Проект «К. Э. Циолковский и С. П. Королев: «Полететь к другим планетам»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 26 Эрудит
Проект «К. Э. Циолковский и С. П. Королев: «Полететь к другим планетам»
Участники: Муратова Наталья Ивановна (воспитатель МБДОУ д/с № 26)
Красноярский край, город Зеленогорск.
2022 г.
Вид проекта: информационно-практический, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: педагоги, дети.
Актуальность проекта: Данный проект поможет привлечь внимание детей к теме российской космонавтики. У современных дошкольников есть много вопросов о космосе, звездах, космонавтах. Проводится в игровой форме. В форме путешествия по галактике на космическом корабле, который дети должны сами построить при помощи ЛЕГО — конструктора и бросового материала. Весь образовательный процесс стимулирует развитие у детей внимания, фантазии, воображения и творческого мышления.
Цель проекта: Развитие у детей интереса к конструктивно-модельной деятельности, стимулирования детского творчества, посредством проектной познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные: Актуализировать знания детей о космосе, профессии инженера – конструктора. Познакомить детей с достижениями ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в области освоения космического пространства. Расширять представления детей о космической технике.
Развивающие: Развивать творческий потенциал, логику, воображение. Продолжать формировать умение работать с конструктором ЛЕГО, бросовым материалом. Упражнять в самостоятельном конструировании построек по схемам и по воображению.
Воспитывающие: Воспитывать любознательность, умение работать коллективно, договариваться. Воспитывать интерес к конструированию.
Оборудование и материалы: презентация, мультимедийный проектор, бросовый материал, фонарик, конструктор ЛЕГО, портреты Ю. Гагарина, К.Э. Циолковского и С.П. Королева, иллюстрации космических кораблей.
Предварительная работа с детьми: беседа о космосе, космических кораблях, рассматривание иллюстраций о космосе, планетах. Сюжетно ролевая игра «Космос», строительная игра «Построй ракету», рисование, отгадывание загадок о космосе.
Этапы реализации проекта.
Этап подготовительный: Оформление предметной среды группы; беседа с детьми и родителями; подбор и изучение литературы по теме проекта.
Основной этап: Создание в группе условий для реализации проекта; деятельность в соответствии с планом проекта.
Итоговый этап: Презентация проекта.
Ожидаемые результаты: Дети получат знания о русских ученых (К. Э. Циолковском, С. П. Королеве, профессиях астронома и инженера-конструктора по ракетостроению, ракетно-космической технике, сформируется устойчивый интерес к познанию космического пространства, понятия и представления о: планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах и т. д; Дети научатся конструировать летательные аппараты, используя конструктор ЛЕГО и бросовый материал.
План мероприятий по проекту: Создание развивающей предметно - пространственной среды; подбор художественной литературы; подбор атрибутов к сюжетно-ролевым играм, выставка совместных работ детей и родителей, подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы, подбор мультфильмов на тему космоса, подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе, оставление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику. Подготовка итогового мероприятия «Космическое путешествие»
Работа с детьми Просмотр презентации: «К. Э. Циолковский и С. П. Королев:». «Тайна третьей планеты», «Полет на Луну». «Просторы космоса», «Земля и ее спутники». «Космодром Байконур», «К. Э. Циолковский и С. П. Королев: основатели космической науки»
Беседы: Е. Левитан «Большая энциклопедия Космоса», А. Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам». «Международная космическая станция» «Что такое космос»? «Планеты Солнечной системы»
Викторина «Загадки космоса». Просмотр фильма «Тайна третей планеты» Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Незнайка на луне», «Строители» сюжет, «Строим космодром», Сюжетно - ролевая игра «Космическое путешествие» Дидактические игры (приложение): «Подскажи словечко», «Куда летят ракеты» Конструктивные игры: Из деревянного конструктора - «Космодром», Из ЛЕГО - «Спутники», «Международная космическая станция», «Космодром»- «Ракета «Восток».
Чтение художественной литературы: В. Кащенко «Созвездие драконов», Н. Носов, «Незнайка на луне», Стихи о космосе, Ю. Гагарине, загадки о космосе.
Работа с родителями. Приглашение к участию работы над проектом. Размещение в уголке справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Приглашение к участию в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе
Итоговый этап: Выставка поделок, рисунков, коллажей «Космические дали».
Приложение:
Викторина «Загадки космоса» Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (Константин Эдуардович Циолковский.) 2. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (Полет Ю. Гагарина, 12 апреля 1961 г.) 3. Летательный аппарат, движущийся за счет реактивной силы, возникающей. при выбрасывании газов из двигателей. (Ракета.) 4. Место, откуда отправляются в дальнюю дорогу космические корабли. (Космодром.) 5. Толстый слой воздуха, который окутывает нашу Землю. (Атмосфера.) 6. Назовите планету, на которой мы живем. (Земля.) 7. Естественный единственный спутник Земли (Луна) 8. Громадная огненная звезда, излучающая свет во все стороны. (Солнце.) 9. Звездная страна, где находится бесчисленное количество звездных городов. (Вселенная.) 10. Как называется космодром, где происходит запуск космических кораблей? (Байконур.) 11. Первый советский космонавт. (Юрий Гагарин.) 12. Космонавт, совершивший первый выход в открытый космос. (Алексей Леонов.) 13. Как назывался космический корабль первого космонавта? (Восток.) 14. Первая женщина-космонавт. (Валентина Терешкова.) 15. Защитный костюм космонавта. (Скафандр.) 16. Как называется многоместный космический корабль? (Союз.) 17. Как звали собачек, летавших в космос? (Белка, Стрелка.) 18. Первая женщина-космонавт, вышедшая в космос и проводившая эксперименты вне корабля. (Светлана Савицкая.) 19. Выдающийся конструктор ракетно - космических систем, с именем которого связаны победы нашей страны в освоении космоса. (Сергей Королев.) 20. Название первого самоходного аппарата, побывавшего на Луне. (Луноход.)
«Подскажи словечко»
Цель: активизировать и расширить словарь по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.
Ход игры. У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:
-человек, который считает звезды – звездочет,
-космический корабль, летящий к звездам – звездолет,
-скопление звезд на небе- созвездие,
-момент, когда звезды «падают» - звездопад,
-небо, на котором много звезд – звездное,
-небо, на котором нет звезд – беззвездное,
-бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.
Сценарий познавательно – развлекательного мероприятия
Ход мероприятия:
1 ребенок: Утро космической эры.
Сыны и дочери планеты голубой
Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.
Налажен путь в межзвездные пространства
Для спутников, ракет, научных станций.
Шагает эра космоса вперед.
2 ребенок: Ракеты продолжают свой полет,
Стартуя с Байконура каждый год.
Привык к таким явлениям народ.
Хранит в душе он первую любовь,
Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
Но первым был Гагарин, он был свой,
Родной, с улыбкой детской, озорной.
