«Юный эколог» Кружковая деятельность для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.
В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.
Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_yunyy_ekolog_.docx | 68.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33» Энгельсского муниципального района
Саратовской области
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета Заведующий
МАДОУ «Детский сад №33»
ЭМР Саратовской области МАДОУ «Детский сад №33»
ЭМР Саратовской области Протокол № / _______/ И. И. Батталова
от « » 2023г . Приказ № _______
от « » 2023г.
Общеразвивающая программа дополнительного образования естественнонаучной направленности «Юный эколог»
для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
на 2022 – 2023 учебный год
Срок реализации: 1 год
Составитель: Бобровская С. И.
Энгельс – 2023г.
Содержание
Пояснительная записка............................................................................................3
Актуальность программы........................................................................................3
Новизна и педагогическая направленность программы.......................................3-4
Цель программы........................................................................................................4
Задачи программы.....................................................................................................4-5
Возраст детей и срок реализации программы........................................................5
Методы и приемы работы........................................................................................5
Режим занятий и форма проведения.......................................................................5
Принципы реализации программы..........................................................................5
Возрастные особенности усвоения программного материала детей 5 - 6 лет.....6
Формы и приемы работы с детьми...........................................................................7
Планируемые результаты..........................................................................................7
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения программы.................................................................................................7-8
Содержание программы............................................................................................8
- Учебно-календарный план на 2022-2023 учебный год.............................8-10
- Перспективное планирование работы кружка.........................................10-16
Методическое обеспечение программы..................................................................17
Организационно-педагогические условия реализации программы
- педагогические условия.................................................................................17
- организация развивающей предметно-пространственной среды..............17
Взаимодействие с родителями................................................................................17
Список литературы...................................................................................................18
«Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь
Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов-Никитов.
Пояснительная записка.
Программа кружка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональноценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Актуальность.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.
В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.
Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).
Новизна и педагогическая направленность программы.
Программа кружка «Юный эколог» рассчитана на детей 5-6 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.
Особенностью рабочей учебной программы «Юный эколог» является планирование ООД, направленных на реализацию регионального компонента. Новым в работе кружка «Юный эколог» предусматривается введение в ООД экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Цель программы.
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.
Задачи программы.
Образовательные:
- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- совершенствовать умения ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
- организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
- расширять у детей знания простейших правил поведения в природе;
Развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Воспитательные:
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
- совершенствовать умение через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
- формировать в детях доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
Задачи оздоровительной направленности.
- Формировать умение взаимодействовать с природой.
- Приобщать к ценностям здорового образа жизни.
- Знакомить с правилами личной безопасности.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.
- Закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в зоне природы.
- Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию.
Задачи природоохранного направления.
- Формировать представление об экологических проблемах города.
- Закрепить умение правильно вести себя в природе.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость.
Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.
- Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в продуктивных видах деятельность.
- Совершенствовать умения отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
Возраст детей и срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год для детей 5-6 лет (старшая группа).
Методы и приемы работы.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой).
- репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
- частично-поисковый (участие в коллективном поиске).
-исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).
Для решения программных образовательных задач используются:
- Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).
- Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки).
- Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.
Индивидуальная работа. Находить свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о то, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их домашних питомцах, об их представлении, о том, кем и какими они станут, когда вырастут, что их волнует в окружающей действительности. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого. Уточнять их позицию и взгляды.
Режим занятий и форма проведения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в подгрупповой форме по 15 человек, 4 занятия в месяц, 28 занятий в год. Продолжительность занятий 25 минут.
Принципы реализации программы:
-принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип наглядности;
-принцип доступности и посильности;
-принцип учета возрастных особенностей детей;
-принцип результативности.
Возрастные особенности усвоения программного материала детей 5 - 6 лет.
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Формы и приемы работы с детьми.
занятие состоит из трех частей:
- вводная часть: организационный момент (игровой, сюрпризный момент, использование художественного слова, проблемная ситуация, мотивация – в зависимости от возраста детей).
- основная часть: организация различных видов детской деятельности, способствующих
достижению цели;
- заключительная часть: закрепление нового учебного материала, интерпретация воспринятого материала с учетом имеющихся знаний и личного опыта детей.
Использовать следующие формы занятий:
- экскурсии,
- игровые,
- сюжетные,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Планируемые результаты реализации программы.
К концу срока реализации программы дети овладевают знаниями:
Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
О трёх стадиях развития живых организмов.
О природно-климатических зонах Земли и Саратовской области.
Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).
О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.
О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
Дети имеют представления:
О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
О Солнечной системе и её планетах.
Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).
О возникновении жизни на Земле.
У детей формируются умения:
С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.
Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
Объяснять экологические зависимости.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Педагогическая диагностика – это процесс, представляющий собой последовательное осуществление сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, глубокого анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития и выработки мер по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий.
Цель
- диагностирование состояния процесса
- внесение своевременных коррективов в цели, содержание, технологии обучения
- проектирование хода и результатов развития в образовательном процессе
- определение состояния образования на каждом этапе
- рациональность использования педагогических средств, их соответствие заданным целям
- эффективность педагогических технологий.
