Исследовательский проект «Вода — источник жизни?»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Бикбова Эльмира Галимовна
Актуальность исследования:
 
Нашу планету правильнее было бы назвать не Землей, а Океаном! Первые фотографии Земли, сделанные из космоса, показали, что это голубой шар. Ученые установили, что благодаря водным ресурсам наша планета стала пригодной для жизни. Вода – это уникальный природный ресурс.
 
Тема воды актуальна и особенно в современном мире, когда многие источники воды загрязнены и не пригодны для питья. А запасы пресной воды на Земле небезграничны….
 
Сохранение воды на планете для будущих поколений - это самый главный вопрос, который предстоит решить нам, ныне живущим.
 
Гипотеза исследования: вода – это источник жизни на земле, без воды невозможна жизнь живых организмов, поэтому необходимо беречь и сохранять водные ресурсы Земли.
 
Человеку и всем живым организмам необходима чистая вода.
 
Цель: изучить значение воды в природе для живых организмов и человека.
 
Задачи:
 
1. Поиск, сбор и анализ информации (тексты, фотографии, рисунки, видеосюжеты) по теме исследования (вода и водные ресурсы).
 
2. Изучить воду из разных источников: морскую, речную, озерную, водопроводную, бутилированную. Чем вода отличается.
 
3. Изучить в условиях лаборатории состав воды. Любую ли воду может пить человек?
 
4. Как вода влияет на здоровье человека.
 
5. Разработка информационных памяток о бережном отношении к воде.
 
6. Изготовить в домашних условиях фильтр для очистки воды активированным углем и провести опыт по очищению воды.
 
7. Проанализировать полученную информацию и сделать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_primeneniem_ikt_.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Вода – источник жизни»

                                                                                подготовила воспитатель

                                                                                                                                                                                                                    БикбоваЭльмира Галимовна 

                                                           

 

Муравленко

2020 год

Введение.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода – это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода – это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – источник жизни».

Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Актуальность: Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, осуществляемые ребенком, выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

            Мы недостаточно используем материалы природного происхождения, что очень интересно детям – это наблюдения, различные исследования, эксперименты с природным материалом в совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной деятельности детей. Мы мало обращаем внимание детей на то привычное, что нас окружает, чем мы пользуемся ежедневно – это вода. Свойства воды в различных агрегатных состояниях (вода, пар, снег, лед, явления природы, связанные с водой (гололед, дождь, туман, снег, наст и т. д.) – объекты, окружающие детей, но мало ими изученные, представляют большое поле для проведения элементарных опытов, позволяющих расширить и углубить познавательную сферу детей.

Если познакомить детей со свойствами воды, ее агрегатными состояниями, то это расширит их понятия о неживой природе, научит беречь богатство земли, позволит развить логическое мышление, исследовательские навыки, что пригодится в дальнейшей жизни.

В проекте используется метод педагогической интеграции в образовательных областях: познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое и художественно – эстетическое.

Проблема: недостаточное представление у детей о свойствах воды, её состояниях, значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнению воды.

Цель: Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.

Задачи:  Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;

Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;

Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

Аннотация проекта: Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Дети узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Объект исследования: вода и её различные состояния.

Методы проекта:

-Наблюдения за разным состоянием воды

-беседы о воде

– исследования, эксперименты с водой

-чтение художественной литературы

– рассматривание иллюстраций

– рисование

– отгадывание загадок

– физкультминутки

– дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры

– продуктивная деятельность – рисование.

– папка – передвижка для родителей.

План деятельности по достижению цели.

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Пополнить развивающую среду.

– подбор художественной литературы по теме.

– подбор энциклопедий, карт, схем.

– составление папки «Опыты с водой»

– подготовка оборудования для опытов с водой.

– изготовление альбома «Берегите воду»

– изготовление маленьких капелек из бумаги..

Предполагаемый результат:

  • Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
  • Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
  • Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
  • Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
  • Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
  • Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
  • Презентация «Вода – источник жизни» для воспитателей  с целью обмена опытом.
  • Выставка рисунков «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»
  • Обогащение предметно – развивающей среды  в уголке  природы.

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный

– подбор дидактического и учебного материала для проведения исследовательской работы с детьми

– подбор подвижных и речевых игр.

– разработка плана реализации проект

 

  1. Основной

– образовательная деятельность с детьми по перспективному плану проекта

– взаимодействие с родителями по реализации плана проекта

  1. Заключительный
  2. Выставки продуктивной деятельности детей и родителей:

– рисование «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»».

  1. Викторина  «Знатоки воды».

 

Перспективно-тематическое планирование проекта.

