Конспект НОД по опытному экспериментированию «Юный экспериментатор» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД по опытному экспериментированию «Юный экспериментатор» в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по опытному экспериментированию
«Юный экспериментатор» в подготовительной группе
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи приоритетной образовательной области:
“Познавательное развитие” :
• Формирование представления о свойствах и качествах продуктах;
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной деятельности.
• Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение.
• Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
• Формирование умения делать выводы, открытия.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
“Социально-коммуникативное развитие” :
• Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.
• Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
“Речевое развитие” :
• Ввести в активный словарь детей слова: Лаборатория, опыты, эксперименты.
• Совершенствовать грамматический строй речи.
• Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы.
“Художественно-эстетическое развитие” :
• Развивать воображение, творческие способности детей.
• Развивать мелкую моторику.
• Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
Планируемые результаты:
Дети будут представлять о некоторых свойствах продуктов. Будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы воспитателя, владеть диалоговой формой речи, эмоционально реагировать на получившийся эксперимент, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.
Оборудование и материалы: презентация, спец. одежда (фартуки и одноразовые шапочки, прозрачный сосуды, растительное масло, гуашь, шипучи таблетки, вода, тарелки, молоко, пипетки или кисточки, ватные палочки, жидкость для мытья посуды, перец, яйца, соль, сахар, стаканы одноразовые, лист бумаги белого цвета, салфетки, вода.
Ход занятия
1. Вводная часть – мотивационный
(продолжительность 5 минут).
Здравствуйте, ребята! посмотрите
Сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей и пожелаем им доброго утра.
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Дети приветствуют друг друга и воспитателя
Посмотрите, дети, нам утром пришло видеописьмо и с ним посылка! Кто же нам его прислал? Давайте его прочитаем! Давайте!
Дети смотрят на экран, слушают как воспитатель читает письмо.
(Слайд 1)
(Слайд 2)
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша и у меня есть друг Миша. Мы с Мишей очень любим ставить различные эксперименты. Но вот незадача у нас сейчас закончились ингредиенты для опытов, остались только продукты. И мы не знаем какие эксперименты можно сделать из этих продуктов. Помогите нам пожалуйста! Продукты мы отправили посылкой.» Воспитатель: Ну, что, поможем Маше и Мишке?
Предполагаемый ответ детей: «Да»
Воспитатель: Ну что посмотрит, что в посылке находятся
Здесь находятся различные продукты: молоко, сахар, растительное масло, яйцо, соль, перец.
Ребята, а вы знаете, что такое эксперимент?
Правильно, молодцы, ребята!
Предполагаемые ответы детей: «Сделать опыты», «Провести эксперименты»
Согласна, ребята! Молодцы!
Воспитатель: А вы знаете, где проводят опыты?
Правильно в лаборатории. (слайд 3).
Мы с вами сейчас превратимся в настоящих научных исследователей. Что для начала нам нужно сделать? В лаборатории.
Воспитатель: Правильно, ребята, одевайте фартуки, шапочки и вспомним правила поведения.
«В лаборатории химической есть много реактивов – они все очень разные опасные и нет, с ними обращаемся всегда мы осторожно, и правило простое знаем все на «5» : без разрешения воспитателя в руки ничего не брать!»
Давайте хором повторим правило исследователей.
Молодцы! Теперь мы готовы к выполнению экспериментов
Дети надевают специальную одежду (фартуки и одноразовые шапочки, вспоминают правила поведения в лаборатории.
Дети повторяют слова вместе с воспитателем.
Этап 2. Основная часть (продолжительность 20 минут).
Воспитатель: Итак, коллеги, пройдемте в нашу лабораторию!
Ребята переходят к первому столу
Наш первый опыт называется «Лавовая лампа».
Но прежде чем мы начнем наши эксперименты давайте проведем пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика:
На двери висит замок –
Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули (тянем кисти в стороны)
Покрутили (волнообразные движения)
Постучали (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)
И открыли! (пальцы расцепились) Молодцы!
Дети выполняют упражнения по показу воспитателя.
(слайд4)
Воспитатель: Для опыта мы возьмем : растительное масло, вода, краску, шипучая таблетка и прозрачный сосуд.
