Свойства воздуха
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект по позновательному развитию в старшей группе по теме "Свойство воздуха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.odt | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию в старшей группе по теме:
«Свойства воздуха»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования расширять знания о воздухе.
Задачи:
-познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
-развивать навыки проведения опытов;
-поощрять выдвижение гипотез;
-развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Материал: полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, стаканчики с водой по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка, воздушные шарики на каждого ребенка, бумажные веера и музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки) , стаканчики с водой, кружки из бумаги по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка.
1.Организационный момент.
В: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (коробка). Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает коробку, она пустая).
В: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь...
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
(Воздух!)
В: Правильно, это воздух!
В: Мы с вами много наблюдали, говорили о деревьях, овощах, цветах и лесе, а сегодня мы с вами будем говорить о воздухе. А что вы знаете, и можете рассказать о воздухе? (ответы детей).
В: Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.
В: Ребята, как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?( ответы детей).
2 . Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые). Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
Повернулись, покружились и в ученых превратились.
В: Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. Предлагаю пройти в лабораторию (дети подходят к столу, и становятся вокруг него).
В: Но, прежде чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем плавно выдохнем. Как думаете, что мы вдохнули? (Воздух).
Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет не видим)
-Раз мы его невидим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный, невидимый)
-Невидимый! Может, его и нет вовсе. Как доказать, что этот самый воздух есть? (Ответы детей)
-Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?
Опыт №1(Поймаем воздух)
В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (В пакете ничего нет, он пустой)
-Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. (показывает) Что случилось с пакетом? (Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете)
-Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха, он весь вышел.)
-Какой можно сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт №2 (Воздух в человеке).
В: Чем мы с вами дышим? (воздухом) Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? (Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух)
-А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет)
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: человек не может жить без воздуха.
Опыт №3 (Воздух есть в сахаре).
(перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара)
В: Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки ) Воспитатель. Что это значит? (В сахаре есть воздух)
Вывод. Воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре.
Опыт №4 (Воздух можно услышать).
В: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (он внутри шариков)
-Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики. Что происходит? (воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха)
-Возьмите музыкальные инструменты, подуйте в них. Что мы слышим? (Звук. Мы выдыхаем воздух. Воздух дрожит, поэтому мы слышим звук)
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Опыт №5 (Имеет ли воздух форму?)
Воспитатель:Ребята, а как вы думаете имеет воздух свою форму или нет? (высказывания детей).
Давайте проведем еще один опыт. Надуйте шарики.(дети надувают шары).
Посмотрите, коллеги,мы наполнили шары воздухом.А шары все какие по форме? (разные)
Форму чего принял воздух? (форму шара).
Сделайте вывод, имеет ли воздух свою форму? (ученые высказывают свои выводы)
Вывод: Воздух не имеет своей формы. Он принимает форму того предмета, в который мы его помещаем.
Опыт №6 (Воздух может двигать предметы).
В: Посмотрите, у меня в руках надутый шарик, давайте отправим его в полет, начинаем отсчет 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку связывающую край шарика и он, летает).
-Что было внутри шарика. Почему он полетел? (Внутри шарика был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался)
Вывод: воздух может двигать предметы.
Опыт №7 (Ветер-движение воздуха).
В: Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? (Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть на ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя мы его не видим)
-Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? (тепло) А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? (движение воздуха)
-Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок)
-Какой делаем вывод?
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)
3.Рефлексия.
В: Давайте еще раз закрепим. Я дам вам по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимаете зеленый кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
-Воздух окружает нас со всех сторон.
-Воздух можно услышать.
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
-Человек может жить без воздуха.
-Способ обнаружения воздуха- «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
-Воздух может двигать предметы.
-Воздух тяжелее воды.
Д/И «Кому нужен воздух»
В: Я буду произносить предметы из живой и неживой природы. Нужно будет поднять руки вверх, если этому предмету нужен воздух, если же воздух этому предмету не нужен, вам нужно опустить руки вниз. Итак, готовы? Начинаем: Кошка, камень, дерево, сапог, медведь, цветок, стол, кузнечик, дети.
4.Заключительная часть
В: Теперь подведем итоги сегодняшней встречи.Я бы хотела с вами поиграть в игру «Незаконченное предложение» (ребятам нужно высказаться одним предложением)
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
На этом научная деятельностьв лаборатории опытов и экспериментов не заканчивается. Я надеюсь, что мы с вами продолжим работу в нашей лаборатории. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 г.Пугачева Саратовской области»
Конспект по познавательному развитию в старшей группе по теме
«Свойства воздуха»
Выполнила воспитатель Казакова Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Воздух. Свойства воздуха!
Исследовательская работа...
Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...
Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»
Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....