Диагностика проводится с периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май) по следующим разделам:
№ п/п | Разделы |
1. | Определение уровня знаний характерных особенностей представителей мира животных |
2. | Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира |
3. | Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы |
4. | Определение уровня отношений к миру природы |
Оценка результатов освоения программы:
Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего |
13-15 баллов | 8-12 баллов | 5-7 баллов |
Содержание программы
Рабочая программа кружка разработана с использованием программы С.Н.Николаевой «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).
- Учебно – календарный план на 2022-2023учебный год.
Занятия проводится 1 раз в неделю по 25 минут – 28 занятий в год.
№ занятия | Тема | Количество часов (минут) |
1. | «Я и природа», эксперимент ( камни, песок, глина) | 25 |
2. | «Наш дом – природа», игра «Мой дои» | 25 |
3. | «Хлеб всему голова» д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет», моделирование «Полевые работы» | 25 |
4. | «Зерновые культуры» | 25 |
5. | «Почему зерно в землю сеют?» эксперимент: посев семян | 25 |
6. | «Злаки родного края» д/у «Достань и назови», «Горшочек каши». | 25 |
7. | «Что мы сажаем, сажая леса?» | 25 |
8. | «Удивительный лес. Кора дерева» эксперимент: сравнение коры деревьев | 25 |
9. | «Что было бы, если…» | 25 |
10. | «Растения и животные леса» Д/и «Чей след» | 25 |
11. | «Комнатные растения в уголке природы» наблюдение за растением, И/у «Угадай растение». | 25 |
12. | «Изучаем строение цветка», аппликация «Цветок» | 25 |
13. | «Что будет, если…» | 25 |
14. | «Посадка комнатных растений» Моделирование трудового процесса. | 25 |
15. | «Что такое снег?» эксперимент со снегом | 25 |
16. | «Тайна воздушного пузырька» эксперимент: определение направления ветра | 25 |
17. | «Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) продуктивная деятельность | 25 |
18. | «Красная книга нашего региона» Знакомство с Красной книгой РБ | 25 |
19 | «По заповедным местам природы Саратовской области» Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута. | 25 |
20. | «Город, в котором хотел бы я жить» «Твой город – твое здоровье» Экскурсия. | 25 |
21. | «Путешествие по глобусу» игры «Ручеек», «Мы – капельки». | 25 |
22. | «Свойства воды» Эксперимент. | 25 |
23. | «В гостях у жителей подводного царства» | 25 |
24. | «Источники загрязнения воды. Меры охраны» | 25 |
25. | «Человек – верный сын природы» «Разработка экологических знаков» Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, И/у «Угадай знак». | 25 |
26. | «Юные спасатели» «Сказка ложь, да в ней намек» | 25 |
27. | «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» «Удивительное рядом» Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). | 25 |
28. | «Лесная аптека на страже человека» Экскурсия по экологической тропе ДОУ. | 25 |
- Перспективное планирование кружка «Юный эколог».
Сентябрь. «Неживая природа осенью».
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Я и природа» | Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Воспитывать бережное отношение к окружающей природе родного края. | Беседа; эксперимент (камни, песок, глина) «Что такое природа». «Природа - не природа», «Угадай ,что в мешочке». |
«Наш – дом природа» | Формировать у детей представление о том, что в при роде все взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе Саратовского края. | «Дом - жилище человека» и «Дом – природа». Игра «Мой дом» |
Октябрь. «Земля – кормилица наша».
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Хлеб – всему голова» | Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет». |
«Зерновые культуры» | Познакомить детей с зерновыми культурами. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. | Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона |
«Почему зерно в землю сеют?» | Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах. Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности. | Посев семян в емкости с разным грунтовым составом. Работа с дневником наблюдения |
«Злаки родного края» | Углубить знания детей о злаках родного края. Развивать память, мышление. Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов. | Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши». |
Ноябрь. «Таинственное лесное царство».
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Что мы сажаем, сажая леса?» | Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. | Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе |
«Удивительный лес. Кора дерева» | Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесам родного края. | Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». |
«Что было бы, если…» | Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме. Ввести в словарь слова: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания. Воспитывать бережное отношение к лесу. | Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе. |
«Растения и животные леса» | Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений. Воспитывать уважительное отношение к живой природе. | Рассматривание репродукций картин русских художников, Д/и «Чей след» |
Декабрь. «В царстве комнатных растений».
