Педагогический проект «Маленькие исследователи большого мира»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Долгосрочный проект по познавательному развитию в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_oznakomlenie_2.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по ознакомлению детей старшего возраста с окружающим миром средствами детского экспериментирования
«Маленькие исследователи большого мира»
Суркова И.А., воспитатель
г. Калининград
2021 г.
Паспорт проекта
Тема: Ознакомление детей старшего возраста с окружающим миром средствами детского экспериментирования
Тематика: Формировать элементарные представления о предметах, объектах и явлениях живой и неживой природы.
Тип проекта: Практико-информационный, игровой.
По содержанию: ребенок и взрослый.
По числу участников проекта: группа первого раннего возраста- дети от 5до лет, родители воспитанников, воспитатель группы.
По времени проведения: средней продолжительности.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность проблемы: Любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейший факт детского поведения. Ребенок настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к поиску новых знаний порождает исследовательское поведение и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось, как процесс саморазвития. Не трудно заметить, что в наше время творческий поиск становится важной частью любой профессии, а исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. Формировать такое поведение надо с детства.
Цель: развитие познавательного интереса детей через включение в процесс экспериментирования.
Задачи
- Расширять представления о живой и неживой природе.
- Создать условия для участия детей в экспериментах с предметами.
- Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
Методика проведения проекта: обучающие игры, опыт, наблюдения, развлечения; консультации для родителей.
Работа с детьми: режимные моменты, образовательная деятельность, игровая деятельность, прогулки, развлечения, опыты и эксперименты.
Работа с родителями: фотовыставка детской опытно-экспериментальной деятельности; консультация на тему «Маленькие исследователи большого мира»; Семинар-практикум на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего возраста».
Предварительная работа: Должно быть готово место для эксперимента, четко выбрано время, например, перед сном. Эксперимент не должен занимать много времени, побуждая детей к самостоятельности, эксперименты могут повторяться время от времени.
Этапы реализации проекта:
I. Организационный.
Анализ практических и теоретических знаний детей по экспериментальной деятельности, изложенных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой) и научно-методической литературе на эту тему. Определение уровня знаний детей, постановка целей и задач. Составление плана проведения опытов, экспериментов с учетом индивидуальности детей и с постепенным усложнением познавательных задач
II. Практический.
Заинтересовать каждого ребенка в практической деятельности для достижения знаний, умений и навыков.
III. Результативный.
Период осмысления собственных действий, зрительного восприятия предметов, слухового восприятия окружающего мира. Умение детей делать элементарные выводы; умение мыслить и творить.
Составляющие проекта: Реализация данного проекта осуществляется через цикл познавательных занятий с детьми, элементарных опытов с живой и не живой природы, обогащение развивающей среды группы, издание информационно-методического материала, взаимодействие с родителями, создание картотеки опытов и экспериментов.
Тематические блоки:
- «Опыты и эксперименты с водой»
- «Опыты и эксперименты с шишками и листьями»
- «Опыты и эксперименты с воздухом»
- «Опыты и эксперименты с песком»
- «Опыты и эксперименты с камнями»
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности детей младшего возраста.