Сосуд наполовину наполнен водой, добавим в воду растительное масло.
Что происходит?
Как вы думаете, почему масло не смешивается с водой?
Затем добавим краситель к воде и маслу.
Потом добавим шипучую таблетку.
Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются в слой масла. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки поднимаются и снова опускаются в нижний слой.
Сделаем вывод: масло и вода не смешиваются, так как имеют разную плотность. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости
Дети наблюдают за ходом эксперимента, описывают свои наблюдения, делятся впечатлениями, рассуждают
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Интересно вам было?
А еще хотите поэкспериментировать?
Посмотрите на экран, что там изображено? (слайд 5)
Что дает корова?
Правильно, молодцы! Коровка нам дает молоко, и с ним тоже можно провести интересные опыты (слайд 6)
1 Почему молоко белого цвета?
Воспитатель:
Скажите ребята когда вы смотрите на молоко, что вы можете сказать о нем?
-молоко белого цвета (подтверждается поднесением белого листа бумаги к стакану)
-молоко жидкое (подтверждается переливанием из одного стакана в другой)
-молоко принимает форму сосуда, в котором находиться (форму стакана, форму кувшина)
-молоко не прозрачное (определяется с помощью ложки опущенной в стакан)
Воспитатель: А ведь действительно, все мы знаем, что корова ест зеленую траву зимой и желтое сено летом. А молоко, которое она дает, всегда получается белым. И не только у коровы белое молоко. Почему так происходит, я расскажу дальше.
Воспитатель: Дело в том, что за цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем - белок казеин. (Слайд 7) Если посмотреть на каплю молока под микроскопом, то мы увидим белые шарики. Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет. Если посмотреть на молоко в микроскоп можно увидеть крохотные шарики это мицеллы. Казеин очень полезен для человека из - за содержащихся в нем витаминов аминокислот. Существуют продукты, от содержания которых молоко окрашивается, если корова есть морковку- молоко желтеет из - за каротина, а если много молочая или лютиков то молоко коровы становиться розовым.
(Слайд 8) Опыт №2 Следующий наш эксперимент называется «Волшебное молоко».
Воспитатель: Для этого опыта мы возьмем обыкновенное молоко, красители разных цветов, ватные палочки и жидкость для мытья посуды. Здесь мы можем проследить действие средства для мытья посуды
Давайте сначала исследуем, как поведут себя молоко и краситель, если их соединить вместе. И так, перед вами стоят тарелочки с молоком. В тарелочки наливаем молоко, в молоко добавляем краску, посмотрите, как красиво получилось. А теперь возьмём ватную палочку окунём её в моющее средство, а теперь в нашу с краской и молоком тарелочку, в цент тарелки. Посмотрите, что происходит?
Молоко сначала незаметно, а затем явно двигается, закручивается, и от красителя появляются затейливые узоры. Красители сбегаются, перемешиваются, и получаются необычные круги.
Почему так происходит?
Воспитатель: Моющее средство разрывает жировые частички в молоке, и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются. Так работает средство для мытья посуды, когда мама моет посуду на кухне.
Воспитатель: Такой же опыт мы можем провести и с перцем.
(Слайд 9) Опыт №3 с перцем.
В тарелку наливаем воды, туда насыпаем перец и так же ватной палочкой окунаем в моющее средство. Теперь ватную палочку опускаем в цент тарелки с перцем и водой. Посмотрите результат.
А теперь я предлагаю немного размяться проведём физкультминутку
Физкультминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Дети выполняют упражнения по показу воспитателя.
Воспитатель: Продолжим наши опыты!
Посмотрим, что же еще у нас есть в посылке. У нас еще есть соль, яйца.
(Слайд 10) Для опыта нам понадобиться соль вода и яйца
Опыт №4 «Почему яйцо не тонет»
Воспитатель: 1. Берем две банки, в каждую из которых наливаем холодную воду из-под крана (примерно на 2/3). В одну из банок бросаем 3 столовые ложки соли. Размешиваем до полного растворения, чтобы была видимость «одинаковой» воды в двух банках.
2. Аккуратно кладем яйцо в банку с пресной водой. Оно пойдет ко дну.
