Конспект непосредственно образовательной деятельности Как сохранить природу Севера?К
план-конспект занятия по окружающему миру

Елена Ивановна Зубачёва

ЦЕЛИ:

 

• Объяснить уникальность северной природы, рассказать о Красной книге.
• Познакомить с основами науки экологии, правилами охраны природы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sohranit_prirodu_severa.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 7.

ТЕМА: Как сохранить природу Севера?

ЦЕЛИ:

  • Объяснить уникальность северной природы, рассказать о Красной книге.
  • Познакомить с основами науки экологии, правилами охраны природы.

ХОД УЗАНЯТИЯ:

     Природа Севера уникальна! Нигде на Земле не встречаются такие растения и животные, как на Севере. Многие из них внесены в Красную книгу.

• Что это за книга и почему её  называется Красной?

     В Красную книгу записаны те растения и животные, которых на Земле осталось очень мало. Красной она называется потому, что слово «красный» - сигнал светофора, говорящий людям: «Эти растения нельзя рвать, а на этих животных нельзя охотиться, иначе они совсем исчезнуть с лица Земли!»

     В Красную книгу внесены: белый медведь, морж, тюлень, стерх, северный олень, муксун, бабочка-голубянка; растения – пион, лютик, сосна, кедр многие мхи и грибы  и многие другие животные и растения

• Как вы думаете, почему северных животных осталось мало?

     Верно! Потому что на них постоянно охотятся. На моржей — ради мяса, жира, кожи и клыков, на тюленей - ради жира, в котором много полезных витаминов, из него люди делают лекарства. Белых медведей убивали, чтобы добыть красивую шкуру. Сейчас охота на этих животных запрещена!

     Чтобы сохранить животных и растений тундры, созданы специальные заповедники.

     Там живут песцы, северные олени, птицы.

      Природа тундры очень ранима, и сами люди часто наносят ей вред. Когда по заболоченной тундре идут тяжёлые вездеходы и тракторы, они гусеницами уничтожают тонкий, плодородный слой почвы, на котором растут мхи, ягоды, грибы, карликовые растения.

     Но ведь в природе все живое тесно связано между собой! Если исчезнут ягель, ягоды, грибы, оленям не  будет хватать корма и численность этих животных уменьшается. Если под гусеницами тракторов погибнут гнёзда леммингов, то без пищи останутся песцы, полярные совы и другие хищные птицы.

     Коренные народы Севера всегда передвигались по тундре или на лыжах, или санях — нартах. На них они перевозили и грузы. Нарты скользили по снегу или по заболоченной земле и не причиняли ей вреда, не уничтожали растительности, не разрушали верхний слой почвы. Сохранялись оленьи пастбища, а ведь, оленеводство — одно из главных занятий людей в Севере. Уничтожение его ставит под угрозу и саму жизнь коренных северян!

     В тундре много полезных ископаемых, есть нефть и газ. Добывая их, люди загрязняют реки, ручьи, озёра, в них гибнет рыба.

• Так что жё делать? Может быть, не нужно добывать нефть и газ, строить фабрики и заводы?

     Но ведь полезные ископаемые нам нужны для жизни, а заводы и фабрики производят необходимые вещи!

• Знаете ли вы, что означает слово «экология»?

     Экология — это наука, которая занимается изучениём того, как живые существа связаны с окружающим миром. Слово образовано из двух греческих слов: «экос» - значит дом и «логос» - наука. Вот и получается, что экология — это наука о нашем общем доме Земле.

     Землю населяют множество живых существ: люди, животные, растения, грибы, микроорганизмы. Все мы живем бок о бок в одном общем доме, связаны друг с другом прочными, хотя порой и невидимыми нитями.

     Поймав зверька, сломав веточку, сорвав цветок, человек может, сам того не желая, нанести природе вред, оборвать нить, связывающую живые существа на Земле.

     Тепло и солнечный свет, воздух и вода необходимы всем живым существам. Человек - тоже часть природы, связан с ней, зависит от нее. Ему нужны и свежий воздух, и чистая вода, и плодородная почва, и животные, и растения.

• Послушайте стихотворение.

Земля — наш общий дом

Ты можешь удивиться,

Узнав, Земля - наш дом!

Живут в нем звери, птицы,

 И мы с тобой живем.

Земля наш дом огромный,

В нем много этажей

Для жителей подводных

И для лесных ужей.

Для всех квартир хватило:

Для буйволов и коз,

Для сов и крокодилов,

Для зайцев и стрекоз.

Земля - наш дом огромный,

И пусть сооружен

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не в том!

А в том, что мы - соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей.

Об этом наша речь!

     Добывать неф газ и другие, полезные ископаемые нужно, но прежде необходимо подумать, какие причинять вреда окружающей природе!

• Как же мы можем помочь сохранить природу?

     Да очень просто! Остановитесь, если захотите сломать ветку, сорвать фиалку или подснежник, поймать бабочку или стрекозу.

     А когда вырастите и станете самостоятельными взрослыми людьми, не забывайте о нашей доброй матушке-природе! Берегите ее, помогайте ей, чтобы счастливо жить на планете Земля.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое Красная книга?

2. Каких вы знаете животных, занесенных в Красную книгу?

3. Почему многие животные стали редкими на Севере?

4. Для чего, создаются заповедники?

5. Какой вред наносит человек природе Севера?

6. Что изучает наука экология?

Выполните задание:

     Нарисуйте и раскрасьте бабочку, стрекозу, ромашку, лист клена, божью коровку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности. "Как сохранить хорошее зрение"

Показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека, рассказать об особенностях строения глаза, закрепить полученные детьми знания по охране зрения, познакомить с приёмами оказания первой ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по родной природе и рисованию во второй младшей группе

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОДНОЙ ПРИРОДЕ И РИСОВАНИЮ "Лесные животные" ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности НАШ ДОМ ПРИРОДА

Цель:  формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему  миру и природе.Задачи: Образовательная область - «Познавательное развитие»-  Дать детям понять, что природа – это...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности "Человек и природа"

Конспект непосредственно- образовательной деятельности"Человек и природа"Цели1.Обобщить представления детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растен...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд в природе»

Цель. Организовать практическую деятельность детей в природепосредством ухода за комнатными растениями в уголке природы.систематизация знаний детей о приемах  и последовательности ухода за р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Климат и природа Ямала.

ЦЕЛИ:• Познакомить с природой и климатом Севера; с такими явлениями, как полярные день и ночь, ледяные айсберги северное сияние, пурга, буран, метель, вечная мерзлота.• У...