ООД по ФЦКМ во второй младшей группе Тема: «Путешествие в прошлое».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Ермолаева Ольга Валерьевна

ООД по ФЦКМ во второй младшей группе Тема: "Путешествие в прошлое".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermolaeva_konspekt_ftskm.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 59

Приморского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 59 Приморского района Санкт-Петербурга)

ООД по ФЦКМ во второй младшей группе

Тема: «Путешествие в прошлое».

Воспитатель ВКК: Ермолаева О.В.

2023г

ООД по ФЦКМ во второй младшей группе

Тема: «Путешествие в прошлое».

Цель: Формирование представления детей о русском быте.

Задачи: 

Познавательные: Знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (потешки, прибаутки, сказки, предметы быта, костюмы) воспитывать интерес к родной культуре, обычаям;

Речевые: развивать связную речь, память и внимание; активировать и обогащать словарь детей новыми словами (картуз, сарафан, кокошник, потешки, прибаутки)

Социально-коммуникативные: формировать культурное поведение; продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников

Художественно-эстетические: формировать любовь к красоте русских народных костюмов, росписям на посуде, красоте слова в народных сказках, песнях, потешках, прибаутках…

Физические: развивать общую и мелкую моторику; формировать навык ориентировки в пространстве.

Материал демонстрационный и раздаточный

Русские народные костюмы, посуда и самовар, деревянная и тряпичная кукла погремушки из дерева и бересты, разрезные картинки с русскими народными костюмами, пластмассовые яйца из-под киндер-сюрприза, разный сыпучий материал.

Предварительная работа: Дидактические игры, подвижные игры, игры с народными игрушками; чтение и рассказывание сказок, потешек, прибауток, стихов, беседы, отгадывание загадок о предметах быта; рассматривание книг, народных игрушек, наборов дидактических карточек с изображением росписей дымковской, хохломской и городецкой.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня у нас гости, давайте и с ними поздороваемся. Дружно скажем – Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга потешкой. Потешки - это небольшие стихотворения - приговорки, которыми сопровождают любые занятия с детьми. Они к нам пришли из прошлого.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою.

С добрым утром!

С ясным днем!

Вот как славно мы живём!

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое, окажемся на рынке. Раньше на Руси не было больших магазинов как сегодня, и всё продавалось на рынках, и хлеб, и посуда, и одежда, даже коней и коров, всё там продавали. Вот мы сейчас и посмотрим, как жили наши прапрадедушки и прапрабабушки. Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Но отправимся мы с помощью прибаутки. Прибаутки ребята — это смешные стишки для самых маленьких. И прибаутки к нам пришли тоже из прошлого, с помощью одной из них мы туда и попадём.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Вот мы и добрались до первой лавки на нашем рынке. Как вы думаете ребята, что продают в этой лавке?

Дети: Одежду.

Воспитатель: Правильно, одежду. Посмотрите, какую одежду носили раньше на Руси. У девушки были сарафан, рубаха и на голову кокошник и шаль. А на ногах лапти. Повторите ребята, что носили девушки.

Дети: Сарафан, рубашка, кокошник, шаль и лапти.

Воспитатель: Это мужской костюм. Рубаха-косоворотка, штаны, кушак, на голове картуз, а на ногах тоже лапти. В чём ходили мужчины?

Дети: Рубаха-косоворотка, шаровары, пояс, картуз и лапти.

Воспитатель: Сейчас я хочу посмотреть, как же вы запомнили из чего состоят русские народные костюмы и предлагаю вам собрать их из деталей. Присаживаемся за столы. Будьте внимательны, не торопитесь.  

(Дети собирают за столами разрезные картинки с изображением костюмов.)

Воспитатель: Отлично, все ребята справились. Ну что, отправляемся дальше по нашему рынку. Ребята, послушайте пожалуйста:

В некотором царстве,

В некотором государстве

Жили-были…

Где встречаются эти слова?

Дети: В сказках.

Воспитатель: Правильно ребята, в сказках. Раньше сказки рассказывали малышам бабушки, чтобы уложить малышей спать. А вам мамы рассказывают сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Это очень хорошо. Раньше не было книжек у простого народа, да и читать не все умели и сказки придумывали сами. Позже их собирали и записывали, и назвали эти сказки народными, то есть придуманные народом. Вот и наша следующая лавка. Как вы думаете, что здесь продаёт лавочник?

Дети: Посуду.

Воспитатель: Правильно посуду и разную утварь. Отгадайте загадку, что было самым главным на кухонном столе?

Стоит толстячок

Подбоченевши бочок

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Дети: Самовар.

Воспитатель: Молодцы ребята и тут угадали. Если в доме есть самовар, значит и гостей будет всегда много, а если много гостей, так и доброты, и ласки в достатке. Посмотрите какая была посуда в доме? Из какого материала она сделана?

Дети: Из дерева, деревянная.

Воспитатель: Правильно, из дерева, и ложки деревянные и миски. Дерево, это тот материал, который легче всего было достать в деревнях, кругом лес. Вот мы побывали ещё в одной лавке. Переходя к следующей скажите мне пожалуйста, как заканчиваются сказки, какие слова используются?

Дети: Вот и сказочки конец,

а кто слушал молодец!

И я там был, и мёд я пил,

Да усы лишь обмочил.

Воспитатель: Здорово, вот мы и дошли до последней лавки на нашем рынке. Как вы думаете, что продают в ней?

Дети: Игрушки.

Воспитатель: Совершенно верно игрушки. Так как раньше не было пластика, мамы и сами девочки делали кукол из дерева, например, из полена. Они заворачивали полено в тряпицу, угольком рисовали личико и так играли, качали, пели колыбельные песенки, играли в дочки-матери. Так же куклы были из ткани. Скручивали ткань в рулончик и так же как полено заворачивали. А как вы думаете, что это такое? (показать погремушку из бересты).

Дети: Погремушка.

Воспитатель: Для чего нужна была погремушка?

Дети: Чтобы успокоить малыша.

Воспитатель: Молодцы. Сейчас очень легко сделать погремушку, есть много для неё материалов. А вы хотите сделать погремушку.

Дети: Да!

Воспитатель: Внутрь погремушки можно положить разные предметы, и она по-разному будет шуметь. Перед вами лежат яйца от Киндер-сюрприза, разные посыпки. Каждый берёт одно яйцо, и одну баночку с посыпкой. Высыпаете содержимое баночки в яйцо и закрываете его плотно, чтобы не открылась и не просыпалась.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Такие погремушки можно раскрасить или обклеить, но это мы уже сделаем на другом занятии. А сейчас возвращаемся в нашу группу. Закрываем ручками глазки и произносим волшебные слова

Крибли, крабли, бамс мы в группе «Капельки» сейчас.

Дети: Крибли, крабли, бамс мы в группе «Капельки» сейчас.

Открываем глазки. Вот мы и вернулись в нашу группу.

Рефлексия.

Ребята, вам понравилось путешествие? А где мы с вами сегодня были?

Что вы видели? Чем занимались? Что нового узнали? Что больше всего вам понравилось?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие во второй младшей группе. Тема "Путешествие в страну сказок".

Интегрированное занятие проводилось с целью закрепления знаний программного материала на конец года....

Интегрированное занятие во второй младшей группе. Тема "Путешествие в страну сказок".

Интегрированное занятие во второй младшей группе                 Тема: «Путешествие в страну сказок»Интеграция обр...

Конспект НОД по ФЦКМ во второй младшей группе.Тема : «Путешествие в космос»

Цель: дать представление о профессии космонавта. ЗадачиОбразовательная: дать представление о планете Земля, о Луне и Солнце.Развивающие: развивать мышление, память, воображение, фантазию. Дать пр...

Методическая разработка конспект открытого занятия по ФЦКМ во второй младшей группе. Тема: «Снежинка в гостях у ребят»

Конспект открытого занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования во второй младшей группе. Тема: «Снежинка в гостях у ребят»...

Методическая разработка конспект открытого занятия по ФЦКМ во второй младшей группе. Тема: «Снежинка в гостях у ребят»

Конспект открытого занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования во второй младшей группе. Тема: «Снежинка в гостях у ребят»...