Содержание | Цель | Форма организации | |
Тема: «Вода» | |||
«Вода помощник человека» | Учить детей, что вода помогает мыть руки, и игрушки; делает их чище | Игра «Помоем ручки» (Режимные моменты) | |
«Вода звучит» | Дать представление о том, что вода может литься и издавать при этом звук | «Напоим куклу чаем» Игра-часть занятия | |
«Водичка-водичка» | Дать представление о том, что вода может литься и брызгать | «По брызгаем водой цветок» Игра-часть занятия | |
«Прозрачная вода» | Дать представление о том, что вода прозрачная и сквозь нее видны игрушки | Игра | |
«Мутная вода» | Дать представление о том, что вода может быть мутной | Игра | |
«Цвет воды» | Дать представление о том, что вода может окрашиваться в разные цвета | Игры с водой | |
«Зимние осадки» | Дать представление о том, что снег-это вода | Опыт со снегом | |
«Что такое снег?» | Дать представление о том, что снег состоит из множества снежинок | Рассматривание снежинок | |
«Осадки весной» | Дать представление о том, что вода может литься не только из крана, но и из тучи | Наблюдение на прогулке | |
Тема «Шишки и листья» | |||
«Разноцветные деревья» | Рассмотреть листья березы, рябины, тополя. Учить детей, что листья осенью меняют свой цвет | Наблюдение на прогулке | |
«Листопад» | Рассмотреть, что листья медленно падают с высоты деревьев под ноги | Наблюдение на прогулке за деревьями Игра «Кружатся листочки» | |
«Голые деревья» | Дать представление о том, что деревья голые, листья почти все облетели | Наблюдение на прогулке | |
«Легкие листочки» | Дать представление о том, что листья легче воды, и они могут летать на ветру | Игра с листьями Наблюдение на прогулке | |
«Хвойные деревья» | Дать представление о том, что елка всегда зеленная и ее иголочки-это тоже листья, но только другие | Наблюдение на прогулке Игра «Елочка-иголочка» | |
«Хвойные деревья» | Дать представление о том, что сосна всегда зеленная и ее иголочки длинные | Наблюдение на прогулке | |
«Шишки» | Дать представление о том, что шишки - это природный материал, легкий красивый | Поделки из шишек | |
«Деревья весной» | Дать представление о том, что деревья живые и у них появились почки | Рассматривание дерева «Верба» | |
Изменение внешнего вида дерева | Дать представление о том, что в мае многие деревья цветут, появляются первые листья | Наблюдение | |
Тема «Воздух» | |||
«Сделаем ветерок» | Дать представление о том, что ветер-это движение воздуха | Занятие | |
Тема «Песок» | |||
«Лепим-сыпем» | Дать представление о том, что сухой песок сыплется, а мокрый лепится | Игры с песком и водой | |
Свойства сухого песка | Дать представление о том, что песок можно пересыпать в любую емкость | Игры с песком | |
«Спрячем игрушки» | Дать представление о том, что в песке можно спрятать игрушки | Игры с песком | |
«Следы на песке» | Дать представление о том, что на сухом песке остаются нечеткие следы | Эксперимент | |
«Четкие следы» | Дать представление о том, что на сыром песке остаются четкие следы | Эксперимент | |
«Песок сухой и мокрый» | Дать представление о том, что сырой песок высыхает и становится сухим | Эксперимент | |
«Рисование на песке» | Дать представление о том, что на сыром песке легко рисовать | Игра | |
Эксперименты с камнями | |||
Свойства камней | Дать представление о том, что камни бывают большие, маленькие и твердые | Наблюдение | |
Свойства камней | Дать представление о том, что камни тяжелее воды | Наблюдение | |
«Стук камней» | Дать представление о том, что камни твердые и при прикосновении с предметами и друг с другом они стучат | Игры с камнями | |
Камни в воде и без нее | Дать представление о том, что в сухую банку камни падают быстро и стукают по дну, а в воде они опускаются на дно плавно и стучат тише | Игра-занятие «Построим дорожку» |
Опыты и эксперименты с водой
«Вода звучит»
Цель: Дать представление о том, что вода может звучать.
Оборудование: Чайная пара, заварочный чайник, кукла, ширма, стакан, бутылка с водой.
Ход занятия: У воспитателя за ширмой, на столе стоит чайная пара, в заварочном чайнике чай, стакан пустой, и бутылка с водой. Воспитатель предлагает послушать звук. Воспитатель наливает в стакан воду из бутылки, при этом раздается звук. Детям предлагается ответить, что это за звук. Если дети затрудняются ответить, то действия повторяются. Затем действия проделываются уже перед глазами детей. Дети убеждаются, что вода при течении издает звук. Затем воспитатель предлагает напоить куклу Машу чаем. Дети с помощью воспитателя, наливают в чашку чай из заварочного чайника, слушая при этом звук.