3. Вытаскиваем яйцо и кладем его в банку с соленой водой. Оно чуть-чуть опустится в воду, но тут же всплывет. Можно яйцо «принудительно» (допустим, ложкой) слегка прижать ко дну. Но оно все равно поднимется на поверхность.
Соленая вода более тяжелая и, соответственно, более плотная, чем пресная. Поэтому она и выталкивает наверх более легкие предметы. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. Чем больше соли в воде, тем она плотнее, тем труднее в ней утонуть.
Ну а теперь у нас осталось еще одно вещество сахар. С ним тоже давайте проведем опыт. (слайд 11)
Опыт №5 Опыт называется «Радужный коктейль»
Нам понадобится:
• 10 столовых ложек сахара,
• 5 стеклянных стаканов,
• пищевая краска разных цветов – 4 цвета,
• вода,
• шприц,
• столовая ложка.
В каждый стакан добавляем разное количество сахара:
* 1 стакан – 1 ст. ложка сахара,
* 2 стакан – 2 ст. ложки сахара,
* 3 стакан – 3 ст. ложки сахара,
* 4 стакан – 4 ст. ложки сахара.
Затем в каждый стакан добавляем несколько капель одной краски и перемешиваем.
• 1ст. – красную краску
• 2ст. – зеленую краску
• 3 ст. – желтую краску
• 4 ст. – синюю краску
Можно в любой последовательности, главное выдержать сочетание цветов.
В стаканы, выставленные по порядку, наливаем по 3 столовых ложки воды и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым.
В чистый стакан начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го стакана и по порядку – в обратном отсчете (4-3-2-1). Добавлять краски надо аккуратно, с помощью шприца, выдавливая краски по краю стенки стакана.
Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Подумайте и скажите, почему краски не смешались? Большее количество сахара повышает плотность воды.
Воспитатель:
Итог: Сегодня мы с вами славно потрудились. Посмотрите остались еще какие – нибудь продукты в посылке? Со всеми продуктами провели опыты. Понравились опыты? Какие опыты понравились? Трудно было? Легко? Справились?
Посмотрите, нам снова пришло письмо (слайд № 9) «Спасибо большое вам, ребята! Теперь мы узнали какие опыты можно провести с этими продуктами. Для вас мы с Мишей тоже приготовили один опыт. Вы можете потом его провести. Называется он: ««Стой, руки вверх!» Для этого вам понадобиться: Вода, шипучая таблетка и пластмассовая баночка из – под витаминов. Налейте в пузырек немного воды, положите в неё шипучую таблетку и закройте её крышкой вниз. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, выталкивает бутылочку. Удачи в эксперименте!».
Этап 3. Заключительный этап (продолжительность 2-3 минуты)
Вот мы и закончили наши опыты в химической лаборатории.
Вам понравилось сегодня быть исследователями?
Ребят, как сегодня с заданием справились?
Вы все сегодня молодцы, настоящие исследователи!
Что мы узнали нового?
Воспитатель: А сейчас мы снимаем нашу рабочую одежду и снова станем ребятами из подготовительной группы. А Маша и Меша, передали вам вкусные угощения за помощь им в исследовании. Всем спасибо, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"
Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...
КОНСПЕКТ организации и проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром, с использованием опытно – экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г.Борисоглебска Воронежской о
Дать детям понятие, что природа - это наш общий дом....
Игра-соревнование «Мы — экспериментаторы» в подготовительной группе
Цель: развивать познавательную активность детей путем создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11205523","attributes":{"alt":"","class":...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы «Я фокусничаю!» (предназначен для проведения занятия родителями для своих детей в домашних условиях)
Беседа о фокуснике и фокусах. Проведение родителями эксперементальных опытов в домашних условиях со своими детьми...
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы "Город волшебства"
Цель: развитие интереса к исследовательской деятельности.Задачи: Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.Формировать эстетиче...
Конспект ООД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной группе
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Задачи приоритетной образовательной области:“Познавательное развитие”:Ф...
Конспект интегрированного занятия опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе на тему : «Чудесная лаборатория профессора Чудакова»
Опытная деятельность в детском саду осуществляется в совместной с педагогом деятельности или в форме самостоятельных занятий. На протяжении пяти лет обучения в дошкольном образовательном учреждении в ...