1 неделя

Понедельник

Беседа «Вода. Свойства воды» расширять представления детей о значении воды в жизни человека; обобщить знания об источниках питьевой воды, о некоторых видах природных водоемов. 

Опыт 1: «Вода жидкая, не имеет формы, вкуса, запаха и цвета».

-совершенствовать представления детей о воде; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать речь, любознательность, наблюдательность.

 П. /и «Море волнуется»

– развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

 Чтение детям сказки «Два ручья».

– учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл; продолжать знакомство с жанровыми, композиционными, языковыми особенностями сказки; упражнять детей точно, последовательно и выразительно излагать свои мысли при построении предложений.

 

Вторник

 

Наблюдение за водой, за испарением воды.

Опыт 2“Лёд – легче воды”.

Опыт 3 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускаются на дно”.

Познакомить детей с пословицами, поговорками  о воде.

-развивать интерес детей к фольклору; обогащать словарный запас.

Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

 

Среда.

 

Беседа «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки».

Рисование “Круговорот, как я его понимаю”.

-продолжить знакомство детей с круговоротом воды в природе. Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Опыт  4 “В солёной воде предметы не тонут”.

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу»

– Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

 

Четверг.

 

            Опыт 5 «Вода растворяет сахар, краску, соль и др.»

Опыт 6 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей”.»

-учить находить причинно-следственные связи, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать творческое воображение…

Чтение произведения  «Сказка о воде» автор Урядова Ирина

 

Пятница.

 

Беседа  «Растениям тоже нужна вода»

– Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.

Трудовая деятельность «Полив комнатных растений»

– Расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Игра малой подвижности «Капелька»

– закрепить знания детей о том, что вода это жидкость и может принимать разную форму.

2 неделя

Понедельник

 

Беседа « Вода в твёрдом состоянии»

-Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.

– Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды, сформировать представление о переходе воды в твердое состояние, развивать наблюдательность, умение сравнивать и обобщать; воспитывать бережное отношение в воде.

Опыт 7: «Тающий лед».

Опыт 8 «Лед легче воды»

-определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Чтение стихотворений “Алёшка и снежок”( Е. Андреева),“Трудолюбивая вода” (В. Иванова)

Подвижная игра «Ручеек».

Рассматривание снежинок, льда

Вторник

 

Беседа «Вода в парообразном и жидком состоянии»

– рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состоянии воды.

Рассматривание картинок пар, туман..

Опыт 9 «Как вода становится паром »

Составление с детьми сказки « Путешествие капельки»

– Содействовать умению детей связно высказывать свои мысли, строить диалог. Способствовать развитию творчества детей. Побуждать детей к совместному творчеству.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”.

 

Среда

 

Беседа Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной….?.

Опыт 10 «Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.»

– Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые

тонут в пресной воде (пресная вода – вода без соли).

Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

 

Четверг.

 

Беседа « Вода – главное богатство на земле» «Поможем воде стать чистой»

Опыт 11 «Очистка грязной воды»

– Приобщить детей к рациональному использованию ресурсов воды. Поделиться знаниями с другими детьми, привлечь их к активным действиям по охране и экономному использованию воды. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Воспитывать аккуратность

Рассматривание альбома берегите воду

Размещение «капелек» в группе там, где пользуются водой.

 

Пятница

 

Викторина  «Знатоки воды»

– совершенствование и закрепление знаний, умений и навыков, полученных ранее

– учить соблюдать правила и умение слушать ответы и дополнять их;

– совершенствовать монологическую, диалогическую речь.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по исследовательской деятельности "Вода - источник жизни" подготовительная группа.

Проект по исследовательской деятельности "Вода - источник жизни" подготовительная группа....

Исследовательский проект "Вода - источник жизни на Земле"

Вода входит в состав всех живых организмов. От загрязненной воды страдают животные и растения, она вредна и для жизни человека. Поэтому чистую воду надо беречь! Данная тема является особо актуальной в...

проект « Вода – источник жизни», познавательно- исследовательский, среднесрочный, групповой.

Проблема проекта.Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах  воды и бережном к ней отношении. Аннотация. Вода – первый и любимый вс...

Конспект исследовательского занятия "Вода - источник жизни"

Цели занятия:1. Образовательные:• показать значение воды в жизни живой природы;• закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.2. Развивающие:• развивать наблюдатель...

Исследовательский проект "Вода-источник жизни на Земле!"

Исследовательский проект "Вода-источник жизни на Земле!" с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать в качестве образца педагогам детского сада...

Презентация к познавательно - исследовательскому проекту " Вода - источник жизни".

Презентация с фото и описанием целей и задач проекта, а также его этапов....

Исследовательский проект "Вода-источник жизни"

Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди....