Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Поет зима-аукает"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Синяк Марина Сергеевна

подготовительная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия   по теме «Поет зима-аукает»

в  подготовительной к школе группе

Программное содержание:

  • Систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
  • Способствовать закреплению умения устанавливать связь между признаками в природе, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать развитию памяти, внимания, воображения, творческого мышления, фантазии и художественного вкуса, обогащать словарь.
  • Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.
  • Учить видеть красоту зимней природы

Интеграция образовательных областей«Познание» (окружающий мир, «Коммуникация»«Художественное творчество» , «Физическая культура»«Художественная литература»«Безопасность»«Здоровье».

Моделирование, экспериментирование.

Предварительная работа:

1. Беседы о зиме.

2. Чтение произведений о зиме.

3. Рассматривание картин, иллюстраций зимнего пейзажа.

4. Рисование двумя руками

5. Заучивание стихотворения С Есенина «Поет зима-аукает»

6 Создание основы для зимней картины

Оборудование:

  • Два магнитных стенда для панно и оформления кафе
  • Столы для опыта, стулья, стаканы, палочки деревянные, соль, ложки
  • Проектор
  • Музыкальное сопровождение
  • Окна с разрисованными узорами для упражнения

Демонстрационный материал:

  • Презентация "Интересные факты про зиму".
  • Картинки с признаками зимы для игры «А у тебя?»

  •  Панно для создания зимней картины и составления рассказа о зиме

Словарная работа:

  • величавая, очаровательная, щиплет нос и щеки, сковывает реку льдом, скрипит, заметает, студень, щипун, просенец, стужайло, ветродуй, вьюговец.

Ход  совместной  деятельности

Организационный момент

(Воспитатель созывает детей в круг с помощью стихотворения С. Есенина « Поет зима-аукает»). Дети заходят под музыку и произносят по строчке стихотворения, образуя круг

Воспитатель: А вам тоже снится весна? А давайте гостей спросим. Доброе утро! Мендвт! Вам тоже снится весна? Ну конечно, сейчас какое время года? Мы рады вас видеть на нашем занятии. И в это прекрасное зимнее утро, Я хочу вам показать, что зима не менее прекрасна, собрала интересные факты про нее, а в конце занятия вы должны решить для себя: зима- это прекрасная пора или унылая? Хотя Стихотворение у С. Есенина грустное, но тоже прекрасное. Зима может повлиять на человека так, что он начинает писать стихи, писать музыку, картины. Повлияет ли сегодня на нас зима, мы узнаем в конце нашего занятия

Вводная часть

    Но сначала поиграем в игру «А у тебя?». Садитесь перед перевернутыми картинками, выбирайте любую, говорите, что на ней изображено, затем спрашиваете у соседа, называя его по имени.

Что мы сейчас держим все в руках: признаки зимы! А вы знаете, что признаки можно услышать, прислушайтесь. Ничего не слышно? А сейчас?

( слышатся звуки метели)

        Ребенок крепит картинку с метелью

( слышится скрип снега)

У кого снег повесьте картинку на стенд

( песня «Дед Мороз»)

Ребенок крепит картинку с узорами на окнах ( мороз)

Основная часть

Игра «Кто что делает?»

( на стенде три картинки: метель, снег, мороз)

Воспитатель: Перед нами три признака зимы. Нужно назвать действия каждого зимнего явления.

Что зимой делает метель?(кружит, вьюжит, усиливается, делает сугробы)

снег ( падает, скрипит, хрустит, тает, кружится, летает, ложится, блестит, сверкает,  и т.д.)

мороз ( щиплет щеки и нос, рисует узоры на окнах, сковывает реку льдом, крепчает, усиливается, трещит )

А не хотите побыть морозом и нарисовать узоры на стекле, делать мы это будет  сразу двумя пальчиками и двумя руками

 Дети под музыку рисуют двумя руками узоры на стекле ( обводят двумя пальцами обеих рук нарисованные узоры)

( слышится звук метели)

Воспитатель: Что будем делать? Давайте переждем метель в кафе. Стряхнули снег, заходим, садимся за столы

( дети садятся за столы перед экраном)

Воспитатель: А как вы думаете, вся зима бывает одинаковая? А вы слышали, что бывает три зимы? Так же как и три осени ( рябинник, листопадник, зимник)

                                     Просмотр презентации «Три зимы»

Воспитатель:Зима-самое холодное время года. Итак, зимние месяцы называются декабрь, январь, февраль. Каждому месяцу народ давал свое название
1.Люди говорили:  декабрь-зиму начинает, а год заканчивает. Декабрь –студень, стужайло. Как вы думаете, почему его называли ? (потому что за окошком студено, очень холодно).
2.Январь – просенец (потому что в этом месяце дни начинают увеличиваться, небо становится синим и сияет, солнце ярко светит. Чем ярче светит солнце, тем сильнее мороз). шутливо называли щипун: щиплет мороз за нос. Очень кстати была пословица в январе: мороз невелик, а стоять не велит
3.Следующий месяц-февраль. Говорят, в феврале зима с весною встречается. Называли Февраль –ветродуй, вьюговец  (еще стоят морозы, кружит вьюга, дуют ветры)

                                         Хрустальный оркестр

Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь слышали, как падает снежинка? А давайте мы с вами сейчас пофантазируем, попытаемся придумать композицию, которая  с помощью звуков поможет нам услышать , как они падают. Но у нас будут инструменты не музыкальные, а хрустальные стаканы. Стаканы очень хрупкие, могут разбиться, поэтому берем стаканы осторожно в одну руку, а  палочку- в другую. Давайте сначала я попробую. ( просит троих детей повторить, придумать свою композицию, как летела снежинка ).

А теперь давайте мы вместе под музыку Петра Ильича Чайковского.  

                                                 Опыт с солью

Слайд. Люди идут по снегу

Воспитатель: Что вы здесь видите? А что происходит, когда мы идем по снегу? Скажите, а почему говорят, что снег хрустит? Из чего состоит снег? Проведем опыт «Почему снег хрустит?»

Возьмем крупную соль. Ее кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную), собираем горку и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук ( ломаются кристаллики соли).  Такой же звук слышен, когда мы идем по снегу в морозный день.

Вывод. Снег состоит из снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен хруст. Конечно, когда ломается одна снежинка, звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идете по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Воспитатель: А вот и метель закончилась. Давайте выйдем  и пойдем по снегу, слышите, снег хрустит под ногами, К сожалению, в последнее время зимы у нас малоснежные, снега почти нет, а так хочется поиграть с ним. давайте поиграем с  вами в зимнюю забаву, сделаем из снежков сугроб из слов-признаков

Игра «Подбери признак

- Я буду задавать вопрос, лепите «снежок» и складываете снежки рядом друг с другом. Посмотрим, насколько высокий сугроб у нас получится.

Зима ( какая?) -…(холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, красивая, нарядная)

Снег ( какой?)-…( мокрый, холодный, пушистый, легкий, мягкий, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, белый, сверкающий и т.д.)

Сосулька… ( ледяная, холодная, острая, прозрачная, хрупкая, тающая)

Мороз… (холодный, сильный, жгучий, трескучий, крепкий, большой)

Горка…..( снежная, ледяная, большая, скользкая )

       -   Какой большой и высокий сугроб получился!!! Сколько много разных слов вы назвали, молодцы! И это все благодаря чему? Давайте подойдем к ответу?

Дети подходят к зимнему панно

Дети: Благодаря зиме

Воспитатель: Вам нравится картина, я ее начала делать, но не закончила, и прошу вас помочь мне.

Дети дополняют картину жителями леса и снежинками

Воспитатель: Теперь картину нужно как-то назвать, как назовем? Давайте расскажем про зиму, а картина нам в этом поможет

 Начинать мы будем так. Зимою…, а картина нам будет подсказывать

( Зимою бывает очень холодно, появляется метель, морозно, на земле лежит снег. Зимою некоторые животные впадают в спячку и т. д. )

Итог. ( Технология ТРИЗ )

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла зима?

(Ответы детей)

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не смогли надеть зимнюю одежду.
  • Не увидели бы снег, сосульки, снежинок.
  • Не наблюдали за снегопадом, метелью.
  • Не катались бы с горок на санках, ледянок,
  • Птицам не надо было бы улетать на юг.
  • Не было бы Нового года.
  • Не наблюдали бы за инеем, узорами на окне.
  • Мороз бы не сковывал реки льдом
  • Не делали бы запасы на зиму.
  • Звери не впадали бы в спячку.
  • Не было бы таких замечательных стихов, песен, картин, музыки о зиме

Воспитатель:  Из ваших ответов, я поняла, что зима вам нравится. Вы сегодня рисовали узоры, сочиняли прекрасную музыку, читали стихи, собирали зимнюю картину. Встаньте там, где вам очень понравилось, что вам понравилось делать? Зима не оставила вас равнодушными, и вы сегодня (рисовали узоры, сочиняли прекрасную музыку, читали стихи, собирали зимнюю картину.) Зима поистине прекрасное время года!

Конспект интегрированного занятия   по теме «Поет зима-аукает»

в  подготовительной к школе группе

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Космонавты"

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром. В работе использовала Слайды о космосе, палочки Кюизенера, кубики ЛЕГО....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».

В марте 2012 года мною было разработано и проведено интегрированное занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».Мною был использован  разнообразный...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе « Мама – главное слово на свете»

Содержание музыкально-речевого занятия построено с использованием интегративных приёмов....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»

обобщение знаний  детей через организацию различных видов деятельности,  по пройденному материалу за учебный год....

Конспект интегрированного занятия В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».

Конспект занятия. В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитанников...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»

обобщение знаний  детей через организацию различных видов деятельности,  по пройденному материалу за учебный год....


 

Комментарии

Янжураева Светлана Геннадьевна

Очень интересно. Спасибо Марина Сергеевна!