"Путешествие по России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по России»
Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о России;
- формировать уважительное отношение к государственным символам;
- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Предварительная работа:
1) беседы о своём городе, о России, её символике;
2) чтение и заучивание наизусть стихотворений о Родине;
3) Рассматривание альбома с достопримечательностями России и своего родного .города Топки.
Ход занятия:
Слайд 1
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с гостями.
Здравствуйте, гости! (Руки к гостям)
Здравствуй, небо, (Руки вверх)
Здравствуй, земля, (Приседают)
Здравствуйте, мои друзья! (Руки вперёд)
Воспитатель:
Здравствуйте, мои маленькие россияне! Ребята, а почему я вас так назвала - россияне? (Ответы детей)
Ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – РОССИЯ! И мы с вами граждане России – россияне. Ребятки, ответьте мне, пожалуйста, а как зовут жителей Франции? В Испании живут? В Китае живут? В Италии живут?
Воспитатель: Ребята, если бы мне дали возможность выбрать цветок символизирующий Россию. Я бы выбрала ромашку (воспитатель берёт в руки ромашку и ею любуется).
Белая ромашка – это истинно русский цветок.
Слайд 2
Вот только РОМАШКА наша грустит… (На слайде расположена ромашка с грустным личиком, без лепестков)
Ах, это же проказник ветер сорвал лепестки с ромашки и раздул их по всей нашей огромной стране. Надо бы Ромашке помочь.
Ребятки, поможем Ромашке собрать свои лепестки?
Тогда предлагаю отправиться в путешествие по России, чтобы разыскать лепестки и вернуть их нашей Ромашке. сначала - на автобусе, который нас уже ждёт. Но для того, чтобы занять места в салоне, надо приобрести билеты.
Цена билета – одна улыбка!
(Дети подходят к воспитателю и приобретают билеты, проходят в салон автобуса, который составлен из детских стульчиков и занимают места, согласно номеру билета ).
Воспитатель:
Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”?
Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина - у каждого человека одна.
Русский народ любит свою Родину и сложил много пословиц и поговорок о ней. Вспомните их. Назовите.
Слайд 3
Жить – Родине служить.
Родина поучает – Родина выручает.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Родина любимая, что мать родная.
Для Родины своей, ни сил, ни жизни не жалей.
Своя земля и в горести мила.
Нет в мире краше Родины нашей.
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. Сравнивают ее с кем? С матерью, с мамой.
Прочитает стихотворение Лера.
Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колосится.
Много у Родины общего с мамой
Самой красивой, ласковой самой!
Спасибо большое, Лера.
Слайд 4 ЛЕПЕСТОК
Слайд 5 Широка страна моя родная!
Ребята, а как можно увидеть сразу всю страну? (На глобусе, карте).
Что такое глобус? Это модель земли.
Рассматриваем на глобусе.
Ангелина, покажи нашу страну.
Ребята, посмотрите, это карта России. (Карта расположена на мольберте)
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. (Воспитатель обводит указкой территорию нашей страны). Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать неделю, а на самолете лететь сутки..
СЛАЙД 6 ЛЕПЕСТОК . Ой, ребятки, лепесток Ромашки.
Воспитатель: Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну.
Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. Давайте и мы назовем эти слова, передовая сердечко.
Д\Игра: «Передай сердечко» . Встали в круг.
(дети передают сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина. Например: милая, красивая, любимая, родная, единственная, сильная, могучая, чудесная, дорогая, хорошая, бескрайняя, сильная. огромная, великая, необъятная, прекрасная, добрая).
Ну, что отправляемся дальше! Поехали!
Остановка «Символы России».
Воспитатель: Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы. Что это за символы?
Дети: Это герб, флаг и гимн.
Слайд 7
Воспитатель: Правильно ребята, посмотрите под какой цифрой находиться наш Российский герб.
Слайд 8
Герб - это отличительный знак нашего государства.
Где мы сможем увидеть изображение герба?
Слайд 9
Дети: Мы можем увидеть герб: на флагах, монетах, печатях, кораблях, документах...
Слайд 10
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
Дети: На гербе изображен - Двуглавый орёл золотого цвета на темно красном щите.
Воспитатель: А почему изображен орёл, а не другая птица?
Дети: Орёл - это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг.
Воспитатель: Скажите ребята, а почему у орла две головы?
Дети: Орёл смотрит во все стороны, а значит. он не пропустит ни одного врага.
Воспитатель: Что у орла на голове и в лапах?
Дети: На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой - державу. Это символы царской власти.
Воспитатель: На что похожи крылья орла?
Дети: Крылья похожи на солнце.
Воспитатель: А солнце - это символ добра и справедливости.
Что расположено на груди у орла?
Дети: На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея.
Воспитатель: Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей - символ зла.
А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом!
Слайд 11
Воспитатель: А сейчас ребята, посмотрите на экран , где наш Российский флаг.
В верхнем левом углу.
Слайд 12
Воспитатель: Какие цвета присутствуют на флаге России?
Дети: На флаге России присутствуют цвета: белый, синий, красный.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам белая полоса флага?
Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам синяя полоса флага?
Дети: Она напоминает нам синее небо, синее море, озёра.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам красная полоса флага?
Дети: Она напоминает нам огонь, солнце, тепло, радость.
Воспитатель: Белый цвет - это мир и чистота.
Синий – небо, веры и верности.
Красный цвет символизирует энергию, силу, огонь и отвага.
Воспитатель: Ребята, есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Что это за песня?
Дети: Это гимн России.
Воспитатель: Правильно, ребята! Гимн страны - это тоже государственный символ. А что такое гимн?
Слайд 13
Гимн России - самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, учёным - вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности.
Гимн России очень красивый и величавый. А как надо слушать государственный гимн?
Дети: Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать, давайте сейчас послушаем гимн России.
Слайд 14 еще щелчок.
Наш гимн написали: композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков.
Давайте прослушаем гимн России, еще щелчок. Встаем и слушаем.
Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине.
Слайд 15 - 3 лепестка лепестка.
Воспитатель: Какое дерево является символом России.
Слайд 16
Да, береза. Какой русский человек не любит березку - красавицу!
Как она хороша в разные времена года!
Прямая, стройная, белоствольная.
Отдохнем сделаем физминутку Лиза показывает.
Физкультминутка «Березка»
Мы березку посадили, Присесть
Мы водой ее полили Руки в локте сгибать к плечам.
И березка подросла, Встать на ноги.
К солнцу ветки подняла, Поднять руки вверх, спина прямая.
Распустила косы, Руки в стороны, спина прямая.
До земли нагнулась Наклон.
И земли коснулась! Коснуться руками пола.
Слайд 17 ЛЕПЕСТОК
Продолжаем наше путешествие по России .
И вот мы подъехали с вами к городу..
Слайд 18 - 19
Вот мы с вами приехали в самое сердце России!
Как вы думаете, где мы? В каком городе? (Ответы детей)
Это столица нашей Родины? (Москва)
- А что вы знаете о Москве?
Слайд 20 Парад
В Москве расположена главная площадь страны Красная площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады. В Москве принимаются все самые главные и важные решения для нашей страны.
Слайд 21 Ксюша
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое, любит тебя!
Слайд 22 лепесток
Мы дальше отправляемся путешествовать на автомобиле.
Слайд 23 Миша.
Мы - шофёры".
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль,
Дворники очистят стекла,
Вправо, влево - чистота!
Волосы ерошит ветер,
Мы шофёры - хоть куда!
(дети произносят слова и показывают движения).
Остановка «Президент»
- А кто управляет такой могучей и сильной страной? (Президент).
Как зовут нашего президента? (Владимир Владимирович Путин).