Вывод: Вода звучит при течении.
«Водичка, водичка»
Цель: Дать представление о том, что вода может брызгать.
Оборудование: Комнатный цветок с большими листьями, лейка с водой, пульверизатор.
Ход занятия: У воспитателя на столе стоит цветок «Амазонская лилия». Воспитатель объясняет детям, что вода нужна для цветка, цветочек пьет воду и поэтому он всегда зеленый и красивый. Предлагаем ребенку полить цветок из леечки. А еще-говорит воспитатель, цветочек любит, когда на него брызгают. Так цветок принимает душ. Цветку становится легче дышать. Воспитатель из пульверизатора брызгает на цветок. Обращает внимание детей на то, что цветок стал ярче, зеленее. Затем дети вытягивают руки, и воспитатель брызгает на руки детям, руки становятся мокрые.
Вывод: Вода может разбрызгиваться.
Прозрачная вода
Цель: Дать представление о том, что вода прозрачная.
Оборудование: Банка с водой, морские ракушки.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть банку с водой. Затем воспитатель предлагает поиграть с водой. Предлагает спрятать в воде ракушки. Ракушки опускаются на дно банки. Воспитатель спрашивает у детей где ракушки. Дети показывают, что на дне банки. Почему же ракушки не смогли от нас спрятаться? Почему их видно в воде? Потому что вода прозрачная.
Вывод: Вода прозрачная и сквозь нее все видно.
Мутная вода
Цель: Дать представление о том, что вода может быть мутной.
Оборудование: Банка с водой, морские ракушки, мука.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть банку с водой. Предлагает поиграть с водой. Дети опускают в воду по одной морской ракушке. Убеждаются, что вода прозрачная и сквозь нее видны предметы. Но воспитатель сообщает о том, что вода может быть и мутной. Воспитатель опускает в банку с водой муку и размешивает. Вода становится мутной. Затем дети вместе с воспитателем выясняют, что произошло. Вы видите ракушки? (Нет) Почему? (Потому что вода стала мутной.
Вывод: Прозрачная вода может быть мутной и в мутной воде ничего не видно.
Цвет воды
Цель: Дать представление о том, что вода может окрашиваться в разные цвета.
Оборудование: прозрачные сосуды разной формы с водой, гуашь разных цветов, кисточки, баночки для грязных и чистых кисточек.
Ход игры: Дети посмотрите в баночках налита вода. Теперь мы знаем, что вода прозрачна и не имеет собственной формы. А давайте проверим может ли вода окрашиваться в разные цвета. Дети по очереди набирают гуашь с помощью кисточки и ополаскивают кисточку в сосуде с водой. Дети посмотрите у нас получилась разноцветная вода? (Да)
Вывод: Вода может окрашиваться в разные цвета.
Лед-это вода
Цель: Дать представление о том, что лед-это вода.
Оборудование: небольшая формочка со льдом.
Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание детей на то, что в формочке дед. Лед холодный, твердый. Лед не течет и не брызгает. Воспитатель предлагает оставить лед в формочке в группе. Через некоторое время дети снова разглядывают формочку. Что произошло? Лед превратился в воду, потому что в группе тепло. Лед растаял и стал водой.
Вывод: Лед может стать водой.
Аналогично проводится опыт со снегом на прогулке дети трогая снег убеждаются, что он холодный, белый. В помещении в ведерке снег тает и превращается в воду, потому что в группе тепло.
Вывод: Снег-это вода.
Эксперименты с шишками и листьями
Хвойные деревья «Ель»
Цель: Дать представление о том, что елка всегда зеленая и ее иголки-это тоже листья, но только другие.