Гордится космонавтикой страна:
Она была и будет нам нужн
Исполнение песни «Трава у дома»
Ведущий: Земной шар можно объехать или облететь. А космос — это бесконечное пространство, заполненное другими мирами. Что представляют собой эти звездные миры, как далеко они находятся от нас? На эти вопросы можно ответить, только побывав там. А как это сделать? (дети отвечают) Что такое ракета? (дети отвечают) Ракета — это летательный аппарат, который движется под действием реактивной силы. При сгорании топлива в ракетном двигателе, образуются газы. Их выброс и создает реактивную силу, движущую ракету, как в воздухе, так и в безвоздушном пространстве — космосе. Сегодня самарские ракеты-носители «Союз» — единственное средство доставки людей на международную космическую станцию. Наш земляк, летчик-космонавт Корниенко Михаил Борисович, рассказал: «Когда я отправляюсь в космос на ракете-носителе, сделанной в Самаре, мне греет душу то, что ее готовили мои земляки. И я ни на секунду не сомневаюсь в ее надежности». Полеты в космос стали возможны благодаря людям, посвятившим свою жизнь ракетостроению. Константин Эдуардович Циолковский — ученый-изобретатель, который впервые доказал возможность межпланетных перелетов и разработал для этого проект многоступенчатой ракеты с реактивным двигателем. Он работал учителем, а для своих опытов построил специальный тоннель, где изучал реактивное движение. Сергей Павлович Королев — главный инженер-конструктор ракетно-космической техники, под его руководством были созданы: первый космический комплекс, ракета-носитель «Восток», искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей, на которых впервые в истории человечества совершен полет вокруг Земли Юрия Гагарина и выход в открытый космос Алексея Леонова. О разработке ракетной техники и полетах в космос Королев задумался после встречи с Циолковским, которого считал своим учителем. Без инженеров-конструкторов-ракетостроителей не было бы полетов в космос. Они трудятся в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, на производственных предприятиях, на космодромах. Конструкторское бюро есть и на ракетно - космическом центре «Прогресс» в Самаре. Сейчас инженеры-конструкторы проектируют ракетные двигатели, космические аппараты и ракетно-космические комплексы. А вы хотели бы стать конструкторами-ракетостроителями? (дети отвечают) Давайте представим, что наша группа — это конструкторское бюро ракетно-космического центра «Прогресс», вы инженеры-конструкторы, и ваша задача — сконструировать и создать новые ракеты-носители. С чего начнем? (дети отвечают). Предлагаю вам внимательно рассмотреть фотографию современной ракеты-носителя. Как устроена ракета-носитель? (дети отвечают) Ракета называется — носителем, потому что основная ее задача доставить груз в космос. Но груз, помещенный в ракету очень тяжелый и самой ей его не поднять, поэтому к ней присоединяют еще несколько ракет, называемых — ступенями. Получается нечто вроде пирамиды, состоящей из этих ступеней и образующих одну большую ракету. Груз располагается в самой верхней части этой многоступенчатой ракеты. Каждая ступень — это самостоятельная ракета, внутри которой помещены баки с горючим, а в хвосте — двигатели. Предлагаю каждому из вас из деталей конструктора создать модель ракеты-носителя, т. е. ее уменьшенную копию (дети из деталей конструктора строят модели). Чтобы в ракетно-космическом центре «Прогресс» началась сборка новой ракеты-носителя, инженер-конструктор должен защитить свой проект, доказать, что его проект самый лучший и надежный. Предлагаю каждому из вас защитить созданный вами проект модели ракеты-носителя (дети по очереди демонстрируют собранную из конструктора модель, рассказывают о ней). Наше мероприятие закончилось. Вы сегодня попробовали себя в роли инженеров-конструкторов по ракетостроению, создали собственные модели ракет-носителей. Что вам понравилось больше всего? Кто из вас хотел бы выбрать для себя профессию инженера-конструктора? Почему? (дети отвечают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познание (ФЭМП) "Полет на далекую планету"
Полет на далекую планетуель «полета»: Продолжать формировать представление об определенной последовательности чисел на числах до 10; упражнять в прямом и обратном счете; продолжать учить измерят...
Полет по неизведанным планетам
Занятие посвященное дню космонавтике...
Авторская игра «Полетим к другим планетам»
представлена авторская разработка - игра на развитие чувства ритма, слуховой памяти, звукопроизношения....
Проект совместной деятельности детей подготовительной группы с ЗПР, воспитателей и родителей «Зелёный друг планеты»
Тип проекта: информационный, практико – ориентированный.По содержанию: 1. Информационный; 2. Практико- ориентированный. По содержанию: «Ребёнок и природа». Детско- взрослый. Взрослый – субъект проекти...
«Проект «Космос, космонавты, Циолковский»
Данная работа раскрывает цели и планируемые результаты познавательного развития взаимосвязь всех направлений работы с детьми старшего возраста. Проектная деятельность обеспечивает принцип развит...
Конспект проектной деятельности в младшей группе Тема проекта: «Знакомство с космосом, солнечной системой и другими планетами»
Конспект проектной деятельности в младшей группе Тема проекта: «Знакомство с космосом, солнечной системой и другими планетами»...