Музыка превратилась в целую индустрию, при этом продолжают оставаться и классические музыкальные школы.
Музыка с древних времен сопровождала человека, поэтому неудивительно, что профессий, связанных с музыкой, так много. Мир музыки настолько обширен, что найти себя в нем сможет каждый. Музыканты создают и исполняют музыку, поэтому профессионал будет востребован и в звукозаписывающей компании, и на сцене, и в детском саду. Одни выбирают путь создания музыкальных произведений и становятся композиторами, аранжировщиками, а для других важно музыку исполнять, поэтому они находят себя в музыкальных ансамблях и оркестрах. Руководят музыкальными коллективами дирижеры. Часто исполнение музыки сочетается с написанием и исполнением поэтических текстов, поэтому лучшие музыканты зачастую являются и поэтами, и вокалистами.
Музыкант, исполнитель музыкальных произведений или их создатель – человек творческий. Ему необходимо быть образованным, чтобы составлять конкуренцию в своей области. Знание нот, не гарантирует музыканту успех, поэтому нужно развиваться и совершенствоваться. Профессия «музыкант» подразумевает постоянное осваивание новых возможностей музыкальной техники. Музыканту необходимо умело сочетать в себе талант, трудолюбие и терпение, ведь карьера музыканта невероятно сложна, при этом она обладает почти не ограниченным потенциалом.
Данный проект составлен с учетом программных требований, возрастных особенностей и уровня знаний, умений детей данного возраста. В соответствий с требованиями ФГОС совместная деятельность прошла интеграции следующих областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.
5. Прогнозируемые социальные эффекты:
Заключительным творческим мероприятием проекта является совместный концерт в музыкальной школе, с подготовленными музыкальными номерами.
Программа мероприятий соответствует целям и задачам освоения программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.
- Развитие личности воспитанника, его творческого потенциала, умение взаимодействовать с другими людьми, самостоятельности;
- Воспитание нравственных и патриотических чувств, социальной ответственности ;
- Воспитывать уважение и любовь к музыке, к профессии музыканта;
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов.
7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1 | 2 | 3 |
Критерий эффективности | Условие (%) | Измеритель |
Усвоение воспитанниками определенных музыкальных знаний и умений в играх, песнях и танцах; развитие музыкально-ритмичеких способностей, познавательных ин-тересов в процессе ОД; связь учебного материала с жизненным опытом детей; степень утомляемости детей во время образовательной деятельности; характеристика дея-тельности детей на ОД (интерес, активность, пони-мание материала и его значения); уровень подготовленности педаго-гов к ОД и методика проведения ОД. | положительная оценка (поощрение) во время беседы с детьми на ОД, во время режимных моментов не только правильного ответа ребенка, но и анализ того, как ребенок рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался; положительная динамика должна аргументироваться по ряду параметров: - правильность, -самостоятельность, - оригинальность;
| ЭУ = Nу . 100% . Nобщ. = ?% Nу – число положительных ответов детей во время беседы. Nобщ. – общее число детей группы. Если эффективность ОД 75-80% - ОД отличный. Если эффективность ОД 65-76% - ОД хороший. Если эффективность ОД ниже 65% - ОД удовлетворительный. |
8. Предполагаемый результат проекта:
1. Пробуждение в детях интереса к музыке, композиторам, игре на музыкальных инструментах, к профессии музыканта.
2. Привлечение к совместной работе родителей.
3. Усвоение алгоритма создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
4. Научиться слаженному исполнению в оркестре.
5. Пробудить осознанное желание к самостоятельному музицированию.
5. Умение различать на слух музыкальные инструменты, самостоятельно их классифицировать.
9. Оборудование: Видео и аудио материалы, музыкальная аппаратура, ИКТ оборудование, ноутбук, набор детских музыкальных инструментов, набор предметов для самостоятельного изготовления музыкальных инструментов из бросового материала, ритмические палочки, ритмические кубики, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, плакаты «Инструменты симфонического оркестра» и портреты композиторов.
И в будущем, я буду знакомить детей с профессией и деятельностью музыканта, с музыкальными инструментами, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности. Многие полюбят музыку и будут ею занимаются, но самые терпеливые и трудолюбивые станут настоящими музыкантами.
Список использованной литературы
1. Костина Э.П. Учебно-методическое пособие к программе «Камертон». Часть II. Дошкольный возраст. Выпуск 2. Игра на детских музыкальных инструментах. – Н.Новгогрод, 2005.
2. Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки (звукозапись): конспекты занятий и развлечений по 6-й теме программы «Музыкальные шедевры» - М.,2000
3. Радынова О.П, Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников» - М.2000.
4. Вершинина Г.Б. «Вольна о музыке глаголить» - М.,1996.
5. Тарасова К.В. «Музыкальность и составляющие её музыкальные способности», Музыкальный руководитель.- 2009.
6. Тютюнникова Т.Э. “Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение”. Москва, 2004.
7. Н. Кочаловская. “Нотная Азбука”. Москва. 1990.
темы. В современном обществе возникает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями. В тоже время наблюдается тенденция к снижению
престижа профессий в сферах музыкального образования В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности, таким образом, дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Вопрос
профориентации является актуальным на ступени современного дошкольного образования. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора. Основной образовательной программой предусмотрено знакомство детей дошкольного возраста с некоторыми профессиями в разделе "Познавательное развитие". Дети знакомятся с той или иной
профессией с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
Проблема. Раздел "Художественно - эстетическое развитие" ООП ДОУ не ставит задачу ознакомления с музыкальными профессиями. Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях, связанных с музыкой, низкий словарный запас по этой теме. В нашем провинциальном городе нет таких учреждений (филармонии, театры) посещая которые, ребенок мог бы увидеть музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестр в оркестровой яме под управлением
дирижера, балерин и оперных певцов. В Районном Дворце Культуры
проходит множество мероприятий с привлечение музыкантов - профессионалов, но, к сожалению, многие родители не находят возможности или не считают нужным посещение мероприятий подобного рода.
Поэтому необходимо наполнить современный образовательный процесс не только современными подходами, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие, но и новым содержанием.
Ознакомление с музыкальными профессиями обеспечит дальнейшее
вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям,
удовлетворение и развитие познавательных интересов дошкольников. Таким
образом, возникла идея проекта «Мир музыкальных профессии».
Предполагаемые результаты:
Расширение знаний детей о разнообразии музыкальных профессий, музыкантах (инструменталисты, вокалисты), композиторе и творческих коллективах родного края; великом русском композиторе П. И. Чайковском.
Уважительное отношение к профессиональным музыкантам и самодеятельным артистам.
Участие в мероприятиях детского сада и районных мероприятиях.
Проявление потребности детей в посещении концертов.
Появление желания заниматься музыкой в вокальных и хореографических студиях, овладевать игрой на музыкальных инструментах.
Активизация словаря: инструменталист, вокалист, диджей, пюпитр, смычок, нотная грамота, опера, балет, театр, филармония.
Новизна. Новизна проекта заключается в изучаемом материале, с которым наши дети не соприкасаются в реальной действительности, а если соприкасаются, то крайне редко. Новым является использование современных технологий: личностно – ориентированный подход, игровая квест – технология, лепбук и технология интервьюирования (на начальном этапе с целью мониторинга начальных представлений о профессиях в целом и на заключительном этапе с целью рефлексии),
Достигнутый результат.
Детское развитие.
Обогатились знания детей по теме. Расширились представления о музыкальных профессиях, усвоили такие понятия как музыкант- инструменталист, музыкант – вокалист, познакомились с творчеством П.И. Чайковского и нашего земляка И. И. Александрова, узнали о культурных учреждениях края. В начале реализации проекта в результате интервьюирования только одна девочка мечтала в будущем стать балериной, а в заключении многие ребята захотели бы стать в будущем и музыкантами – и инструменталистами, и певцами, и диджеями.
Предметно – пространственная среда пополнилась музыкально – дидактическими играми «Музыкальные профессии», «Ассоциации», «Определи по тени», круги Луллия, лепбуком «П. И. Чайковский», тематической подборкой загадок и стихов, альбомами «Музыкальные профессии», «В театре».
Взаимодействие с родителями. Родители вместе с детьми выполнили творческие задания: рисунки к понравившемуся произведению из «Детского альбома» П. И. Чайковского, к опере «Чиполлино» И. И. Александрова, подбирали фото для презентации.
Многие родители посетили с ребенком концерты, которых в октябре проходило очень много в нашем городе. Дети были довольны и с удовольствием делились впечатлениями.
Итог проекта и практическая значимость. Реализация проекта повысила уровень знаний детей подготовительной к школе группы о музыкальных профессиях, о людях родного края, которые посвятили свою жизнь творческим профессиям.
В ходе реализации проекта были изготовлены наглядные пособия, музыкально – дидактические игры, презентации, разработаны НОД, беседы, подобрана фонотека по теме. Материал может быть использован музыкальными руководителями ДОУ и творчески работающими воспитателями.
Литература:
1. Белая К. Ю. ,Теселкина Н. В., Мурзина М. Р. Организация проектной
деятельности в ДОУ [Текст] / Белая К. Ю. ,Теселкина Н. В., Мурзина М.
Р. — . — Москва: Перспектива, 2013 — 103 c.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников
[Текст] / Веракса Н. Е., Веракса А. Н. — . — Москва: Мозайка - синтез,
2010 — 99 c.
3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] /
Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. — . —
Москва: АРКТИ, 2013 — 96 c.
4. Сергеева В П. Методика воспитательной работы [Текст] / Сергеева В
П. — 6 -е издание. — Москва: Академия, 2010 — 382 c.
5. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я [Текст] / Финкельштейн Э. — . —
Санкт - Петербург: Композитор, 2018 — 120
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"
Цель проекта:Познакомить детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить начальную профориентацию детей дидактическими и методич...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)
Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...
Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...
Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).
Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...