Ход наблюдения: На прогулке дети вместе с воспитателем рассматривают дерево «Ель», воспитатель обращает внимание на то, что ель зеленого цвета. Воспитатель обращает внимание на то, что все деревья голые без листьев, а елка зеленая. Дети убеждаются, что иголочки мягкие и не колются. Воспитатель так же обращает внимание на то, что елка-это красивое дерево и елку украшают красивыми шариками и встречают «Новый год».
Затем дети играют в игру «Елочка-иголочка». Дети встают в круг и протягивают вперед руки. Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Елка». Дети подговаривают слова, по окончанию стихотворения воспитатель веточкой елки пытается как бы «уколоть» детей, а дети быстро убирают руки. Игру можно повторить в группе.
Деревья Весной
Цель: Дать представление о том, что весной на деревьях появляются почки.
Материал: Ветки дерева «Верба»
Ход наблюдения: Воспитатель сообщает о том, что весной цветет много деревьев. Одна из первых Верба. У Вербы появляются пушистые почки серого цвета. Почки похожи на крошечных зайчат. Дети трогают почки пальчиками. Они легкие, пушистые. Дети получают удовольствие от прикосновения.
Вывод: Весной на деревьях появляются почки.
Опыты и эксперименты с воздухом
Сделаем ветерок
Цель: Дать представление о том, что ветер — это движение воздуха.
Оборудование: Перышки, веер.
Ход занятия: Воспитатель предлагает посмотреть в окно, есть ли ветер. Можно ли прямо сейчас пригласить ветер в гости? Если на улице есть ветер, то достаточно открыть форточку, и дети почувствуют свежесть ветра; если ветра нет, то можно устроить сквозняк на краткое время. Дети здороваются с ветерком. А откуда берется ветер? Ветер появляется из-за движения воздуха. А давайте попробуем сделать ветер. Воспитатель выкладывает на стол легкие перышки и начинает махать веером. Легкие перья поднимаются высоко в воздухе. Почему полетели перышки? Потому что мы стали шевелить воздух веером и получился ветер.
Вывод: Ветер-это движение воздуха. Ветер можно сделать самим с помощью веера.
Эксперименты с песком
Лепим-сыпем
Цель: Дать представление о том. что сухой песок сыплется, а мокрый лепится.
Оборудование: Емкость с сухим песком, лейка с водой, формочки для песка, небольшие совочки.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня мы поиграем с песком. Дети подходят к емкости с песком, насыпают песок в формочки и пытаются слепить. Но почему же фигуры не получаются? Предлагает еще раз потрогать песок. Какой песок? Он сухой и поэтому он не лепится, а рассыпается. Воспитатель смачивает песок водой из лейки. Дети снова делают фигурки из песка. Теперь они получаются- почему? Потому, что песок стал мокрый.
Вывод: Сухой песок сыплется, а мокрый лепится
Свойство сухого песка
Цель: Дать представление о том. что сухой песок можно пересыпать из емкости в емкость.
Оборудование: Небольшие формочки, ведерки и другие. Сухой песок в емкости, песок, вода
Ход игры: Дети насыпают сухой песок в разные формочки, ведерки. Убеждаясь в том, что песок приобретает любую форму и не имеет своей формы.
Вывод: Сухой песок легко сыплется и приобретает любую форму.
Спрячем игрушки
Цель: Дать представление о том, что в песке можно спрятать игрушки.
Оборудование: Песок в центре «Песок-вода», мелкие игрушки из «киндеров».
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть с песком. Дети по очереди подходит к песку и находят в песке в песке игрушки.
Вывод: В песке можно спрятать игрушки.
Затем дети сами прячут игрушки в песке и потом находят.
Следы на песке
Цель: Дать представление о том, что на сухом песке остаются не четкие следы.
Оборудование: Сухой песок в емкости «Песок-вода», палочки для рисования.
Ход эксперимента: Воспитатель сообщает детям, что сегодня мы попробуем рисовать на сухом песке и проверим, что получилось. Дети встают около емкости «Песок-вода». Сначала рисует воспитатель любые фигуры, затем пробуют дети. Рисунки получаются нечеткие. Почему? Потому, что сухой песок рассыпается и на нем плохо видны рисунки.
Вывод: на сухом песке остаются слабые следы.
Четкие следы
Цель: Дать представление о том, что на сыром песке остаются четкие следы.
Оборудование: Сухой песок в центре «Песок-вода», палочки для рисования, лейка с водой.
Ход эксперимента: Воспитатель напоминает детям о том, что недавно они рисовали на сухом песке и рисунки получились не четкие. А давайте попробуем рисовать на мокром песке. Дети встают полукругом около центра «Песок-вода». Воспитатель смачивает песок и пробует нарисовать любые фигуры на песке. Фигуры на мокром песке получились очень четкие. Затем дети пробуют сами нарисовать Любые фигурки.
Вывод: На сыром песке остаются четкие линии.
Узоры на мокром песке
Цель: Дать представление о том. что на сыром, утрамбованном песке легко выкладывать узоры.
Материал: Песок сухой, лейка с водой, мозаика.
Ход эксперимента: Воспитатель говорит детям, о том, что сегодня мы проверим легко ли на песке выкладывать узоры. Дети подходят к центру «Песок-вода». Воспитатель говорит, что на сухом песке трудно выкладывать мозаику. Тогда воспитатель поливает песок водой, немного утрамбовывает руками, затем выкладывает мозаику «Кораблик» на песке. Дети убеждаются, что на сыром песке легче выкладывать мозаику. Затем дети пробуют выкладывать любые фигурки.
Вывод: На мокром песке легче выкладывать узоры.
Эксперименты с камнями
Свойства камней
Цель: Дать представление о том, что камни бывают большие и маленькие, и твердые.
Материал: Камни разных размеров в небольших емкостях.
Ход наблюдения: Детям раздаются камушки, дети сравнивают камни, давят на них пальчиками. Ладошками, убеждаясь в том, что камни бывают большие и маленькие и еще камни твердые.
Вывод: Камни большие и маленькие, еще они твердые.
Стук камней
Цель: Дать представление о том, что камни твердые и при прикосновении с предметами и друг с другом они стучат.
Материал: Камушки небольших размеров в небольших контейнерах.
Ход игры: Дети разбирают по одному камушку из контейнера; стучат ими по столу, перестукиваются друг с другом, при этом они слышат звук.
Вывод: При прикосновении с предметами и друг с другом камни стучат.
Построим дорожку
Цель: Дать представление о том, что камни – это строительный материал и его используют в строительстве дорог.
Материал: Домики на столе для человечков, камушки в небольших емкостях.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что камни прочные, твердые, поэтому на них можно наступать, и они не развалятся. Поэтому люди раньше и теперь и использовали камни для строительства. Давайте сегодня построим дорожку, чтобы по ней могли ходить человечки от домика к домику. Дети берут по одному камушку и выкладывают дорожку.
Вывод: Из камней можно строить дорогу.
Используемая литература
- Савенков А. И. Маленький исследователь.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011г.
- Рудакова Е. Г. Лучшая книга простых научных опытов для маленьких детей. – М: Астрель, 2011г.
- Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты. Эксперименты, Игры.- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира"
Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира" Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей....
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»...
Педагогический проект «Маленькие исследователи большого мира» (презентация)
Долгосрочный проект по познавательному развитию в первой группе раннего возраста....
Проект по экологическому воспитанию «Маленькие исследователи большого мира» (старшая группа)
Проект по экологическому воспитанию«Маленькие исследователи большого мира»(старшая группа)...
Проект «Маленькие исследователи большого мира»
Проект " Маленькие исследователи большого мира"Тематика: формировать элементарные представления и предметах, объектах и явлениях живой и нежевой природы.Цель проекта: развитие познавательной...