Мастер класс Экспериментирование
опыты и эксперименты по окружающему миру

Рыцева Надежда Валерьевна

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию

«Интересные опыты с детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс278.45 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Балаганский детский сад №4

Подготовила и провела: Рыцева.Н.В.

        Балаганск-2022

Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Главное достоинство экспериментирования в детском саду это то, что данный метод обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.

Но при организации экспериментирования, у педагогов возникает проблема, связана она с нехваткой методической литературы, которая помогла бы раскрыть методику работы по данному направлению.

Кроме того, педагогу надо суметь подобрать из имеющихся методических разработок то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны, актуальные интересы детей.

Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, в ходе проведения моего мастер-класса найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.

Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;

8.И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

Сказка «Лягушка путешественница».

В некотором царстве, в некотором государстве жила была лягушка Квакушка. И была эта лягушка не простая, а очень даже любопытная. Как-то раз проснулась рано утром Квакушка и решила, что всё ей надоело. И что хочет она мир посмотреть и себя показать. Собрала она всё необходимое и отправилась в путь. Шла лягушка, шла и вдруг видит перед собой гору высокую. А из горы той вода огненная стекает. И так это Квакушке понравилось, что глаз не могла она отвести.

- Как Вы думаете, что увидела лягушка? (Ответы педагогов). Сейчас мы с Вами увидим, что же так заворожило нашу путешественницу.

Опыт №1«Извергающийся вулкан»

Перед Вами на столах стоят вулканы. Что же нужно сделать, чтобы вулкан проснулся? Насыпаем внутрь вулкана 2 ст. ложки соды. Чтобы насыпать аккуратно, воспользуемся воронкой. В отдельную ёмкость нальём 1/3 стакана воды, добавим в него 1 пачку лимонной кислоты, каплю красной краски, капельку жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился, и медленно переливаем содержимое стакана в вулкан. Что же произошло?

ВыводОпыт показывает взаимодействие щелочи (соды) с кислотой (лимонная кислота). Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.

Сказка продолжается

И пошла лягушка дальше. Идёт она, идёт, любуется природой, наслаждается пением птиц, как вдруг перед ней появляется опустевшее озеро, а в нём рыбка золотая.

- Как помочь тебе, рыбка? спрашивает квакушка.

- Наполни мне водой моё озеро, и я исполню любое твоё желание.

Согласилась Квакушка и стала думать, как же рыбке то помочь. И вдруг увидела вдалеке другое озеро. И поняла лягушка, что нужно ей перенести воду к рыбке золотой. Но как же это сделать? Нашла она соломинку и сразу всё поняла.

-Педагоги, что же придумала лягушка?

Опыт №2 «Соломинка».

1.Поставим рядом 2 стакана: один — с водой, другой — пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Втянем губами воду в соломинку, как будто хотим попить, и быстро опустим конец трубочки на дно пустого стакана. Внимание, соломинка не должна подняться выше уровня воды.

4. Ждём, пока уровень воды в стаканах не будет одинаковым.

- Педагоги, как же это произошло?

Вывод: уровень воды в сообщающихся сосудах всегда одинаковый. А для того, чтобы стаканы стали сообщающимися, мы заполняем трубочку водой.

Сказка продолжается

Долго пришлось лягушке Квакушке переливать воду в озеро золотой рыбки. Но она справилась, за то и наградила её рыбка золотая. И с тех самых пор жила была не лягушка Квакушка, а царевна, краше которой никого не сыскать на белом свете. Больше всего любила царевна на дождик смотреть и вспоминать жизнь свою лягушачью.

Демонстрация«Дождевые облака»

Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Эту демонстрацию можно провести и на уроке природоведения.

В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) хорошо окрашенную немного подсоленную воду (так как солёная вода тяжелее пресной, то она быстрее опустится на дно стакана с пресной водой). И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

Итог: Главное достоинство экспериментовопытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Он может увидеть что-то новое, и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

— Вот и подошёл к концу мой мастер-класс.

- Педагоги, Вам интересно было участвовать в мастер-классе?

- Что нового Вы узнали?

- Коллеги, как Вы воспользуетесь опыт, приобретённым на моём мастер-классе, в вашей педагогической деятельности?

Считаю, что участие педагогов в мастер – классе способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт, надеюсь, будет использоваться ими в практической работе с детьми.

Спасибо вам большое за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Продемонстрировать   некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....

Мастер-класс " Экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию.Задачи мастер-класса:·         передача опыта путём прямого и комментированного по...

Мастер-класс " Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "

Задачи мастер-класса:·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деяте...

Мастер-класс "Экспериментирование с природным материалом. Старший дошкольный возраст"

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтоб...

Мастер-класс "Экспериментирование с водой"

Исследовательская деятельность: опыты с водой....

мастер-класс "экспериментирование"

мастер-класс "Юные исследователи"...