Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Быт казака"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Быт казака"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования г. Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №211»
350080, г. Краснодар, ул. Тюляева, 20, тел/факс 2328643
Конспект ООД детей старшего дошкольного возраста
по нравственно-патриотическому воспитанию
по теме: «Быт казака»
Выполнила воспитатель: Цыганкова Ю.А.
Краснодар 2021
Цель: Познакомить детей с жизнью, традициями и обычаями кубанских казаков.
Задачи:
Образовательные: дать детям доступное их пониманию представление о жизни их предков.
Развивающие: развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Воспитательные: воспитывать уважение к традициям своего народа.
Предварительная работа Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили; ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.
Материалы и оборудование: макеты «Подворье казака», чугунок, ухват, кочерга.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о том, как жили на Кубани наши прабабушки и прадедушки, какие традиции были в старину у кубанских казаков. Для этого нам нужно отправиться в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях. Вы готовы отправится на поезде в прошлое?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь!
Звук вокзала.
Звучит гудок паровоза, звучит музыка «Кубань», дети «едут в поезде» - слегка покачиваются. (Внимание, внимание наш поезд «Казачата» отправляется по маршруту в прошлое, просим пассажиров занять свои места). Дети встают и садятся в поезд под музыку «Кубань» отправляются в путь. Музыка затихает, поезд останавливается.)
Звучит стихотворение.
ЯНЫ ГРИШИНОЙ — КРАЙ РОДНОЙ КУБАНСКИЙ
Край родной Кубанский-
Родина моя,
В этом крае выросла
Вся моя родня.
Дедушка в колхозе
Хлеборобом был
Хлебушек кубанский
На полях растил
Горы и долины
На Кубани есть
И моря и нивы
Все не перечесть…
По морям далеким
Папа ходит мой
И простор широкий
Видит не впервой.
Говорит мой папа
Краше края нет
Дом где пахнет хлебом
Лучше в мире нет.
Воспитатель: Давным-давно, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в хуторах и станицах. Семьи были большие, в каждой семье было от 5 до 14 детей. Старший в семье-мужчина: дед, отец, старший брат.
Воспитатель ставит на стол макет подворья казаков и начинает рассказ о быте казаков.
Воспитатель: У каждой семьи было свое подворье, которое огораживалось изгородью. Как вы думаете, ребята, можно ли без труда создать такое замечательное подворье?
Дети. Конечно, нет. Здесь надо очень-очень потрудиться. Здесь все сделано с любовью.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы. Видно, что все это трогает ваши детские сердца. Казалось бы, мал человек силами своими, а делает большое дело, которое никого не оставляет равнодушным. И эту мысль подтверждает следующая казачья поговорка: “Мал телом, да велик делом”. Давайте еще раз повторим эту казачью мудрость.
(Дети повторяют поговорку.)
Воспитатель: Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. На строительство собирались родственники, соседи: вместе дело делать и быстрей, и веселей. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали ее в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Кладку обмазывали глиной. Хату снаружи и внутри обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша.
Хата делилась на две половины. В первой комнате-«малой хате» или» кухне»-находились печь, длинные деревянные лавки, небольшой стол. В «великой хате»- второй половине- принимали гостей. Здесь стояла добротная мебель для посуды и одежды, кованные и деревянные сундуки. На стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами-«рушниками» семейные фотографиями и изображениями святых.
Когда к казакам приходили гости, хозяева встречали пришедших душистым кубанским хлебом и солью- символ гостеприимства и радушия. Отсюда и появилась пословица «Хлеб да вода - казацкая еда». (Дети повторяют казачью пословицу.)
За столом гостям отводилось лучшее место. К их приходу хозяйка старалась приготовить что-нибудь вкусное: блины, пироги. Из напитков предлагались узвар из сушеных кубанских фруктов или чай, но вместо заварки – калина или веточки фруктовых деревьев. Как вы думаете, какой посудой пользовались казаки, что она собой представляла? Давайте вместе разберемся. На столе стоят предметы, которыми часто пользовалась казачка. Как вы думаете, как они называются и с какой целью их могли использовать
Дети отвечают.
Воспитатель: Казаки пользовались глиняной, деревянной и металлической утварью: тарелки, блюда, миски, чашки, супники, казаны, горшки, чугуны, сковороды. В хозяйстве была также деревянная ступа, где дробили зерно. (Рассматривание макетов посуды) Неотъемлемыми предмета домашней утвари были ухват, кочерга, рубель. (Показ иллюстраций). Ухват служил для снятия с печи горячих чугунов. Кочергой помешивали горящие поленья в печи. Рубель –это утюг, но только деревянный.
Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
Традиция-это то, что передается от отца к сыну или от бабушки к внучке,
например, как одеваться, как проводить праздники.
Обычай-это правило поведения людей, которые также передается от
старших людей к младшим.
Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: С уважением относится к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным. Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих
семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как на Кубани обращались к отцу и матери?
Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.
Воспитатель: Обычай уважения и почитания старших по возрасту
требовал выполнения особых правил. Кто ответит, что это за правила?
Дети: При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке. Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.
Воспитатель: Что не разрешалось делать в присутствии старших?
Дети: Не разрешалось сидеть. Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших. Не разрешалось курить.
Воспитатель: А какие еще правила соблюдали казаки?
Дети: Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить
разрешения, можно ли пройти. Старым и пожилым людям
младшие должны были уступить дорогу.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни.
Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких
семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только
сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие
обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили
младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о
них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.
«Кубанка» (шапка казака).
Для начала игры надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды по 8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанку. Кубанку можно передавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.
Итог занятия: Мы с вами сегодня убедились в том, что, несмотря на время, традиции кубанского народа сохраняются. Меняется только материал, из которого люди строят свои дома, меняются сами дома, остается душа казаков, привыкших жить в своих домах, где все сделано своими руками. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора сесть в наш поезд и обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты познавательных занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Формирование правовой культуры у старших дошкольников...
Разработка конспекта занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему “Сотворение мира”
Пояснительная записка: Дети дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличают...
Конспект мероприятия КВН по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю вашему вниманию конспекты обобщающих эклогических мероприятий для детей старшего дошкольного возраста. В конспектах этих мероприятий, прослеживаются основные образовательные области. Надеюсь...
Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема - «Мастера и рукодельницы»
Цель: развивать духовно-нравственные качества детей прививать уважение к людям труда, помочь раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы».Задачи: -Обогаща...
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема «Рождественские колядки»
Материал предназначен для педагогов ДОУ,...