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Комнатные растения в уголке природы» | Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. | Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение». |
«Изучаем строение цветка» | Учить детей определять части цветка. Учить описывать растения, опираясь на модели. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Рассматривание растений в уголке природы, аппликация «Цветок» |
«Что будет, если…» | Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. | Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». |
«Посадка комнатных растений» | Учить правильной посадке комнатных растений. Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения | Моделирование трудового процесса. |
Январь «Загадочные явления в природе»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Что такое снег?» | Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. | Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. |
«Тайна воздушного пузырька» | Расширить знания детей о воздухе, его свойствах. Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения. Формировать интерес к экспериментальной работе. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. | Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» |
«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) | Вызвать у детей желание заниматься творчеством. Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад». Воспитывать желание любоваться зимней природой | Наблюдения в природе. |
Февраль. «Экология родного края»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Красная книга нашего региона» | Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. | Знакомство с Красной книгой Саратовской области |
«По заповедным местам природы Саратовской области» | Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о заповеднике, коммуникативное общение. Воспитывать бережное отношение к природе. . | Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута. |
«Город, в котором хотел бы я жить» «Твой город – твое здоровье» | П.З. Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично. Р.З. Развивать творческие способности, мышление. В.З. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города. Расширить представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе, коммуникативность. Воспитывать любовь к родному городу, ценностное отношение к своему здоровью. | Экскурсия в город, беседа «Мой город», различные строительные игры. Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. |
Март. «Царица – водица»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Путешествие по глобусу» | Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…). Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. | Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки». |
«Свойства воды» | Расширить знания детей о воде и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения. Воспитывать экономное отношение к воде. | Опыты.Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. |
«В гостях у жителей подводного царства» | Углубить представления детей об обитателях морей и океанов. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства». Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли. Воспитывать доброту, отзывчивость. | Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, разучивание слов. |
«Источники загрязнения воды. Меры охраны» | Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты. Воспитывать экологическую культуру. | Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. |
Апрель. «Защитим природу!»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Человек – верный сын природы» | Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Развивать у детей творческие способности. Воспитывать бережное отношение к родной природе. | Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. |
«Разработка экологических знаков» | Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе. Развивать у детей творческое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». |
«Юные спасатели» «Сказка ложь, да в ней намек» | Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации. Способствовать развитию основ экологического сознания детей. Формировать навыки правильного поведения в природе через игру. Воспитывать экологическую культуру. Познакомить детей с экологическими сказками. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление. Воспитывать любовь к природе. | Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. |
Май. «В царстве лекарственных растений»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» «Удивительное рядом» | Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Продолжать формировать умение детей называть лекарственные растения. Формировать навыки поведения в природе. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли | Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). Заучивание стихов об объектах природы. |
«Лесная аптека на страже человека» | Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой) Воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа о лекарственных травах Экскурсия по экологической тропе ДОУ. |
Методическое обеспечение программы.
-Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
-Фигурки с домашними и дикими животными;
-Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
-Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;
-Гербарий растений;
-Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;
-Кормушка для птиц;
-Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.)
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Для эффективного развития познавательных способностей у старших дошкольников необходимы следующие 1. Педагогические условия:
- Разработанное планирование образовательной работы.
- Создание развивающей среды для занятий.
Для проведения занятий необходимо помещение, хорошо освещенное, проветренное, с проведенной влажной уборкой в соответствии с СанПиН. Количество столов и стульев должно соответствовать количеству детей, размеры мебели – соответствовать ростовым показателям.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
В группе создан природный уголок, в котором размещено все необходимое оборудование.
Оборудование, методические пособия, наглядный демонстрационный материал должны быть содержательно-насыщенны, безопасны, практичны, доступны. Для проведения занятий необходимо следующее оборудование и материалы:
Основное оборудование:
- для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы, различные емкости);
- материалы( песок, глина и др );
- простые и цветные карандаши – по количеству детей;
Взаимодействие с родителями:
№ п/п | Название мероприятия | Дата проведения |
1. | Анкетирование | сентябрь |
2. | Выставка «Чудо – овощ, чудо – фрукт» | октябрь |
3. | Папка – раскладушка «Познавательное развитие детей 5-6 лет» | февраль |
4. | «Наши успехи» | май |
Список литературы.
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Ч.П.Лакоценин С. С., 2008.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.
- В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников
- Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.
- С.Н.Николаева, И.А.Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
- Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др. Мир природы и ребёнок. - СПб: «Детство-пресс», 2003.
- Н.Н.Кондратьева «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство-Пресс», 2002.
- Л.С.Журавлёва Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.
- Л.А.Владимировская. От осени до лета. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Шишкина В.А., М.Н Дедулевич Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2002.
Интернет ресурсы: MAAM.RU;
Социальная сеть работников образования nsportal.ru;
Инфоурок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....
Конспект ООД Квест-игра "Юный эколог" ( для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста....
Квест-игра по экологии для детей старшего дошкольного возраста с посвящением в Эколята. «Мы юные помощники Природы»
Цель: Формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели.За...
Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста
Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....
Викторина "Юный эколог" (для детей старшего дошкольного возраста)
Викторина "Юный эколог" предназначена для прививания интереса у детей к изучению природы....
Программа дополнительного образования «Лаборатория юного эколога» для детей старшего дошкольного возраста
Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой они приобретаются.Главное достоинство метода экспериментирования заключае...
Квест-игра по экологии для детей старшего дошкольного возраста с посвящением в Эколята. «Мы юные помощники Природы»
Цель: Формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставлен...