Мастер-класс "Экспериментирование с природным материалом. Старший дошкольный возраст"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_eksperimentirovanie_18.10.2016.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
(слайд №1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! (слайд №2)
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.
Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального развития дошкольников. По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения». Игровые приёмы, являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста, так как соответствуют их возрастным особенностям.
Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований.
XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.
А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
2 часть мастер – класса
Сегодня в игровой форме на основе сказки мы с вами вместе увидим некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Данный вид работы, я активно используют в работе с дошкольниками.
( 3 слайд)
Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
( 4 слайд)
В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок.
(5 слайд) Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. (Слайд 6) Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
( 7слайд)
Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленького жучка. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать?
(Слайд8)
Опыт №1.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: пищевая пленка имеет эффект увеличительного стекла.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
(слайд 9)
Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?
(Слайд 10) Опыт №2
Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.
(слайд 11)
Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?
(Слайд 12) Опыт № 3.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
(слайд № 13)
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
(Слайд №14) Опыт № 4
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Почему так происходит?
Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.
(слайд №15)
Утенок так внимательно наблюдал за рыбками, что не заметил как пошел дождик. Прошло немного времени, и дождь закончился, (слайд№16) снова появилось солнце, (слайд №17) Утенок добрался до берега и решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, (слайд № 18) после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это? чьи это следы?
(слайд №19) Опыт № 5
Определите, чьи это следы? Почему следы остаются на песке?
Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:
(слайд №20).
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Мастер - класс
Тема: «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников».
Воспитатель: Токшыманова Ольга Викторовна.
18.10.2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Корзинка с цветами" (из подручных материалов, старший дошкольный возраст)
"Волшебные превращения" простых или, казалось бы, ненужных вещей и предметов в интересные поделки всегда вызывают у детей неподдельный вост...
Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).
По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...
Система работы «Развитие художественных способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом в рамках реализации ФГОС ДО».
Труд с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту природных материалов...
Опыт работы "Природа и творчество. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе в использованным и природным материалом"
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе в использованным и природным материалом...
Перспективный план углубленной работы по теме: «Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР на материале природного окружения»
Календарное планирование Перспективный план углубленной работы по теме: «Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале природного ок...
Проект по ИЗО деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Коллаж из природных материалов."
Проект по ИЗО деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Коллаж из природных материалов на основе пластилина." В рамках реализации проекта была проведена совместная работа с детьм...
Проект по ИЗО деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Коллаж из природных материалов."
В ходе реализации проекта по нетрадиционной технике аппликации по теме: " Коллаж из природных материалов"., было проведено открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Использов...