Слайд 24
Вы правы, В. В. Путин уже много лет управляет страной, его все уважают и слушают. Управлять государством очень сложное дело, поэтому на пост президента всегда выбирают умного и надежного человека. Посмотрите на портрет нашего президента В. В. Путина.
Слайд 25
В Москве, в Кремле находится резиденция , кабинет нашего президента.
Слайд 26 ЛЕПЕСТОК
Дальше поехали…
Вспомним Народные промыселы.
Слайд 27
Воспитатель:
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
- Ребята, я предлагаю вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства русских мастеров.
Отгадайте загадки:
Эта роспись просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком… (Гжель)
Слайд 28
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке… (Хохлома)
Слайд 29
Все игрушки — непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)
Слайд 30
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)
Слайд 31
- Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это?. (Матрёшки)
Слайд32
Правильно, ребята. Матрешка – это тоже символ России.
Слайд 33 лепесток
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов.
Игра «Вопрос – ответ».
- Какие блюда русской кухни вы знаете? (каши, пироги, блины, щи...).
Слайд 34
Есть поговорка ….. СЛАЙД 35
Слайд 36 лепесток
- Какие праздники отмечают на Руси с древних времен? (Рождество, Пасха, Масленица...).
СЛАЙД 37 и 38
А как мы отмечаем праздник? (весело, с песнями, плясками, с блинами).
Слайд 39 ЛЕПЕСТОК
Воспитатель:
Россия – наша Родина. Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей)
Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад и улицы нашего дома. Что мы Родиной зовем
Слайд 40 ПОЛИНА
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Воспитатель:
Ребятки, а где мы с вами живём? (В городе Топки, Кемеровская область , Кузбасс).
Слайд 41
Правильно, мы живём в городе Топки. Топки - это наша малая Родина.
И сейчас мы прогуляемся по нашему любимому, родному городу…..
Слайды
Слайд 51
Ой! Я, кажется, заметила последний лепесток нашей Ромашки. Ура! Давайте его ей отдадим.
СЛАЙД 52 Читаем с детьми, что нам говорит Ромашка: « ЛЮБЛЮ ТОПКИ!»
Воспитатель: Ромашка любит наш город Топки, потому, что она здесь выросла. Также как вы , здесь вы родились и живете, здесь ваша семья.
Топки - это и её Родина тоже. Ребятки, а вы любите свою Родину? (Да)
- О! тогда вас можно назвать юными патриотами.
Патриот – это человек, который любит свою Родину.
Дорогие ребята, на этом наше занятие подходит к концу! И еще раз проверим ваши знания. Игра «Я начну , а ты закончи предложения…»
Наша страна называется – Россией.
Жителей России называют – россияне.
Государственные символы страны – герб. флаг, гимн.
Столица России – Москва.
Наш родной город – Топки.
Жителей нашего города называют – топкинцыми.
Наш город находится в какой области - Кемеровская.
Ребятки, какие вы молодцы! За верные ответы и активное участие вам подарочки: МАТРЁШКИ - РАСКРАСКИ! Раскрашивайте с радостью и на свой вкус!
Ребятки, любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её истории, берегите природу, храните её обычаи и традиции, живите и трудитесь ради её блага.
Если дружба велика – будет Родина крепка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности" Путешествие по России"
Цель: углубление и уточнение представлений о Родине - России...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы :«Путешествие по России»
Программные задачи: • Обобщить и систематизировать знание детей о России. • Формировать уважительное отношение к г...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)
Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...
=Развлечение в старшей группе на тему: "Путешествие по России", посвященное Дню России - 12 июня.
Вот уже несколько лет в нашем детском саду мы проводим развлечение , посвященное Дню России, которое проходит к 12 июню....
Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России» по теме: «Моя Родина - Россия»
Конспекткомплексной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России»по теме: «М...
Конспект занятия на тему: «Путешествие по России» (Как результат работы над проектом: «Наша Родина –Россия»)
Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. для знакомства детей с нашей Родиной....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации проекта «Россия – Родина моя»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации прое...